Тахаджуд-намаз

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

Тахаджуд-намаз – сунна Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и символ Ислама, и отказываясь от следования этой сунне, мы теряем силу нашей веры и лишаем себя бесценной возможности устремиться к Всевышнему Аллаху всем сердцем.

Тахаджуд (араб. تَهَجُّدٌ) происходит от глагола هَجَدَ (спать днём; бодрствовать ночью) и от глагола تَهَجَّدَ (бодрствовать, не спать (совершая молитвы)) и означает «бодрствование ночью в молитве».

В исламской терминологии тахаджуд – это добровольный ночной намаз, совершаемый после пробуждения от сна.

 

Достоинства тахаджуд-намаза

Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا نِصْفَهُ أَوِ انْقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا إِنَّا سَنُلْقِي عَلَيْكَ قَوْلًا ثَقِيلًا إِنَّ نَاشِئَةَ اللَّيْلِ هِيَ أَشَدُّ وَطْئًا وَأَقْوَمُ قِيلًا

«О закутавшийся! Выстаивай ночь (в намазе), за исключением малой [её части], половину ночи, чуть меньше или немного больше, и читай Коран размеренно. Поистине, Мы ниспошлём тебе весомые слова. Ведь ночные часы тяжелее, и слова (ночью) действенней». (сура Аль-Муззамиль, аят 1-6)

Всевышний Аллах сказал:

وَمِنَ اللَّيْلِ فَتَهَجَّدْ بِهِ نَافِلَةً لَّكَ عَسَى أَن يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَامًا مَّحْمُودًا

«Бодрствуй часть ночи, совершая дополнительный намаз. Возможно, твой Господь поднимет тебя [в вечной жизни] на Славное место[1]». (сура Аль-Исра, аят 79)

Хафиз Ибн Касир (701–774 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) прокомментировал этот аят:

واختلف في معنى قوله تعالى: نافلة لك فقيل معناه أنك مخصوص بوجوب ذلك وحدك، فجعلوا قيام الليل واجبا في حقه دون الأمة، رواه العوفي عن ابن عباس، وهو أحد قولي العلماء، وأحد قولي الشافعي رحمه الله، واختاره ابن جرير، وقيل: إنما جعل قيام الليل في حقه نافلة على الخصوص، لأنه قد غفر له ما تقدم من ذنبه وما تأخر وغيره من أمته إنما يكفر عنه صلواته النوافل الذنوب التي عليه. قاله مجاهد: وهو في المسند عن أبي أمامة الباهلي رضي الله عنه

«Есть разногласия по поводу слов Аллаха: “Добровольно для себя”. Группа учёных сказала, что молитва ночного бдения (тахаджуд) была обязательной только для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), это мнение передаёт аль-Ауфи от Ибн Аббаса, и это одно из мнений учёных и мнений аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах), его выбрал Ибн Джарир (ат-Табари).

Другая группа учёных сказала, что молитва ночного бдения (тахаджуд) была добровольной (желательной) для него, так как ему были прощены его ранние и поздние грехи, также для остальных мусульман ночное бдение служит прощением грехов. Это мнение Муджахида, и оно приводится в “Муснаде” от Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах)». («Тафсир Ибн Касир», 5/94)

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

أفضل الصلاة بعد الفريضة صلاة الليل

«Наилучшей молитвой после обязательной является ночная молитва (тахаджуд)». (Муслим)

Со слов Абу Малика аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إن في الجنة غرفا يرى ظاهرها من باطنها وباطنها من ظاهرها أعدها الله لمن أطعم الطعام وأدام الصيام وصلى باليل والناس نيام ورواه ابن وهب عن ابن عمرو ولفظه لمن أطاب الكلام وأطعم الطعام وبات قائما والناس نياما

«Поистине, в Раю есть комнаты, внутри которых видно то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри. Аллах уготовил их для тех, кто кормил нуждающихся, часто постился и совершал ночные молитвы в то время, когда (большинство) людей спит». (Ат-Табарани)

 

Время совершения тахаджуд-намаза

Время совершения тахаджуд-намаза наступает после обязательного ночного намаза (иша) и длится до начала утреннего намаза после короткого сна. В этот промежуток времени мы можем совершать тахаджуд-намаз.  Самое предпочтительное время для совершения тахаджуд-намаза – последняя треть ночи.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

يَنْزِلُ رَبُّنَا تَبَارَكَ وَتَعَالَى كُلَّ لَيْلَةٍ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا حِينَ يَبْقَى ثُلُثُ اللَّيْلِ الآخِرُ يَقُولُ : مَنْ يَدْعُونِي ، فَأَسْتَجِيبَ لَهُ مَنْ يَسْأَلُنِي فَأُعْطِيَهُ ، مَنْ يَسْتَغْفِرُنِي فَأَغْفِرَ لَهُ

«С наступлением последней трети каждой ночи наш Всеблагой и Всевышний Господь нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”». (Аль-Бухари, Муслим)

 

Какая разница между тахаджудом и кыям аль-лейль, и совершается ли после него витр?

Тахаджуд и кыям аль-лейль – это два названия с одним смыслом: дополнительный намаз после захода солнца и до наступления рассвета. Однако тахаджуд совершают после пробуждения ото сна, а кыям уль-лейль – до сна и после него, тахаджуд – это кыям аль-лейль, но не наоборот.

Витр совершается после ночного намаза, однако человеку желательно отложить его совершение до тех пор, пока он не совершит тахаджуд-намаз, если есть вероятность что он встанет ночью. Если такой вероятности нет, то пусть совершит витр-намаз перед сном.

 

Количество ракаатов

Относительно количества ракаатов у учёных имеются разногласия.

В «Кувейтской энциклопедии фикха» (14/88-89) говорится:

اتفق الفقهاء على أن أقلها ركعتان خفيفتان لما روى أبو هريرة رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: إذا قام أحدكم من الليل فليفتتح صلاته بركعتين خفيفتين

واختلفوا في أكثرها فقال الحنفية: منتهى ركعاته ثماني ركعات قال ابن الهمام: الظاهر أن أقل تهجده صلى الله عليه وسلم كان ركعتين، وأن منتهاه كان ثماني ركعات وستأتي الروايات الدالة على ذلك.

وقال المالكية: أكثره عشر ركعات أو اثنتا عشرة ركعة فقد روي أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يصلي بالليل إحدى عشرة ركعة يوتر منها بواحدة وروي أنه كان يصلي فيه اثنتي عشرة ركعة ثم يوتر بواحدة

وقال الشافعية: لا حصر لعدد ركعاته وهو ما يؤخذ من عبارات فقهاء الحنابلة. لخبر: الصلاة خير موضوع من شاء أقل ومن شاء أكثر

«Учёные-правоведы единодушно согласны с тем, что наименьшее количество – это два лёгких ракаата, так как Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Когда кто-либо из вас встанет ночью, пусть начнёт молитву с двух лёгких ракатов». (Муслим)

Учёные разошлись во мнениях относительно наибольшего количества ракаатов:

– ханафиты сказали: окончательное количество ракаатов – восемь. Ибн аль-Хумам сказал: «Очевидно, что наименьшее количество ракаатов при совершении тахаджуда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) составляло два, а наибольшее – восемь. Ниже будут приведены слова, указывающие на это»;

– маликиты сказали: наибольшее количество ракаатов – десять или двенадцать. Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал одиннадцать ракаатов, последний из которых являлся витром, также передают, что он  совершал двенадцать ракаатов, затем совершал один ракаат витр;

– шафииты сказали: ограничений в количестве ракаатов нет, и это также понимается из слов учёных-ханбалитов со ссылкой на хадис: «Молитва – это наилучшее деяние, и тот, кто желает, пусть уменьшает её, а кто желает – увеличивает!» (Ахмад)

 

Желательные действия, связанные с тахаджуд-намазом

Тому, кто собирается встать ночью на тахаджуд, желательно:

1. перед сном вознамериться проснуться ночью на молитву.

Со слов Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَن أتى فِراشَهُ وَهوَ ينوي أن يقومَ يُصلِّيَ منَ اللَّيلِ فغلبَتْهُ عَيْناهُ حتَّى أصبحَ كُتِبَ لَهُ ما نوى وَكانَ نومُهُ صدقةً عليهِ من ربِّهِ

«Тому, кто отправится в свою постель с намерением встать ночью для совершения молитвы и кого одолеет сон до наступления утра, [в книгу деяний] запишут то, что он намеревался совершить, и его сон станет милостыней для него от Господа». (Ибн Маджа, ан-Насаи);

2. проснувшись, протереть лицо, чтобы прогнать сон, почистить зубы сиваком, посмотреть на небо и обратиться к Аллаху с мольбой, с которой взывал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) просыпался ночью, он говорил:

لا إِلهَ إلاَّ أَنْتَ سُبْحانَكَ اللَّهُمَّ وبحمدِكَ، أسْتَغْفِرُكَ لِذَنْبيِ، وأسألُكَ رَحْمَتَكَ، اللَّهُمَّ زِدْنِي عِلْماً، وَلا تُزِغْ قَلْبِي بَعْدَ إذْ هَدَيْتني، وَهَبْ لِي مِنْ لَدُنْكَ رَحْمَةً، إنَّكَ أَنْتَ الوَهَّابُ‏

«Ля иляха илля Анта, Субхана-ка, Аллахумма, астагфиру-ка ли-занби ва асъалю-ка рахмата-ка. Аллахумма, зид-ни ‘ильман, ва ля тузиг кальби ба‘да из хадайта-ни, ва хаб ли мин лядун-кя рахматан, инна-кя Анта-ль-Ваххаб».

«Нет бога, кроме Тебя, преславен Ты, о Аллах, прошу у Тебя прощения за мой грех и прошу у Тебя милости. О Аллах, добавь мне знания и не сбивай с пути сердце моё после того, как Ты указал ему прямой путь, и даруй мне от Тебя милость, ведь, поистине, Ты – Дарующий». (Абу Дауд, ан-Насаи)

А также:

الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَحْيَانَا بَعْدَ مَا أَمَاتَنَا وَإِلَيْهِ النُّشُورُ

«Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ахйа-на ба’да ма амата-на ва иляй-хи-н-нушур».

«Хвала Аллаху, который оживил нас после того как умертвил, и к Нему [предстоит наше] возвращение». (Аль-Бухари);

3. пропустить молитву, если одолеет сон, и выспаться.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِذَا قَامَ أحَدُكُمْ مِنَ اللَّيْلِ ، فَاسْتَعْجَمَ القُرْآنَ عَلَى لِسَانِهِ ، فَلَمْ يَدْرِ مَا يَقُولُ ، فَلْيَضْطَجِع

«Если кто-нибудь встанет ночью и окажется, что ему трудно читать Коран, а сам он не будет знать, что говорит, пусть ляжет [поспать ещё]». (Муслим);

4. разбудить членов своей семьи.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

  رَحِمَ الله رَجُلاً قَامَ مِنَ اللَّيْلِ فَصَلَّى وَ أَيْقَظَ امْرَأَتَهُ فَصَلَّتْ فَإِنَّ أَبَتْ نَضَحَ فِي وَجْهِها المَاءَ . وَ رَحِمَ الله امْرَأةً قَامَتْ مِنَ اللَّيْلِ فَصَلَّتْ و أَيْقَظَتْ زَوْجَها فَصَلَّى فَإِنْ أَبَى نَضَحَتْ في وَجْهِهِ المَاءَ

«Да помилует Аллах мужчину, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, которая также совершает молитву, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой! Да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, который также совершает молитву, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицо водой!» (Абу Дауд, Ибн Маджа);

5. не перегружать себя, а молиться ночью столько, на сколько хватает энергии, но совершать эту молитву регулярно и никогда не пропускать её, разве что при вынужденных обстоятельствах.

 

Действия, способствующие выстаиванию ночей перед Аллахом

Учёные перечислили действия, которые помогают верующему совершать ночное поклонение. Упомянем некоторые из них:

1. избегание грехов днём;

2. поминание Аллаха перед сном;

3. ранний отход ко сну;

4. короткий отдых в полдень;

5. умеренность в еде и питье;

6. сон в состоянии ритуальной чистоты;

7. сон на правом боку;

8. самоотчёт и самоосуждение за пропуск тахаджуд-намаза.

 

 

[1] По мнению большинства мусульман, под “Славным местом” имеется в виду заступничество (шафаат) Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). («Тафсир» аль-Куртуби, 13/150)

Похожие материалы