Сунны пятницы

сунны пятницы

Пятница — это особенный день, который имеет важное значение для мусульман.

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

خَيْرُ يومٍ طَلَعَتْ عليه الشمس يومُ الجُمعة: فيه خُلِقَ آدَم، وفيه أُدْخِلَ الجَنة، وفيه أُخْرِجَ منها

«Лучшим из дней, в которые когда-либо поднималось солнце, является пятница: в этот день был создан Адам (мир ему), в этот день он был введен в Рай, и в этот же день он был изгнан оттуда». (Муслим)

Этот день отличается от других дней недели, и многие верующие стремятся соблюдать в этот день определенные желательные действия. Давайте рассмотрим то, какие действия рекомендуется выполнять в этот день.

1. Купание

Желательно не просто искупаться, но и устранить неприятные запахи, а также удалить волосы на лобке и в подмышках, подстричь усы и ногти.

Сообщается со слов ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِذَا أَتَى أَحَدُكُمُ الْجُمُعَةَ فَلْيَغْتَسِلْ

«Если кто-то из вас отправляется на пятничный намаз, то пусть искупается». (Муслим)

Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

غُسْلُ يَوْمِ الْجُمُعَةِ وَاجِبٌ عَلَى كُلِّ مُحْتَلِمٍ

«Пятничное купание является обязанностью (ваджиб) каждого совершеннолетнего». (аль-Бухари, Муслим)

Под обязанностью в данном случае подразумевается настоятельная сунна (сунна муаккада), однако были и такие ученые, которые считали купание обязательным действием (ваджиб).

Время пятничного купания начинается с наступлением времени утреннего намаза и заканчивается, когда имам завершит пятничный намаз словами таслима. Предпочтительнее же искупаться прямо перед выходом на пятничный намаз, чтобы сохранить чистоту и свежесть.

2. Ранний приход в мечеть

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنِ اغْتَسَلَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ غُسْلَ الْجَنَابَةِ ثُمَّ رَاحَ في الساعةِ الأولى فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَدَنَةً، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الثَّانِيَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَقَرَةً، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الثَّالِثَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ كَبْشًا أَقْرَنَ، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الرَّابِعَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ دَجَاجَةً، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الْخَامِسَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَيْضَةً، فَإِذَا خَرَجَ الإِمَامُ حَضَرَتِ الْمَلاَئِكَةُ يَسْتَمِعُونَ الذِّكْرَ

«Тот, кто в пятничный день совершит полное омовение, подобное тому, которое совершается после полового осквернения, а затем отправится в мечеть в первом часу дня, будет подобен тому, кто принес в жертву верблюда. Тот, кто отправится в мечеть во втором часу, будет подобен тому, кто принес в жертву корову. Тот, кто отправится в мечеть в третьем часу, будет подобен тому, кто принес в жертву рогатого барана. Тот, кто отправится в мечеть в четвертом часу, будет подобен тому, кто принес в жертву курицу. А тот, кто отправится в мечеть в пятом часу, будет подобен тому, кто принес в жертву яйцо. Когда же [к молящимся] выйдет имам, явятся ангелы, дабы послушать слова поминания Аллаха». (аль-Бухари, Муслим)

3. Надеть красивую одежду

Сказал Всевышний Аллах:

يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ

«О потомки Адама! Украшайтесь для (посещения) мечети». (Коран, 7:31)

Украшение — это одеяние.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала, что однажды во время пятничной проповеди Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), увидев, что некоторые люди одеты в старые одежды, сказал:

 ما على أحدكم إن وجد سعة أن يتخذ ثوبين لجمعته سوى ثوبي مهنته

«Неужели трудно каждому из вас, если у него на это есть возможность, надевать по пятницам по две одежды, те, в которых он не работает». (Абу Давуд, ибн Маджа)

Желательно надеть головной убор и одежду белого цвета, так как передают со слов ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и отцом), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

الْبَسُوا مِنْ ثِيَابِكُمْ البَيَاضَ؛ فَإنَّهَا مِنْ خَيْرِ ثِيَابِكُمْ

«Надевайте белые (одежды) из ваших одежд, ибо они являются наилучшими». (ат-Тирмизи)

4. Использование сивака и благовоний

Сообщается со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

غُسْلُ يَوْمِ الْجُمُعَةِ عَلَى كُلِّ مُحْتَلِمٍ، وَسِوَاكٌ، وَيَمَسُّ مِنَ الطِّيبِ مَا قَدَرَعَلَيْهِ

«Пятничное купание является обязанностью (ваджиб) каждого совершеннолетнего, а также использование сивака и благовоний по мере возможности». (аль-Бухари, Муслим)

5. Чтение суры «аль-Кахф»

Сообщается со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

من قرأَ سورةَ الكَهفِ في يومِ الجمعةِ أضاءَ لهُ منَ النُّورِ ما بينَ الجُمعتَينِ

«Кто прочитает суру “аль-Кахф” в пятницу, того будет освещать свет между двумя пятницами». (аль-Хаким, аль-Байхаки)

Имам Зайнуддин аль-Малибари аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Фатхуль Муин» (стр. 209):

وسن قراءة سورة الكهف يوم الجمعة وليلتها لأحاديث فيها وقراءتها نهارا آكد وأولاها بعد الصبح مسارعة للخير وأن يكثر منها ومن سائر القرآن فيهما

«Желательно читать суру “аль-Кахф” в день и ночь на пятницу, так как на это указывают хадисы. Чтение в пятницу днем считается более предпочтительным. А более предпочтительно читать эту суру после утреннего намаза, проявляя поспешность в благих делах, а также читать ен и и другие суры многократно (минимум три раза)».

Имам Абу Бакр ад-Димьяты (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Ианату т-талибин» (2/103):

(سئل) الشمس الرملي عمن قرأ نصف الكهف ليلا ونصفها نهارا، هل يحصل له الثواب المخصوص أو لا؟ (فأجاب) بأنه لا يحصل له الثواب المخصوص، وإنما يحصل له أصل الثواب.

«Был спрошен ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах) о том человеке, кто прочитал половину суры “аль-Кахф” ночью, а оставшуюся половину — днем. Получит ли он особое вознаграждение или нет? Он ответил, что он не получит особого вознаграждения, однако приобретет обычную награду».

6. Внимательно слушать проповедь имама

Когда человек приходит в мечеть на пятничный намаз, то ему следует внимательно слушать проповедь, так как именно в этом и заключается суть данной проповеди. Если же он не слушает ее внимательно и не получает пользы от проповеди, это, в свою очередь, делает сердце черствым, отворачивающимся от поминания Аллаха,  и покрывается пеленой невежества и беспечности.

Передают со слов ибн Аббаса (да будет Аллах доволен им и его отцом), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ تَكَلَّمَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ وَالْإِمَامُ يَخْطُبُ فَهُوَ كَمَثَلِ الْحِمَارِ يَحْمِلُ أَسْفَارًا، وَالَّذِي يَقُولُ لَهُ: أَنْصِتْ، لَيْسَتْ لَهُ جُمُعَةٌ

«Кто разговаривает, когда имам читает пятничную проповедь, тот подобен ослу, навьюченному книгами. А если кто-нибудь велит ему замолчать, тот потеряет пятничный намаз». (Ахмад)

7. Дуа в последний час пятницы

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что он  слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

إِنَّ فِي الْجُمُعَةِ لَسَاعَةً لَا يُوَافِقُهَا مُسْلِمٌ قَائِمٌ يُصَلِّي يَسْأَلُ اللَّهَ خَيْرًا إِلَّا أَعْطَاهُ إِيَّاهُ

«Поистине, есть в пятницу определенный час, и если (этот час) совпадет с тем временем, когда мусульманин, будучи в намазе, попросит у Аллаха благое, то ему непременно будет даровано (то, о чем он просил)».

И Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:

وَقَالَ بِيَدِهِ يُقَلِّلُهَا

«(И он указал) своей рукой, (что продолжительность этого часа) мала». (аль-Бухари, Муслим)

Имам Ибн Раслян (да смилуется над ним Аллах) — известный шафиитский факих — пишет в своем толковании на «Сунан Абу Давуда» (5/462-463):

وروى سعيد بن منصور بإسناد صحيح إلى أبي سلمة بن عبد الرحمن أن ناسًا من الصحابة اجتمعوا فتذاكروا ساعة الجمعة ثم افترقوا فلم يختلفوا أنها آخر ساعة من يوم الجمعة، ورجحه كثير من الأئمة أيضًا كأحمد وإسحاق، ومن المالكية الطرطوشي وحكى الشيخ صلاح الدين العلائي أن شيخه ابن الزملكاني شيخ الشافعية في وقته كان يختاره ويحكيه عن نص الشافعي.

«И передал Са’ид ибн Мансур со своим достоверным иснадом от Абу Салямы ибн Абдур-Рахмана, который сказал, что люди из числа сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) собрались и начали обсуждать час пятницы, затем расходились и не разгласили о том, что это последний час пятницы. Это мнение посчитали достоверным многие имамы, среди которых: Ахмад, Исхак и ат-Тартуши из маликитов. Шейх Салахуддин аль-Аляи передает, что его шейх аз-Замалкани — шейх шафиитов своего времени—  выбрал это мнение и передавал его от имама аш-Шафии».

8. Отправляться в мечеть пешком

Мусульманину за каждый шаг, который он сделал по пути в мечеть, будет дана отдельная награда, а также ему за это прощаются грехи.

От Ауса ибн Ауса ас-Сакафи (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ غَسَلَ رَأْسَهُ يَوْمَ الْجُمُعَةِ وَاغْتَسَلَ ثُمَّ بَكَّرَ وَابْتَكَرَ، وَمَشَى وَلَمْ يَرْكَبْ، وَدَنَا مِنَ الْإِمَامِ فَاسْتَمَعَ وَلَمْ يَلْغُ كَانَ لَهُ بِكُلِّ خُطْوَةٍ عَمَلُ سَنَةٍ أَجْرُ صِيَامِهَا وَقِيَامِهَا

«Тот, кто в пятницу помоет голову и искупается, пораньше отправится на пятничный намаз пешком, а не верхом, займет место поблизости от имама, будет слушать проповедь внимательно и не отвлекаясь, получит за каждый шаг от дома до мечети награду, равную награде за соблюдение поста и ночных намазов в течение года». (Абу Давуд, ат-Тирмизи)

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Тухфат аль-мухтадж» (2/471):

 قِيلَ لَيْسَ فِي السُّنَّةِ فِي خَبَرٍ صَحِيحٍ أَكْثَرُ مِنْ هَذَا الثَّوَابِ ؛ فَلْيُتَنَبَّهْ لَهُ

«Некоторые ученые говорили: “Нет в Сунне достоверного хадиса, в котором говорилось бы о подобной награде, обрати на это внимание!”»

9. Многократное чтение салавата на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)

Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

أَكْثِرُوا الصَّلَاةَ عَلَيَّ يَوْمَ الْجُمُعَةِ وَلَيْلَةَ الْجُمُعَةِ ؛ فَمَنْ صَلَّى عَلَيَّ صَلَاةً صَلَّى الله عَلَيْهِ عَشْرًا

«Почаще призывайте на меня благословение (читайте салават) в пятницу и в ночь пятницы, ибо тот, кто попросит благословить меня один раз, того Аллах благословит за это десять раз». (аль-Байхаки).

Имам Абу Бакр ад-Димьяты (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Ианату т-талибин» (2/103):

(قوله: وإكثار صلاة على النبي صلى الله عليه وسلم) قال الحلبي في حواشي المنهج: قال أبو طالب المكي: أقل إكثار الصلاة عليه صلى الله عليه وسلم ثلثمائة مرة.

«Желательно побольше читать салаваты Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Аль-Халяби в своем субкомментарии (хашияте) на “Аль-Манхадж” пишет, что Абу Талиб аль-Макки сказал “Минимальное количество салаватов, при которых достигается сунна увеличения, — 300 раз”».

Похожие материалы