Мечети имеют величайшее значение и высокое положение в Исламе. Всевышний Аллах упоминает их в Священном Коране 18 раз; их следует уважать и почитать.
Всевышний Аллах сказал:
فِي بُيُوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَن تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ
«В домах (мечетях), которые Аллах позволил (и повелел) воздвигнуть, поминается Его имя. Его возвеличивают в них по утрам и в течение дня»[1].
Имам ибн Атыйя аль-Андалуси приводит в своем тафсире слова аль-Хасана ибн Абуль-Хасана:
وقال الحسن بن أبي الحسن : معناه تعظم ويرفع شأنها
«И смысл этого аята заключается в том, что мечети почитают и возвеличивают их статус»[2].
В мечетях осуществляется исламская братская связь и единство среди верующих, укрепляются чувства любви и согласия. В этих местах проявляются ценности справедливости и равенства: бедный рядом с богатым, старший рядом с младшим. В мечетях мусульмане защищены от страстей и искушений, потому что это — место для очищения душ. Также мечеть служит центром призыва — это место, где мужчины воспитываются, стремясь улучшить свой нрав.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
أحَبُّ البلاد إلى الله مَساجِدُها، وأبغض البلاد إلى الله أسْوَاقُها
«Самые любимые места для Аллаха на земле — ее мечети, а самые ненавистные — ее рынки»[3].
В этом хадисе содержится указание на то, что самыми лучшими и самыми любимыми местами на земле для Всевышнего Аллаха являются мечети, потому что в них совершаются намазы, поминают Аллаха, передают полезное знание, а также обучают людей всему, что связано с их религией.
В противоположность мечетям, самыми ненавистными местами для Всевышнего Аллаха являются рынки, потому что в этих местах много пустословия, клятв с целью сбыть товар, обмана, лжи и забвения относительно поминания Всевышнего Аллаха.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
سبعةٌ يُظِلُّهمُ اللهُ في ظِلِّه يومَ لا ظِلَّ إلا ظِلُّه
«Семь человек будут находиться под тенью Аллаха в день, когда не будет тени, кроме Его тени», и среди них упомянул:
ورجلٌ قلبُه مُعَلَّقٌ في المساجدِ
«…И человек, чье сердце привязано к мечетям»[4].
Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
وَما اجْتَمع قَوْمٌ في بَيْتٍ مِن بُيُوتِ اللهِ، يَتْلُونَ كِتَابَ اللهِ، وَيَتَدَارَسُونَهُ بيْنَهُمْ، إِلَّا نَزَلَتْ عليهمِ السَّكِينَةُ، وَغَشِيَتْهُمُ الرَّحْمَةُ وَحَفَّتْهُمُ المَلَائِكَةُ، وَذَكَرَهُمُ اللَّهُ فِيمَن عِنْدَهُ
«Когда бы ни собирались люди в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, покрывает милость, окружают ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится перед Ним»[5].
Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) пишет:
* والنَّوعُ الثَّاني مِن الجهادِ جهادُ النَّفسِ في طاعةِ اللهِ: كما قالَ النَّبيُّ – صلى الله عليه وسلم – “المجاهدُ مَن جاهَدَ نفسَهُ في اللهِ” (١). وقالَ بعضُ الصَّحابةِ لمَن سَألَهُ عن الغزوِ: ابْدَأْ بنفسِكَ فاغْزُها، وابْدَأْ بنفسِكَ فجاهِدْها. وأعظمُ مجاهدةِ النَّفسِ على طاعةِ اللهِ عمارةُ بيوتِهِ بالذِّكرِ والطَّاعةِ: قالَ تَعالى: {إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللَّهِ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلَّا اللَّهَ} [التوبة: ١٨]. وفي حديثِ أبي سَعيدٍ المرفوعِ: “إذا رَأيْتُمُ الرَّجلَ يَعْتادُ المسجدَ؛ فاشْهَدوا لهُ بالإيمانِ”. ثمَّ تَلا هذهِ الآيه.
«Второй вид — это борьба с самим собой в повиновении Аллаху. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Муджахид — это тот, кто борется с собственной душой ради Аллаха”[6].
Один из сподвижников ответил тому, кто спросил у него о военных походах: “Начни со своей души — выступи против нее, и начни со своей души, сражаясь с нею”.
Лучший джихад против своей души для повиновения Аллаху — это оживление Его домов посредством поминания и поклонения.
Всевышний Аллах сказал: “Посещать мечети Аллаха должны только те, кто верит в Аллаха и в Судный день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится (никого), кроме Аллаха”[7].
В хадисе от Абу Саида аль-Худри передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если вы увидите человека, который постоянно ходит в мечеть, то свидетельствуйте и знайте, что он является верующим”[8], а затем прочитал этот аят»[9].
Оживление мечетей было практикой сподвижников и табиинов. Имам аль-Авзаи (да смилуется над ним Аллах) говорил:
كَانَ يُقَالُ: خَمْسٌ كَانَ عَلَيْهَا أَصْحَابُ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَالتَّابِعُونَ بِإِحْسَانٍ: لُزُومُ الْجَمَاعَةِ، وَاتِّبَاعُ السُّنَّةِ، وَعِمَارَةُ الْمَسْجِدِ، وَتِلَاوَةُ الْقُرْآنِ، وَالْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللهِ
«Говорят, что сподвижникам пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и табиинам были присущи пять качеств: (1) придерживание джамаата; (2) следование Сунне; (3) оживление мечети; (4) чтение Корана; (5) джихад на пути Аллаха»[10].
Достоинства посещения мечети
Посещение мечети для совершения коллективного намаза имеет множество достоинств. Например, это повышает степени и уменьшает грехи; чем дальше мусульманин находится от мечети, тем больше шагов он делает, и тем больше становится его награда.
Об этом свидетельствует хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
الأبعدُ فالأبعدُ منَ المسجدِ أعظمُ أجرًا
«Чем дальше (живет верующий) от мечети, тем более велика его награда»[11].
أَلَا أَدُلُّكُمْ عَلَى مَا يَمْحُو اللهُ بِهِ الْخَطَايَا، وَيَرْفَعُ بِهِ الدَّرَجَاتِ؟ قَالُوا بَلَى يَا رَسُولَ اللهِ قَالَ: إِسْبَاغُ الْوُضُوءِ عَلَى الْمَكَارِهِ، وَكَثْرَةُ الْخُطَا إِلَى الْمَسَاجِدِ، وَانْتِظَارُ الصَّلَاةِ بَعْدَ الصَّلَاةِ، فَذَلِكُمُ الرِّبَاطُ
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что как-то раз Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Не указать ли вам на то, посредством чего Аллах стирает прегрешения и возвышает степени?»
Люди ответили: «Конечно, о Посланник Аллаха!»
Тогда он сказал: «Это тщательное совершение омовения в трудных условиях, множество шагов по направлению к мечетям, а также ожидание следующего намаз после предыдущего. И это для вас — охрана границы на пути Аллаха (рибат)»[12].
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ تَطَهَّرَ في بَيْتِهِ ، ثُمَّ مَضَى إلى بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللَّهِ ، لِيَقْضِي فَرِيضَةً مِنْ فَرَائِضِ اللَّهِ ، كَانَتْ خُطُواتُهُ ، إحْدَاهَا تَحُطُّ خَطِيئَةً ، وَالأُخْرَى تَرْفَعُ دَرَجَةً
«Кто очистился в своем доме, а затем направился к дому из домов Аллаха, для того, чтобы выполнить возложенное на него Всевышним предписание, то один из его шагов стирает грех, а второй — возвышает ступень»[13].
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ غَدَا إلى المَسْجِدِ أَوْ رَاحَ، أعَدَّ اللَّهُ لَهُ فِي الجَنَّةِ نُزُلاً كُلَّمَا غَدَا أوْ رَاحَ
«Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается (оттуда), Аллах готовит угощение в Раю каждый раз, как он (делает это)»[14].
Сообщается со слов Бурайды аль-Аслями (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
بَشِّرْ الْمَشَّائِينَ فِي الظُّلَمِ إِلَى الْمَسَاجِدِ بِالنُّورِ التَّامِّ يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Обрадуй тех, кто постоянно ходит в мечети в темноте, что в день Воскрешения им будет дан совершенный свет»[15].
Небрежность в совершении намаза в мечети
Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передает, что он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إنَّ مِنْ أشراطِ الساعةِ أنْ يَمُرَّ الرجلُ في المسجدِ لا يصلي فيه ركعتينِ
«К признакам Судного Дня (относится то), что человек будет проходить мимо мечети, но не станет совершать в ней двух ракаатов»[16].
В другом риваяте передается:
أن يجتاز الرجل بالمسجد فلا يُصلِّي فيه
«Человек будет проходить мимо мечети но не станет совершать в ней намаз» (Аль-Баззар)
Всевышний Аллах сказал:
ذَلِكَ وَمَن يُعَظِّمْ شَعَائِرَ اللَّهِ فَإِنَّهَا مِن تَقْوَى الْقُلُوبِ
«Все так! А кто почитает важные знамения Аллаха, то это — от богобоязненности в сердце»[17].
Поэтому нам необходимо возвеличивать такое знамение Всевышнего Аллаха, как мечеть, совершая там коллективный намаз и различные виды поклонений.
Пусть Аллах дарует нам тауфик в следовании Сунне Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), амин!
[1] Коран, 24:46.
[2] «Аль-Мухаррар уль-ваджиз» (3/392).
[3] Муслим.
[4] Аль-Бухари; Муслим.
[5] Муслим.
[6] Ахмад.
[7] Коран, 9:18.
[8] Ат-Тирмизи.
[9] «Лятаиф аль-маариф», стр. 504.
[10] «Хильят аль-авлия» (6/142).
[11] Ибн Маджа.
[12] Муслим.
[13] Муслим.
[14] Аль-Бухари; Муслим.
[15] Абу Давуд.
[16] Ибн Хузайма.
[17] Коран, 22:32.