Ратибат намазы — это желательные намазы, которые совершаются до и после обязательных намазов, время их совершения соответствует тому или иному обязательному намазу. Они делятся на два вида: настоятельно желательные (муаккада) и не являющиеся настоятельно желательными (гойру муаккада).
Настоятельно желательные (муаккада) ратибат намазы — это те намазы, которые пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершал регулярно.
Не являющиеся настоятельно желательными (гайру муаккада) намазы — это те намазы, которые пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершал нерегулярно, то есть часто, однако мог пропустить.
К настоятельно желательным (муаккада) намазам относятся следующие:
— Два ракаата перед утренним намазом;
— Два ракаата перед обеденным намазом;
— Два ракаата после обеденного намаза;
— Два ракаата после вечернего намаз;
— Два ракаата после ночного намаза.
Со слов ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом) передается:
حَفِظْتُ مِنَ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم عَشْرَ رَكَعَاتٍ: رَكْعَتَيْنِ قَبْلَ الظُّهْرِ، وَرَكْعَتَيْنِ بَعْدَهَا، وَرَكْعَتَيْنِ بَعْدَ الْمَغْرِبِ فِي بَيْتِهِ، وَرَكْعَتَيْنِ بَعْدَ الْعِشَاءِ فِي بَيْتِهِ، وَرَكْعَتَيْنِ قَبْلَ الصُّبْح
«Я запомнил, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал десять дополнительных ракаатов: два ракаата до обеденного намаза и два ракаата после него, два ракаата после вечернего намаза и два ракаата после вечернего намаза — оба намаза он совершал у себя дома, а также два ракаата до утреннего намаза»[1].
Наиболее предпочтительными из этих намазов являются два ракаата перед обязательным утренним намазом. Доказательством этому являются слова Аиши (да будет доволен ею Аллах):
لَمْ يَكُنِ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم عَلَى شَيْءٍ مِنَ النَّوَافِلِ أَشَدَّ تَعَاهُدًا مِنْهُ عَلَى رَكْعَتَيِ الْفَجْر
«Ни одному добровольному намазу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не уделял такого внимания, как двум ракаатам перед утренним намазом»[2].
В версии Муслима также говорится:
رَكْعَتَا الْفَجْرِ خَيْرٌ مِنَ الدُّنْيَا وَمَا فِيهَا
«Два ракаата на перед утренним намазом лучше, чем земной мир со всеми его прелестями».
Что касается намазов, которые не относятся к категории настоятельно желательных (муаккада), то это следующие:
— Два (дополнительных) ракаата перед обеденным намазом;
— Два (дополнительных) ракаата и после обеденного намаза;
— Четыре ракаата перед послеобеденным намазом;
— Два легких ракаата перед вечерним намазом;
— Два легких ракаата перед ночным намазом.
Под легкостью намаза подразумевается то, что они совершались с минимальным уровнем исполнения обязательных столпов намаза, его желательных действий и адабов.
Как совершить намерение на ратибат намаз?
Намерение для совершения ратибата до (после) обязательного намаза совершается следующим образом:
«Я намерен совершить двухракаатный ратибат-намаз, совершаемый до (после) обеденного намаза ради Аллаха».
Также будет достаточно, чтобы человек намеревался совершить суннат-намаз до (после) обеденного намаза.
Возмещение ратибат намазов
Возмещение ратибат намазов также является желательным действием, что также указывается в намерение.
Имам Абу Бакр ад-Димьяты (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Желательно возместить дополнительный намаз, который имеет ограниченное время». Это основывается на общем значении хадиса: “Тот, кто забыл совершить намаз (будь то обязательный или желательный), пусть совершит его, когда вспомнит”. Также это объясняется тем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возместил после восхода солнца два ракаата утреннего намаза, а также два ракаата после аср намаза, которые идут после обеденного намаза. Это два хадиса приводят Муслим и другие. Кроме того, существует хадис от Абу Давуда с хорошим иснадом: “Тот, кто проспал витр-намаз или суннат-намаз, пусть совершит ее, когда вспомнит о ней”»[3].
Выполнение ратибат намазов в сафаре
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Сказали наши соратники (шафииты), что желательно совершать дополнительные намазы в сафаре, будь то ратибаты, совершаемые с обязательными молитвами, а также другие дополнительные намазы и это — наш мазхаб (аш-Шафии), мазхаб аль-Касима ибн Мухаммада, Урвы ибн аз-Зубайра, Абу Бакра ибн Абдур-Рахмана, Малика и большинства ученых.
Сказал ат-Тирмизи: “Это мнение высказала группа из сподвижников, Ахмад, Исхак и большинство обладателей знания. Другая группа высказала мнение о том, что ратибаты не совершаются в сафаре, и это — мазхаб ибн Умара, установленный от него в двух “Сахихах” (аль-Бухари и Муслима)»[4].
Имам Шамсуддин ар-Рамли аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Нет разницы в желательности совершения ратибат-намазов между сафаром и своим населенным пунктом, будь он сафар коротким (до 82,5 км) или длинным, однако ратибат намазы в своем населенном пункте более желательны»[5].
Где предпочтительнее совершать ратибат намазы?
Сообщается со слов ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
اجْعَلُوا مِنْ صَلاَتِكُمْ فِي بُيُوتِكُمْ، وَلاَ تَتَّخِذُوهَا قُبُورا
«Совершайте намазы в ваших домах и не превращайте их в могилы»[6].
Сообщается со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إِذَا قَضَى أَحَدُكُمُ الصَّلَاةَ فِي مَسْجِدِهِ، فَلْيَجْعَلْ لِبَيْتِهِ نَصِيبًا مِنْ صَلَاتِهِ، فَإِنَّ اللهَ جَاعِلٌ فِي بَيْتِهِ مِنْ صَلَاتِهِ خَيْرًا
«Совершив (обязательную) намаз в мечети, пусть каждый из вас оставит что-то из намазов и для дома, ибо, поистине, благодаря этому намазу Аллах поместит в его доме благо»[7].
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Сказали наши соратники (шафииты), что желательный намаз, для которого нет желательности совершать его коллективно, лучше совершать дома, чем в мечети или иных местах. И нет разницы, будет ли это желательный намаз, совершаемый ночью или днем, как и то, будет ли это ратибат, совершаемый с обязательной молитвой, или же какой-то иной намаз»[8].
Что предпочтительнее: ратибат намазы или таравих намаз?
Некоторые люди приходят в мечеть совершить таравих намаз, при этом не совершают ратибат намазы, ограничиваясь первым.
Имам аль-Махалли (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Добровольные намазы, которые совершаются коллективно, ценнее, чем те, которым не предписано коллективное совершение. Однако наиболее достоверным мнением считается то, что ратибат намазы до и после обязательных намазов ценнее, чем таравих, если мы скажем, что таравих намаз желательно совершать коллективно, как это придет далее.
Исходя из постоянной практики Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в совершении ратибат намазов, как это понимается из упомянутых ранее доводов, в отличие от таравих намаза, как это придет далее в книге.
Второй мнение (слабое) гласит, что таравих намаз ценнее, чем ратибат намаз, из-за того, что таравих совершается коллективно.
Если же мы будем отталкиваться от мнения, что нет желательности совершать таравих коллективно, то ратибат намазы безусловно ценнее»[9].
Последствия оставления ратибат намазов
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Свидетельство того, кто иногда оставляет желательные ратибат намазы, чтение тасбихов в поясных и земных поклонах, не отвергается, однако свидетельство того, кто привык оставлять их отвергается из-за его небрежности в отношении религии»[10].
Имам Камалуддин ад-Дамири аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) пишет:
من واظب على ترك الراتبة أو تسبيحات الركوع والسجود .. ردت شهادته
«Кто на постоянной основе оставляет ратибат намазы или чтение тасбихов в поясных и земных поклонах, того свидетельство отвергается»[11].
Эти слова указывают на важность ратибат намазов. Свидетельство такого человека отвергается не потому, что он считается фасиком, а по причине оставления важных сунн: подобный поступок влияет на его репутацию и доверие к нему.
[1] Аль-Бухари; Муслим.
[2] Аль-Бухари; Муслим.
[3] «Ианату ат-талибин» (1/309).
[4] «Аль-Маджму» (4/401).
[5] «Нихаят аль-мухтадж» (2/121).
[6] Аль-Бухари; Муслим.
[7] Муслим.
[8] «Аль-Маджму» (4/48).
[9] «Шарх аль-минхадж» (2/208).
[10] «Раудат ат-талибин» (11/233).
[11] «Наджм аль-ваххадж» (2/292).