Уединение с противоположным полом

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

Шариат запрещает уединение с противоположным полом, с теми, кто не является супругом или близким родственником (махрам). (См. статью «Кто является махрамом?»)

Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا يخلون رجل بامرأة إلا مع ذي محرم

«Мужчина не должен оставаться наедине с посторонней женщиной, если рядом с ней нет близкого родственника (махрама)». (Аль-Бухари, Муслим)

От Умара ибн аль-Хаттаба сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ألا لا يخلون رجل بامرأة إلا كان ثالثهما الشيطان

«Кто бы ни уединился с посторонней женщиной, третьим с ними обязательно будет шайтан!» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

От ’Укъбы ибн ’Амира сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إياكم والدخول على النساء، فقال رجل من الأنصار: يا رسول الله أفرأيت الحمو؟ قال: الحمو الموت

«Пусть никто из вас ни в коем случае не входит к посторонним женщинам!» Один из ансаров спросил: «Скажи мне, а если это близкий родственник мужа?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Близкий родственник мужа — это гибель!» (Аль-Бухари, Муслим)

Имам ан-Навави (631–676 гг.х.) сказал:

وإنما المراد الأخ ، وابن الأخ والعم ، وابن العم ، وابن الأخت ونحوهم . مما يحل له تزويجه لو لم تكن متزوجة ، وجرت العادة بالتساهل فيه فيخلو الأخ بامرأة أخيه فشبه بالموت ، وهو أولى بالمنع من الأجنبي

«В этом хадисе подразумевается брат мужа, сын брата мужа, дядя мужа, сын дяди мужа, сын сестры мужа и так далее – тот, которому было бы дозволено жениться на ней, если бы она не была замужем. Обычно в этом вопросе проявляют небрежность, и мужчина может остаться наедине с женой своего брата, поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сравнил это со смертью, и значит, подобная ситуация больше заслуживает запрета, чем уединение с абсолютно чужими людьми». Почему такие отношения больше заслуживают запрета? Потому что им легче и проще уединиться, чем кому-то другому, и это не вызовет никаких подозрений». («Шарх Сахих Муслим», 14/154)

Имам аль-Куртуби (600–671 гг.х.) пишет в своём тафсире в толковании 53 аята суры Аль-Ахзаб: «Если вы просите у них (жён Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец»:

هذا يدلّ على أنه لا ينبغي لأحد أن يثق بنفسه في الخلوة مع من لا تحل له؛ فإن مجانبة ذلك أحسن لحاله وأحصن لنفسه وأتم لعصمته

«Из этого мы понимаем, что никто не должен быть уверен в себе, если уединяется с тем, кто недозволен ему. Избегать этого лучше для него – более безопасно, и такая защита надёжнее».АльДжами альАхкам альКуран», 14/228)

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وأما إذا خلا الأجنبي بالأجنبية من غير ثالث معهما فهو حرام باتفاق العلماء، وكذا لو كان معهما من لا يستحى منه لصغره كابن سنتين وثلاث ونحو ذلك فإن وجوده كالعدم، وكذا لو اجتمع رجال بامرأة أجنبية فهو حرام

«Согласно единогласному мнению учёных, уединение постороннего мужчины с женщиной без наличия третьего человека запрещено, даже если с ней есть тот, кого можно не стесняться из-за его маленького возраста, например, двух-трёхгодовалый сын, так как его наличие равносильно его отсутствию. А также запрещено уединение мужчин (двух и более) с одной посторонней женщиной». («Шарх Сахих Муслим», 9/109)

Не дозволено уединение одной женщине с двумя и более мужчинами, но можно уединяться одному мужчине с двумя и более женщинами.

Имам аль-Хатыб аш-Ширбини (ум. 977 г.х.) пишет:

وَيَحْرُمُ كَمَا فِي الْمَجْمُوعِ خَلْوَةُ رَجُلَيْنِ أَوْ رِجَالٍ بِامْرَأَةٍ وَلَوْ بَعُدَتْ مُوَاطَأَتُهُمْ عَلَى الْفَاحِشَةِ؛ لِأَنَّ اسْتِحْيَاءَ الْمَرْأَةِ مِنْ الْمَرْأَةِ أَكْثَرُ مِنْ اسْتِحْيَاءِ الرَّجُلِ مِنْ الرَّجُلِ

«Как сказано в “Аль-Маджму’”, запрещено уединение двух мужчин или группы мужчин с одной женщиной (в отличии от уединения двух и более женщин с одним мужчиной), даже если они далеки от совершения мерзости, потому что женщины стесняются других женщин больше, нежели мужчины – друг друга». («Мугни аль-Мухтадж», 5/112)

Шафиитский ученый, шейх Саид ибн Мухаммад Ба’али аль-Хадрами (ум. 1270 г.х.) сказал:

جازت خلوة رجل بامرأتين، دون عكسه، أيْ يحرم خلوة رجلين بامرأة

«Разрешается уединяться мужчине с двумя (порядочными женщинами), но не наоборот, т.е. запрещено уединение двух мужчин с одной женщиной». («Бушра аль-Карим шарху масаиль ат-талим», 1/602)

Учёные говорят, что запрещено уединяться с противоположным полом как в молитве, так и на работе. Кроме того, учёные запрещают оставаться наедине с врачом противоположного пола. Также некоторые современные ученые считают, что запрещено уединяться в машине и лифте.

В «Кувейтской энциклопедии фикха» (7/88) сказано:

ولا تجوز خلوة المرأة بالأجنبي ولو في عمل، والمراد بالخلوة المنهي عنها أن تكون المرأة مع الرجل في مكان يأمنان فيه من دخول ثالث، قال أبو حنيفة: أكره أن يستأجر الرجل امرأة حرة يستخدمها ويخلو بها، لأن الخلوة بالمرأة الأجنبية معصية. وقد قال النبي صلى الله عليه وسلم: لا يخلون رجل بامرأة إلا كان الشيطان ثالثهما. ومن المباح أيضا الخلوة بمعنى انفراد رجل بامرأة في وجود الناس، بحيث لا تحتجب أشخاصهما عنهم، بل بحيث لا يسمعون كلامهما. فقد جاء في صحيح البخاري: جاءت امرأة من الأنصار إلى النبي صلى الله عليه وسلم فخلا بها. وعنوان ابن حجر لهذا الحديث بباب ما يجوز أن يخلو الرجل بالمرأة عند الناس، وعقب بقوله: لا يخلو بها حيث تحتجب أشخاصهما عنهم، بل بحيث لا يسمعون كلامهما إذا كان بما يخافت به كالشيء الذي تستحي المرأة من ذكره بين الناس. وقد تكون الخلوة بالأجنبية واجبة في حال الضرورة، كمن وجد امرأة أجنبية منقطعة في برية، ويخاف عليها الهلاك لو تركت.

«Женщине не разрешается оставаться наедине с посторонним мужчиной, даже на работе, и под уединением имеется в виду пребывание женщины и мужчины в том месте, где защищены от входа третьего.

Абу Ханифа сказал: “Мне неприятно (я считаю отвратительным), когда мужчина нанимает женщину, чтобы использовать её для работы и уединяться с ней, так как уединение с посторонней женщиной запрещено”.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Какой бы человек ни уединился с посторонней женщиной, третьим с ними обязательно будет шайтан!”

Мужчине и женщине дозволено уединяться в присутствии людей таким образом, чтобы они не были скрыты от них, даже если их речи не будет слышно.

В “Сахихе” аль-Бухари говорится о том, что женщина из ансаров пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и он уединился с ней.

Ибн Хаджар назвал главу в котором приводил этот хадис: «Раздел о том, дозволено ли уединяться мужчине и женщине при людях». И завершил словами: “[Мужчина] не должен уединяется с [посторонней женщиной] так, чтобы они были скрыты от людей. Напротив, можно [уединиться] так, чтобы их [было видно], но не было слышно их речи. [Это такая речь], которую она боялась бы говорить, например, то, что женщина стесняется обсуждать в присутствии людей”.

Бывают ситуации, когда уединение с посторонней женщиной обязательно – в случае необходимости, например, если мужчина нашёл женщину в пустыне и боится, что она погибнет, если её оставить в такой ситуации».  

Похожие материалы