Пост в день Арафа, выпавшего на пятницу

Вопрос: Каково шариатское положение поста в пятничный день, если он совпал с днём Арафа?

Ответ: Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину, Посланнику Аллаха.

День Арафа – один из почтеннейших дней для Всевышнего Аллаха. Религия побуждает нас к соблюдению поста в этот день, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, я надеюсь, что за пост в день Арафа Аллах простит грехи за прошедший и следующий год». (Хадис передал Муслим).

Пост в день Арафа желателен даже если он совпал с пятничным днем. Такая ситуация является исключением из шариатского решения о нежелательности выделять постом только в пятничный день. Нежелательность выделения пятницы постом относится к желательному посту, не связанному с какой-либо причиной или временем. Однако, если постящийся выработал для себя традицию поститься в определённые дни и один из таких дней выпал на пятницу, либо пост в пятницу совпал с днём, когда желательно поститься, как день Арафа или день Ашура, то нет нежелательности в посте только в пятницу.

Имам ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах) – известный шафиитский факих – сказал:

ويكره إفراد يوم الجمعة بالصوم؛ لما صح من قوله صلى الله عليه وسلم: (لا يصم أحدكم يوم الجمعة إلا أن يصوم يوماً قبله أو يوماً بعده) ولكونه يوم عيد… ومحل ما تقرر إذا لم يوافق إفراد كل يوم من الأيام الثلاثة [الجمعة أو السبت أو الأحد] عادة له، وإلا كأن كان يصوم يوماً ويفطر يوماً، أو يصوم عاشوراء أو عرفة فوافق يوم صومه؛ فلا كراهة كما في صوم يوم الشك، ذكره في المجموع، وهو ظاهر وإنْ أفتى ابن عبد السلام بخلافه، ويؤخذ من التشبيه أنه لا يكره إفرادها بنذر وكفارة وقضاء، وخرج (بإفراد) ما لو صام أحدهما مع يوم قبله، أو يوم بعده؛ فلا كراهة لانتفاء العلة

«Нежелательно выделять пятничный день постом, как это достоверно понимается из слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Пусть никто из вас не постится в пятницу, — за исключением того случая, когда он постится также в день перед ней или в день после неё»[1], либо если это будет праздничный день… Вышеупомянутое постановление относится к случаю, когда выделение постом одного из трёх дней – пятницы, субботы и воскресенья – не совпадает с днём, когда постящийся выработал для себя традицию поститься. Если он постится через день, либо постится в день Ашура или день Арафа и пост совпал с пятничным днём, то нет нежелательности в таком посте, так же, как в посте в день сомнения. Об этот говорится в книге «Аль-Маджму» и это очевидное мнение, несмотря на то, что Ибн Абду-с-Салям издал противоположную фетву. Из сравнения [с днём сомнения] мы понимаем, что нет нежелательности в выделении пятницы, субботы или воскресенья постом, совмещая с постом по причине обета, постом искупления или возмещаемым постом. Из выражения «выделение» исключается пост в субботу или воскресенье, связанный с постом в день до них либо после. В таком случае нежелательности не будет, из-за отсутствия причины» – конец цитаты из книги «Нихаятуль Мухтадж» (3/209).

Подобное говорится и в книге «Тухфатуль Мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах).

Резюмируя вышесказанное: желательно поститься в день Арафа, даже если он совпал с пятничным днём, независимо от того, соблюдался пост в предыдущий день или нет, так как это пост, установленный в определенное время. А Всевышний Аллах знает лучше.

Источник

 

[1] Аль-Бухари, № 1985; Муслим, № 1144; ат-Тирмизи, № 743.

Похожие материалы