Имам, шейх Ахмад ас-Сирхинди аль-Фаруки аль-Ханафи, более известный как имам Раббани (971–1034 гг. х.), сказал:
فإن المراد بنطق كلمة لا إله إلا الله نفي الآلهة الباطلة و إثبات المعبود بالحق
«Смысл произнесения слов “Ля иляха илля Аллах” в отрицании ложных божеств и утверждении истинно достойного поклонения». («Мактубат», 1/117).
Имам Раббани сказал:
علماء الظاهر من أهل السنة و الجماعة و إن كانوا مقصرين في بعض الأعمال و لكن يظهر في النظر أن لجمال صحة عقائدهم من النورانية ما يضمحل فيه تقصيراتهم و تتلاشى و لا يوجد ذلك في بعض المتصوفة لعدم كمال صحة عقيدتهم في الذات و الصفات مع وجود الرياضات و المجاهدات. و قد حصلت لي محبة كثيرة في حق العلماء و طلبة العلم و تستحسن لي سيرتهم و أتمنى أن أكون في زمرتهم! و نتذاكر مع طلبة العلوم ” التوضيح و التلويح” من المقدمات الأربع و نباحث معهم و نقرأ ” الهداية” أيضا من الفقه
«Даже если учёные явного (внешних сторон шариата) из числа Ахлю-Сунна валь-Джамаа имеют недостатки в соблюдении некоторых практик шариата, эти недостатки растворяются и исчезают в [божественном] свете их правильных убеждений. Чего нельзя сказать о некоторых относящих себя к тасаввуфу людях, которые, даже если и могут похвастать частым поклонением и религиозным усердием, имеют неправильные убеждения о Сущности и атрибутах Аллаха. И я очень полюбил учёных и учеников, считаю прекрасным их образ жизни и хотел бы оказаться в их числе, чтобы вместе с ними повторить “Ат-Таудых” (книга по усулю Садру Шари’а) и “Ат-Тальвих” (комментарии ат-Тафтазани) из четырёх предпосылок, а из фикха прочитать и исследовать “Аль-Хидаю”». («Мактубат», 1/23).
Имам Раббани сказал:
فإن علوم العلماء مقتبسة من مشكاة النبوة على صاحبها الصلاة و السلام و التحية المؤيدة بالوحي القطعي و مستند معارف الصوفية الكشف و الإلهام اللذان للخطأ سبيل فيهما و علامة صحة الكشف و الإلهام مطابقتهما بعلوم علماء أهل السنة و الجماعة فإن وقعت المخالفة و لو مقدار شعرة فخارج عن دائرة الصواب!هذا العلم الصحيح و الحق الصريح فماذا بعد الحق إلا الضلال
«Знания учёных почерпнуты у Светоча Пророчества (благословение, мир и приветствие его носителю) и подкреплены незыблемым откровением. А источником познания суфиев является откровение (кашф) и внушение (ильхам), в которых есть вероятность ошибки. Признаком верности откровения и внушения является их соответствие знаниям учёных Ахлю-Сунна валь-Джамаа. И если ты увидишь в откровении и внушении расхождение со знаниями учёных даже толщиной с волосинку, то знай, что это – заблуждение. Таково верное знание и явная истина. А что же [ещё может быть] помимо истины, кроме заблуждения?». («Мактубат», 1/177).
Также имам Раббани сказал:
أيها الولد إن الذي ينفع الإنسان غدا هو متابعة صاحب الشريعة عليه الصلاة و السلام و التحية فإن اجتمعت الأحوال و المواجيد و العلوم و المعارف و الإشارات و الرموز مع تلك المتابعة فبها و نعمت و إلا فلا شيء سوى الخذلان و الاستدراج
«О сынок. Знай, что завтра человеку принесёт пользу лишь следование за законодателем (то есть за Пророком), мир ему, благословения и приветствия. И если с этим сочетаются духовные состояния, науки, познания, знаки и знамения, то они принесут пользу и благо, в ином случае – лишь забвение и обольщение». («Мактубат», 1/241).
Также имам Раббани сказал:
الناس إنما يسألون يوم القيامة عن الشريعة دون التصوف و كل من دخول الجنة و تجنب النار مربوط بإتيان الشريعة
«В Судный День людей будут спрашивать о шариате, а не о суфизме. И вход в Рай и спасение от Ада зависят от следования шариату». («Мактубат», 1/99).
Также имам Раббани сказал:
فرعاية الأولى و الاجتناب من المكروه و إن كان تنزيهيا أولى من الذكر و الفكر و المراقبة و التوجه بمراتب كثيرة فكيف إذا كان المكروه تحريميا؟!
«Несовершение макруха, даже если это макрух танзихи, во много раз лучше, чем поминание Аллаха, размышление, муракаба и таваджжух. Что же тогда говорить о макрухе тахриман?!». («Мактубат», 1/58).
Имам Раббани сказал:
و إنما الصالح للحجة و التقليد أقوال العلماء من أهل السنة فما وافق أقوالهم من الصوفية يقبل و ما خالفهم لا يقبل
«Для аргументации и таклида подходят только слова учёных из числа Ахлю-Сунна. А высказывания суфиев принимаются, только если согласуются с ними, в противном же случае не принимаются». («Мактубат», 1/481).
Также имам Раббани сказал:
ينبغي أن يعلم أنه ما من مسألة اختلف فيها العلماء و الصوفية إلا إذا لوحظ فيها حق الملاحظة يوجد الحق فيها في جانب العلماء و سر ذلك أن نظر العلماء بواسطة متابعة الأنبياء عليهم السلام نافذ إلى كمالات النبوة و علومها و نظر الصوفية مقصور على كمالات الولاية معارفها فلا جزم يكون العلم المأخوذ من مشكاة النبوة أصوب و أصح من العلم المأخوذ من مرتبة الولاية
«Если внимательно рассмотреть любой вопрос, относительно которого учёные (факихи) и суфии имеют разногласия, то непременно обнаружится, что истина на стороне учёных (факихов). Секрет этого в том, что через следование за пророками (мир им) учёные созерцают совершенство и знания пророчества. Взгляд же суфиев ограничен совершенством и познаниями лишь угодников [Божьих]. Несомненно, знание, полученное из ниши пророческой степени, более верно и правильно, чем почерпнутое из степени приближённых [к Аллаху]». («Мактубат», 1/397).
Также имам Раббани сказал:
ينبغي أن يعدّ مطالعة كتب الفقه من الضروريات
«Изучение книг по фикху необходимо считать обязательным действием».
(«Мактубат», 1/406).
Имам ар-Раббани сказал:
إن المعتبر في إثبات الأحكام الشرعية هو الكتاب والسنة ، وقياس المجتهدين وإجماع الأمة أيضاً مثبتان للأحكام ، وبعد هذه الأدلة الأربعة الشرعية لا يكون شيء من الدليل مثبتاً للأحكام أصلا ، لا يكون الإلهام مثبتاً للحلّ والحرمة ، ولا كشف أرباب الباطن للفرض والسنة ، وأرباب الولابة الخاصة مساوية لعامة المئمنين في تقليد المجتهدين ، لا يوجبهم الكشوف والإلهامات مزيّة على غيرهم في ذلك ، ولا يخرجهم عن ربقة التقليد فيما هنالك وذو النون والبسطامي والجنيد والشبلي مساوون لزيد وعمرو وبكر وخالد الذين هم من عوام المؤمنين في تقليد اﻟﻤﺠتهدين في الاحكام الاجتهادية نعم ان مزية هؤلاء الاكابر في امور أخرى
«Шариатские решения устанавливаются на основе Корана, Сунны, кияса муджтахидов и единогласия уммы, и кроме этих шариатских доказательств никакие другие не могут установить что-либо в шариате, и поэтому ильхам не может что-либо дозволить или запретить, и также кашф праведников не может сделать что-то фардом или сунной.
И даже самые великие святые подобны обычным мусульманам в следовании за муджтахидами, а их кашф и ильхам не даёт им какого-то превосходства над другими и не снимает с них обязанность таклида, поэтому Зун-Нун, аль-Бастами или аш-Шибли подобны любому Зейду, Амру, Бакру и Халиду из числа обычных мусульман в обязательности следовать муджтахидам в вопросах шариата; превосходство этих людей над другими заключается в другом». («Мактубат», 2/462)
Также имам Раббани сказал:
ينبغي أن يعلم أن بناء أداء النفل على الاخفاء و الستر لكونه مظنة رياء و سمعة و الجماعة منافية له والمطلوب في اداء الفرض الإظهار و الاعلام لأنه مبرأ عن شائبة الرياء و السمعة
«Необходимо знать, что дополнительные поклонения [нафиль] должны совершаться скрытно и незримо, ибо вероятность показного и желания прославиться в них выше, и такое поклонение несовместимо с нахождением в обществе. А обязательное поклонение должно совершаться открыто и прилюдно, ибо в нём нет места показному и желанию прославиться». («Мактубат», 1/476).
Имам Раббани сказал:
لا ضرر أصلا إن لم يذكر من كتب التصوف فإنه يتعلق بالأحوال لا دخل له في القال. و عدم مذاكرة الكتب الفقهية محتمل للضرر
«Нет вреда в том, чтобы вообще не упоминать ничего из книг по тасаввуфу, ибо всё это связано с духовными состояниями, и в них нет ничего из того, что “Сказал Посланник Аллаха…”. Но вред от неповторения книг по фикху есть». («Мактубат», 1/59).
Также имам Раббани сказал:
اعلم أن نفع الذكر و ترتب الأثر مربوط بإتيان أحكام الشريعة فينبغي حسن الاحتياط في أداء الفرائض و السنن و احتناب المحرم و المشتبه و الرجوع إلى العلماء في القليل و الكثير و العمل بمقتضى فتواهم
«Знай, что благодать зикра и получение пользы от него связаны с соблюдением Шариата. Поэтому необходимо наилучшим образом выполнять фарды и сунны, отстраняться от запрещённого и сомнительного, и во всех вопросах, малых и больших, обращаться к учёным и поступать в соответствии с их фетвами». («Мактубат», 1/247).
Также имам Раббани сказал:
طريق اطمئنان القلب إنما هو ذكر الله تعالى دون النظر و الاستدلال
«Успокоение сердца заключается в поминании Аллаха, а не в исследованиях и поисках доводов». («Мактубат», 1/153).
Имам Раббани сказал:
اعلم أن كل ظلمة و كدورة تطرأ على القلب فإزالتها تتيسر بالتوبة و الاستغفار و الندامة و الالتجاء إلى الحق سبحانه و تعالى بأسهل الوجوه إلا ظلمة طرأت على القلب من طريق محبة الدنيا الدنية فإنها تجعل القلب خرابا و إزالتها في غاية التعسر بل في نهاية التعذر
«Знай, что лучшим средством для лёгкого очищения сердца от тьмы и мрака является испрашивание прощения, покаяние, горькое сожаление [о совершённых грехах] и прибегание к Аллаху, Свят Он и Возвышен. Но это не касается мрака, который охватывает сердце из-за любви к этому презренному миру. Ибо такая любовь разрушает его (сердце), и устранение этого мрака не просто крайне сложно, а граничит с невозможным». («Мактубат», 1/229).
Имам Раббани сказал:
قال بعض الناس إن البدعة على نوعين حسنة و سيئة فالحسنة هي كل عمل صالح حدث بعد زمن نبينا و زمن خلفائه الراشدين عليه و عليهم الصلاة و السلام و لم يكن رافعا للسنة و السيئة ما تكون رافعة للسنة و هذا الفقير لا يشاهد في شيء من البدعة من الحسن و النورانية و لا يحس فيها شيئا سوى الظلمة و الكدورة و من رأى الْيَوْمَ فرضا طراوة و نضارة في الأمر المبتدع بسبب ضعف البصيرة و لكم سيعلم غدا بعد حصول الحدة في بصره أن ليس له شيء من نتيجة غير الندامة و الخسارة
«Некоторые говорят: “Нововведения делятся на хорошие и плохие. К хорошим относится такое благое дело, которое появилось после жизни Посланника Аллаха и праведных халифов (мир им и благословение) и не заменяет собой сунну. А плохое – это то, что заменяет собой сунну”. Даже этот бедняга не чувствует в [самом] нововведении блага или света, а ощущает в нём только тьму и туман. И если кто-нибудь сегодня по своей недальновидности считает нововведение прекрасным и обязательным, то завтра, прозрев, он увидит, что итогом этого станет лишь сожаление и ущерб». («Мактубат», 1/232).
Также имам Раббани сказал:
و لو قال المخالفون إن في هذه الطريقة التزام البدعة و الاجتناب عن السنة لساغ لهم ذلك
«Если противники скажут, что на этом пути (тарикате) [люди] совершают нововведения и отдаляются от сунны, то [мы скажем, что] они имеют на это право». («Мактубат», 1/226).
Также имам Раббани сказал:
و أكثر فقراء هذا الزمان يقيمون في مقام الري و الاكتفاء يعني بشيء يسير فصحبتهم سم قاتل فِرَّ منهم كما تفر من الأسد
«Большинство бедняков (мюридов) этого времени живут в благополучии, хотя нужно довольствоваться малым, поэтому общение с ними — это смертельный яд, беги же от них, как ты бежал бы от льва». («Мактубат», 1/184)
Имам Раббани сказал:
إنما اللازم لنا اتباع كلام محمد العربي صلى الله عليه و سلم دون كلام محي الدين ابن عربي و صدر الدين القونوي و عبد الرزاق الكاشي نحن نتمسك بالنصوص لا بالفصوص! و قد أغنانا الفتوحات المدنية عن الفتوحات المكي
«Мы должны следовать словам араба Мухаммада (араби) (да благословит его Аллах и приветствует), а не словам Мухиддина ибн Араби или Садруддина аль-Каунави или Абдурраззака аль-Каши. Мы держимся за нусус (тексты Корана и Сунны), а не за фусус (подразумевается книга «Фусус аль-Хикам» ибн Араби). А мединские открытия (откровения, ниспосланные Пророку, да благословит его Аллах и приветствует) избавили нас от открытий мекканских (подразумевается книга «Футухат аль-Маккия» авторства ибн Араби)». («Мактубат», 1/163).
Имам Раббани сказал:
أكثر الجهلاء المتشبهين بالصوفية في هذا الزمان لهم حكم العلماء السوء. فإن فسادهم فساد متعدٍ
«Многие невежды, которые в наше время стремятся быть похожими на суфиев, подобны учёным зла (уляма ас-су`), ибо вред от них распространяется на других». («Мактубат», 1/99)
Также имам Раббани сказал:
فالذين يصلون صلاة النفل يوم عاشوراء و ليلة البراء و ليلة الرغائب بجماعة عظيمة بحيث يجتمع في المساجد مائتان أو ثلثمائة رجل و يستحسنون تلك الصلاة بمثل ذلك الاجتماع و الجماعة مرتكوب أمرا مكروها باتفاق الفقهاء استحسان القبائح من أعظم القبائح فان اعتقاد الحرام مباحا منجر إلى الكفر و ظن المكروه حسن أقل منه بمرتبة واحدة
«Совершающие дополнительный (нафиль) намаз в день Ашура, ночи Бара и Рагаиб в мечети большой группой людей, доходящей до двухсот или трёхсот человек, и считающие это именно в такой форме хорошим делом, совершают порицаемое, по единогласному мнению учёных. Полагание чего-либо дурного хорошим является одним из самых мерзких деяний, ибо полагание запретного дозволенным может привести к куфру, а полагание порицаемого благим – меньше куфра всего лишь на одну степень. Изучение книг по фикху должно считаться обязательным». («Мактубат», 1/406).
Имам Раббани сказал:
و أيقنوا أن فساد صحبة المبتدع أزيد من فساد صحبة الكافر و أخبث جميع المبتدعين و أخسهم طائفة يبغضون أصحاب رسول الله صلى الله عليه و سلم
«Они убедились в том, что общество того, кто вносит в религию новшества, более тлетворно, чем общество неверующего. А самыми мерзкими и подлыми нововведенцами является группа тех, кто ненавидит сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». («Мактубат», 1/106).