Секты уподобляющие Аллаха творению

Имам Фахруддин ар-Рази (544-606 гг. по хиджре/1150-1210 гг.) писал в своей книге «И’тикадат фарк аль-Муслимин валь Мушрикин» (стр. 63-67), написанной о разных группах: 

اعلم أن اليهود أكثرهم مشبهة وكان بدؤ ظهور التشبيه في الإسلام من الروافض مثل بنان بن سمعان الذي كان يثبت لله تعالى الأعضاء والجوارح وهشام بن الحكم وهشام بن سالم الجواليقي ويونس بن عبد الرحمن القمي وأبو جعفر الأحول الذي كان يدعى شيطان الطاق وهؤلاء رؤساء علماء الروافض ثم تهافت في ذلك المحدثون ممن لم يكن لهم نصيب من علم المعقولات ونحن نذكر فرقهم على الترتيب
الحكمية وهم أصحاب هشام بن الحكم وكان يزعم أن الله تعالى جسم وغير مذهبه في سنة واحدة عدة تغيرات فزعم تارة أن الله تعالى كالسبيكة الصافية وزعم مرة أخرى أنه كالشمع الذي من أي جانب نظرت اليه كان ذلك الجانب وجهه واستقر رأيه عاقبة الأمر على أنه سبعة أشياء لأن هذا المقدار أقرب إلى الاعتدال من سائر المقادير
الثانية الجواليقية أتباع هشام بن سالم الجواليقي الرافضي وهم يزعمون أنه تعالى ليس بجسم لكن صورته صورة الآدمي وهو مركب من اليد والرجل والعين لأن أعضاءه ليست من لحم ولا دم
الثالة اليونسية أتباع يونس بن عبد الرحمن القمي وهم يزعمون أن النصف الأعلى من على من الله مجوف وأن النصف الأدنى منه مصمت
الرابعة الشيطانية أتباع شيطان الطاق وهم يزعمون أن الباري تعالى مستقر على ا لعرش والملائكة يحملون العرش وهم وإن كانوا ضعفاء بالنسبة إلى الله تعالى لكن الضعيف قد يحمل القوي كرجل الديك التي تحمل مع دقتها جثة الديك
الخامسة الحوارية أصحاب داود الحواري وهو يثبت الأعضاء والحركة والسكون والسعي لله تعالى وكان يقول سلوني عن شرح سائر أعضائه تعالى ما عدا شرح فرجه ولحيته

«Знай, что большинство иудеев уподобленцы (мушаббиха). В исламе же начало уподоблению (ташбих) поставили рафидиты, как Бинан ибн Сам’ан, который утверждал в отношении Аллаха части и органы. Также Хишам ибн аль-Хакам, Хашим ибн Салим аль-Джавалики, Юнус ибн Абдуррахман аль-Куми и Абу Джа’фар аль-Ахваль, которого называют Шайтан ат-Такъ. Это главы ученых рафидитов. Затем этим увлеклись хадисоведы, из числа тех, у которых не было знаний в рациональных науках, и мы упомянем их разновидности по порядку.

Аль-Хакимия — это последователи Хишама ибн аль-Хакама. Он считал, что Всевышний Аллах – тело. Его позиция за год много раз менялась. В одно время он полагал, что Всевышний чистый слиток, а в другое же время, что Он воск, и с какой бы стороны не посмотришь, эта сторона будет считаться лицевой стороной.

Вторая группа — Джаваликия.  Это последователи Хишама ибн Салима аль-Джавалики ар-Рафиди. Они полагали, что Всевышний не является телом, однако Его образ – это образ человека и он собран из рук, ног, глаз, поскольку органы его не из плоти и крови.

Третья группа — Юнусия. Это последователи Юнуса ибн Абдуррахмана аль-Куми. Они считали, что верхняя часть Али пуста от Аллаха, а нижняя часть полна.

Четвертая группа — Шайтанийя. Это последователи Шайтана ат-Такъа. Они исповедовали, что Всевышний утвержден на Троне и ангелы носят Трон, и они хоть и являются слабыми по сравнению с Аллахом, но все же иногда бывает так, что слабый носит сильного, как нога петуха, вместе с ее тонкостью, носит тело петуха

Пятая группа — Хавария. Это последователи Давуда аль-Хавари. Он утверждал, органы, движение, покой и бег в отношении Аллаха, и он говорил: «Вы спрашивайте меня о разъяснении остальных Его частей кроме разъяснения полового органа и бороды».

اعلم أن جماعة من المعتزلة ينسبون التشبيه إلى الإمام أحمد بن حنبل رحمه الله وإسحق بن راهويه ويحيى بن معين وهذا خطأ فإنهم منزهون في اعتقادهم عن التشبيه والتعطيل لكنهم كانوا لا يتكلمون في المتشابهات بل كانوا يقولون آمنا وصدقنا مع أنهم كانوا يجزمون بأن الله تعالى لا شبيه له وليس كمثله شيء ومعلوم أن هذا الاعتقاد بعيد جدا عن التشبيه

Знай, что группа из мутазилитов приписала ташбих имаму Ахмаду ибн Ханбалу, да смилуется над ним Аллах, Исхаку ибн Рахавейху и Яхья ибн Муину, и это является ошибкой. Их убеждения чисты от уподобления и опустошения [атрибутов Аллаха]. Однако, они не вели речь в отношении не ясного (муташибихат), но говорили «мы верим и подтверждаем» вместе с тем, что они были твердо убеждены в том, что Всевышнему Аллаху нет подобного, «нет ничего подобного Ему», и известно, что такое убеждение очень далеко от ташбиха.

الباب الخامس في فرق الكرامية وهم أتباع ابي عبد الله محمد بن كرام وكان من زهاد سجستان واغتر جماعة بزهده ثم اخرج هو وأصحابه من سجستان فساروا حتى انتهوا إلى غرجة فدعوا أهلها إلى اعتقادهم فقبلوا قولهم وبقى ذلك المذهب في تلك الناحية وهو فرق كثيرة على هذا التفصيل الطرايقة الأسحاقية الحماقية العابدية اليونانية السورمية الهيصمية وأقربهم الهيصمية وفي الجملة فهم كلهم يعتقدون أن الله تعالى جسم وجوهر ومحل للحوادث ويثبتون له جهة ومكانا إلا أن العابدية يزعمون أن البعد بينه وبين العرش متناه والهيصمية يقولون إن ذلك البعد غير متناه ولهم في الفروع أقوال عجيبة ومدار امرهم على المخرقة والتزوير وإظهار التزهد ولأبي عبد الله بن كرام تصانيف كثيرة إلا أن كلامه في غاية الركة والسقوط

Пятый раздел о секте Каррамия. Они являются последователями Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Каррама. Он был аскетом Сиджистана и многие обманулись его аскетизмом. Затем вышел он и его последователи из Сиджистана пока не прибыли в Гурджа. Они призвали ее население к своим убеждениям и те приняли их убеждения и остался этот мазхаб на этой стороне. Это большая секта: таракия, асхакия, хамакия, абадия, йавания, сурмания, хайсамия, наиболее близкая из них хайсамия. В общем они все убеждены, что Всевышний тело и субстанция и место для творений, и утверждают Ему сторону и место. Однако Абадия считают, что между Ним и между Аршем две ее опоры, а Хайсамия говорят, что расстояние между ними не является опоры. У них в ответвлении (этого вопроса) есть удивительные слова.

Вся их основа зиждется на вранье, обмане и проявлении аскетичного образа жизни. У Абу Абдуллаха ибн Каррама есть множество книг, однако его речь в высшей степени слабая и ошибочна».

Похожие материалы