Я уже не раз касался темы манипуляции сознанием людей, тема эта очень глубокая и в последнее время резко набравшая актуальность в связи с пандемией коронавируса и ореолом страха и паники вокруг неё. Люди массово скупают имбирь, потому что кто-то сказал, что он исцеляет от всех вирусов, или вообще отрицают наличие вируса, считая всё заговором масонов или иных тайных обществ. Почему так происходит? Почему сознанием большего количества людей легко манипулировать? На эти вопросы я постараюсь дать ответ в своей статье.
Начнём с определения, что такое пропаганда. Происходит это слово от лат. propago — «распространяю», и в этом заключается главный смысл пропаганды – распространить среди людей какую либо идею. Поэтому в первоначальном своём смысле пропаганда не содержит негативного оттенка, так как распространять (пропагандировать) среди людей можно и здоровые, правильные идеи.
Но со временем это слово слилось по смыслу с понятием «манипулировать массовым сознанием» и приобрело негативную коннотацию, люди, профессионально занимающиеся пропагандой, заметили это и заменили его на слово РR (public relations) «связи с общественностью» на русском языке или просто «пи-ар».
Таким образом новое слово несущие старый смысл, уже не имело в массовом сознании негативный оттенок, в дальнейшем этот механизм не раз применялся и применяется как в политике, так и в маркетинге (ребрендинг), если необходимо изменить отношение широких масс, к определённому явлению. Впервые его предложил Эдвард Бернейс, один из крупнейших специалистов по пропаганде, это его идея заменить «пропаганду» на «PR». На его личности стоит остановиться подробней.
Эдвард Луи Бернейс родился в Вене 22 ноября 1891 года, умер 9 марта 1995 года в Кембридже, США. Бернейс объединил идеи о психологии толпы Гюстава Лебона (1841—1931) и Уилфреда Троттера (1872—1939) с психоаналитическими теориями своего дяди Зигмунда Фрейда, внеся значительный вклад в создание современной науки массового убеждения, основанного не на разуме, а на манипуляции подсознательными чувствами и импульсами. Был австро-американским пионером в области связей с общественностью и пропаганды, как говорилось в некрологе – «отцом связей с общественностью».
Одной из самых известных кампаний Бернейса была пропаганда курения для женщин в 1920-е годы. Бернейс помог табачной промышленности преодолеть одно из самых больших социальных табу того времени: женщины, курящие в общественном месте. Женщинам можно было курить только в специально отведённых местах или не дозволено вообще. Женщины, попавшиеся на нарушении этого правила, арестовывались.
В 1929 году на Пасхальном параде в Нью-Йорке постановка Бернейса представила моделей, курящих сигареты марки «Lucky Strike» и названных «факелами свободы», подыгрывая набирающему тогда популярность движению за эмансипацию женщин. После парада женщины стали курить больше, чем когда-либо прежде. Именно благодаря Бернейсу женское курение стало социально приемлемым. Кампания, заказанная табачной индустрией, была преподнесена Бернейсом как новость, чем она на самом деле не была. Бернейс был убеждён, что именно новости, а не реклама — лучшее средство для донесения рекламного сообщения ничего не подозревающему населению.
Одним из любимых приёмов Бернейса для манипулирования общественным мнением в пользу своих клиентов было использование авторитетов. Он говорил: «Если вы можете влиять на лидеров, независимо от того, осознают они это или нет, вы автоматически влияете на группы людей, находящихся под их влиянием». Например, для стимулирования продаж бекона он провёл исследование, заключившее, что американская общественность ест очень лёгкий завтрак: кофе, булочка и апельсиновый сок. Поговорив об этом со своим врачом, он узнал, что плотный завтрак лучше лёгкого, потому что за ночь тело теряет энергию и нуждается в ней в течение дня. Он спросил у своего врача, не будет ли он против бесплатно написать пяти тысячам коллег с вопросом, согласны ли они с этим суждением.
Примерно 4500 ответили «да», согласившись с тем, что более плотный завтрак лучше лёгкого для здоровья американца. Тогда Бернейс организовал публикацию этого вывода в газетах по всей стране с заголовками вроде: «4500 врачей настоятельно рекомендуют более плотные завтраки». В газетах утверждалось, что бекон и яичница должны быть основными его компонентами. В результате этих действий продажи бекона пошли вверх.
Работая во время Первой мировой войны в Комитете по общественной информации администрации Вудро Вильсона, Бернейс занимался продвижением идеи о том, что усилия американских военных прежде всего направлены на «установление демократии во всей Европе». После войны Вудро Вильсон пригласил Бернейса для участия в Парижской мирной конференции 1919-1920 годов.
Ошеломлённый успехом идеи о поддержке демократии среди населения дома и за рубежом, Бернейс задумался, нельзя ли использовать эту же пропагандистскую модель в мирное время. Бернейс эффективно использовал идеи психоанализа своего дяди Зигмунда Фрейда в целях маркетинга самых разных товаров — таких как сигареты, мыло и книги. В дополнение к теориям своего дяди Бернейс также пользовался трудами Ивана Павлова.
Бернейс использовал теорию Фрейда и в работе над восприятием общественностью коммунизма. Он считал, что не следует бороться со страхом общественности перед коммунизмом, а наоборот, нужно ему способствовать, играя на общественных эмоциях. Эта теория была настолько мощной, что сама по себе стала оружием во время холодной войны.
«Сознательное и научное манипулирование привычками и мнениями широких масс является важным элементом демократического общества. Люди могут принять философию, в которой особое место уделяется религиозной толерантности; они могут поддержать новый курс или организовать потребительскую акцию протеста. Но подобные результаты не выходят сами собой: в условиях демократии они могут быть достигнуты главным образом путём использования инженерии согласия». (Эдвард Бернейс, «Пропаганда»)
Приведённые выше слова показывают, что пропаганда является неотъемлемой частью современного общества, более того, она является более гуманным способом управления массами, чем прямое насилие, которое являлось основным методом воздействия на людей в прошлые эпохи.
«Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится её повелителем; кто же стремится образумить её, тот всегда бывает её жертвой». (Густав Лебон «Психология народов и масс»)
Это очень важное правило манипуляции сознания – умение жонглировать фактами и давать толпе ту информацию, которая выгодна манипулятору – неважно, правдива она или нет. Более того, негативная информация пользуется бóльшим спросом у толпы, чем позитивная. При помощи образа врага гораздо проще консолидировать людей, чем с помощью образа героя.
Но почему пропаганда становится так актуальна именно с 20 века?
Министру пропаганды нацистской Германии Йозефу Геббельсу принадлежат слова: «Нацизм, коммунизм и фашизм стали возможны, когда радиоприёмник появился в каждом доме», – то есть появилась техническая возможность транслировать свои идеи в головы самых широких слоёв населения. В дальнейшем эту функцию взяло на себя телевидение, а затем интернет. Стоит выделить ещё несколько правил успешной пропаганды по Геббельсу:
– пропаганда всегда обращена только к массам, а не к интеллигенции, поэтому её уровень должен ориентироваться на способности восприятия самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять;
– пропаганда должна воздействовать больше на чувства, чем на разум, так как масса в сущности имеет женственный характер, поэтому чувства доходчивей размышлений;
– пропаганда должна ограничиться минимумом тезисов и повторять их постоянно. Настойчивость является важной предпосылкой её успеха;
– пропаганда не может быть объективной, она принципиально должна быть односторонне субъективной.
Из вышесказанного следует, что сопротивляться пропаганде могут умные, критически мыслящие люди, проблема в том, что таких всегда в обществе меньшинство. Более того, есть тенденция к уменьшению этой прослойки людей, о чём я писал в статьях «Кризис исламских элит».
Следовательно, для защиты умов большинства людей от пропаганды актуальна контрпропаганда. Этим и объясняется успешность пропаганды (PR) – мозг большого количества людей склонен воспринимать информацию именно в таком виде: нацеленную на эмоции и в готовом виде, не требующую серьёзных интеллектуальных усилий для обработки.
Важной вехой в искусстве пропаганды и манипуляции сознанием стало появление информационных войн. Если основной целью классической войны служит физическое уничтожение врага, то целью информационной войны, ведущейся посредством различных манипулятивных технологий, служит уничтожение врага в моральном аспекте посредством разрушения его ценностей, а также смыслового контекста, в котором эти ценности укоренены.
Необходимым элементом здесь служит манипуляция исторической памятью: девальвация в массовом сознании исторических событий, имеющих символическое значение и объединяющих людей в социально-культурную общность, либо искусственное преувеличение отдельных фактов истории, вплоть до полной фальсификации. Исследователи обнаруживают значительный спектр манипуляций исторической памятью в современных СМИ.
Заставить объект признать неполноценность и ущербность своих собственных ценностей и представлений на фоне показательной яркости и привлекательности ценностей врага является целью манипулятивной программы.
Любой экономический кризис или политический конфликт, по мнению исследователя пропаганды Гарольда Лассуэлла, потенциально опасен, поскольку приводит к массовому психозу и усугубляет подверженность индивидов пропагандистскому воздействию, соответственно, в целях манипуляции сознанием масс подобные психозы могут индуцироваться искусственно.
Примером информационной войны также считаются информационно-психологические операции (термин военных США), которые проводит Министерство обороны США в наше время, к примеру, в Ираке.
«Минобороны США заплатит частным подрядчикам в Ираке до 300 млн долларов за производство политических материалов, новостей, развлекательных программ и социальной рекламы для иракских СМИ, чтобы привлечь местное население к поддержке США», — писала 3 октября 2008 газета The Washington Post.
Вообще, появление в 20 веке массовой культуры, приводящей к стандартизации жизни людей, открыло новые огромные возможности для повсеместного применения информационных методов воздействия. Поэтому современному мусульманину следует быть особенно разборчивым, когда он сидит в интернете через свой смартфон или просто смотрит кино со своими детьми. Необходимо вникать, какие ценности вкладывают в его сознание и какую картину мира перед ним рисуют. И тауфик лишь от Всевышнего Аллаха.