Порицали ли ханафиты ашаритов?

После того, как в предыдущей публикации я разъяснил ложность слов о том, что шафииты порицали ашаритов, а также ложность отнесения этих слов к имаму Ибн Сурейджу, и ложность того, что они попытались отнести к имаму Ибн Исхаку аш-Ширази. В данной публикации я приведу слова доктора Сафара [Хавали] о том, что якобы ханафиты противоречат ашаритам (при этом он ссылается на имама ат-Тахави), и докажу их ложность.

Приведу для начала слова из его книги «Методология ашаритов в вероубеждении», стр. 72: «Ханафиты: Известно, что составитель акыды «ат-Тахавия», а также автор комментария к ней – оба они ханафиты. И имам ат-Тахави был современником имама аль-Аш`ари, и написал этот труд для разъяснения убеждений имама Абу Ханифы и его последователей, и он подобен «Аль-Фикх аль-Акбар»[имама Абу Ханифы]».    

В своем ответе я ограничусь тем, что привел в опровержение доктор-хадисовед Салахаддин аль-Идлиби в книге «Убеждения ашаритов в спокойном возражении на сомнения пререкающихся» стр. 48, где он сказал:

«Исследователь [д. Сафар], привел как доказательство противоречия между ханафитами и ашаритами то, что и автор, и толкователь на акыду Тахавия – оба они были ханафитами !!! Нашел ли этот исследователь в вероубеждении ашаритов то, что противоречит тому, что упомянуто в акыде «ат-Тахавия»?! Или же на самом деле всё обстоит иначе? Ведь он не привел ни одного примера, которым бы подтвердил свои слова!            

Напротив, то, что упомянуто в акыде «ат-Тахавия» соответствует убеждениям ашаритов, и опровергает то, что им противоречит, как например:       

Сказал имам ат-Тахави, да смилуется над ним Аллах: «Он всегда был Господом, даже когда не было ничего, над чем Он мог бы быть Господом, и всегда был Творцом, когда еще не было творений».

Он сказал: «Он превыше того, чтобы быть каким-то ограниченным образом, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, как всё сотворенное».        

Он сказал: «Мы называем людей нашей Киблы мусульманами и верующими, пока они признают то, что принес Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и принимают как истину всё, о чем он сказал и сообщил нам».    

Также его слова: «Действия людей сотворены Аллахом, но приобретены (касб) людьми». 

И убежден ли ты, о исследователь, что Всевышний Аллах был, и не было ничего, над чем проявилось бы господство, не важно Арш это или что-то другое??

И убежден ли ты, что Аллах пречист от границ, органов и направлений??

И называешь ли ты тех, кто признал и подтвердил то, с чем пришел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, верующими??

И убежден ли ты, что дела творений созданы Аллахом и приобретены творениями??

Это и есть акыда имама ат-Тахави и ашаритов, и согласен ли ты, о исследователь, который прославляет акыду «ат-Тахавия», с тем, что сказано в ней?! Я надеюсь на это!     

А что же касается Ибн аль-Изза, то он отклонился от того, что исповедовали большинство ханафитов, перешел на убеждения ибн Таймии и наполнил свой комментарий к акыде «ат-Тахавия» заимствованиями из его слов, поэтому Ибн аль-Изз не может представлять ханафитов в вопросах вероубеждения.            

И я не знаю, почему этот исследователь проигнорировал книги имама Абу Мансура аль-Матуриди, и акыду «Насафия» – имама Наджмуддина Абу Хафса Умара ибн Мухаммада ан-Насафи (ум. 537г.х.), и комментарии к ней, а также книги Муллы Али аль Кари. Ведь эти книги и есть то, что представляет собой акыда большинства ханафитов, а не комментарий Ибн аль-Изза к акыде ат-Тахавия.        

И как будто он этим желал внушить читателю, что ашариты, по мнению Абу Юсуфа и ханафитов, близки к неверию (куфр), хоть и не считают не неверующими. По причине того, что они черпают свои основы от человека, которого Абу Юсуф назвал неверным!!! И не назвал он при этом ни одной основы из слов Бишра аль Мариси, а также того, в чем же соответствие его слов со словами ашаритов, чтобы разъяснить, что именно они взяли от него!!! Разве это и есть исследование в акыде?? Разве это есть решение об ашаритах у имамов ханафитского мазхаба?!! Разве так выносится решение об ашаритах без единого довода и доказательства ?!!!».

Похожие материалы