Мухаккик, шейх Ахмад Мухаммад Шакир, рахимахуллах, (1309-1377 гг. по хиджре) в восхвалении имама Шафии
هذا كتاب (الرسالة) للشافعي
وكفى الشافعي مدحا أنه الشافعي
وكفى (الرسالة) تقريظا أنها تأليف الشافعي
وكفاني فخرا أن أنشر بين الناس علم الشافعي
وكفى الشافعي مدحا أنه الشافعي
وكفى (الرسالة) تقريظا أنها تأليف الشافعي
وكفاني فخرا أن أنشر بين الناس علم الشافعي
Это Рисаля имама аш-Шафии.
Для хвалы аш-Шафии достаточно того, что он аш-Шафии.
Для восхваления Рисаля достаточно того, что это работа аш-Шафии.
Для хвалы аш-Шафии достаточно того, что он аш-Шафии.
Для восхваления Рисаля достаточно того, что это работа аш-Шафии.
Для меня достаточно чести распространять среди людей знание аш-Шафии.
Имам аш-Шафии дважды писал Рисаля:
1. Старая Рисаля.
2. Новая Рисаля.
Старая Рисаля была написана по просьбе Абдуррахмана ибн Махди, рахимахуллах. Новая Рисаля появилась после завершения им большинства книг, которые вошли в состав Аль-Умм.
Предпочтительное мнение состоит в том, что имам аш-Шафии надиктовал новую Рисаля имаму ар-Раби . Только две копии оригинала Рисаля найдены: копия имама ар-Раби и ибн Джама’а.
Среди тех, кто слушал [уроки по] Рисаля по копии имама ар-Раби :
- аль-Хафиз аль-Хумайди Сахиб аль-Джам’ байн ас-Сахихайн,
- аль-Хафиз ибн Макуля,
- аль-Хафиз ибн Асакир,
- аль-Хафиз Абдуль-Кадир ар-Рахави, рахимахумуллах, и другие.
(из Введения шейха Ахмада Мухаммада Шакира к Рисале).
Рисаля имама Шафии с самого ее появления оказывала огромное влияние на изучение фикха. В результате ученые разделились на 2 группы. Одна из которых, большинство ахлюль-хадис принимали ее и использовали в поддержке шафиитского мазхаба.
Некоторые из этих ученых написали на нее шархи:
- Абу Бакр Мухаммад ибн Абдулла ас-Сайрафи, рахимахуллах (330г. по хиджре), Говорится, что после имама Шафии он – самый знающий в области усуля. О его шархе упоминается в Кашф аз-Зунун, Табакату аш-Шафи’ийя и в хутбе аль-Бахра аз-Заркаши, рахимахуллах.
- Абуль-Валид ан-Наисабури Хасан ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Кураши, рахимахуллах (349 г. по хиджре), ученик имама ибн Сурайджа и учитель аль-Хакима Абу Абдуллы, автор Аль-Мустахраджа аля Сахих Муслим. Его шарх упоминается в Кашф аз-Зунун аз-Закарши. Он умер в пятницу, 5 раббиуль-авваль 349 по хиджре.
- Аль-Каффаль аль-кабир аш-Шаши Мухаммад ибн Али ибн Исмаил, рахимахуллах (291-365 гг. по хиджре). Его шарх упоминается аз-Закарши в Кашф аз-Зунун и Табакат.
- Имам аль-Хафиз Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуллах аш-Шайбани аль-Джузаки ан-Наисабури, рахимахуллах (388г. по Хиджре). Ученик имама аль-Асама и Абу Ну’айма и учитель аль-Хакима Абу Абдилляха, рахимахумуллах. Автор аль-Муснад аля Сахих Муслим. Его шарх упоминается в Кашф аз-Зунун.
- Абу Мухаммад Абдулла ибн Юсуф аль-Джувейни, отец знаменитого имама аль-Харамайн, учитель имама аль-Газали, рахимахумуллах.
Ни один из этих шархов, цитируемых учеными в своих работах вплоть до восьмого века, не сохранился до наших дней.
Библиография
1. Исламский фикх, доктор Таха Джабир аль-Алвани.
2. Аль-Ваджиз фи усуль ат-ташри’и аль-Ислами, доктор Мухаммад Хасан Хиту.
3. “Рисаля” с тахкыком шейха Ахмада Мухаммада Шакира.