Восстание шейха Саида Пирани

Восстание шейха Саида или Genç Incident (тур.: Genç Hâdisesi) 8 февраля — марта 1925 г. было курдским национальным восстанием, возглавляемым суфийским шейхом тариката накшбандия Саидом Пирани (1865 – 29 июня 1925), против турецкого правительства Ататюрка и направленным на восстановление исламского халифата.

В первые годы существования Турецкой Республики проводилась активная антикурдская политика. Мустафа Кемаль-паша в своей речи в Эскишехире 14 января 1923 года затронул и курдский вопрос, сказав: «Второй вопрос – это проблема курдов. Британцы хотели создать здесь (на севере Ирака) курдское государство. Если они это сделают, эта мысль распространится и на курдов в пределах наших границ. Чтобы предотвратить это, нам нужно пересечь южную границу». Во время и после переговоров по Лозаннскому договору британские представители сделали замечания по этому поводу. В отчёте, который они отправили в Лондон 28 ноября 1919 г., было написано следующее: «Даже если мы не доверяем курдам, в наших интересах использовать их». Премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж 19 мая 1920 года на конференции в Сан-Ремо заявил, что «курды не могут выжить без поддержки большого государства», поскольку британская политика в отношении региона гласила: «Будет трудно донести британские интересы до Мосула, где курды живут в горных районах и Южном Курдистане, в котором они компактно проживают. Считается, что регион Мосул может быть отделён от других частей и связан с новым независимым государством Курдистан. Однако было бы очень сложно решить этот вопрос соглашением с турецким правительством».

Мосул стал предметом спора между Великобританией и Турцией на конференции в Лозанне, однако в ходе двусторонних переговоров спор не был решён, тогда было решено обратиться к Лиге Наций. 19 мая 1924 года переговоры в Стамбуле не привели ни к каким результатам, и 6 августа 1924 года Великобритания передала этот вопрос в Лигу Наций. Восстание шейха Саида началось в те дни, когда британские оккупационные силы объявили военное положение на севере Ирака, отозвали у своих офицеров разрешения и перевели свои войска в Мосул. В те дни встречи министров подвергались всё большему контролю, и мощный британский флот двигался к Басре.

До восстания шейха Саида видные паши «Войны за независимость» также были обеспокоены антирелигиозной и тоталитарной политикой правительства Ататюрка, что 17 ноября 1924 года привело к созданию Республиканской прогрессивной партии (тур.: Terakkiperver Cumhuriyet Fırkası [TCF]), первой оппозиционной партии в истории республики. По общему мнению, действия Ататюрка были направлены против религии. В статье TCF, которую возглавлял Казым Карабекир, говорилось, что «политическая партия с уважением относится к религиозным убеждениям и мыслям». Одно из официальных лиц TCF, Фетхи Бей, сказал: «Члены TCF религиозны. Республиканская народная партия (CHF) искажает религию, мы спасём и защитим её».

За две недели до инцидента с шейхом Саидом, в конце января 1925 г., на заседании Великого национального собрания в Эрзуруме другой депутат от ТСF, Зияеддин Эфенди, обрушился с резкой критикой на действия правящей партии СНF: «Эти нововведения – не что иное, как пьянство, танцы, разврат на пляжах, рост проституции, мусульманские женщины теряют порядочность, пьянство поощряется, но, что самое важное, религиозные чувства позорятся, и этот новый режим, который приносит только грязь, затопил этой грязью всю страну».

В силах Азади под руководством Халид-Бега Чибрана (другого видного лидера восстания) доминировали бывшие члены полков Хамидие поздней Османской эпохи, курдского племенного ополчения, созданного во время правления султана Абдул-Хамида II. Ополчение было создано для сдерживания армян, но также активно использовалось для борьбы с Кызылбаши. По мнению различных историков, основная причина восстания заключалась в том, что различные элементы турецкого общества были недовольны отменой турецкого парламента в Османском халифате 3 марта 1924 года.

Согласно отчётам британской разведки, от офицеров Азади поступило 11 жалоб, не считая курдских культурных требований и жалоб. В связи с жестоким обращением со стороны кемалистской Турции в этом списке также подробно описаны опасения по поводу неминуемой массовой депортации курдов. Они также выразили недовольство отсутствием названия Курдистан на картах, ограничениями на курдский язык и курдское образование, а также возражениями против предполагаемой экономической эксплуатации курдских территорий Турцией за счёт курдов. Восстание шейха Саида было продолжением меньшего и менее успешного восстания курдского гарнизона Бейтусебап в сентябре 1924 года, которое возглавили Халид-Бег Чибран и Ихсан Нури по приказу известного члена Азади – Зии Юсуф Бея. Восстание было подавлено, а его лидеры Халид-Бег Чибран и Зия Юсуф Бей были схвачены и преданы суду в Битлисе. Шейх Саид выступил с различными заявлениями против людей за подписью «Амир’уль Мюкахидин Мухаммпд Саид Эль-Накшибенди». Кроме того, вождь курдского племени алеви-заза направил письма другим вождям племён алеви-заза, курдскому беку и сети вождей племен, а также некоторым турецким сочувствующим лидерам в Эргани с одинаковыми подписями, предложив им присоединиться к общей борьбе против кемалистского правительства. В одном из опубликованных заявлений было написано:

«Со дня основания Турецкой Республики Ататюрк и его друзья пытаются разрушить основы ислама, выступая против Корана, отрицая Аллаха и Пророка и изгоняя халифа, сейчас разрушить этот незаконный режим стало обязанностью для всех мусульман, согласно шариату Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)».

Кроме того, в письме, которое шейх Саид отправил лидерам племён алеви-заза Халилу, Вели и Хейдару в Варто, было написано: «Во имя спасения ислама от рук еретика Мустафы Кемаля мы начали марш на Сусар. Я твёрдо верю, что для этого джихада ваше храброе и искреннее племя придёт на помощь, независимо от групп, это долг каждого мусульманина, который гласит: “Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его Посланник”. О ансары, давайте спасём нашу религию и честь от этих еретиков, и мы дадим вашему племени земли, какие вы захотите. Это еретическое правительство сделает нас такими же еретиками, как они сами. Джихад должен начаться».

Шейх Саид призвал всех мусульман Турции присоединиться к планируемому восстанию. Фактически же участвовали основном племена заза. Однако Xormak и Herkî, два племени заза-кызылбашей, были наиболее активными и эффективными противниками этого восстания, имея богатый опыт противостояния турецкому правительству. Азади и несколько офицеров Османской империи поддержали восстание. Роберт Олсон, просмотрев несколько источников, заявил, что примерное число повстанцев, участвовавших в восстании – 15 000 человек.

То, что некоторые племена алевитов, участвовавшие в восстании Кочгири (курдское антиправительственное восстание 1921), отказались присоединиться к восстанию, было серьёзной неудачей, поскольку среди них было много других племён, которые также отказались поддерживать восстание, так как их лидеры предпочитали поддерживать хорошие отношения с турецким правительством. Есть мнение, что восставшие обращались к Британии за помощью, понимая, что Курдистан не может оставаться в одиночестве. Курдское население в окрестностях Диярбакыра, фермеры, а также известные курдские деятели воздержались от поддержки. Влиятельная курдская семья Джемилпасазаде даже поддержала правительство Турции. Также правитель Джизре шейх Сайда и могущественный шейх Зияеттин из Норшина не поддержали восстание и предпочли соглашение с кемалистами.

Во время этого восстания турецкое правительство использовало свои самолёты для бомбардировок района Палу-Бингёль. В ходе этой операции использовался аэродром у дороги Елазыг. Однако, по данным британского министерства авиации, имеется мало сообщений об использовании турецких самолетов для подавления восстания шейха Саида. Сообщения исходят от британского военно-воздушного командования в Мосуле, которое отвечало за разведку всего Ирака. В начале восстания у турок была всего одна эскадрилья из семи самолётов, из них только два были исправны. Но потом для подавления восстания было задействовано более 70 самолётов.

После подавления восстания Бейтусебаб турки попытались предотвратить другое восстание. В феврале 1925 года они перебрались в район Пиран (сегодня Дикле), чтобы задержать некоторых курдских лидеров, но им помешали люди, лояльные шейху Саиду. Вторжение турецкой армии спровоцировало объединение курдов вокруг шейха Саида, и, как сообщается, они либо убили, либо арестовали всех турецких офицеров в районах, находившихся под их контролем. 13 февраля 1925 года шейх Саид обратился к народу в своей проповеди в мечети Пиран:

«Медресе закрыты. Министерство религии и фондов упразднено, а религиозные школы подчинены национальному образованию. В газетах ряд неверных писателей осмеливаются оскорблять нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и заменить его язык. Если я смогу сделать это сегодня, я начну сражаться сегодня и попытаюсь возвысить религию».

Шейх Саид был избран следующим командиром курдского движения за независимость, собравшегося вокруг Азади, а 14 февраля 1925 года Дархини был объявлен столицей Курдистана. Шейх Саид захватил в плен губернатора и других офицеров, пытаясь собрать движение воедино, с заявлением, призывающим людей восстать во имя ислама. В этом заявлении он использовал свою печать со словами: «Лидер борцов ради религии», и призвал всех сражаться ради религии. Первоначально восстание было инициировано от имени исламского шариата, но позже было преобразовано в курдское движение за независимость. Восстание вскоре расширилось, и к 20 февраля город Лице, где располагался штаб 5-го армейского корпуса, был взят.

Получив поддержку племён мистан, ботан и мхаллами, он направился в Диярбакыр через Генч и Чапакчур (сегодня известный как Бингол), захватив Маден, Сиверек и Эргани. Другое восстание, возглавляемое шейхом Абдуллой, также двинулось в сторону Муша через Варто. Силы мятежников, захватившие Варто, позднее продвинулись через Муш, но вскоре были разбиты силами ополчения у моста Мюрат и вынуждены были отступить в Варто. 21 февраля правительство объявило военное положение в восточных провинциях. Армейские войска, посланные к повстанцам 23 февраля, были вынуждены отступить в Диярбакыр на Зимней равнине против сил шейха Саида. На следующий день ещё одно восстание под руководством шейха Шарифа, вошедшего в Элазыг, на короткое время удержало город под контролем. Элазыг был разграблен повстанцами в течение нескольких дней. 1 марта курдам удалось штурмом взять аэропорт Диярбакыр и уничтожить три самолёта.

В одном из самых крупных сражений, в ночь с 6 на 7 марта, силы шейха Саида в количестве 5 000–10 000 человек осадили город Диярбакыр. В Диярбакыре располагался штаб 7-го армейского корпуса. Но ни курдская знать, ни курдские фермеры в районе Диярбакира и его окрестностях не стали поддерживать восстание. Восставшие защитники Османского халифата атаковали город сразу со всех четырёх ворот. Все их атаки были отражены малочисленным турецким гарнизоном с применением пулемётного огня и миномётных гранат. Когда на следующее утро повстанцы отступили, территория вокруг города была заполнена трупами. Вторая волна атак не удалась, и осада была, наконец, снята 11 марта. После крупной попытки массового нападения (26 марта) и операции по подавлению турецкие войска заставили многие вражеские войска сдаться и подавили лидеров повстанцев, когда они готовились двинуться в Иран в Боглане (ныне известном как Sohlan ). Шейх Шариф и некоторые вожди племён были схвачены в Палу, а шейх Саид в Варто был схвачен на мосту Карпух после доноса близкого родственника (15 апреля 1925 г.).

К концу марта большинство основных сражений восстания завершились. По словам Мартина ван Брюнессена, турецкие власти подавили восстание непрерывными воздушными бомбардировками и массированной концентрацией сил. Повстанцы не смогли проникнуть за пределы Хыниса, а это была одна из двух основных областей, где шейх Саид был хорошо известен и пользовался значительным влиянием (у него был текке в Хынисе).

Эта неудача исключила возможность расширения восстания.

С другой стороны, Хасан Хайри Эфенди, который был заместителем вождя племени Алеви Заза в Дерсиме, выразил солидарность с шейхом Шарифом, назначенным шейхом Саидом командующим Фронтом Элазиз. Совместное письмо с шейхом Шарифом в Элазизе было направлено всем вождям племен Дерсима 6 марта 1925 года.

Мустафа Кемаль Ататюрк предвидел серьёзность восстания и призвал Исмета Иненю приехать в Анкару, тот был в отпуске и отдыхал на острове недалеко от Стамбула. Ататюрк приветствовал Иненю и его семью на вокзале Анкары, чтобы объяснить ему, насколько серьёзной стала ситуация. 24 февраля 1925 года Мустафа Кемаль, Али Фетхи (Окьяр) и Исмет Иненю провели встречу, которая длилась 7,5 часов, и главной её темой было восстание.

После этого правительство Али Фетхи выпустило циркуляр, в котором 25 февраля 1925 г. были обнародованы строгие меры против повстанцев, объявлено военное положение в восточных провинциях, а использование религиозных призывов против правительства квалифицировалось как измена. Турецкий парламент не был доволен этим действием, и в ответ премьер-министр Турции Али Фетхи подвергся критике со стороны политиков Народно-республиканской партии. Однако Мустафа Кемаль-паша выступал за отставку премьер-министра Али Фетхи в связи с резким ростом числа инцидентов и назначил Исмет-пашу сформировать новое правительство 2 марта. Али Фетхи ушёл в отставку 3 марта и был заменён Исметом Иненю. Через несколько дней Великое национальное собрание Турции приняло Закон о поддержании порядка (тур.: Takrir-i Sükûn Kanunu) и предоставило правительству чрезвычайные полномочия. Запрет на восстание был расширен и включал другие меры. Кроме того, было решено восстановить суды независимости в Анкаре и Диярбакыре.

Сейит Абдулкадыр, лидер курдского общества Тили и несколько его друзей, обвинённых в поддержке восстания, были арестованы в Стамбуле и доставлены в Диярбакыр для судебного разбирательства. В результате Сейит Абдулкадир и пятеро его друзей 23 мая 1925 года были приговорены к смертной казни трибуналом независимости в Диярбакыре и казнены через четыре дня. Журналист курдской газеты в Битлисе, поэт Хизанизад Кемаль Февзи также был среди казнённых.

Трибунал независимости в Диярбакыре также вынес смертный приговор шейху Саиду и 47 другим лидерам беспорядков 28 июня 1925 года. Наказания были приведены в исполнение на следующий день, и первым выступил шейх Саид. Председатель Трибунала независимости Диярбакыра, вынесшего приговор повстанцам, 28 июня 1925 года заявил: «Некоторые из вас использовали в качестве предлога для восстания злоупотребления со стороны правительственной администрации, другие выступили в защиту халифата».

В общей сложности более 7000 человек были привлечены к ответственности трибуналами независимости и более 600 человек – казнены. Подавление восстания шейха Саида было важной вехой в контроле республиканской администрации в Восточной Анатолии и Юго-Восточной Анатолии. С другой стороны, события, возникшие с восстанием, привели к приостановке шагов по переходу к многопартийности. Также против Прогрессивной республиканской партии (TCF) было начато расследование на том основании, что её члены участвовали в беспорядках, и вскоре она была упразднена постановлением правительства. После восстания турецкое государство подготовило Отчёт о реформе на Востоке (ark Islahat Raporu) в 1925 году, в котором предлагалось тюркизировать курдов. Тысячи курдов покинули свои дома на юго-востоке Турции и переехали в Сирию, где они поселились и получили гражданство от французских властей.

Осенью 1927 года шейх Абдуррахман, брат шейха Саида, начал серию атак мести на турецкие гарнизоны в Палу и Малатья. В августе 1928 года шейх Абдуррахман и другой брат шейха Саида, шейх Мехди, сдались и воспользовались законом об амнистии, изданным правительством Турции в мае того же года.

Похожие материалы