Аллах усадит Пророка на Трон? Понимание толкования Муджахида

Всевышний Аллах сказал:

عَسَىٰ أَن يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَامًا مَّحْمُودًا

«Возможно, твой Господь поднимет тебя [в вечной жизни] на Славное место». (сура аль-Исра, аят 79)

Абсолютное большинство толкователей из числа сподвижников, табиинов и имамов саляфов сошлись на том, что под славным местом имеется в виду заступничество Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Судный день. С этим согласны как Ахлю-Сунна в лице ашаритов, матуридитов и асаритов, так и саляфиты (ваххабиты).

Более того, ряд учёных сообщили, что толкователи Корана единодушны в том, что славное место – это заступничество.

Имам Абуль-Музаффар ас-Сам’ани (426–489 гг. х.) сказал в своём тафсире, комментируя этот аят:

وَقَوله: ﴿عَسى أَن يَبْعَثك رَبك مقَاما مَحْمُودًا﴾ أجمع الْمُفَسِّرُونَ أَن هَذَا مقَام الشَّفَاعَة، وَقد ثَبت هَذَا عَن النَّبِي.

«Аллах сказал: “Возможно, твой Господь поднимет тебя [в вечной жизни] на Славное место”. Толкователи Корана единогласны в том, что славное место – это право на заступничество, и это доподлинно известно от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».

Но существует и альтернативное толкование, которое передаётся от известного толкователя Корана, табиина Муджахида ибн Джабра аль-Макки (21–104 гг. х.).

Абу Бакр ибн Аби Шайба (159–235 гг. х.) передал в своём сборнике «Мусаннаф» («Тахкик» Мухаммада Аввамы, 17/393, № 32309) следующее:

حدثنا ابن فضيل، عن ليث، عن مجاهد {عسى أن يبعثك ربك مقاما محمودا} قال: يقعده على العرش

«Ибн Фудейль передал нам от Лейса слова Муджахида относительно аята “Возможно, твой Господь поднимет тебя [в вечной жизни] на Славное место”: “Он усадит его на Трон”».

Также по этой же цепочке передатчиков от Ибн Аби Шейбы Ибн Аби ‘Асым передал в книге «Сунна» («Тахкик», Албани, с. 305).

То есть выражение «славное место» означает, что в Судный день Аллах усадит Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на Трон.

 

ДОПОЛНЕНИЕ «РЯДОМ С СОБОЙ»

В некоторых риваятах сообщение Муджахида передаётся с дополнением «рядом с Собой», то есть «Он усадит его на Трон рядом с Собой».

От Ибн Фудайля, тому – от Лейса, а тому – от Муджахида – это наиболее распространённая цепочка (иснад) передатчиков сообщения Муджахида.

Абу Бакр аль-Халляль (умер в 311 г. х.) в книге «Сунна» в главе «Макам аль-Махмуд» (2/209–282) привёл 12 риваятов, иснады которых сходятся на передатчике Ибн Фудайле, который передаёт от Лейса, а тот – от Муджахида, без дополнения «рядом с Собой».

Также аль-Халляль привёл три риваята от Матляба ибн Зияда, Абу Малика ан-Наха’и и Джафара аль-Ахмара, которые сходятся на рассказчике Лейсе, который передаёт аят от Муджахида без дополнения «рядом с Собой».

Также аль-Халляль привёл три риваята от Абу Яхьи аль-Каттана, Джабира ибн Язида, ‘Ата ибн ас-Саиба, которые передают аят непосредственно от Муджахида, также без дополнения «рядом с Собой».

Таким образом, аль-Халляль передал 18 риваятов, в которых толкование Муджахида упоминается без дополнения «рядом с Собой».

Также аль-Халляль в книге «Сунна» привёл семь риваятов, иснады которых сходятся на передатчике Ибн Фудайле, который передаёт от Лейса, а тот – от Муджахида, с дополнением «рядом с Собой».

Исследование иснадов предания Муджахида не является изначальной целью.

Однако отмечу, что исследователь книги «Сунна» аль-Халляля доктор ‘Атыйя аз-Захрани посчитал недостоверными иснады абсолютно всех версий хадиса Муджахида из-за проблем с передатчиками.

Также аль-Албани из числа саляфитских авторитетов сказал в своём тахкике книги «Сунна» Ибн Аби Асыма (с. 305):

إسناده ضعيف مقطوع والليث مختلط على أنه قد توبع وليس في ذلك ما يحتج به كما بينته في كتابي «مختصر العلو للعلي العظيم» للحافظ الذهبي.

«Цепочка передачи этого сообщения слабая и оборванная. Лейс путался, но, возможно, он имел подтверждающие предания, но это всё не является аргументацией, как я это объяснил в своём сокращённом варианте книги “Аль-Улюв” хафиза аз-Захаби».

Мухаммад Аввама из шейхов Ахлю-Сунна в своём тахкике «Мусаннафа» ибн Аби Шайбы (17/393) также отметил, что сообщение Муджахида имеет недостоверный иснад.

Также имам Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики (468–543 гг. х.) сказал в книге «‘Аридат аль-Ахвази» (10/228):

وأما جلوسه معه على العرش فلم يصح

«Что же касается усаживания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на Трон рядом с Ним, то это недостоверно».

 

ГРУППА УЧЁНЫХ ИЗ ЧИСЛА АХЛЮ-ХАДИС ПРИНЯЛИ ТОЛКОВАНИЕ МУДЖАХИДА

Несмотря на то, что иснад этого сообщения недостоверен, он был принят группой учёных из числа Ахлю-Хадис.

Аль-Халляль передал, что имам Ахмад тоже принимал толкование Муджахида.

Абу Бакр аль-Халляль передал в книге «Сунна» (2/247) от Абу Бакра аль-Марвази (умер в 275 г.х.) следующее высказывание:

وقد حدثنا أبو بكر المروذي ، رحمه الله قال : سألت أبا عبد الله عن الأحاديث التي تردها الجهمية في الصفات ، والرؤية ، والإسراء ، وقصة العرش ، فصححها أبو عبد الله ، وقال : قد تلقتها العلماء بالقبول ، نسلم الأخبار كما جاءت ، قال : فقلت له : إن رجلا اعترض في بعض هذه الأخبار كما جاءت فقال : يجفى ، وقال : ما اعتراضه في هذا الموضع ، يسلم الأخبار كما جاءت ؟.

«Я спросил имама Ахмада о хадисах, которые отвергают джахмиты – относительно атрибутов Аллаха, лицезрения Аллаха, вознесения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ночью и с историей с Троном (вероятнее всего имеется в виду предание Муджахида). Имам Ахмад посчитал их достоверными и сказал: “Учёные принимали эти сообщения, и мы тоже принимаем их так, как они до нас дошли”. Я сказал: “Некий мужчина возражает некоторым из этих сообщений и пути, которым они пришли”, на что он ответил: “Не принимается возражение от него!”. Как он может возражать тем сообщениям, которые принимаются так, как они пришли?».

Имам Ахмад сравнил сообщение Муджахида с текстами об атрибутах – с той стороны, что к нему применяется тот же подход – проходить их так, как они были ниспосланы.

В сообщении нет указания на то, какую версию принял имам Ахмад: без дополнения или с дополнением «рядом с Собой». Можно лишь предположить, что имам Ахмад имел в виду сообщение без добавки «рядом с Собой», учитывая большую распространённость.

Имам Ибн Джарир ат-Табари (224–310 гг. х.) сказал в своём тафсире:

وهذا وإن كان هو الصحيح من القول في تأويل قوله ( عَسَى أَنْ يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَامًا مَحْمُودًا ) لما ذكرنا من الرواية عن رسول الله صلى الله عليه وسلم وأصحابه والتابعين، فإن ما قاله مجاهد من أن الله يُقعد محمدا صلى الله عليه وسلم على عرشه، قول غير مدفوع صحته، لا من جهة خبر ولا نظر، وذلك لأنه لا خبر عن رسول الله صلى الله عليه وسلم، ولا عن أحد من أصحابه، ولا عن التابعين بإحالة ذلك.

«Если даже [мнение, что славное место – это великое заступничество], при толковании слов Аллаха «Возможно, твой Господь поднимет тебя [в вечной жизни] на Славное место» и является правильным согласно тому, что мы передали от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и табиинов, то ведь высказывание Муджахида о том, что Аллах усадит Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на Свой Трон, не отрицается ни с точки зрения самой передачи сообщения, ни с точки зрения (рационального) исследования; поскольку об абсурдности этого не говорил ни Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ни кто-либо из его сподвижников и табиинов».

 

ОБВИНЕНИЕ В ДЖАХМИЗМЕ ТЕХ, КТО ОТВЕРГ ТОЛКОВАНИЕ МУДЖАХИДА

Несмотря на то, что часть учёных приняли это предание, некоторые из них, например, Абу Дауд, Абу Джафар ад-Дакики, Харун ибн Ма’руф, Аббас ад-Дури, Абу Бакр ибн Исхак ас-Сагани, Мухаммад ибн Исмаил ас-Салями и другие, обвинили в джахмизме тех, кто отверг толкование Муджахида.

Но в чём была причина такого жёсткого обвинения?

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Однако можно выдвинуть ряд предположений.

Джахмиты были известны тем, что отрицали наличие у Аллаха сифатов аль-хабария: йад, айн, ваджх, истива, нузуль и т. п. Любое подтверждение их в качестве атрибутов для Аллаха, даже если знание об их истинном смысле оставляется на волю Аллаха, они считали уподоблением (ташбихом) и антропоморфизмом (таджсим).

И таким же образом они отвергали всякое сообщение, которое хотя бы косвенно указывало на «улюв» (возвышенность) Аллаха или в котором упоминался бы Трон Аллаха, даже если под возвышенностью не подразумевалось возвышение одного тела над другим.

Однако это категорически не значит, что те, кто принял толкование Муджахида, считали, что Аллах сидит на Троне и посадит Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) рядом с Собой.

Другой причиной обвинения могло быть то, что в отрицании толкования Муджахида учёные видели принижение степени Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Это подтверждается некоторыми высказываниями, которые привёл аль-Халляль в труде «Сунна».

Так, аль-Халляль сказал в книге «Сунна» (2/218), цитируя Мухаммада ибн Исмаила ас-Салями:

وسمعت محمد بن إسماعيل السلمي يقول : من توهم أن محمدا ﷺ لم يستوجب من الله عز وجل ما قال مجاهد فهو كافر بالله العظيم

«Я слышал, как Мухаммад ибн Исмаил ас-Салями говорил: “Тот, кто считает, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не заслуживает от Аллаха того, о чём говорил Муджахид, не верует в Великого Аллаха”».

Также Аль-Халляль сказал в книге «Сунна» (2/217), цитируя Абдуль-Ваххаба аль-Варрака:

وقال عبد الوهاب الوراق للذي رد فضيلة النبي ﷺ يقعده على العرش فهو متهم على الإسلام

«Абдуль-Ваххаб аль-Варрак сказал про того, кто отрицает право Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по достоинству быть усаженным на Трон: “Такой человек обвиняет Ислам”».

Также аль-Халляль сказал в книге «Сунна», цитируя Абу Бакра Яхью ибн Аби Талиба:

قال أبو بكر بن أبي طالب : من رده فقد رد على الله عز وجل ، ومن كذب بفضيلة النبي ﷺ فقد كفر بالله العظيم.

«Абу Бакр ибн Аби Талиб сказал: “Кто станет опровергать это, тот опровергнет Всевышнего Аллаха, а кто станет отрицать достоинство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тот впадёт в неверие в Великого Аллаха”».

Эти высказывания указывают на то, что в отрицании толкования Муджахида они видели оскорбление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), дескать, он не достоин того, чтобы Аллах усадил Его на Свой Трон.

Конечно, отрицание в таком смысле недопустимо. Однако всякий ли, кто отверг толкование Муджахида, отверг его по этим вышеупомянутым причинам?

 

ИБН КАСИР И АЗ-ЗАХАБИ О СМУТЕ, ПРОИЗОШЕДШЕЙ В БАГДАДЕ

Хафиз Ибн Касир (701–774 гг. х.) сказал в книге «Аль-Бидая ва-ннихая» (11/184):

وفيها وقعت فتنة ببغداد بين أصحاب أبي بكر المروذي الحنبلي، وبين طائفة من العامة، اختلفوا في تفسير قوله تعالى (عسى أن يبعثك ربك مقاما محمودا) فقالت الحنابلة: يجلسه معه على العرش. وقال الآخرون: المراد بذلك الشفاعة العظمى، فاقتتلوا بسبب ذلك وقتل بينهم قتلى، فإنا لله وإنا إليه راجعون. وقد ثبت في صحيح البخاري أن المراد بذلك مقام الشفاعة العظمى، وهي الشفاعة في فصل القضاء بين العباد، وهو المقام الذي يرغب إليه في الخلق كلهم، حتى إبراهيم، ويغبطه به الأولون والآخرون.

«В Багдаде произошла смута между сторонниками Абу Бакра аль-Марвази аль-Ханбали и группой людей. Они разошлись в толковании аята: “Возможно, твой Господь поднимет тебя [в вечной жизни] на Славное место” (17:79). Ханбалиты сказали об этом аяте: “Аллах усадит Пророка (мир ему и благословение Аллаха) рядом с Собой на Трон”. Другие же сказали: “Смысл аята в великом заступничестве”. И по этой причине они стали сражаться между собой, и многие были убиты по этой причине .

Аллаху мы принадлежим и к Нему вернёмся! Ведь в “Сахихе” аль-Бухари достоверно установлено, что смысл [славного] места – право на великое заступничество Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это заступничество произойдёт во время Суда над творениями, к этому стремятся все творения, даже Ибрахим (мир ему), этому положению завидуют первые и последние поколения».

Имам аз-Захаби (673–748 гг. х.) в книге «Аль-Улюв» (с. 170) пишет:

فأما قضية قعود نبينا على العرش فلم يثبت في ذلك نص بل في الباب حديث واه وما فسر به مجاهد الآية كما ذكرناه فقد أنكر بعض أهل الكلام فقام المروذي وقعد وبالغ في الانتصار لذلك

«Вопрос относительно сидения нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на Троне не утверждён никаким священным текстом, однако в этой главе есть слабое предание и толкование аята от Муджахида, как мы уже писали. Некоторые мутакаллимы отрицали это, и тогда поднялся аль-Марвази, подтвердил это и проявил чрезмерность в отстаивании этой точки зрения».

 

ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ УЧЁНЫЕ ОТВЕРГЛИ ТОЛКОВАНИЕ МУДЖАХИДА?

Существует несколько причин, по которым ряд учёных не приняли толкование Муджахида.

1. Первая причина заключается в том, что от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах) и его сподвижников не передаётся ничего достоверного относительно подобного толкования аята Корана. Напротив, оно противоречит хадисам и сообщениям от сподвижников. И поэтому эти учёные посчитали, что слова Муджахида не могут служить самостоятельным доводом для такого понимания аята. Приведём ряд высказываний авторитетных мухаддисов.

Известный мухаддис из Андалусии хафиз Абу Умар Юсуф ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Абдуль-Барр аль-Малики (392–463 гг. х.) сказал в своей книге «Ат-Тамхид» (19/63-64):

هذا أهل العلم في تأويل قول الله عز وجل عسى أن يبعثك ربك مقاما محمودا أنه الشفاعة وقد روي عن مجاهد أن المقام المحمود أن يقعده معه يوم القيامة على العرش وهذا عندهم منكر في تفسير هذه الآية والذي عليه جماعة العلماء من الصحابة والتابعين ومن بعدهم من الخالفين أن المقام المحمود هو المقام الذي يشفع فيه لأمته وقد روي عن مجاهد مثل ما عليه الجماعة من ذلك فصار إجماعا في تأويل الآية من أهل العلم بالكتاب والسنة ذكر ابن أبي شيبة عن شبابة عن ورقاء عن ابن أبي نجيح عن مجاهد في قوله عسى أن يبعثك ربك مقاما محمودا قال شفاعة محمد صلى الله عليه وسلم

«Относительно аята “Возможно, твой Господь поднимет тебя [в вечной жизни] на Славное место” знатоки толкования говорили, что в нём идёт речь о заступничестве. Но от Муджахида передаётся, что славное место, упомянутое в этом аяте, означает Трон, на который Аллах усадит Пророка (мир ему и благословение Аллаха) рядом с Собой в Судный день. Но они (учёные по толкованию) отвергают такое толкование данного аята! Группа учёных из числа сподвижников, табиинов и тех, кто жил после них, считают, что славное место – это место, на котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) будет заступаться за свою общину. И от Муджахида передаётся такое же толкование, которого придерживалась эта группа, а следовательно, это стало единогласным мнением знатоков Корана и Сунны о толковании данного аята. Ибн Аби Шейба передал от Шабабы, тот – от Варака, а тот – от Ибн Аби Наджиха, что Муджахид сказал в отношении аята “Господь твой возведёт тебя на Славное место”: “Это заступничество Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)”».

Также хафиз Ибн Абдиль-Барр сказал в книге «Ат-Тамхид» (7/157-158):

ومجاهد وإن كان أحد المقدمين في العلم بتأويل القرآن فإن له قولين في تأويل اثنين هما مهجوران عند العلماء مرغوب عنهما أحدهما هذا والآخر قوله في قول الله عز وجل عسى أن يبعثك ربك مقاما محمودا حدثنا أحمد بن عبد الله حدثنا أبو أمية الطرسوسي حدثنا عثمان بن أبي شيبة حدثنا محمد بن فضيل عن ليث عن مجاهد عسى أن يبعثك ربك مقاما قال يوسع له على العرش فيجلسه معه وهذا قول مخالف للجماعة من الصحابة ومن بعدهم فالذي عليه العلماء في تأويل هذه الآية أن المقام المحمود الشفاعة والكلام في هذه المسألة من جهة النظر يطول وله موضع غير كتابنا هذا وبالله التوفيق

«Несмотря на то, что Муджахид принадлежит к числу ранних толкователей Корана, у него есть два толкования, которые отвергали учёные. Одно из них – это толкование данного аята, а другое – это толкование аята: “Возможно, твой Господь поднимет тебя [в вечной жизни] на Славное место”, согласно которому в Судный день Аллах усадит Пророка (мир ему и благословение Аллаха) рядом с Собой на Трон.  

Это мнение противоречит мнению группы сподвижников и тех, кто жил после них. Учёные, толкуя этот аят, говорят, что славное место – это заступничество. Если начать рассматривать это с [рациональной] точки зрения, то речь об этом затянется, об этом написано в другой нашей книге, а Аллаха ниспошлёт помощь».

Хафиз аз-Захаби сказал в книге «Мизан аль-и’тидаль» (3/439):

ومن أنكر ما جاء عن مجاهد في التفسير في قوله  : عسى أن يبعثك ربك مقاما محمودا — قال: يجلسه معه على العرش

«В числе наиболее отвергаемого от Муджахида, это его толкование слов Аллаха “Возможно, твой Господь поднимет тебя [в вечной жизни] на Славное место”: “Он усадит его с Собой на Трон”».

Хафиз Ибн Касир (701–774 гг. х.) сказал в своей книге «Ан-Нихаят филь-фитан» (с. 226) относительно толкования Муджахида:

قلت: ومثل هذا لا ينبغي قبوله إلا عن معصوم، ولم يثبت فيه حديث يعول عليه، ولا يصار بسببه إليه، وقول مجاهد في هذا المقام ليس بحجة بمفرده، ولكن قد تلقاه جماعة من أهل الحديث بالقبول

«Сообщения, подобные этому, следует принимать только от непогрешимого (то есть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует), и нет об этом хадиса, на который можно было бы сослаться или по причине которого можно было обратиться к этому. Слова же Муджахида в этой главе не являются доводом сами по себе. Однако группа из Ахлю-Хадис переняли и приняли это».

Позиция тех из Ахлю-Сунна, кто не принял толкование Муджахида, заключается в том, что оно противоречит мнению сподвижников и табиинов, которые основываются на сообщениях из Сунны. Поэтому мнение Муджахида не может служить самостоятельным доводом.

Более того, как говорит Ибн Абдиль-Барр, от Муджахида передаётся и другое толкование, которое совпадает с мнением большинства.

Толкование Муджахида не было принято всеми учёными или большинством из них. Как говорит Ибн Касир, его приняла группа учёных из Ахлю-Хадис, и по большей части это были ханбалиты. Также отмечу, что Ибн Касир даже не упомянул в своём тафсире толкование Муджахида. Однако привёл другое толкование Муджахида о том, что «славное место» означает заступничество.

Но были ещё и ханафиты, шафииты и маликиты, среди которых толкование Муджахида не получило популярности.

И было бы большой ошибкой считать заблудшими тех, кто не принял толкование Муджахида по причине, упомянутой Ибн Абдиль-Барром, аз-Захаби и Ибн Касиром. Примечательно, что современные саляфиты считают, что все три хафиза следовали их убеждениям.

Также надо отметить, что помимо толкования «Славного места», от Муджахида передается и другое толкование, которое ученые отвергли, как об этом выше сказал имам Ибн Абдиль-Барр.

Речь идет о толковании Муджахида к аяту «[Одни] лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа». (сура аль-Кыяма, аят 22-23).

Имам ат-Табари сказал в своем тафсире, комментируя этот аят:

حدثنا أبو كُرَيب، قال: ثنا عمر بن عبيد، عن منصور، عن مجاهد ﴿وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَاضِرَةٌ إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ﴾ قال: تنتظر منه الثواب.

«Нам передал Абу Курайб, нам передал Умар ибн Убайд, от Мансура, от Муджахида, который сказал, комментируя аят «[Одни] лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа»: «Ожидая награды от него»».

Данное толкование Муджахида противоречит мнению Ахлю-Сунна, согласно которому этот аят означает именно то, что верующие увидят Аллаха, а толкование в значении «награды» является мнением мутазилитов.

2. Второй причиной, по которой ряд учёных отвергли толкование Муджахида было то, что некоторые заблудшие понимали его буквально. Они считали, что Аллах Сам сидит на Троне и ещё усадит Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на Трон рядом с Собой. Подобное понимание является недопустимым. Наш имам Абуль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Ашари аль-Басри упомянул их.

Так, имам Абуль-Хасан аль-Ашари (260–324 гг. х.) сказал в своей книге «Макалят аль-Ислямийин» (с. 207–211):

 وقال هشام بن الحكم أن ربه في مكان دون مكان وأن مكانه هو العرش وأنه مماس للعرش وأن العرش قد حواه وحده. وقال بعض أصحابه أن البارئ قد ملأ العرش وأنه مماس له. وقال بعض من ينتحل الحديث أن العرش لم يمتلئ به وأنه يقعد نبيه عليه السلام معه على العرش.

«Хишам ибн аль-Хакам говорил, что его Господь находится в определённом месте и что это место – Трон, и что Он соприкасается с Ним и Трон объемлет Его одного. Некоторые его последователи говорили, что Творец заполняет Трон и соприкасается с ним.

Некоторые, приписывая себя к приверженцам хадиса, говорили, что Трон не заполняется Им и что Он усадит Своего Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) рядом с Собой на Трон».

Никто не может сказать, что имам аль-Ашари отрицал «‘улюв» или истива над Троном или нечто подобное. Сразу же после этих слов имам аль-Ашари сказал в труде «Макалят аль-Ислямийин» (с. 210):

وقال أهل السنة وأصحاب الحديث: ليس بجسم ولا يشبه الأشياء وأنه على العرش كما قال عز وجل: الرحمن على العرش استوى ولا نقدم بين يدي الله في القول بل نقول استوى بلا كيف

«Ахлю-Сунна же и приверженцы хадиса (Асхаб-уль-Хадис) сказали, что Аллах не является телом и не похож ни на что, и что Он ‘аля (над) Троном, как сказал Он: “Милостивый над Троном истава” (Коран, 20:5), а мы не преступаем слов Аллаха и говорим, что Он истава – без образа».

 

ПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ТОЛКОВАНИЯ МУДЖАХИДА

Имам, хафиз Абу Исхак ас-Са’ляби (умер в 427 г. х.) сказал в своём тафсире:

وروى ليث عن مجاهد في قوله عزّ وجلّ { عَسَىٰ أَن يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَاماً مَّحْمُوداً } قال: يجلسه على العرش. هذا تأويل غير مستحيل لأن الله تعالى كان قبل خلقه الأشياء قائماً بذاته ثمّ خلق الأشياء من غير حاجة له إليها، بل إظهاراً لقدرته وحكمته ليعرف وجوده وحده وكمال علمه وقدرته بظهور أفعاله المتقنة بالحكمة، وخلق لنفسه عرشاً إستوى عليه كما يشاء من غير أن صار له مما شاء أو كان له العرش مكان بل هو الآن على الصفة التي كان عليها قبل أن خلق المكان والزمان، فعلى هذا القول سواء أقعد محمداً صلى الله عليه وسلم على العرش أو على الأرض لأن إستواء الله على العرش ليس بمعنى الاستقبال والزوال أو تحول الأحوال من القيام والقعود أو الحال الذي يشغل العرش، بل هو مستو على عرشه كما أخبر عن نفسه بلا كيف، وليس إقعاده محمّداً صلى الله عليه وسلم على العرش موجباً له صفة الربوبية أو مخرجاً إياه من صفة العبودية بل هو رفع لمحله وإظهار لشرفه وتفضيل له على غيره من خلقه، وأما قولهم: في الأخبار معه، فهو شابه قوله تعالى{ إِنَّ ٱلَّذِينَ عِندَ رَبِّكَ } [الأعراف: 206] و{ رَبِّ ٱبْنِ لِي عِندَكَ بَيْتاً فِي ٱلْجَنَّةِ } [التحريم: 11] ونحوهما من الآيات، كل ذلك راجع إلى الرتبة والمنزلة لا إلى المكان والجهة والله أعلم.

«Лейс передал от Муджахида следующее толкование слов Аллаха “Возможно, твой Господь поднимет тебя [в вечной жизни] на Славное место”: “То есть посадит его на Трон”.

Это толкование не является невозможным, потому что Всевышний Аллах существовал до сотворения всех вещей, Сам по Себе, а затем Он создал всё остальное, и не потому, что нуждался в этом, а для того чтобы показать Свою мощь и мудрость, и чтобы люди узнали о Его существовании, Его совершенном знании и силе, открывая для себя Его совершенные и полные мудрости деяния. Он создал для Себя Трон и истава над ним, как пожелал, без того чтобы это стало (для Него местом) или чтобы Трон был местом для Него. Он сейчас описывается теми же качествами, которыми описывался и прежде – до сотворения места и времени.

Согласно этому нет разницы, посадит Он Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на Трон или на землю, потому что “истива” Аллаха над Троном понимается не как обращение к нему, исчезновение или смена состояния, например, вставание, сидение и положение, которое занимает Трон. Он “муставин” над Троном, как Он сообщил о самом себе, без образа.

Усаживание Им Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на Трон не говорит о том, что Он наделяет его господством или выводит из положения раба, это говорит о почётном положении Мухаммада и показывает его достоинство и превосходство над другими творениями. Что же касается дополнения “рядом с Собой” в некоторых сообщениях, то оно аналогично смыслу слов Аллаха: “Поистине, те, которые у твоего Господа (ангелы)” (7:206) или “Господи, возведи мне у Себя дом в Раю!” (66:11) и подобные аяты. Всё это относится к положению и статусу, а не указывает на место и сторону, а Аллах знает лучше».

То же самое пояснение, слово в слово, дал имам аль-Куртуби в своём тафсире «Аль-Джами ли ахкам аль-Куран», поэтому не буду повторяться.

И имам Абу Исхак ас-Са’ляби, и имам аль-Куртуби говорят, что в толковании Муджахида нет проблемы, поскольку мы не считаем, что истава над Троном означает, что Аллах сидит на нём. Поэтому усаживание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) никак не означает, что Аллах усадит его рядом с Собой, или что он приобретет какие-то божественные качества.

Усаживание на Трон является указанием на почётное положение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и демонстрацией его достоинства и превосходства над другими творениями.

Также важно, что имам ас-Са’ляби указал, что дополнение «рядом с Собой», не означает пребывание рядом физически. Это указание на возвеличивание статуса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Поскольку в таком понимании толкования Муджахида нет проблемы, с точки зрения акыды, некоторые последующие учёные (халяф) упоминали его в качестве одного из возможных вариантов толкования выражения «славное место».

Так, имам Абуль-Хасан аль-Маварди (364–450 гг. х.) сказал в своём тафсире «Ан-Нукат ва-ль-Уйун»:

الثاني: أنه إجلاسه على عرشه يوم القيامة، قاله مجاهد.

«Второе мнение состоит в том, что славное место – это усаживание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на Трон в день Суда. Его высказал Муджахид».

Прозванный Султаном учёных имам Иззуддин Абдуль-Азиз ибн Абдус-Салям (577–660 гг. х.)сказал в своём тафсире:

{ مَّحْمُوداً } الشفاعة للناس في القيامة، أو إجلاسه على العرش يوم القيامة، أو إعطاؤه لواء الحمد يومئذ.

«[Славное место] означает либо заступничество за людей в День суда, либо усаживание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на Трон в этот День, либо вручение ему знамени хвалы».

Шейх-уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) сказал в труде «Фатхуль-Бари» (2/95), цитируя хафиза ибн аль-Джаузи:

قال ابن الجوزي‏:‏ والأكثر على أن المراد بالمقام المحمود الشفاعة، وقيل إجلاسه على العرش، وقيل على الكرسي، وحكى كلا من القولين عن جماعة، وعلى تقدير الصحة لا ينافي الأول لاحتمال أن يكون الإجلاس علامة الإذن في الشفاعة، ويحتمل أن يكون المراد بالمقام المحمود الشفاعة كما هو مشهور وأن يكون الإجلاس هي المنزلة المعبر عنها بالوسيلة أو الفضيلة‏.‏

«Большинство учёных считают, что под славным местом подразумевается заступничество, некоторые сказали, что это усаживание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на Трон, третьи сказали, что это усаживание на престол. Оба мнения переданы от группы людей. Если допустить, что это достоверно, то первое не исключается, потому что есть вероятность, что усаживание (Пророка) является признаком того, что (Господь) разрешит ему заступиться за людей; также есть вероятность, что под славным местом подразумевается заступничество, как это известно, а усаживание будет означать положение, о котором сообщили таким способом и через такое достойное качество».

Также хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал в книге «Фатхуль-Бари» (11/472):

‏ فيحتمل أن تكون الإضافة إضافة تشريف، وعلى ذلك على ما جاء عن مجاهد وغيره، والراجح أن المراد بالمقام المحمود الشفاعة

«Есть вероятность, что это оказание Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) почёта, согласно мнению Муджахида и других учёных. Более предпочтительным является мнение, что под славным местом имеется в виду заступничество».

Хафиз ас-Сахави (831–902 гг. х.) сказал в книге «Кавлю-ль-Бади’» (с. 52), комментируя выражение «приближённое место» в салавате:

والمقعد المقرب يحتمل أن يراد به الوسيلة أو المقام المحمود وجلوسه على العرش أو المنزل العالي والقدر الرفيع والله أعلم.

«Приближенное место может означать либо высшую ступень в Раю, либо славное место и усаживание его на Трон, либо возвышенное положение и высокую степень, а Аллах знает лучше».

Имам Ибн Бальбан аль-Ханбали (умер в 1083 гг. х.) сказал в книге «Мухтасар ифадат фи руб’и аль-‘ибадат» (1/506):

وبأنّ المقامَ المَحْمودَ لنبينا ﷺ حَقٌّ وصِدْقٌ وهو: أن اللهَ يُقْعِدُهُ على العَرْشِ رَفْعًا لمقامه ﷺ وتمييزًا له على سائِرِ الخَلْقِ، أو الشَّفاعَةُ العُظْمى.

«И мы верим в то, что славное место для нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – это правда и истина, и оно означает, что Аллах усадит его на Трон, удостаивая его таким образом чести из-за его положения и выделяя из всех остальных творений. Либо же это (то есть славное место) означает право на великое заступничество».

Как видите, эти уважаемые учёные назвали мнение Муджахида в числе допустимых вариантов толкования.

 

ИТОГ

— Предпочтительным и достоверным является мнение, что выражение «славное место» означает великое заступничество Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в Судный день.

— Группа учёных из Ахлю-Хадис приняли толкование Муджахида о том, что «славное место» означает усаживание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на Трон в Судный день.

— Остальные учёные не приняли толкование Муджахида, аргументируя это тем, что оно противоречит мнению множества сподвижников и табиинов, основывающихся на хадисах, а также тем, что слова табиина не могут служить самостоятельным доводом в этом вопросе. Другой причиной являлось то, что некоторые люди поняли это толкование в буквальном смысле и используют его в качестве довода в пользу версии о сидении Аллаха на Троне.

— Отрицание толкования Муджахида по этим причинам не является ни заблуждением, ни ошибкой.

— Те учёные, которые приняли толкование Муджахида, не считали, что Аллах сидит на Троне и что Он усадит Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) рядом с Собой в физическом значении.

— Смысл усаживания на Трон заключается в демонстрации великого статуса Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и является указанием на его достоинства и превосходство над другими творениями.

— Дополнение «рядом с Собой» в некоторых риваятах имеет не смысл пребывания рядом в пространственном значении, а относится к положению и статусу, подобно тому, что сказано в аяте «Поистине, те, кто у твоего Господа (приближённые ангелы высшего уровня)» (сура аль-А’раф, аят 206) или «Господи, возведи мне у Себя дом в Раю!» (сура ат-Тахрим, аят 11).

Похожие материалы