Клятва — это подтверждение правдивости собственных слов посредством упоминания того, кто почитается теми, кто участвует в разговоре. Клятву мы применяем в различных сферах, будь то судебные процессы или просто обещания, которые мы даем друг другу. Каково положение клятвы не именем Аллаха? Согласно основополагающему мнению шафиитского мазхаба, такая клятва будет считаться нежелательной (макрух), если человек не имел намерения возвеличивания объекта, которым он клянется.
Имам аль-Маварди (364–450 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Аль-Хави аль-кабир» (15/262):
وهو كما قال، اليمين بغير الله من المخلوقات كلها مكروهة، سواء حلف بمعظم كالملائكة، والأنبياء، أو بغير معظم، لرواية الشافعي عن مالك عن نافع عن ابن عمر أن رسول الله – صلى الله عليه وسلم – ” أدرك عمر بن الخطاب وهو يسير في ركب، وحلف بأبيه، فقال: ” إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم، من كان حالفا فليحلف بالله أو ليصمت “.وروى الشافعي عن سفيان عن الزهري، عن سالم، عن أبيه، قال: سمع النبي الله عمر يحلف بأبيه، فقال: ” إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم ” قال عمر: فوالله ما حلفت بها ذاكرا ولا آثرا، وفيه تأويلان: أحدهما: يعني: عامدا، ولا ناسيا. والثاني: معتقدا لنفسي، ولا حاكيا عن غيري. وروى ابن عمر أن النبي – صلى الله عليه وسلم – قال: ” من حلف بغير الله فقد أشرك “، وفيه تأويلان: أحدهما: فقد أشرك بين الله وبين غيره في التعظيم، وإن لم يصر من المشركين الكافرين. والثاني: فقد أشرك بالله، فصار كافرا به إن اعتقد لزوم يمينه بغير الله كاعتقاد لزومها بالله.
«И как сказал (аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах), что клятва всеми творениями помимо Аллаха является нежелательной, будь это клятва почитаемым, как ангелы и пророки, или непочитаемым, согласно риваяту, который передается от аш-Шафии, от Малика, от Нафи’а (да смилуется над ними всеми Аллах) от ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) застал Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) идущим по дороге, который поклялся своим отцом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: “Поистине, Аллах запретил вам клясться своими родителями, а тот, кто желает клясться, пусть сделает это именем Аллаха или же хранит молчание”. И Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “И, клянусь Аллахом, с тех пор я не сделал этого (не поклялся кем-то, кроме Аллаха) ни закиран, ни асиран”. И это можно объяснить двумя способами: (1) Ни умышленно, ни по забывчивости. (2) Ни от своего имени, и не от имени других.
Передает ибн Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Кто поклялся кем-то кроме Аллаха, тот совершил многобожие (ширк)”. В этом есть два объяснения: (1) Имеется в виду, что тот, кто поклялся кем-то кроме Аллаха, приобщил в возвеличивании между Аллахом и кем-то другим, даже если он не стал многобожником-неверующим. (2) Тот, кто поклялся кем-то, кроме Аллаха, придал сотоварища Аллаху и стал неверующим из-за этого, если при этом он был убежден придерживаться этой клятвы подобно клятве сделанной именем Аллаха”».
Имам ан-Навави (631–676 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Раудат ат-Талибин» (11/6-7):
الخامسة: الحلف بالمخلوق مكروه كالنبي والكعبة وجبريل والصحابة والآل. قال الشافعي – رحمه الله -: أخشى أن يكون الحلف بغير الله تعالى معصية. قال الأصحاب: أي حراما وإثما، فأشار إلى تردد فيه، قال الإمام: والمذهب القطع بأنه ليس بحرام، بل مكروه. ثم من حلف بمخلوق لم تنعقد يمينه ولا كفارة في حنثه. قال الأصحاب: فلو اعتقد الحالف في المحلوف به من التعظيم ما يعتقده في الله تعالى كفر، وعلى هذا يحمل ما روي أن النبي – صلى الله عليه وسلم – قال: «من حلف بغير الله تعالى فقد كفر» ، ولو سبق لسانه إليه بلا قصد لم يوصف بكراهة، بل هو لغو يمين وعلى هذا يحمل ما ثبت في «الصحيحين» أن النبي – صلى الله عليه وسلم – قال: «أفلح وأبيه إن صدق»
«Клятва творением, например Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), Каабой, Джибрилем (мир ему), сподвижником или семейством (пророка) считается нежелательным действием. Сказал аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах): “Я боюсь, что клятва не именем Всевышнего Аллаха будет ослушанием”, и сказали ученые из числа ранних шафиитов (асхаб), что это является запретным действием и грехом, и указали на разногласие в этом вопросе. Сказал имам (аль-Джувейни, да смилуется над ним Аллах)): “Категоричным мнением мазхаба считается, что это не является запретным действием, но напротив, считается нежелательным”.
У того, кто поклялся творением, клятва не является действительной, и нет штрафа за нарушение такой клятвы. Ранние ученые шафииты (асхаб) также сказали: “Если дающий клятву имеет убеждения возвеличивания по отношению к объекту клятвы, которое он исповедует по отношению к Аллаху — то это является неверием”. И это, основываясь на том, что передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Кто поклялся кем-то кроме Аллаха, тот совершил неверие (куфр)”. Если человек оговорился при клятве без какой-либо цели, это не описывается нежелательностью, напротив, это пустая, не имеющая решения клятва, и примером служат слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые приводятся в “Сахихах” (аль-Бухари и Муслим): “Клянусь его отцом, он преуспеет, если говорит правду”».
Эти слова являются частью из длинного хадиса, к которому имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) привел толкование в своей книге «Шарх Сахих Муслим» (1/168):
أن قوله صلى الله عليه وسلم أفلح وأبيه ليس هو حلفا إنما هو كلمة جرت عادة العرب أن تدخلها في كلامها غير قاصدة بها حقيقة الحلف والنهي إنما ورد فيمن قصد حقيقة الحلف لما فيه من إعظام المحلوف به ومضاهاته به الله سبحانه وتعالى فهذا هو الجواب المرضي وقيل يحتمل أن يكون هذا قبل النهي عن الحلف بغير الله تعالى والله أعلم
«Его (да благословит его Аллах и приветствует) слова: “Клянусь его отцом, он преуспеет, если говорит правду”, не являются клятвой. Это просто выражение, которое было принято у арабов вплетать в их речь без всякого намерения действительно поклясться. И запрет на это пришел для тех, кто подразумевает действительно клятву, потому что в этом — возвеличивание того, кем клянутся и сравнение со Всевышним Аллахом. И этот ответ вполне удовлетворителен. Также высказана версия, что это могло быть до того, как пришел запрет на клятву кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. И Аллах знает лучше».
Имам аль-Хатыб аш-Ширбини (ум. 977 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Мугни аль-Мухтадж» (6/181):
فلا تنعقد بالمخلوقات كوحق النبي، وجبريل، والملائكة، والكعبة، وفي الصحيحين: «إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفا فليحلف بالله أو ليصمت» والحلف بذلك مكروه، وما روى الحاكم عن ابن عمر – رضي الله تعالى عنهما – أن النبي – صلى الله عليه وسلم – قال: «من حلف بغير الله فقد كفر» وروي ” فقد أشرك ” حمل على من اعتقد فيما حلف به من التعظيم ما يعتقده في الله تعالى.
«Не считается действительной клятва творением, например, правом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Джибрилем (мир ему), ангелом и Каабой. В “Сахихах” пришел хадис: “Поистине, Аллах запретил вам клясться своими родителями, а тот, кто желает клясться, пусть сделает это именем Аллаха или же хранит молчание”. Клятва творениями считается нежелательным действием. А то, что приводит аль-Хаким со слов ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Кто поклялся кем-то кроме Аллаха, тот совершил неверие (куфр)” (в другой версии: совершит многобожие ширк)”, относится к тому, кто клянется объектом клятвы и возвеличивает его так, как должен возвеличивать Всевышнего Аллаха».