Религиозность и факторы, влияющие на нее

Недавно у меня с товарищем состоялся разговор, в ходе которого он спросил: «Есть ли в Дагестане атеисты и вероотступники (муртады)?» (сам он не из Дагестана). Я ответил, что есть, но конкретных цифр не встречал и могу ответить лишь личными наблюдениями. Однако мне самому стало интересно, есть ли какие-то статистические данные на эту тему и с какими социальными, биологическими и другими факторами эти данные могут коррелировать. Задавшись этим вопросом, я полез в Google и увидел, что подобных исследований по Дагестану (и всему северному Кавказу) практически нет или они очень скудны, зато подробные исследования есть на западных ресурсах, поэтому многие данные пришлось брать оттуда.

Как обычно, для точного описания проблемы требуется соответствующая терминология. Начнём с того, что стоит выделить такие термины, как «религиозная грамотность», «религиозность», «духовность». Это не одно и то же, под «религиозной грамотностью» понимается количество людей, которые либо получали, либо систематически получают религиозные знания (студенты исламских вузов, вечерних курсов, имамы, муфтии, люди, занимающиеся самостоятельным изучением религии и т. д.).

Под термином «религиозность» понимается количество людей, которые регулярно исполняют предписания своей религии (индивидуальный и пятничный намаз, пост, хадж и т.д.), под «духовностью» понимается просто наличие некоторых религиозных убеждений, то есть сюда можно отнести всех неатеистов, которые верят в душе.

Также стоить заметить, что эта терминология не совсем соотносится с принятой в шариатских науках разграничением на ‘аммиев (простолюдинов), тулябуль ильм (студентов шариатского знания), алимов (учёных Ислама) и т. д., так как понятие «’аммий» достаточно широкое, и под него подпадают люди, занимающиеся самостоятельным изучением религии (самоучки) и люди, систематически посещающие какие-то курсы, семинары, в то время как согласно принятой классификации они относятся к религиозно грамотным.

Первый вопрос, который у меня возник – есть ли корреляция[1] между религиозностью (или ее отсутствием) и полом? Выяснилось, что есть. Вот ссылка на исследование, на данные которого я опирался. Ресурс англоязычный, о чём я предупреждал в самом начале.

Из исследования следует несколько интересных выводов:

1. среди мужчин атеистов почти всегда больше, чем среди женщин. Также в целом женщины чаще отвечают, что религия играет в их жизни важную роль. Внятных объяснений этому феномену я не встретил (и сам не вижу), есть попытки объяснить это через «дифференцированную социализацию», не пугайтесь сложного термина, он означает различное вовлечение в общественные процессы мужчин и женщин ввиду определённых гендерных шаблонов в обществе либо просто различия физиологий мужского и женского организма;

2. уровень религиозности среди женщин выше, чем среди мужчин, особенно это заметно по странам с преимущественно христианским населением. В странах с преимущественно исламским населением уровень религиозности у мужчин и женщин практически равен. Если суммировать христианское и исламское население, как раз получаются те самые данные, что в среднем женщины более религиозны;

3. уровень религиозной грамотности – только в этом пункте мужчины опережают женщин, особенно в исламских странах. Что понятно, так как Ислам (как и другие авраамические религии) чётко разграничивает роли мужчины и женщины, и традиционно роль носителя исламских знаний выполняли мужчины.

Следующий важный вопрос: какова связь между образованностью и религиозностью? Влияет ли наличие высшего образования на религиозные убеждения? Мне удалось найти несколько исследований на эту тему, и, как обычно, они оказались западными. Ссылка 1. Ссылка 2.

В этих исследованиях много сторонней информации, но если суммировать нужные нам данные, то можно получить следующую картину. Последние данные говорят о том, что высшее образование не влияет как-то значительно на уровень религиозности (не приводит к его значительному падению), в большинстве случаев люди уже поступают в университеты со сложившимися убеждениями. С другой стороны, опрошенные, чей возраст старше 65 лет, гораздо чаще отвечали, что отказались от религиозных убеждений именно во время учёбы в университете/колледже. Также исследования говорят нам о стойком снижении уровня религиозности среди молодёжи на Западе и что в целом атеизм/агностицизм там молодеет. Подобные процессы происходят и в арабском мире, который традиционно считается частью исламского. Вот данные масштабного исследования, говорящие как о снижении религиозности, так и росте либерализма во взглядах молодого поколения: 

Подобные процессы связаны в первую очередь с трендами, которые задаёт Запад, а именно на либерализм[2], светскость, антропоцентризм[3], естественно, при таких тенденциях традиционная религиозность воспринимается как отжившая архаика. Также в арабском (исламском) мире на эти процессы наслаивается провал «арабской весны», антиреклама, созданная ИГИЛ (организация запрещена в России); всё это привело к определённой «отдаче», снижению религиозного/исламского самосознания, которому до этого предшествовал подъём.

Дагестан, как и Северный Кавказ в целом, будучи частью исламского мира, имеет свою специфику. Вовлечённость в религию и уровень религиозности не равномерен в регионе, эта неравномерность имеет свои исторические корни. Наиболее высок уровень религиозности в трёх республиках: Дагестан, Чечня и Ингушетия. Во всех трёх традиционно распространён шафиитский мазхаб и традиционно сильны позиции суфийских тарикатов, эти два фактора сыграли значительную роль в более высоком уровне религиозности, чем в соседних регионах. Роль шафиитского мазхаба заключается в том, что после Кавказской войны, согласно правилам мазхаба, были выданы фетвы о том, что не обязательно покидать родину даже после поражения в войне и попадание под власть неисламской страны, в отличие от соседних черкесских регионов, где преобладал ханафитский мазхаб и фетвы были выданы иные, и, соответственно, родину покинули наиболее грамотные и ревностные мусульмане, что в дальнейшем не могло не сказаться отрицательно на уровне религиозного самосознания. Роль суфийских братств наиболее активно сыграла в период советской борьбы с религией и насаждения атеизма. Закрытые, иерархичные структуры с чётким подчинением младших членов братства старшим – именно эти качества позволили суфийским тарикатам выжить и сохранить свою идентичность в условиях жесточайшего прессинга Советской власти, такую же роль сыграли тарикаты и в условиях кемалистской Турции.

В целом Ислам за свою историю пережил множество таких периодов как падения религиозного самосознания, так и его возрождения, но практически всегда исламскому самосознанию (и его носителям) удавалось выжить и не быть полностью истребленным. После падения Советского Союза начался период активного роста религиозности в республиках Северного Кавказа, особенно в трёх упомянутых выше. Общество устало от советской пропаганды и активно искало иные формы идентичности, в том числе в Исламе. Пик роста религиозности как раз пришёлся на период 2010-х годов и той самой арабской весны, после провала которой рост замедлился и начался некоторый спад, к одной из причин этих изменений также стоит отнести изменения во внутренней политике государства и курс на сворачивание демократических свобод.

Период смены таких циклов (подъёма/спада религиозности) приводит и к серьёзным сдвигам в умах мусульман. Не секрет, что наиболее активной группой мусульман были салафиты со всей их палитрой сект: практически не было события/процессов в исламском мире, в которых бы они не принимали участия, а откат религиозности во многих исламских регионах связывают в том числе с их манхаджем. Поэтому изменение тенденций стало наиболее заметно по ним, это и смена курса флагмана салафизма Саудовской Аравии с ригоризма[4] на либерализацию общества, и появление шейхов, ратующих за пересмотр наследия столпа салафизма Ибн Таймийи в сторону калама и философии, и попытки создать на этой базе свою школу рационального богословия. К чему приведут эти попытки, большой вопрос, например, шейх Саид Фуды считает, что эти тенденции вообще убьют салафизм в привычном его понимании и приведут к появлению нового течения, возможно, некоего «постсалафизма».

Безусловно, охватить все факторы и процессы, влияющие на религиозность общества, в одной статье невозможно, но я надеюсь, что моя статья была интересна и принесла пользу читателям; и тауфик лишь от Аллаха, Тааля.

 

[1] Взаимная связь, соотношение.

[2] Либерали́зм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и личных свобод человека. Либерализм провозглашает права и свободу каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. Либерализм в общем — стремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества.

[3] Антропоцентри́зм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское идеалистическое и мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

[4] Ригори́зм (фр. rigorisme от лат. rigor «твёрдость, строгость») — строгость проведения какого-либо принципа (нормы) в поведении и мысли. Ригоризм исключает компромиссы и не учитывает другие принципы, отличные от исходного.

Похожие материалы