Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда

Абу Гудда

Шейх Абдуль-Фаттах ибн Мухаммад ибн Башир ибн Хасан Абу Гудда (да смилуется над ним Аллах) родился в религиозной семье в городе Алеппо, на севере Сирии, 17 числа месяца раджаб 1335 года по хиджре (9 мая 1917 года по григорианскому календарю). Он был третьим и младшим из братьев в семье. Также у него была одна старшая сестра по имени Шарифа и младшая — Наима.

Его отец, Мухаммад (да смилуется над ним Аллах), был известен среди знакомых как богобоязненный, праведный человек, постоянно занимавшийся поминанием Аллаха и чтением Корана.

Род шейха по отцовской линии восходит к сподвижнику Халиду ибн аль-Валиду (да будет доволен им Аллах). Фамилия Абу Гудда — относительно новая, тогда как от нее отделились два ответвления с названиями Саббагъ и Максуд. В юности шейх занимался текстильным ремеслом, работая вместе с отцом и дедом (да смилуется над ними всеми Аллах).

Учеба шейха и этапы его образования

Дед шейха заметил в мальчике сообразительность и стремление к знаниям и понял: ему уготована большая судьба. Тогда он отдал внука в среднюю школу (мадраса) в Алеппо, где шейх проучился четыре года. Затем, в 1356 году (1936 по г. к.), шейх по собственной инициативе поступил в Хусравийскую школу, построенную в Алеппо наместником Хусравом-пашой во времена Османской империи. Окончил он ее в 1362 году (1942 по г. к.).

Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда обучался у множества ученых: их число достигало около 200. Ниже перечислены наиболее важные его наставники в Алеппо:

1. Шейх Рагиб ат-Таббах (ум. 1370) — известный ученый в области хадисов и истории. Автор многих трудов, из которых наиболее значительный — «И‘лям ан-нубаля би-тарихи халяб аш-шахаба» («Извещение благородных об истории Алеппо») в семи томах;

2. Шейх Ахмад ибн Мухаммад аз-Зарка (ум. 1357) — ханафитский факих и знаток науки усуль аль-фикх. Отец известного шейха Мустафы аз-Зарка (да смилуется над ними обоими Аллах);

3. Шейх Иса аль-Байануни (ум. 1362) — ученый-шафиит. Его мечеть называлась Мечетью Абу Зарра и находилась рядом с домом отца шейха. Глубокое влияние на шейха оказало то, что он посещал учителя еще до начала серьезного обучения;

4. Шейх Мухаммад аль-Хаким (ум. 1400) — ханафитский факих, муфтий ханафитов в Алеппо;

5. Шейх Ас‘аб ‘Абджи (ум. 1392) — шафиитский факих, муфтий шафиитов в Алеппо;

6. Шейх Ахмад ибн Мухаммад аль-Курди (ум. 1377) — выдающийся ученый и ханафитский факих;

7. Шейх Мухаммад Наджиб Сираджуддин (ум. 1373) — выдающийся ученый, факих, толкователь Корана, проповедник. Отец шейха Абдуллы Сираджуддина (да смилуется над ними обоими Аллах), друга и известного современника шейха;

8. Шейх Мустафа аз-Зарка (ум. 1420) — сын шейха Ахмада аз-Зарка (да смилуется над ними обоими Аллах), выдающийся факих и специалист по науке усуль аль-фикх, особенно в области современных финансовых сделок и сравнительного фикха.

Учеба шейха в аль-Азхаре

В 1364 году (1944 по г. к.) шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда окончил среднюю школу и отправился за знаниями в Египет, чтобы учиться в одном из величайших исламских университетов — аль-Азхаре. Он поступил на факультет Шариата, где обучался у выдающихся ученых в период с 1364 по 1368 годы.

После этого он продолжил образование, выбрав специализацию по психологии и методике преподавания на факультете арабского языка при аль-Азхаре, и окончил его в 1370 году (1950 по г. к.), получив соответствующий диплом.

Среди его учителей в Египте были:

1. Шейх Мухаммад Абу Захра (ум. 1395) — ученый, специалист по усуль аль-фикх, автор более сорока книг по усуль-фикх, его истории и сравнительному фикху;

2. Шейх Мухаммад аль-Хидр Хусейн (ум. 1377) — толкователь Корана и факих маликитского мазхаба. Он был ректором аль-Азхара;

3. Шейх Юсуф ад-Диджви (ум. 1383) — известный факих и ученый;

4. Шейх Ахмад Мухаммад Шакир (ум.1383) — выдающийся мухаддис своего времени;

5. Шейх Мустафа Сабри (ум. 1373) — последний муфтий Османской империи. Он бежал в Египет от преследований кемалистов. Обладал глубокими знаниями в области хадиса, усуль аль-фикх, ханафитского мазхаба и политики;

6. Шейх Иса Манун (ум. 1376) — факих шафиитского мазхаба, родом из Палестины, скончался в Каире;

7. Шейх Захид аль-Кавсари (ум. 1371) — был знатоком хадиса, усуль аль-фикха и , ханафитского фикха. Шейх Абдуль-Фаттах унаследовал от него любовь к книгам, рукописям и знание об их местонахождении. Он редактировал и публиковал многие труды;

8. Шейх Абдуль-Ваххаб Халляф (ум. 1375) — специалист в области хадиса, усуль аль-фикха и фикха о наследовании. Автор известных трудов, в том числе книги «Усуль аль-Фикх».

Работа в Сирии

После завершения обучения в Египте шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда вернулся в Сирию. В 1371 году (1951 по г. к.) он принял участие в конкурсе на должность преподавателя исламского воспитания в Министерстве образования, где занял первое место. Он преподавал этот предмет в течение 11 лет в самых престижных школах города Алеппо.

Позднее шейх был назначен преподавателем в шариатский факультет Дамасского университета, где преподавал три года следующие предметы: усуль аль-фикх, ханафитский фикх и сравнительный фикх (фикх аль-мукаран).

После этого он возглавил работу над энциклопедией «Му‘джам фикх аль-Мухалля» ибн Хазма, над которой начали работать другие ученые, а шейх завершил ее и подготовил к печати. Работа была издана в двух больших томах.

Политический опыт шейха

В 1382 году (1961 по г. к.) шейх был избран депутатом от города Алеппо с крупным большинством голосов, что стало выражением доверия со стороны людей, несмотря на сопротивление его оппонентов со всех сторон и их безуспешные попытки помешать ему попасть в парламент. В 1965 году, через два года после роспуска парламента, шейх покинул Сирию и уехал в Саудовскую Аравию, где начал преподавать на факультете Шариата в Эр-Рияде.

Когда шейх вернулся в свою родную страну летом 1386 года (1966 по г. к.), он был заключен в тюрьму вместе с группой ученых и политиков и провел 11 месяцев в пустынной тюрьме «Тадмор».

Членство шейха в движении «Ихван уль-Муслимин» (запрещенная в России организация. — прим. ред.) основывалось на его убеждении в необходимости коллективной работы для поддержки Ислама и мусульман, а не для достижения должностей и титулов. На протяжении всей своей жизни он стремился к обучению и исследовательской работе. Несмотря на желание полностью посвятить себя науке, шейх несколько раз был вынужден откликнуться на просьбы и брал на себя организаторские обязанности. Так, он дважды занимал пост главного наблюдателя этого движения в Сирии, но всегда, как только появлялась подходящая возможность, оставлял этот пост, чтобы снова сосредоточиться на науке и написании трудов.

Жизнь в Саудовской Аравии

После того как шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда был освобожден из тюрьмы, он снова переехал в Саудовскую Аравию, заключив контракт с Университетом имама Мухаммада ибн Сауда в Эр-Рияде, где работал преподавателем на факультете Шариата. Он также был профессором для студентов магистратуры и научным руководителем дипломных работ. Многие преподаватели и ученые стали его учениками. В период с 1385 по 1408 годы (1965–1988 по г. к.) шейх принимал участие в разработке учебных планов и программ Университета имама Мухаммада ибн Сауда и был избран членом научного совета этого университета.

Шейх неоднократно работал в качестве приглашенного преподавателя в Университете Умм Дурмана в Судане, Университете Саны в Йемене, а также в учебных заведениях и университетах Индии. Он принимал участие в многочисленных исламских научных семинарах и конференциях, проводимых по всему исламскому миру. Его вклад в эти области был значительным, и он преподавал в Иордании, Пакистане, Турции, Алжире, Ираке и Катаре.

Шейх был также избран для представления Сирии в Учредительном совете Всемирной исламской лиги, когда там освободилось место вследствие смерти шейха Хасана Хабаннака аль-Майдани. Он успешно исполнял свои обязанности, работая с другими членами совета над распространением Слова Аллаха и решением проблем мусульман по всему миру, пока не ушел из жизни.

Его возвращение в Сирию

В 1405 году (1995 по г. к.) шейх Абдуль-Фаттах получил от президента приглашение вернуться в Сирию. Через шейха доктора Мухаммада Саида Рамадана аль-Бути (да смилуется над ним Аллах) президент Сирии выразил глубокое уважение к шейху и его знаниям и сообщил о своем желании, чтобы шейх вернулся на родину. Он также сообщил, что хочет встретиться с ним. Шейх Абдуль-Фаттах откликнулся на этот жест и надеялся, что это станет началом процесса примирения после разногласий, возникших в Сирии в 1980-х годах.

Он вернулся в Сирию с надеждой на сближение точек зрения и смягчение последствий тех трагических событий. Он не смог встретиться с президентом, но был тепло принят другими официальными лицами. Его возвращение в Сирию спустя 17 лет отсутствия дало возможность еще раз увидеть перед смертью родину и насладиться огромной любовью почитателей и тех, кто признавал его заслуги. Дом и мечеть, где шейх совершал намазы, стали местами, куда стягивалось множество людей, желавших воочию увидеть своего любимца.

Мазхаб шейха Абу Гудда

Шейх Абдуль-Фаттах был приверженцем ханафитского мазхаба, который он изучал с детства у нескольких шейхов, особенно у таких факихов, как шейх Мустафа аз-Зарка и шейх Ахмада аль-Хаджи аль-Курди, который был муфтием ханафитов в Алеппо. Он также был одним из ученых ашаритов и матуридитов. Подобно многим ученым ханафитам из Индии, Пакистана, Афганистана и других стран, он был выдающимся учеником шейха Мухаммада Захида аль-Кавсари, который был одним из больших хадисоведов и ученых среди турок.

Шейх также имел глубокие знания о шафиитском мазхабе, который является одним из основных в странах Шама (Сирия, Ливан и Иордания). Шейх не был сторонником следования только за облегчениями или редкими мнениями, но отвергал строгий фанатизм в следовании конкретному мазхабу, что часто подчеркивал.

Его ученики

Шейх Абдуль-Фаттах обучил многочисленных студентов, большинство из которых происходили из стран Шама и Саудовской аравии, а также из других регионов.

Среди его учеников были:

1. Шейх Мухаммад Аввама;

2. Шейх Махмуд Мира;

3. Шейх Наджи Аджам;

4. Шейх Мухаммад Абу-ль-Фатх аль-Байануни;

5. Шейх Салахуддин аль-Идлиби;

6. Шейх Абду-Саттар Абу Гудда;

7. Шейх Маджди Макки;

8. Шейх Ахмад ибн Ма‘бад Абдуль-Карим аль-Мисри;

9. Шейх ас-Сайд Ибрахим ибн Абдуллах аль-Халифа аль-Хашими;

10. Шейх Мухаммад Рафи‘ ибн Мухаммад Шафи аль-Усмани;

11. Шейх Мухаммад Таки ибн Мухаммад Шафи‘ аль-Усмани;

Его путешествия

Шейх Абдуль-Фаттах посетил множество стран и городов по всему миру. Помимо своей родины он побывал в Иордании, Палестине, Ираке, Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне, Йемене, Египте, Судане, Сомали, Тунисе, Алжире, Марокко, Южной Африке, Индонезии, Брунее, Индии, Пакистане, Афганистане, Узбекистане, Турции и во многих странах Европы и Америки.

Его поездки несли либо научный характер (встречи с учеными, получение знаний, посещение библиотек и архивов рукописей), либо проповеднический (участие в конференциях, выступления с речами и лекциями, призыв людей к вере в Аллаха).

Его качества и нрав

Шейх Абу Гудда был щедрым и всегда стремился угодить своему гостю, делая для этого все возможное. Он был терпеливым и часто прощал обиды. Шейх был воспитанным и благонравным, никогда не оскорблял людей, – напротив, он уважал каждого и изъяснялся утонченно и вежливо.

Он был мудрым и рассудительным, каждое его слово было продумано и использовалось в нужное время и в нужном месте.

Шейх проявлял терпение во времена испытаний. Он был настойчив в отношении намаза, всегда выполнял его вовремя, даже в дороге или будучи больным.

Наследие шейха Абу Гудда

Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда является одним из авторитетных ученых, ставших гордостью исламского мира. С самого начала научной деятельности он занимался изданием и распространением ценнейших книг по разным дисциплинам. Особенностью исследования (тахкика) шейха Абдуль-Фаттаха было то, что каждую книгу он дополнял полезными сведениями и разъяснениями.

Среди книг, которые шейх исследовал, используя тахкик, были:

1. «Ар-Раф‘ ва-такмил фи ль-джарх ва-ль-та‘диль» имама аль-Лакнави;

2. «Аль-Аджвибат аль-фадыла ли-ль-асиля аль-‘ашира аль-камиля» имама аль-Лакнави;

3. «Рисалат аль-Мустаршидин» имама аль-Хариса аль-Мухасиби;

4. «Икамат аль-худжа» имама аль-Лакнави;

5. «Ка‘ида фи аль-джарх ва-ль-та‘диль» хафиза Таджуддина ас-Субки;

6. «Аль-Масну‘ фи ма‘рифат аль-хадис аль-мавду‘» имама Муллы Али аль-Кари.

Среди написанных шейхом книг были:

1. «Масъаля халькъ аль-Куръан ва асараха фи суффуль-рувват валь-мухаддисин» («Вопрос о сотворении Корана и его влияние на ряды передатчиков хадисов»);

2. «Сафахат мин сабр аль-‘уляма ‘ала шадаид аль-‘ильм ва т-тахсыль» («Страницы терпения ученых в отношении трудностей знания и его получения»);

3. «Калимат фи кашф абатыль ва ифтираат» («Слова, разоблачающие ложь и клевету») – опровержение на аль-Альбани;

4. «Аль-‘Уляма аль-‘уззаб аллязина асару ль-‘ильм ‘аля з-завадж» («Ученые-холостяки, которые предпочли знания женитьбе»);

5. «Киммат аз-заман ‘инда ль-‘уляма» («Ценность времени у ученых»);

6. «Умара уль-муминин фи аль-хадис» («Правители верующих в науке хадис»). Это послание шейха, в котором он собрал имена тех, кто был удостоен титула «Амир аль-муминин фи аль-хадис» с начала второго века до конца десятого века. Их оказалось 26 ученых. В этой работе также упомянуты ученые в области фикха и арабского языка, что делает ее ценным и необычным трудом;

7. «Мин адаб аль-Ислям» («Некоторые адабы Ислама»);

8. «Ар-Расуль аль-Муаллим» («Посланник — учитель и его методы обучения»).

Его болезнь и смерть

В 1394 году (1974 по г. к.), после получения вести о смерти брата Абдуль-Гани, шейх пережил сильный сердечный приступ, после которого провел несколько недель в больнице. Однако Всевышний Аллах исцелил его, и хотя позже шейх сталкивался с множеством трудностей, состояние его сердца оставалось стабильным до конца жизни.

В 1409 году (1989 по г. к.) зрение шейха значительно ухудшилось, из-за чего он оказался в больнице для лечения глазных заболеваний в Эр-Рияде;

В 1412 году (1992 по г. к.) врачи заподозрили наличие злокачественной опухоли в печени шейха и рекомендовали ее хирургическое удаление. Однако, к удивлению врачей, опухоль вдруг уменьшилась, а печень вернулась к нормальному состоянию;

В месяце шаабан 1417 года (декабрь 1996 г. по г. к.) шейх вновь почувствовал ухудшение зрения и вернулся из Алеппо в Эр-Рияд для дальнейшего лечения, однако оно не принесло облегчения. Вскоре у шейха возникла сильная головная боль, которая сопровождала его до последних дней. В конце месяца рамадан шейх пожаловался на боль в животе, и после обследования в больнице короля Фейсала было установлено, что у него произошло внутреннее кровотечение, вызванное воспалительным заболеванием.

Шейх ушел из этого мира в воскресенье, 9-го шавваля 1417 года (16 февраля 1997 г. по г. к.), на 80-м году жизни. Его тело было отправлено специальным рейсом из Эр-Рияда в Медину и похоронено на кладбище аль-Баки после ночного намаза. Проститься с ним пришли тысячи людей, среди которых были как его ученики и друзья, так и другие верующие. Шейха удостоили чести быть похороненным в непосредственной близости от могилы пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Смерть шейха вызвала глубокую скорбь мусульман всего мира и оставила неизгладимый след в их сердцах. Шейх был человеком, который воплощал достоинство Ислама, скромность проповедников и шел по пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в характере и нраве.

Да смилуется Аллах над шейхом Абдуль-Фаттахом Абу Гудда и воздаст ему благом за неоценимый вклад в исламское наследие.

Похожие материалы