История суда над Садруддином ибн аль-Иззом аль-Ханафи в Дамаске

В своей книге «Инба’ Аль-Гамр» аль-Хафиз Ибн Хаджар пишет относительно событий 784-го года по хиджре:

«В том году процессуальные действия против Садруддина ибн аль-Изза аль-Ханафи имели место в Дамаске. Это началось с того, что поэт Али Ибн Айбак ас-Сафади[1] написал поэму на «лям кафийях»[2]2 согласно размеру Банат Суад и представил ее писателям и ученым, и они высоко оценили ее. Среди них был Садруддин ибн аль-Изз аль-Ханафи, который порицал часть из того, что это стихотворение содержало. Али ибн Айбак узнал об этом и был этим оскорблен. Ибн аль-Изз аль-Ханафи обошел других и показал текст с поэмой некоторым ученым, и большинство их них отрицало наличие в нем того, что он нашел там (что он осуждал в нем). Этот случай распространился, и Ибн Айбак потребовал от Ибн аль-Изза, чтобы тот вернул ему документ в обмен на что-то, но тот отказался. Затем он объединился с другими, кто расходился с Ибн Айбаком, и подстрекал их против него.

Этот случай продолжал распространяться дальше, пока не достиг Египта. Некоторые фанатики принимали участие в его распространении, пока дело не дошло до султана. Он написал длинный декрет (указ), который содержал следующее: «Дошло до нас, что Али ибн Айбак восхвалял Пророка (мир ему и благословение Аллаха)  в своей поэме и что Али ибн Аль-Изз возражал ему и порицал часть из того, что она содержала, включая такие вещи, как совершение тавассуля посредством Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также умалял его (Пророка (мир ему и благословение Аллаха)) безгрешность и подобное этому, так что некоторые ученые Египта, особенно те, кто принадлежит к его мазхабу, то есть ханафиты, отвергли (отказались от поддержки его взглядов).

Он продолжил свои притязания и обращался к судьям и ученым мазхабов, и мы рассматриваем этот вопрос относительно него в соответствии с тем, что Закон требует в отношении понятия осуждения и безотносительно чего-либо еще». Указ также содержал следующее: «Дошло до нас, что группа в Дамаске следует мазхабу Ибн Хазма и Дауда и призывает к нему, и они (эта группа) включает аль-Кураши, Ибн Аль-Джа’и, аль-Хузбани и аль-Ясуфи. Их запрос (требование в отношении них) был выдвинут, и было доказано, что они совершили то, что требует наказания (бичевания), ссылки или отсечения конечностей. Их сообщения были переданы другим среди правоверных мусульман».

Этот документ также содержал: «Дошло до нас, что группа шафиитов, ханбалитов и маликитов проявила новшества, и (а также) мазхаб Ибн Таймии, и некоторые стороны захиритского мазхаба, которые были уже упомянуты».

Вызвали помощника (представителя) судьи, а также других. На первом заседании присутствовали судьи, их представители и некоторые муфтии, которые были при исполнении служебных обязанностей, и им был прочитан этот документ. Также было прочитано то, что написал Ибн Аль-Изз, и в его утверждениях было найдено следующее: «Достаточно для меня Аллаха. Это было сказано только относительно Аллаха». В ответ на слова «Ходатайствуй за меня», — (он написал:) «Заступничество не ищется посредством него (Пророка (мир ему и благословение Аллаха) )». А также в ответ на слова: «Я делал тавассуль (посредством) тебя», — он (Ибн аль-Изз) сказал: «Тавассуль не должен делаться посредством него (Пророка (мир ему и благословение Аллаха) )». В ответ на утверждение: «Всевышний защитил его от ошибок», — он пишет — «Но не от упрека (замечания)». На слова «О лучшее из творений», — он отвечает: «Лучше было бы сказать это об ангелах», — и другие примеры.

Его допросили, и он признался (в произнесении вышеупомянутых заявлений). Затем он сказал: «Я отказался от этого и теперь я считаю иначе, чем первоначально утверждал». То, что он сказал, было записано и собрание разошлось. Затем остальная часть ученых была вызвана, и они посетили второе собрание, и судья также был там. Среди тех, кто там присутствовал, были: Аль-Кади Шамсуддин ас-Сархади, Аль-Кади Шарафуддин аш-Шариси, Аль-Кади Шихабуддин аз-Зухри и многие другие.

Эти высказывания были повторены, и некоторые из них (ученых) сказали: «Он должен быть осужден». Другие сказали: «Того, что он утверждал первоначально, достаточно, чтобы осудить кого-то вроде него». Судья-ханбалит сказал: «Что касается меня, этого достаточно, чтобы осудить кого-то, подобного ему». Они разошлись и были вызваны в третий раз, были вызваны и те, кто колебался, и их имена были записаны в документе. Судья-шафиит был при исполнении (служебных обязанностей), так же, как те, кто не присутствовал раньше: Аминуддин аль-Ака, Бурхануддин ибн Санхаджи, Шамсуддин Ибн Абид аль-Ханбали, так же, как группа других. Они также обсудили вопрос и опять разошлись, и через некоторое время их собрали опять.

Дело активизировалось для тех, кто колебался, так что они также присутствовали, и там были Са’дуддин ан-Навави, Джамалюддин аль-Курди, Шарафуддин аль-Гази, Зайнуддин ибн Раджаб, Такиюддин ибн Муфли, вместе со своим братом и Шихабуддин Ибн Хаджи, и они последовательно осудили Ибн аль-Изза за большую часть из того, что он сказал.

Затем их спросили о тех, кто был связан с захиритской школой и Ибн Таймийей. И все они ответили, что они знают только хорошее о вероубеждении тех, кто был перечислен, только Ибн Муфли воздержался относительно некоторых из них. Затем они (ученые) собрались вместе в пятый раз, и все согласились, что Ибн аль-Изз должен быть осужден, за исключением ханбалитов. Затем Ибн Аль-Изза спросили, что он подразумевал (имел в виду) под своими словами. Он сказал: «Я только хотел возвеличить Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и повиноваться его приказу не отдавать ему больше (почета), чем должно». Таким образом, аль-Кади Шихабуддин аз-Зухри вынес фетву, что этого достаточно для принятия его утверждений, хотя он плохо сформулировал их, и это было записано.

Ибн аш-Шариси вынес фетву, вместе с другими, кто осудил его, и судья-шафиит постановил, чтобы он был заключен в тюрьму, и он был заключен в аль-Азравийя. Затем он был переведен в цитадель, а потом был оправдан почти во всем, кроме того, за что он был посажен в тюрьму. Остальные судьи выполнили судебный приговор. Затем все, что случилось, было записано, наряду с тем, что записали судьи и ученые, и послано в Египет. В Зуль-Хиджжа прибыл указ, чтобы снять Ибн Аль-Изза с должности, и затем обучение «Аль-Иззийя аль-Буранийя» перешло к Шарафуддину Харави так же, как обучение «Аль-Джавхарийя аля аль-Калиб аль-Акбар». Ибн аль-Изз оставался под стражей до месяца Раби следующего года. И с того самого дня тавассуль уровнем (степенью) Пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершался после утренней молитвы. Судья-шафиит распорядился, чтобы муэдзины совершали это, и они исполняли это.

[1] «Ас-Сафади» содержится также в оригинале и может быть опечаткой. Он был дамасским поэтом, и я не нахожу никакой связи между ним и Сафад. Ибн Хаджар упоминает его в той же книге и пишет о нем: Али Ибн Айбак Абдуллах ат-Таксабави ад-Димашки Аляуддин аль-Адиб. Он родился в 728-м году и занимался литературой. Он также декламировал изящную поэзию. Он дал мне иджаза и умер в 801-м году по хиджре. Он был автором известного мувашшах (постклассическая форма поэзии, расположенная в строфах): (Йа Ман Хака Хадддаху Шака’ик).

[2] Рифмованная схема, основанная на букве «лям».

Похожие материалы