Праздничный намаз и всё, что с ним связано

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам и всем, кто последовал их пути!

Далее.

Лучшим телесным видом поклонения является намаз. В хадисе, переданном Абу Зарром (да будет доволен им Аллах), говорится:

الصلاة خير موضوع

«Намаз – лучшее из того, что было предписано». (Ахмад, Ибн Хиббан, аль-Хаким)

А желательный намаз – лучший из желательных видов поклонения. В хадисе, переданном Джабиром и Савбаном (да будет доволен ими Аллах), говорится:

وَاعْلَمُوا أَنَّ خَيْرَ أَعْمَالِكُمُ الصَّلَاةُ

«Знайте, поистине, лучшее из ваших деяний – это намаз!». (Ибн Маджа, аль-Хаким)

Праздничный намаз (салятуль ид) – одно из знамён Ислама и один из видов желательных намазов, который предписан к совершению первого числа месяца Шавваль после окончания месяца поста и десятого числа месяца Зуль Хиджа в период совершения хаджа.

Слово «Аль-‘Ид» (الْعِيدُ) образовано от слова «Аль-‘Авд» (الْعَوْد) – «возвращение», «возобновление», так как совершение праздничного намаза повторяется.

ЗАКОННОСТЬ ПРАЗДНИЧНОГО НАМАЗА

Всевышний Аллах в Коране говорит:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَٱنۡحَر

«Поэтому молись своему Господу и совершай жертвоприношение». (Сура аль-Кавсар, аят 2)

В тафсире «Аль-Джаляляйн» сказано:

فَصَلِّ لِرَبِّك ، صَلاة عِيد النَّحْر

«Под словами “посему совершай намаз ради своего Господа” подразумевается праздничный намаз в день жертвоприношения».

В хадисе, переданном Ибн Аббасом (да будет доволен ими Аллах), говорится:

شَهِدْتُ صَلَاةَ الْفِطْرِ مَعَ نَبِيِّ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَأَبِي بَكْرٍ، وَعُمَرَ، وَعُثْمَانَ، فَكُلُّهُمْ يُصَلِّيهَا قَبْلَ الْخُطْبَةِ، ثُمَّ يَخْطُبُ

«Я встретил [праздничный] намаз дня разговения вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), Абу Бакром, Умаром и Усманом (да будет доволен ими Аллах), и каждый из них совершил его до хутбы, после чего была прочтена хутба». (Муслим)

ШАРИАТСКОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАЗДНИЧНОГО НАМАЗА

Учёные едины во мнении о законности праздничного намаза, но среди них есть разногласия относительно шариатского постановления о нём:

1. Имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) посчитал праздничный намаз индивидуальной обязанностью, подобно пятничному намазу;

2. имам Малик и имам аш-Шафии, а также имам Абу Ханифа (в одном из преданий, которые передаются от него) (да будет доволен ими Аллах) посчитали его желательным намазом;

3. имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) посчитал праздничный намаз коллективной обязанностью.

Согласно шафиитскому мазхабу, желательность совершения праздничного намаза достигает степени «муаккад» – настоятельной сунны.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909 – 974 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:

هي سنة مؤكدة على كل مكلف

«[Праздничный намаз] – настоятельная сунна для каждого мукалляфа (разумного, достигшего совершеннолетия человека)».

ВРЕМЯ И МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ПРАЗДНИЧНОГО НАМАЗА

Имам Абдуллах бин Абдуррахман аль-Хадрами (850 – 918 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Мукаддимат уль-Хадрамийа»:

ووقتها بعد طلوع الشمس إلى الزوال، ويسن تأخيرها إلى الارتفاع

«Время совершения праздничного намаза наступает с восходом солнца и завершается в момент зенита».

Время праздничного намаза наступает с началом восхода солнца и продолжается до зенита, то есть до наступления времени обеденного намаза. Однако желательно отложить начало его совершения до того как солнце поднимется над горизонтом на высоту копья (около 20 минут после восхода солнца); совершение праздничного намаза до наступления этого времени нежелательно (карахат танзих).

Праздничный намаз желательно совершать коллективно в мечети. Желательно присутствие на намазе красиво наряженных детей, а также женщин, к которым нет влечения – не наряженных и не умащённых благовониями. Женщинам, к которым может возникнуть влечение, нежелательно присутствовать на совершении праздничного намаза.

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ПРЕДДВЕРИИ ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ

Существуют желательные действия, которые предписано совершать до праздничного намаза, к ним относится:

1. Оживление ночи поклонением: намазами, чтением Корана, поминанием Аллаха, славословием (тасбих), совершением мольбы (дуа), ибо Аллах отвечает на мольбы в эти ночи, а также в ночь на пятницу в начале месяца Раджаб и в середине месяца Шахбан. Для выполнения этой сунны достаточно оживить большую часть ночи.

Шейх уль-Ислам, имам ан-Навави (631 – 676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Раудат ат-Талибин»:

قَالَ الشَّافِعِيُّ – رَحِمَهُ اللَّهُ -: وَبَلَغَنَا أَنَّ الدُّعَاءَ يُسْتَجَابُ فِي خَمْسِ لَيَالٍ. لَيْلَةِ الْجُمُعَةِ، وَالْعِيدَيْنِ، وَأَوَّلِ رَجَبٍ، وَنِصْفِ شَعْبَانَ

«Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: “До нас дошла весть, что ответ на мольбу даётся в следующие пять ночей: пятничная ночь; ночь перед праздником [ид иль-Адха]; ночь перед праздником [ид аль-Фитр]; ночь начала месяца Раджаб; ночь середины месяца Шахбан».

Передаётся хадис со слабой цепочкой:

من أحيا ليلة العيد أحيا الله قلبه يوم تموت القلوب

«У того, кто оживит праздничную ночь, Аллах оживит сердце в день, когда сердца будут мертвы». (Ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир»)

Шейх уль-Ислам, имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Маджму»:

وَاسْتَحَبَّ الشَّافِعِيُّ وَالْأَصْحَابُ الْإِحْيَاءَ الْمَذْكُورَ مَعَ أَنَّ الْحَدِيثَ ضَعِيفٌ لِمَا سَبَقَ فِي أَوَّلِ الْكِتَابِ أَنَّ أَحَادِيثَ الْفَضَائِلِ يُتَسَامَحُ فِيهَا وَيُعْمَلُ عَلَى وَفْقِ ضَعِيفِهَا

«Имам аш-Шафии и крупные учёные его мазхаба посчитали желательным вышеупомянутое оживление ночей, несмотря на то, что хадис, переданный об этом, слабый, согласно утверждению в начале книги: “Слабые хадисы, призывающие к достойному, пригодны для практики, если проявлять внимательность в отношении их”».

От Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передаётся следующее:

يحصل إحياؤهما بصلاة العشاء جماعة والعزم على صلاة الصبح جماعة

«Оживление ночей достигается совершением ночного намаза в джамаате и решимостью совершить утренний намаз с джамаатом».

На то же самое указывает хадис, переданный Усманом бин Аффаном (да будет доволен им Аллах) о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

من صلى العشاء في جماعة فكأنما قام نصف الليل، ومن صلى الصبح في جماعة فكأنما صلى الليل كله

«Человек, совершивший ночной намаз с коллективом, подобен тому, кто провёл полночи в поклонении, а совершивший утренний намаз с коллективом подобен тому, кто провёл в поклонении всю ночь» (Муслим);

2. Совершение полного омовения.

От Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передаётся следующее:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يغتسل يوم الفطر ويوم الأضحى

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал полное омовение в [праздничные] дни аль-Фитр и аль-Адха». (Ибн Маджа)

От Нафиа передаются слова об Абдуллахе бин Умаре (да будет доволен ими Аллах):

أنه كَانَ يَغْتَسِلُ يَوْمَ الْفِطْرِ قَبْلَ أَنْ يَغْدُوَ إِلَى الْمُصَلَّ

«Он совершал полное омовение в день [Ид] аль-Фитр, прежде чем отправиться на намаз». («Аль-Муватта»; имам Малик)

Праздничное купание желательно совершить каждому, даже тому, кто не совершает праздничный намаз.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:

«و» يسن «الغسل» لكل من العيدين للاتباع

«Желательно, следуя сунне, совершить полное омовение перед обоими праздничными намазами».

Время совершения праздничного купания наступает с середины ночи, а лучшее время для этого – после утреннего намаза, так как это более соответствует цели – устранение неприятного запаха. Завершается время желательного купания с наступлением времени вечернего намаза в праздничный день, а не совершением праздничного намаза, так как это сунна, относящаяся к праздничному дню, а не к намазу, по аналогии с иными суннами: про облачение в красивую одежду, умащение благовониями и т. д.;

3. Облачение в красивую одежду и умащение благовониями.

Желательно каждому, даже человеку, не совершающему праздничный намаз, облачиться в лучшую из имеющийся у него одежды и умаститься благовониями. Также желательно постричь волосы и ногти, кроме того, кто желает совершить жертвоприношение, и паломника в хадже.

Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:

«و» يسن «التطيب والتزين

«Желательно умаститься благовониями и красиво нарядиться [в праздничный день]».

Лучший цвет одежды – белый.

В хадисе сказано:

البسوا من ثيابكم البياض ; فإنها من خير ثيابكم

«Надевайте белые вещи из ваших одежд, ибо они являются наилучшими из одежд». (Ат-Тирмизи)

Имеющему один комплект одежды желательно её стирать перед пятничным намазом и перед обоими праздничными днями.

Если одежда другого цвета лучше имеющейся белой, то желательно надеть её в праздничный день;

4. Раннее отправление в мечеть для совершения праздничного намаза.

Желающему совершить праздничный намаз коллективно в мечети желательно пораньше отправиться туда для получения вознаграждения за пребывание рядом с имамом и ожидание начала намаза.

Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:

و» يسن لقاصد صلاة العيد «البكور

«Намеревающемуся совершить праздничный намаз желательно отправиться пораньше [в место его совершения]».

5. Отправление на намаз пешком.

В хадисе от Али (да будет доволен им Аллах) передаётся:

من السنة ان ان يخرج الى العيد ماشيا

«Пеший поход на праздничный намаз является сунной». (Ат-Тирмизи)

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:

«و» يسن «المشي» إلى المصلى إن قدر عليه «ذهابًا»

«Желательно отправиться к месту совершения намаза пешком, если на то есть возможность».

 Если человеку тяжело идти пешком из-за слабости или дальней дороги к мечети, то можно отправиться на праздничный намаз верхом или в транспорте. Что касается возвращения после праздничного намаза, то здесь пеший поход уже не считается сунной.

Желательно, чтобы дорога, по которой человек отправляется на праздничный намаз, была длиннее дороги, по которой он будет возвращаться.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:

كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا كَانَ يَوْمُ عِيدٍ خَالَفَ الطَّرِيقَ

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в праздничный день ходил разными путями». (Аль-Бухари)

Вышеупомянутая желательность относится и к иным видам поклонения, например, к хаджу, посещению больных и т. д., как писал шейх уль-Ислам  ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в книге «Сады праведных»;

6. Принятие пищи и питья.

В праздничный день Ид аль-Фитр желательно до совершения праздничного намаза поесть или попить, а в праздничный день Ид аль-Адха желательно, напротив, воздержаться от этого.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:

«و» يسن «الأكل» والشرب «فيه» أي الفطر «قبلها» أي قبل الصلاة والإمساك في عيد النحر للاتباع

«Следуя сунне, желательно поесть и попить в праздничный день Ид аль-Фитр до совершения праздничного намаза и отказаться от этого в праздничный день Ид аль-Адха».

Человеку, отправляющемуся на праздничный намаз в день Ид аль-Фитр, желательно исполнить эту сунну дома, а если он не сделал этого дома, то по дороге или в мечети.

В хадисе от Баридата (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم لا يخرج يوم الفطر حتى يطعم، و لا يطعم يوم النحر حتى يصلى

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил в день Фитра, не поев, и не ел в день Адха, не совершив намаз». (Ат-Тирмизи)

В праздничный день Ид аль-Фитр лучше всего съесть нечётное число фиников.

В хадисе от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم لا يغدو يوم الفطر حتى يأكل تمرات

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил в день Фитра, не поев фиников». (Аль-Бухари)

В другой версии хадиса добавляется:

ويأكلهن وترًا

«И он непременно ел нечётное их количество». (Аль-Бухари)

В праздничный день Ид аль-Адха желательно поесть печени жертвенного животного.

В хадисе от Баридата (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:

كان صلى الله عليه وسلم ياكل من كبد الاضحية

«[Посланник Аллаха] (мир ему и благословение Аллаха) ел печень жертвенного животного». (Аль-Байхаки)

ФОРМА СОВЕРШЕНИЯ ПРАЗДНИЧНОГО НАМАЗА

Праздничный намаз состоит из двух ракаатов, согласно единогласному мнению учёных.

Форма совершения праздничного намаза по своим условиям (шурутам), обязательным составляющим (арканам) и желательным действиям подобна остальным намазам. Однако он отличается от остальных намазов некоторыми желательными элементами.

Намерение на праздничный намаз совершается следующим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз». Намерение совершается сердцем, как и для остальных намазов, однако желательно произнести его вслух.

Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Аль-Манхаджу уль-Къавым»:

يسن التلفظ بالنية» السابقة فرضها ونفلها «قبيل التكبير» ليساعد اللسان القلب وخروجا من خلاف من أوجب ذلك في كل عبادة تجب لها نية

«Желательно произнести намерение вслух вне зависимости от того, обязательный это намаз или желательный, до произнесения вступительного такбира, чтобы помочь сердцу [осмыслить намерение] и выйти из разногласий с учёными, посчитавшими проговаривание вслух обязательным. Данная желательность относится ко всем видам поклонения, которые требуют намерения».

В первом ракаате праздничного намаза после произнесения вступительного такбира (Аллаху акбар) желательно прочесть молитву «Аль-Истифтах» (ваджджахту) и произнести семь такбиров, поднимая при этом руки, а во втором ракаате после произнесения такбира вставания из земного поклона – произнести пять такбиров, поднимая руки. После чтения такбиров приступают к чтению суры Аль-Фатиха.

Между семью такбирами первого ракаата и пятью такбирами второго ракаата желательно сказать:

سُبْحَانَ اللهِ، وَالحَمْدُ لِلهِ، وَلَا إِلهَ إِلَّا اللهُ، وَاللهُ أَكْبَرُ

«Субхана Ллахи валь хамду ли Лляхи ва ля иляха илля Ллаху ва Ллаху акбар» (Пречист Аллах, хвала Аллаху, нет Бога кроме Аллаха, Аллах Велик).

Если по забывчивости не прочесть эти такбиры и начать произносить «тааввуз» (а’узу би Лляхи мина ш-шайтани р-раджим), чтобы начать читать суру Аль-Фатиха, то к их совершению не возвращаются.

В первом ракаате после суры Аль-Фатиха желательно прочесть пятидесятую суру Корана – Къаф, а во втором ракаате – суру Аль-Камар (Луна); либо в первом – суру Аль-А’ля, а во втором – Аль-Гашия. Дальше намаз совершается в привычной нам форме, как было сказано выше.

После намаза, если он совершался коллективно, желательно провести две хутбы, прочитав перед первой хутбой девять такбиров, а перед второй – семь. Хутбы дозволено читать сидя.

ЧТЕНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ ТАКБИРОВ

Праздничные такбиры делятся на два вида:

1. не имеющие ограничений по времени и месту чтения;

2. ограниченные по времени и месту чтения.

Неограниченные по времени и месту такбиры желательно читать днём и ночью в мечетях, дома, в дороге и т. д., с момента наступления времени вечернего намаза накануне праздничного дня до начала совершения праздничного намаза.

Ограниченные по времени и месту такбиры желательно читать после каждого намаза, будь то обязательный пятикратный намаз, заупокойный намаз или желательный намаз, начиная с обеденного намаза праздничного дня Ид аль-Адха до утреннего намаза третьего дня ташрика включительно. В праздничный день Ид аль-Фитр этот вид такбиров не читают.

Такбиры произносятся в следующей форме:

اللهُ أكبرُ اللهُ أكبرُ اللهُ أكبرُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَاللَّهُ أَكْبَرُ اللهُ أكبر ولله الحمد

«Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля Ллаху ва Ллаху акбар, Аллаху акбар ва ли Лляхиль хамд».

Желательно добавить к этому:

اللهُ أَكْبَرُ كَبِيرًا، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ كَثِيرًا، وَسُبْحَانَ اللَّهِ بُكْرَةً وَأَصِيلًا، لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، وَلَا نَعْبُدُ إِلَّا إِيَّاهُ، مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ، لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ، صَدَقَ وَعْدَهُ وَنَصَرَ عَبْدَهُ وَهَزَمَ الْأَحْزَابَ وَحْدَهُ، لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَاللَّهُ أَكْبَرُ

«Аллаху акбар кабира, валь хамду ли Лляхи касира, ва субхана Ллахи букратан ва асыля, ля иляха илля Ллаху, ва ля на’буду илля ийаху, мухлисына ляху д-дина ва ляв карихаль кафирун, ля иляха илля Ллаху вахдаху, садака ва’даху ва насара ‘абдаху ва хазамаль ахзаба вахдаху, ля иляха илля Ллаху ва Ллаху акбар».

Дай Аллах нам возможность упорствовать в поклонении праздничных дней, не упуская ничего из сунны!

Похожие материалы