Разъяснение достоинства месяца Рамадан

Письмо 162 к хвадже Мухаммаду Содику c разъяснением достоинства месяца Рамадан и его связи со Священным Кораном и о том, чем именно они связаны

С Его именем [начинаю], Он чист от всех недостатков.

Знай, что атрибут «Калам» (Речь) — это атрибут, который вбирает в себя совершенство Сущности и атрибутов, как мы уже упоминали это.

Таким же образом месяц Рамадан вбирает в себя все блага и весь баракят, который проистекает от Величественной Сущности, которая чиста от всех недостатков. И это духовные плоды божественных качеств. 

Зло и недостатки всех видов, которые проявляются в этом мире, проистекают от сотворенной сущности и сотворенных атрибутов. «Все благое, что случилось с тобой, — от Аллаха, а все плохое — от твоего нафса». Вот однозначный текст об этом.

Все блага и благодать этого месяца — это словно духовные плоды сущностного совершенства и совершенства атрибутов, которые выражены в атрибуте Калам, а Совершенный Коран — словно выражение этого полного и всеобъемлющего совершенства.

Именно поэтому есть прямая связь между месяцем Рамадан и Священным Кораном в том смысле, что как атрибут Калам вбирает в себя все совершенство, так и этот месяц вбирает в себя все блага, которые являются результатом и плодами этого совершенства.

Именно по причине этой связи Коран был ниспослан именно в этом месяце. Всевышний Аллах сказал: «Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран». А Ночь предопределения — это как суть этого месяца, эта ночь — плод этого месяца, а сам месяц подобен кожуре этого плода. 

Того, кто прошел через этот месяц, коснулась всеобъемлемость, и он охвачен благами и благодатью, и ему даруется тауфик для всеобъемлющего блага и благодати на протяжении всего следующего года. 

Пусть Аллах дарует нам тауфик для блага и благодати в таком месяце и дарует нам удел из этого великого удела.

[Пророк Мухаммад,] печать посланничества, мир ему и милость, а также приветствие, сказал: «Если отпускаете пост, то разговляйтесь финиками, поистине, в них баракят». И сам Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, разговлялся именно финиками. В финиках есть баракят, потому что они растут на пальмах, которые сотворены всеобъемлющими и гармоничными, подобно человеку. Именно поэтому Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, назвал пальму «тетей [по отцу] потомков Адама, алейхи ссалям», потому что она была сотворена из остатков глины, из которой был сотворен Адам, алейхи ссалям, согласно тому, что сказал Пророк, солляллаху алейхи ва саллям: «Проявляйте уважение к вашей тете пальме, ибо она сотворена из остатков глины от сотворения Адама»[1]

И, возможно, именно из-за этой всеобъемлемости и было сказано: «В этом баракят». Получается, что через разговение ее плодами, то есть финиками, она становится частью разговляющегося. А ее всеобъемлющая суть становится его сутью через это частичное проявление. И вкушающий эти плоды вбирает в себя бесконечное всеобъемлющее совершенство, которое смешано в сути фиников. 

И, хотя так происходит каждый раз, когда ешь финик, [тем не менее,] во время разговения, когда постящийся подобен пустому сосуду, чистому от преграждающих страстей и бренных удовольствий, духовный эффект более силен и проявление этого духовного смысла более полно и совершенно.

Что касается слов Пророка, солляллаху алейхи ва саллям: «Сухур человека — это финики»[2], — то, возможно, причина этого заключена в том, что в пище, которая становится частью [человека], заключено усовершенствование сути человека, но не усовершенствование сути еды. А так как это отсутствует во время поста, то Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, побуждал совершать сухур именно финиками, возмещая этот смысл. 

И во вкушении фиников — польза от вкушения всех видов еды, а их благодать остается до самого разговения из-за своей всеобъемлемости .

Перечисленные виды блага и пищевой пользы достигаются только тогда, когда еда добыта средствами, которые даже на волосок не отклоняются от границ Шариата. 

Также [получение] духовной пользы для человека облегчается, когда он преодолевает образ еды и понимает ее духовный смысл и суть. И он утверждается именно во внутреннем смысле, а не во внешнем. В результате внешняя сторона еды усовершенствует его внешнюю сторону, а внутренняя — его внутреннюю сторону. Если же этого не будет, то такая еда принесет пользу только внешнему, а вкушающий эту еду будет в явном убытке.

Старайся свою еду превратить в жемчуг,

А затем ешь то, что пожелаешь.

И в усовершенствовании того, кто принимает пищу, как нам кажется, [кроется] тайна желательности быстрого разговения и отдаления сухура. 

Ас-Салям.  

 

[1] Привел Абу Я’ля в своем “Муснаде”, аль-‘Укейли в “Ад-Ду’афа”, Ибн ‘Ади, Ибн Аби Хатим, Ибн Сина, Ибн Ну’ейм в “Ат-Тыб”, Ибн Мардавия в своем тафсире от Али, разыАллаху анху, в формулировке: “Проявляйте уважение своей тете пальме, ибо она сотворена из остатков глины вашего отца Адама. Сказал Аль-‘Азизи: “Иснады этих хадисов слабые, однако в совокупности они усиливаются”.

[2] Привел Абу Дауд от Абу Хурейры, разыАллаху анху.

Похожие материалы