Введение в усуль аль-фикх. Глава первая. Что такое усуль аль-фикх? Виды хукмов

 

Усуль аль-фикх

 

Знай, что словосочетание «усуль аль-фикх» — это название конкретной науки. И это словосочетание относится к словосочетаниям по типу «идафа»[1] и состоит из двух частей: «мудаф» и «мудаф илейхи», и у словосочетания «усуль аль-фикх» есть два значения:

 

Первое из них — это то, что понимается из сочетания двух частей, когда первое присоединяется ко второму по типу «идафа».

 

Второе [значение] — это термин, обозначающий науку, названием которой служит вышеуказанное словосочетание.

 

Что касается первой части [словосочетания], то это слово «усуль»; что касается второй, то это слово «фикх».

 

И эти две части — то есть «усуль» и «фикх» — отделены друг от друга, то есть не соединены (так как в данном случае «отделенность» (муфрад) понимается как противоположность сочетанию (таркиб), а не двойственности или множественности, ведь очевидно, что слово «усуль» — множественного числа[2]).

 

Слово «усуль» в языке означает нечто чувственное или ментальное, на чем строится другое, подобно тому как основой (усуль) стен служит фундамент.

 

А слово «фуру» (ветви) означает то, что построено на другом, подобно тому как ветви растут на дереве, а фикх вытекает из усуля.

 

В шариатской терминологии слово «усуль» имеет четыре значения:

 

1.Далиль (доказательства). Например, в предложении: «Основа (асль) в данном вопросе — это Коран и Сунна, то есть эти доказательства», — и таким образом в словосочетании «усуль аль-фикх» слово «усуль» употреблено в этом значении. 

 

2.Правильное мнение. Например, в предложении: «Основа в речи — правдивость, то есть это правильно для слушателя».

 

3.Правила, которые лежат в основе. Например, дозволенность мертвечины в крайней ситуации противоречит основе[3].

 

4.Положение, с которым проводят аналогию (кыяс). Это будет разъяснено в главе о кыясе.

 

Слово «фикх» в языке означает «понимание», а в терминологии — познание шариатских решений (хукмов), к которым приходят методом иджтихада. Из этого исключаются:

 

  • Хукмы разума (рациональное), например, знание, что один — это половина от двух.

 

  • Хукмы чувств (сенсорное), например, знание того, что огонь обжигает.

 

  • Однозначные хукмы Шариата (кат’ийя), например, знание, что Аллах Один и что ежедневный пятикратный намаз обязателен. 

 

И эти три вида знания не называются фикхом в шариатской терминологии.

 

Хукм — это обращение Всевышнего Аллаха, которое имеет отношение к некоему действию мукалляфа[4]. И с хукмами связано семь вещей: ваджиб (обязательное), мандуб (желательное), мубах (дозволенное), макрух (нежелательное), харам (запретное), сахих (действительное) и фасид (недействительное). Однако, по самому верному мнению, хукмов пять: аль-иджаб (обязательность), ан-надб (желательность), аль-ибаха (дозволенность), аль-караха (нежелательность), ат-тахрим (запретность). 

 

Что касается «сахих» и «фасад», то это хукмы вад’и[5], которые относятся к договорам между людьми (му’амаля). Когда речь идет об этом, используются термины «сахих» и «фасид» (а также синоним слова «фасид» — «батыль»). 

 

Что касается того, что не имеет отношения к договорам между людьми (му’амаля)[6], тут [мы выделяем] требование или разрешение действия или отказа от действия.

 

И требование действия или отказа от действия может быть категоричным и не категоричным.

 

Категоричное требование действия — это его обязательность, например, в указании, содержащемся в словах Всевышнего Аллаха:

وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ

 

Смысл: «Выстаивайте молитву»[7]

 

Некатегоричное требование действия — это его желательность, например, в указании, содержащемся в словах Всевышнего Аллаха:

فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّـهِ

 

Смысл: «Но кто простит обидчика и уладит дело миром — награда его у Аллаха»[8].

 

Категоричное требование отказа от действия — это запретность, например, в словах Всевышнего Аллаха:

وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَى

 

Смысл: «Не совершайте прелюбодеяния и избегайте всего, что ведёт к нему»[9].

 

Некатегоричное требование отказа от действия — это нежелательность, например, в достоверном хадисе, который включен в оба сборника «Сахих»[10]: «Когда один из вас входит в мечеть, пусть не садится, пока не сделает два ракаата»[11].

 

Обязательное (ваджиб) — это то, за совершение чего полагается вознаграждение, а за отказ от этого полагается наказание.

 

Желательное (мандуб) — это то, за совершение чего полагается вознаграждение, а за отказ от этого наказания не будет.

 

Дозволенное (мубах) — это то, за совершение чего и за отказ от чего не последует ни вознаграждения, ни наказания.

 

Нежелательное (макрух) — это противоположность мандуба в том смысле, что за осознанный[12] отказ от этого полагается вознаграждение, но за совершение этого наказания не будет.

 

Запретное (харам) — это противоположность ваджибу в том смысле, что за осознанный отказ от этого полагается вознаграждение, а за совершение этого полагается наказание.

 

И эти пять хукмов называют хукмами таклифийя, поскольку они связаны с действиями мукалляфа в том, что касается таклифа, то есть обязывания его к подчинению, в чем есть сложность (кульфа).

 

Действительное (сахих) — это действие, которое соответствует Шариату, а итог [такого действия] связан с достижением цели[13] (нуфуз) и действительностью (и’тидад).

 

Под действительностью (и’тидад) имеется в виду, что действие сочетает все необходимые с точки зрения Шариата условия (шурут) и обязательные элементы (аркан).

 

И поклонение (‘ибада) с точки зрения шариатской терминологии характеризуется только действительностью (и’тидад), а договоры между людьми (му’амаля) характеризуются как действительностью (и’тидад), так и достижением цели (нуфуз)[14]

 

А недействительное (фасид) также обозначают словом «батыль», и это то, что противоречит Шариату, а итогом [такого действия] не становится ни достижение цели (нуфуз), ни действительность (и’тидад). 

[1] Способ оформления несогласованного определения. Например, аналог такой конструкции в русском языке – «книга учителя».

[2] В арабском языке ед. ч. – «асль», мн. ч. – «усуль».

[3] Основа – запретность мертвечины.

[4] Мукалляф – тот, на кого распространяются религиозные предписания (таклиф).

[5] Хукмы вад‘и определяют, является ли нечто условием совершения действия, его причиной или препятствует ему и так далее, и описание этого встречается в более сложных книгах по усулю.

[6] То есть пять упомянутых хукмов, которыми описано поклонение (‘ибада) и действия мукалляфа, не связынные с договорами (не торговля, никах и т.п.) можно классифицировать следующим образом.

[7] Сура «Ан-Нур», аят 56 (24:56).

[8] Сура «Аш-Шура», аят 40 (42:40).

[9] Сура «Аль-Исра», аят 32 (17:32).

[10] Сборники достоверных хадисов аль-Бухари и Муслима.

[11] Бухари (1/411) (444) и (2/50) (1163); Муслим (2/155) (714).

[12] С намерением ради Аллаха. За отказ от нежелательного или запретного не ради Аллаха (например, за отказ от алкоголя из-за его вреда для здоровья) вознаграждения не будет.

[13] Например, цель торговой сделки – получение имущества в собственность.

[14] Например, намаз может быть действительным или недействительным (если не выполнены его шуруты или арканы), но он не описан достижением цели, в то время, как торговая сделка характеризуется действительностью, при этом покупатель достигает цели – получает нужный ему товар.

Похожие материалы