
Конкретное (хасс)
Определение
Конкретное (хасс) противоположно общему (‘ам). И это слово, которое не включает [в свое значение] больше, чем один, или включает больше, чем один, но с указанием на количество. И это может быть слово, включающее один [объект], например, «мужчина», или два, например, «двое мужчин»[1], или больше, но с указанием на количество, например, «трое мужчин».
И смысл конкретизации (тахсыс) – в обособлении множества, которое входит в общее (‘ам) понятие, например, выведение тех, с кем заключен договор, из общего числа многобожников (мушрикин), о которых говорит Всевышний Аллах:
فاقتلوا المشركين
Смысл: «Убивайте многобожников»[2].
И когда мы говорим про «обособление множества», имеется в виду, что здесь подразумевается не все множество, и это отмена (насх), о чем будет сказано далее.
Примечание:
Конкретное (хасс) не есть конкретизированное (мухассас). Ведь конкретное (хасс) – это частное, то есть у него много видов, а конкретизированное (мухассас) подразделяется на ограниченное количество видов, о чем пойдет речь дальше.
Конкретизированное (мухассас)
Конкретизированное (мухассас) делится на соединенное (муттасыль) и разъединенное (мунфасыль).
И соединенное – это то, что не является независимым, но упомянуто в одном контексте с общим (‘ам). А разъединенное – это то, что независимо и приходит одно, самостоятельно.
Виды соединенной (муттасыль) конкретизации (тахсыс)
Есть три вида соединенной конкретизации:
- Условие (шарт).
- Ограничение по качеству (такйид биль-васф).
- Исключение (истисна).
Все остальное – конкретизация разъединенная.
Пример условия (шарт): «Чти бедняков, если они проявляют зухд[3]».
Пример ограничения по качеству (такйид биль-васф): «Чти ученых, которые бедны».
Пример исключения: «Пришли [все] бедняки, кроме Зейда».
И это известно. Некоторые ученые по усуль аль-фикх добавили четвертый вид уточнения, и это цель (гая).
Пример:
أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ
Смысл: «Поститесь до наступления ночи»[4].
А пятый вид уточнения – это замена части на целое. Пример: «Чти людей-курайшитов».
Исключение (истисна)
Исключение – это выведение [из значения] того, что было бы включено во множество, если бы не было этого исключения. Пример: «Пришли люди, кроме Зейда». И это называется соединенным исключением. Если бы его не было, то подразумевалось бы, что Зейд тоже пришел. Условием ставится, чтобы исключение не было отделено от слов, к которым оно относится, а было соединено с ним. А если сказать: «Пришли факихи», – а через день добавить: «Кроме Зейда», – то это не считается.
Также к условиям исключения относится то, чтобы исключаемое множество не превышало[5] множества, из которого оно исключается. И исключение не действительно, если не соблюдено условие, заключающееся в том, что от исходного множества должно что-то остаться. Пример действительного исключения: «Десять, кроме девяти». И не действительно исключение: «Десять, кроме десяти», – в итоге остается десять[6].
Следующее условие исключения – произнести его вслух, так, чтобы тебя услышал вблизи стоящий человек.
Также к условиям исключения относится то, что человек должен иметь намерение исключить что-либо до произнесения слов исключения. Но не обязательно иметь намерение до произнесения первого слова фразы до исключения, достаточно, чтобы намерение оформилось до начала произнесения исключающих слов.
Основа исключаемого (мустасна)[7] – в том, что оно принадлежит к тому же виду, что и исходное множество (мустасна минху). Пример: «Пришли люди, кроме Зейда». Но допускается такое исключение, когда исключаемое и исходное множество принадлежат к разным видам. Пример: «Пришли люди, а ослов с ними не было»[8]. Этот вид исключения не имеет отношения к конкретизации. Насчет него есть расхождения между учеными, однако мы не будем вдаваться в подробности.
Допускается, чтобы исключаемое (мустасна) стояло перед исходным множеством (мустасна минху). Пример: «Нет у меня, кроме Творца миров, помощника». Также допускается в речи, чтобы условие предшествовало контексту, и смысл этого ясен. Пример: «Если придут люди из бану Тамим, окажи им почет». Также допустимо, чтобы контекст предшествовал условию. Пример: «Я развожусь с тобой, если ты выйдешь из дома». И это основа.
[1] В оригинале слово двойственного числа.
[2] Сура «Ат-Тауба», аят 5; 9:5.
[3] Если они аскетичны.
[4] Сура «Аль-Бакара», аят 187; 2:187.
[5] Не было больше или равно.
[6] Фраза «Я должен тебе десять рублей, кроме девяти» означает «Я должен тебе рубль». А фраза «Я должен тебе десять рублей, кроме десяти» означает «Я должен тебе десять рублей», поскольку исключение не действительно.
[7] Истисна – это процесс исключения. Мустасна минху – исходное множество; то, из чего исключают. Мустасна – исключаемое.
[8] Дословно: «Пришли люди, кроме ослов».