«Рисаля» имама аш-Шафии

Мухаккик, шейх Ахмад Мухаммад Шакир, рахимахуллах, (1309-1377 гг. по хиджре) в восхвалении имама Шафии 
هذا كتاب (الرسالة) للشافعي
وكفى الشافعي مدحا أنه الشافعي
وكفى (الرسالة) تقريظا أنها تأليف الشافعي
وكفاني فخرا أن أنشر بين الناس علم الشافعي
 
Это Рисаля имама аш-Шафии.
Для хвалы аш-Шафии достаточно того, что он аш-Шафии.
Для восхваления Рисаля достаточно того, что это работа аш-Шафии.
Для меня достаточно чести распространять среди людей знание аш-Шафии.
 
Имам аш-Шафии  дважды писал Рисаля:
 
1. Старая Рисаля.
2. Новая Рисаля.
 
Старая Рисаля была написана по просьбе Абдуррахмана ибн Махди, рахимахуллах. Новая Рисаля появилась после завершения им большинства книг, которые вошли в состав Аль-Умм.
Предпочтительное мнение состоит в том, что имам аш-Шафии надиктовал новую Рисаля имаму ар-Раби . Только две копии оригинала Рисаля найдены: копия имама ар-Раби  и ибн Джама’а.
 
Среди тех, кто слушал [уроки по] Рисаля по копии имама ар-Раби :
 
  • аль-Хафиз аль-Хумайди Сахиб аль-Джам’ байн ас-Сахихайн,
  • аль-Хафиз ибн Макуля,
  • аль-Хафиз ибн Асакир,
  • аль-Хафиз Абдуль-Кадир ар-Рахави, рахимахумуллах,  и другие.
(из Введения шейха Ахмада Мухаммада Шакира к Рисале).
 
Рисаля имама Шафии  с самого ее появления оказывала огромное влияние на изучение фикха. В результате ученые разделились на 2 группы. Одна из которых, большинство ахлюль-хадис принимали ее и использовали в поддержке шафиитского мазхаба.
 
Некоторые из этих ученых написали на нее шархи:
 
  1. Абу Бакр Мухаммад ибн Абдулла ас-Сайрафи, рахимахуллах (330г. по хиджре), Говорится, что после имама Шафии он – самый знающий в области усуля. О его шархе упоминается в Кашф аз-ЗунунТабакату аш-Шафи’ийя и в хутбе аль-Бахра аз-Заркаши, рахимахуллах.
  2. Абуль-Валид ан-Наисабури Хасан ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Кураши, рахимахуллах  (349 г. по хиджре), ученик имама ибн Сурайджа и учитель аль-Хакима Абу Абдуллы, автор Аль-Мустахраджа аля Сахих Муслим. Его шарх упоминается в Кашф аз-Зунун аз-Закарши. Он умер в пятницу, 5 раббиуль-авваль 349 по хиджре.
  3. Аль-Каффаль аль-кабир аш-Шаши Мухаммад ибн Али ибн Исмаил, рахимахуллах  (291-365 гг. по хиджре). Его шарх упоминается аз-Закарши в Кашф аз-Зунун и Табакат.
  4. Имам аль-Хафиз Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуллах аш-Шайбани аль-Джузаки ан-Наисабури, рахимахуллах (388г. по Хиджре). Ученик имама аль-Асама и Абу Ну’айма и учитель аль-Хакима Абу Абдилляха, рахимахумуллах. Автор аль-Муснад аля Сахих Муслим. Его шарх упоминается в Кашф аз-Зунун.
  5. Абу Мухаммад Абдулла ибн Юсуф аль-Джувейни, отец знаменитого имама аль-Харамайн, учитель имама аль-Газали, рахимахумуллах.
Ни один из этих шархов, цитируемых учеными в своих работах вплоть до восьмого века, не сохранился до наших дней.
 
Библиография
 
1. Исламский фикх, доктор Таха Джабир аль-Алвани.
2. Аль-Ваджиз фи усуль ат-ташри’и аль-Ислами, доктор Мухаммад Хасан Хиту.
3. “Рисаля” с тахкыком шейха Ахмада Мухаммада Шакира.
Похожие материалы