Приобретение знаний без учителя

Основа заключается в том, что знание приобретается путем принятия его от учителя из уст в уста, и оно не приобретается путем самостоятельного чтения книг.

Знание — это непрерывная цепь. Оно было передано Всевышним Аллахом ангелу Джибрилю (мир ему), который из уст в уста передал его пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Таким же образом это знание Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал своим сподвижникам, а они, в свою очередь, — табиинам.

Имам аль-Ауза‘и (да смилуется над ним Аллах) говорил:

كان هذا العلم كريما، يتلاقاه الرجال بينهم، فلما دخل في الكتب، دخل فيه غير أهله

«Знание было уважаемо, пока ученые передавали его из уст в уста. Когда же оно попало в книги, то попало в руки тех, кто его недостоин». («Сияр а’лям ан-нубаля», 7/114)

Ученые говорили:

من دخل في العلم وحده؛ خرج وحده

«Кто войдет в (дверь) знаний один (без учителя), тот выйдет оттуда тоже один (без знаний)!»

Всевышний Аллах по Своей мудрости разделил людей на знающих и незнающих. Он возвысил обладателей знания, сказав:

قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ

«Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?”» (Коран, 39:9)

يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ

«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание». (Коран, 58:11)

Умаление статуса ученых и утверждение, что они ничем не отличаются от простых людей, а также то, что все люди одинаковы, противоречит аятам Корана, ведь Всевышний Аллах вменил в обязанность обращение к ученым отсутствии знаний, сказав:

 فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Спросите у людей знающих, если сами не знаете». (Коран, 16:43)

Мы являемся свидетелями того, что в наши дни отсутствует уважение и должное отношение к ученым.

Имам ибн аль-Мубарак (да смилуется над ним Аллах) говорил:

من استخف بالعلماء ، ذهبت آخرته

«Кто пренебрег учеными, тот потерял жизнь будущую (ахира)». («Сияр а’лям ан-нубаля», 8/409)

Проблема наших дней заключается в том, что люди не понимают, кто такие ученые: они не могут отличить ученого от простого проповедника.

Имам Джалалуддин ас-Суюти (умер в 911 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Тахзир аль-хавас» (стр. 278):

والعالِم عند العوام: من صعد المنبر

«В понимании простого народа ученым (‘алимом) является всякий, кто взобрался на минбар».

Ученый — это тот, кто достиг определенного уровня в понимании Шариата и текстов Корана и Сунны; тот, кто отдает приобретению знания долгие годы в течение всей своей жизни, и тот, кто помогает нам правильно понимать религию.

От Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) передается, что он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِنَّ ‌الْعُلَمَاءَ ‌وَرَثَةُ ‌الْأَنْبِيَاءِ، إِنَّ الْأَنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلَا دِرْهَمًا، إِنَّمَا وَرَّثُوا الْعِلْمَ، فَمَنْ أَخَذَهُ أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ

«Поистине, обладатели знания (ученые) являются наследниками пророков. Пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел». (Абу Давуд)

Сообщается от Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إنَّ اللهَ لاَ يَقْبِضُ العِلْمَ انْتِزَاعاً يَنْتَزعهُ مِنَ النَّاسِ وَلكِنْ يَقْبِضُ العِلْمَ بِقَبْضِ العُلَمَاءِ حَتَّى إِذَا لَمْ يُبْقِ عَالِماً اتَّخَذَ النَّاسُ رُؤُوساً جُهَّالاً فَسُئِلُوا فَأفْتوا بِغَيْرِ عِلْمٍ فَضَلُّوا وَأضَلُّوا

«Воистину Аллах не станет забирать знание, просто лишая его людей, но Он забирает знание со смертью ученых. И когда не останется ни одного ученого, тогда люди возьмут себе в руководители невежд: они будут задавать им вопросы, а те станут выносить решения без знания, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других». (аль-Бухари)

К сожалению, распространенной тенденцией нашего времени является приобретение знаний без учителя (шейха). Воистину, это беда, о которой писали многие ученые!

Имам ибн Джамаа аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) пишет, передавая слова ученых:

من أعظم البلية تشيخ الصحيفة. أي الذين تعلموا من الصحف

«Из величайших бед — это люди, которые приобретали знания из книг (без учителя)». («Тазкират ус-сами’», стр. 87)

Шейх Мухаммад Аввама (да сохранит его Аллах) пишет:

و لم يكونوا يلتفتون إلى من لم يكن له شيوخ في العلم، و لا يقيمون له وزنا و لا اعتبارا، و لا يرون فيه أهلية التكلم معه، لانه محل الخطل و الغلط.

«Они (ученые) никогда не обращали внимания на того, у кого не было шейха (учителя), и не считали такого человека достойным того, чтобы с ним даже разговаривали, потому что он был склонен к ошибкам». («Ма’алим уль-иршадия», стр. 161)

Необходимые качества для приобретения знаний

Известное стихотворение одного из ученых прошлого:

أَخي لَن تَنالَ العِلمَ إِلّا بِسِتَّةٍ***سَأُنبيكَ عَن تَفصيلِها بِبَيانِ

ذَكاءٌ وَحِرصٌ وَاِجتِهادٌ وَبُلغَةٌ***وَصُحبَةُ أُستاذٍ وَطولُ زَمانِ

«Мой брат, ты не достигнешь знания,

Пока шестью не станешь обладать вещами.

Узнай же их: способности, стремление и старание,

учитель знающий, избыток времени и острый ум».

Просим Аллаха даровать нам правильные и полезные знания, амин!

Похожие материалы