Усуль аль-фикх
Знай, что словосочетание «усуль аль-фикх» — это название конкретной науки. И это словосочетание относится к словосочетаниям по типу «идафа»[1] и состоит из двух частей: «мудаф» и «мудаф илейхи», и у словосочетания «усуль аль-фикх» есть два значения:
Первое из них — это то, что понимается из сочетания двух частей, когда первое присоединяется ко второму по типу «идафа».
Второе [значение] — это термин, обозначающий науку, названием которой служит вышеуказанное словосочетание.
Что касается первой части [словосочетания], то это слово «усуль»; что касается второй, то это слово «фикх».
И эти две части — то есть «усуль» и «фикх» — отделены друг от друга, то есть не соединены (так как в данном случае «отделенность» (муфрад) понимается как противоположность сочетанию (таркиб), а не двойственности или множественности, ведь очевидно, что слово «усуль» — множественного числа[2]).
Слово «усуль» в языке означает нечто чувственное или ментальное, на чем строится другое, подобно тому как основой (усуль) стен служит фундамент.
А слово «фуру» (ветви) означает то, что построено на другом, подобно тому как ветви растут на дереве, а фикх вытекает из усуля.
В шариатской терминологии слово «усуль» имеет четыре значения:
1.Далиль (доказательства). Например, в предложении: «Основа (асль) в данном вопросе — это Коран и Сунна, то есть эти доказательства», — и таким образом в словосочетании «усуль аль-фикх» слово «усуль» употреблено в этом значении.
2.Правильное мнение. Например, в предложении: «Основа в речи — правдивость, то есть это правильно для слушателя».
3.Правила, которые лежат в основе. Например, дозволенность мертвечины в крайней ситуации противоречит основе[3].
4.Положение, с которым проводят аналогию (кыяс). Это будет разъяснено в главе о кыясе.
Слово «фикх» в языке означает «понимание», а в терминологии — познание шариатских решений (хукмов), к которым приходят методом иджтихада. Из этого исключаются:
- Хукмы разума (рациональное), например, знание, что один — это половина от двух.
- Хукмы чувств (сенсорное), например, знание того, что огонь обжигает.
- Однозначные хукмы Шариата (кат’ийя), например, знание, что Аллах Один и что ежедневный пятикратный намаз обязателен.
И эти три вида знания не называются фикхом в шариатской терминологии.
Хукм — это обращение Всевышнего Аллаха, которое имеет отношение к некоему действию мукалляфа[4]. И с хукмами связано семь вещей: ваджиб (обязательное), мандуб (желательное), мубах (дозволенное), макрух (нежелательное), харам (запретное), сахих (действительное) и фасид (недействительное). Однако, по самому верному мнению, хукмов пять: аль-иджаб (обязательность), ан-надб (желательность), аль-ибаха (дозволенность), аль-караха (нежелательность), ат-тахрим (запретность).
Что касается «сахих» и «фасад», то это хукмы вад’и[5], которые относятся к договорам между людьми (му’амаля). Когда речь идет об этом, используются термины «сахих» и «фасид» (а также синоним слова «фасид» — «батыль»).
Что касается того, что не имеет отношения к договорам между людьми (му’амаля)[6], тут [мы выделяем] требование или разрешение действия или отказа от действия.
И требование действия или отказа от действия может быть категоричным и не категоричным.
Категоричное требование действия — это его обязательность, например, в указании, содержащемся в словах Всевышнего Аллаха:
وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ
Смысл: «Выстаивайте молитву»[7].
Некатегоричное требование действия — это его желательность, например, в указании, содержащемся в словах Всевышнего Аллаха:
فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّـهِ
Смысл: «Но кто простит обидчика и уладит дело миром — награда его у Аллаха»[8].
Категоричное требование отказа от действия — это запретность, например, в словах Всевышнего Аллаха:
وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَى
Смысл: «Не совершайте прелюбодеяния и избегайте всего, что ведёт к нему»[9].
Некатегоричное требование отказа от действия — это нежелательность, например, в достоверном хадисе, который включен в оба сборника «Сахих»[10]: «Когда один из вас входит в мечеть, пусть не садится, пока не сделает два ракаата»[11].
Обязательное (ваджиб) — это то, за совершение чего полагается вознаграждение, а за отказ от этого полагается наказание.
Желательное (мандуб) — это то, за совершение чего полагается вознаграждение, а за отказ от этого наказания не будет.
Дозволенное (мубах) — это то, за совершение чего и за отказ от чего не последует ни вознаграждения, ни наказания.
Нежелательное (макрух) — это противоположность мандуба в том смысле, что за осознанный[12] отказ от этого полагается вознаграждение, но за совершение этого наказания не будет.
Запретное (харам) — это противоположность ваджибу в том смысле, что за осознанный отказ от этого полагается вознаграждение, а за совершение этого полагается наказание.
И эти пять хукмов называют хукмами таклифийя, поскольку они связаны с действиями мукалляфа в том, что касается таклифа, то есть обязывания его к подчинению, в чем есть сложность (кульфа).
Действительное (сахих) — это действие, которое соответствует Шариату, а итог [такого действия] связан с достижением цели[13] (нуфуз) и действительностью (и’тидад).
Под действительностью (и’тидад) имеется в виду, что действие сочетает все необходимые с точки зрения Шариата условия (шурут) и обязательные элементы (аркан).
И поклонение (‘ибада) с точки зрения шариатской терминологии характеризуется только действительностью (и’тидад), а договоры между людьми (му’амаля) характеризуются как действительностью (и’тидад), так и достижением цели (нуфуз)[14].
А недействительное (фасид) также обозначают словом «батыль», и это то, что противоречит Шариату, а итогом [такого действия] не становится ни достижение цели (нуфуз), ни действительность (и’тидад).
[1] Способ оформления несогласованного определения. Например, аналог такой конструкции в русском языке – «книга учителя».
[2] В арабском языке ед. ч. – «асль», мн. ч. – «усуль».
[3] Основа – запретность мертвечины.
[4] Мукалляф – тот, на кого распространяются религиозные предписания (таклиф).
[5] Хукмы вад‘и определяют, является ли нечто условием совершения действия, его причиной или препятствует ему и так далее, и описание этого встречается в более сложных книгах по усулю.
[6] То есть пять упомянутых хукмов, которыми описано поклонение (‘ибада) и действия мукалляфа, не связынные с договорами (не торговля, никах и т.п.) можно классифицировать следующим образом.
[7] Сура «Ан-Нур», аят 56 (24:56).
[8] Сура «Аш-Шура», аят 40 (42:40).
[9] Сура «Аль-Исра», аят 32 (17:32).
[10] Сборники достоверных хадисов аль-Бухари и Муслима.
[11] Бухари (1/411) (444) и (2/50) (1163); Муслим (2/155) (714).
[12] С намерением ради Аллаха. За отказ от нежелательного или запретного не ради Аллаха (например, за отказ от алкоголя из-за его вреда для здоровья) вознаграждения не будет.
[13] Например, цель торговой сделки – получение имущества в собственность.
[14] Например, намаз может быть действительным или недействительным (если не выполнены его шуруты или арканы), но он не описан достижением цели, в то время, как торговая сделка характеризуется действительностью, при этом покупатель достигает цели – получает нужный ему товар.