Агностики говорят:
Если вы признаете случайность в квантовой физике, почему же распадающийся без какой-либо причины атом не приравнивается к вселенной, которая так же случайна?
Ответ:
Случайность, о которой идет речь в квантовой физике, не противоречит факту существования порядка, такого, как животный и растительный мир, Солнечная система и процессу развития с течением времени. Она также не противоречит тому факту, что так называемые физические законы, даже если они не до конца изучены, придают миру вокруг нас большую степень предсказуемости. События, происходящие «без видимых причин», имеют место, потому что мы можем не знать об этих причинах. Даже если мы предположим, что нет никакой причины, это не является проблемой с точки зрения Ислама, о чем будет сказано ниже.
В любом случае, давайте изначально проясним, что проблема причины является скорее метафизическим, нежели физическим вопросом, поскольку утверждение причины основывается на опытном соотношении, а не на том, что можно наблюдать саму причину. Словом, если существует соотношение и существует ему объяснение, то это называется «причиной». Так, например, если кто-то обнаружит, что предметы всегда притягивают друг друга, тогда он скажет, что, если стакан падает со стола, это вызвано силой притяжения. Сила притяжения, тем не менее, не содержит в себе доказательство своего наличия, она предполагается, поскольку стакан всегда падает, когда его двигают с края стола. Это только пример, я не говорю, что учёные полагают, что сила притяжения в качестве причины всегда применима.
С другой стороны, если модель чего-либо является абсолютно непредсказуемой, тогда люди говорят, что это «случайность». Вот что имеют в виду, когда говорят, что модель кварка (элемент в квантовой физике, который предположительно является частицей электрона, который, в свою очередь, является составляющей частицей атома) – это случайность. Речь о том, что его модель не имеет физического объяснения; что нет опытного явления или состояния, которое в какой-то мере позволит сделать модель кварка предсказуемой.
Возможно, физика, со своими инструментами и методами, способна доказать отсутствие причины, возможно, нет, это неважно. Суть в том, что отсутствие причины может быть доказано путем доказательства существования Создателя, тем, что ничего не происходит без Его воли. Это доказательство основывается единственно на существовании событий, которые представляют собой что-либо, имеющее начало. Неважно, явны они или нет, обусловлены они или нет. Я вернусь к этому, когда задам вам следующий вопрос.
Агностики говорят:
Если вселенная не имела начала, какова же цель тогда для создателя? В бесконечной модели вселенная поддерживает себя сама.
Ответ:
Вселенная обязательно должна иметь начало, так что это не вопрос. Я объясню вам, почему:
Исходное условие а – Мы существуем здесь и сейчас.
Исходное условие b – До того как мы появились, произошел ряд событий, одно событие за другим, что привело к тому, что мы существуем сегодня. (Прохождение ряда событий – это то, что мы называем временем и измеряем его в минутах, днях, неделях и годах).
Если мы принимаем условие а, тогда мы должны также принять то, что ряд событий в условии b должен иметь начало. Это обязательное условие, поскольку если кто-то заявляет, что бесконечная череда событий должна была завершиться до его существования, тогда он говорит, что эта бесконечная череда событий завершилась, что противоречит логике. Это как если бы кто-то сказал: «Машина достигнет своего пункта назначения только после того, как её колеса повернутся бесконечно много раз», – и затем заявит, что машина прибыла в свой пункт назначения. Тем не менее, ясно, что машина никогда не прибыла бы в пункт своего назначения, если бы бесконечное число оборотов было условием её прибытия.
Те, кто заявляет, что мир не имеет начала, в действительности говорят, что предварительным условием наступления завтрашнего дня изначально является необходимость свершения бесконечного числа событий. Это невозможно, потому что бесконечность не имеет конца. Тогда ясно, что число событий, которые предшествуют нашему существованию, должно быть ограничено.
В дополнение необходимо сказать, поскольку, безусловно, верно то, что этот ряд событий имеет начало, тогда верно и то, что до этого начала не было никакого ряда событий (определяемого как что-то имеющее начало). В противном случае мы вернёмся к тому же противоречию (бесконечность имеет конец). Соответственно, заявление, что мир был создан в результате ряда случайных событий, является иррациональным.
Должен быть Создатель, давший существование ряду событий, – поскольку их не было до того, как они начались. Более того, так как невозможно, чтобы происходили любые события до появления этого ряда событий, то Создатель не должен относиться к событиям, то есть к любому качеству или действию, которое имеет начало. Это снова означает, что Создатель не похож на свои создания, поскольку все созданные качества должны иметь начало. В действительности, иметь начало и быть созданием – это одно и то же. Создать – значит привести к появлению, всё имеющее начало должно появиться.
Из вышесказанного следует, что мы с математической точностью и исходя из логической необходимости знаем о том, что Создатель существует и Он не похож на Свои творения. Учитывая тот факт, что мир имеет начало, мы доказали, что он должен иметь создателя. Имя этого создателя на арабском языке – Аллах. Если кто-то спросит: «Кто создал Аллаха?» Мы ответим: «У Аллаха нет создателя, и Он не нуждается в нём, поскольку у Него нет начала». Если кто-то затем спросит: «Как вы можете верить, что Аллах не имеет начала и в то же время не верить в то, что мир не имеет начала?» Мы ответим, что мир имеет начало, основываясь на факте, что он меняется (изменения – это события). Мы не верим, тем не менее, что Аллах меняется. Мы верим, что Он – Один, не меняется и не имеет начала.
Из всего этого, мы можем смело заключить, что Аллах имеет волю определять события и неограниченную силу создавать их. Мы может также заключить, что Он должен иметь знания, потому что определение без знаний невозможно. Теперь легко можно увидеть, что ни одно событие не может произойти без Его воли. Это снова означает, что не существует действительной причины, в том смысле, что одно событие действительно влияет или формирует последующее событие. Существует только соотношение, потому что, если событие случается, его форма может только полностью подчиняться Воле и Силе Аллаха. Все это соответствует учению Ислама, о чем свидетельствуют следующие утверждения из Корана:
“هُوَ الأَوَّلُ”
«Он – аль-Авваль» (Аль-Хадид:3).
Если переводить дословно, это означает «Он был Первым», то есть Он существовал до всего остального, и Ему не предшествовало несуществование или существование чего-либо. Это безначальное и необходимое существование, не подверженное влиянию чего-либо, поскольку ему ничто не предшествовало.
“إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ”,
Смысл: «Воистину, Аллах способен создать что угодно» (Аль-Бакара: 20)
“وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ”
Смысл: «Он – Тот, кто создал всё сущее, в том числе и тех, которым поклоняются эти люди наряду с Аллахом. Аллах Всеведущ и отмечает, что они говорят и что делают» (Аль-Анаам: 101).
“وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا”
Значение: «Аллах сотворил всякую вещь и соразмерил её точной мерой по законам, по которым всё существует в соответствии с идеальным порядком» (Аль-Фуркан: 2).
Основываясь на вышесказанном, мы можем заключить, что если модель кварков действительно не может быть подвергнута наблюдению или соотношению, что сделало бы её предсказуемой, и по этой причине она называется «случайной», то это произошло также потому, что Аллах не пожелал того, чтобы эта модель имела соотношение, или потому, что Он не пожелал, чтобы это соотношение было открыто.