Земные поклоны из-за ошибки (саджда ас-сахву) 

С именем Аллаха, Милостивого и Милующего. Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству, сподвижникам и всем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня. А затем:

Молитва является самым важным и основным поклонением, которую мы ежедневно обязаны совершать по пять раз в день. В это время мы стремимся к внимательности и концентрации, но, будучи людьми, не всегда можем избежать ошибок по невнимательности. Для таких случаев предусмотрено совершение в конце молитвы двух земных поклонов.

Саджда ас-сахву — два земных поклона, которые совершаются в качестве искупления допущенных по невнимательности ошибок или неточностей. Это является Сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).  Несовершение саджда ас-сахву не нарушает молитву, но при этом она, будучи действительной, не будет полной.

Определение

Имам аль-Баджури (1198–1276 гг. х.) пишет:

السهو لغة: نسيان الشيء و الغفلة عنه، و المراد هنا: مطلق الخلل الواقع في الصلاة، سواء كان عمدا أو نسيانا

«“Сахву” (с араб. — забывчивость) в языке означает забыть что-либо и быть невнимательным к этому. В данном случае подразумевается любое нарушение, совершенное во время молитвы, будь то намеренно или по забывчивости»[1].

Имам Джалалуддин аль-Махалли (791–864 гг. х.) пишет:

و هما كما سيأتي: سجدتان بين التشهد والسلام

«Саджда ас-сахву — это два земных поклона между ташаххудом и салямом»[2].

Положение саджда ас-сахву

Саджда ас-сахву при наличии причины является узаконенным как в обязательной, так и в желательной молитве. Это обусловлено тем, что добровольная молитва приравнивается к обязательной в вопросе возможного упущения, и, следовательно, приравнивается к ней и в вопросе восполнения этого упущения. Таким образом, любое упущение, будь оно в обязательной или желательной молитве, требует одинакового подхода к его исправлению. Саджда ас-сахву является сунной при возникновении одной из причин, которые обуславливают его совершение. Если молящийся не совершил ее, то его молитва не становится недействительной и считается правильной, освобождающей от обязанности и достаточной для исполнившего ее, однако она не является полноценной.

Саджда ас-сахву не считается обязательной (ваджиб), поскольку она не была узаконена по причине оставления чего-то обязательного, но совершается для восполнения того, что не является обязательным, следовательно, и сам земной поклон по ошибке не является обязательным.  

Имам аль-Баджури пишет:

سجود السهو من خصوصيات هذه الأمة، و لم يعلم في أي سنة شُرع، و إنما شُرع جبرا للخلل، و إرغاما للشيطان

«Саджда ас-сахву является особенностью этой общины (уммы). Неизвестно, в каком конкретно году она была узаконена в религии. Она была установлена для исправления ошибок и недостатков в молитве, а также для унижения шайтана»[3].

Другой шафиитский ученый Мухаммад Махфуз ат-Тармаси (1285–1338 гг. х.) пишет:

و يسنُّ سجدتان للسهو أي سنة مؤكدة

«Настоятельно рекомендуется совершить два земных поклона по причине ошибки в молитве»[4].

Имам ан-Навави (631–676 гг. х.) пишет:

سجود السهو سنة

«Саджда ас-сахву является сунной»[5].

От Абу Саида аль-Худри передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِذَا شَكَّ أَحَدُكُمْ فِي صَلَاتِهِ فَلَمْ يَدْرِ كَمْ صَلَّى ثَلَاثًا أَمْ أَرْبَعًا، فَلْيَطْرَحِ الشَّكَّ وَلْيَبْنِ عَلَى مَا اسْتَيْقَنَ. ثُمَّ يَسْجُدُْ سَجْدَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ. فَإِنْ كَانَ صَلَّى خَمْسًا شَفَعْنَ لَهُ صَلَاتَهُ، وَإِنْ كَانَ صَلَّى إِتْمَامًا لِأَرْبَعٍ كَانَتَا تَرْغِيمًا لِلشَّيْطَانِ

«Если один из вас, будучи в намазе, засомневался, не зная, сколько ракаатов он совершил, — три или четыре — то он должен отбросить сомнения и опираться на то число ракаатов, в которых он уверен (то есть на минимальное[6]). Затем ему следует совершить два земных поклона до произнесения саляма. Если он совершит в результате этого пять ракаатов, то два поклона доведут его намаз до четного числа ракаатов. Если же он совершит намаз полноценно (в четыре ракаата), то эти поклоны будут унижением для шайтана»[7].

Комментируя этот хадис, шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари (826–926 гг. х.) пишет:

المعنى أن الشيطان لبس عليه صلاته وتعرض لإِفسادها ونقصها فجعل الله تعالى للمصلي طريقًا إلى جبر صلاته وتدارك ما لبسه عليه وإرغام الشيطان ورده خاسئًا مبعدًا عن مراده وفيه سن سجود السهو للشك في ما صلَّاه واحتمل زيادته وأنه قبل السلام، وأنه يجب العمل باليقين، وأن اليقين لا يرفع بالشك، والمراد به هنا مطلق التردد الصادق بمستوى الطرفين وبالراجح منهما.

«Суть в том, что шайтан пытается внести смятение в молитву верующего и стремится испортить и уменьшить ее значимость. Поэтому Всевышний Аллах предоставил молящемуся способ исправить свою молитву и компенсировать то, что было искажено наущениями, тем самым отвергая шайтана и отдаляя его униженным и неспособным добиться свои цели. В этом заключается мудрость узаконивания саджда ас-сахву при возникновении сомнений в совершенной молитве и предположении о возможном добавлении в ней лишнего, причем его предписано совершать до произнесения заключительного приветствия (салям). Также здесь есть указание на необходимость действовать на основе убежденности, поскольку убежденность не может быть поколеблена сомнением. Под сомнением здесь подразумевается любая форма неуверенности, будь то равнозначное колебание между двумя вариантами или склонение к одному из них как более вероятному».

Имам аль-Баджури пишет:

قد ذكر ابن العربي رضي الله عنه أنه صلى الله عليه و سلم سها في الصلاة خمس مرات:

إحداها: أنه شك في عدد الركعات
ثانيها: أنه قام من ركعتين و لم يتشهد
ثالثها: أنه سلم من ركعتين ثم عاد
رابعها: أنه سلم من ثلاث ركعات ثم عاد
خامسها: أنه قام لخامسة سهوا

«Ибн аль-Араби сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в молитве ошибался пять раз по невнимательности:

1) Он засомневался в количестве ракаатов;
2) Он встал со второго ракаата, не прочитав ташаххуд;
3) Он дал салям после второго ракаата, а затем продолжил молитву;
4) Он дал салям после третьего ракаата, а затем продолжил молитву;
5) Он встал на пятый ракаат по ошибке»[8].

Когда и как совершают саджда ас-сахву?

Саджда ас-сахву — это два земных поклона с сидением между ними подобно обычным поклонам в молитве. При этом молящийся должен иметь намерение совершить земной поклон по ошибке. Ему необходимо выполнить все обязательные и желательные элементы земного поклона, как было упомянуто ранее: прикосновение лба [к земле], соблюдение спокойствия (тума’нина), упор на землю, опускание верхней части тела ниже нижней, сидение между двумя земными поклонами, положение ифтираш[9] во время сидения и положение таваррук[10] после них. Молящийся произносит те же слова поминания, что и в земных поклонах молитвы. Некоторые ученые сказали, что желательно произносить в них:

سُبْحَانَ مَنْ لا يَنَامُ وَلا يَسْهُو

“Субхана ман ля янаму ва ля ясху” (Пречист Тот, Кто не спит и не проявляет невнимательности)»[11].

Однако хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал:

قلت: لم أجد له أصلًا.

«Я не нашел основу (в желательности читать этот тасбих)»[12].

Имам ан-Навави пишет:

سجود السَّهْوِ سَجْدَتَانِ بَيْنَهُمَا جَلْسَةٌ وَيُسَنُّ فِي هَيْئَتِهَا الِافْتِرَاشُ وَيَتَوَرَّكُ بَعْدَهُمَا إلَى أَنْ يُسَلِّمَ وَصِفَةُ السَّجْدَتَيْنِ فِي الْهَيْئَةِ وَالذِّكْرِ صِفَةُ سَجَدَاتِ الصَّلَاةِ وَاَللَّهُ أَعْلَمُ

«Саджда ас-сахву состоит из двух земных поклонов с сидением между ними. В положении сидения между поклонами рекомендуется сидеть в позе ифтираш. После двух земных поклонов следует сидеть в позе таваррук до произнесения заключительного саляма. Форма совершения этих двух земных поклонов — как в отношении положения тела, так и в отношении произносимых слов поминания — соответствует форме обычных земных поклонов в молитве. И Аллаху известно лучше»[13].

Имам аль-Хатыб аш-Ширбини (ум. в 977 г. х.) пишет:

و سجود السهو و إن كثر السهو سجدتان

«Саджда ас-сахву — это два земных поклона, даже если случаев проявления невнимательности (ошибок) в молитве было много»[14].

Саджда ас-сахву совершается в конце молитвы после ташаххуда и чтения салават «Ибрахимия» и до заключительного саляма. Доводом этому служит ранее упомянутый хадис от Абу Саида аль-Худри. В нем говорится: «…Затем он совершает два земных поклона до того, как произнесет салям».

Также доводом служит то, что передал Абдуллах ибн Бухайна:

أن النبي ﷺ صلى بهم الظهر، فقام من الأوليين، ولم يجلس، فقام الناس معه، حتى إذا قضى الصلاة، وانتظر الناس تسليمه، كبر وهو جالس، فسجد سجدتين قبل أن يُسلّم ، ثم سلم

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал с ними обеденную молитву; он встал после первых двух ракаатов, не сев для ташахудда, и люди встали вместе с ним. Когда он завершил молитву, и люди ожидали его заключительного приветствия, он произнес такбир, сидя, затем совершил два земных поклона до произнесения саляма, после чего дал салям»[15].

Комментируя этот хадис, шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари пишет:

و فيه أيضا… أنه سجدتان، و أنه قبيل السلام

«И в этом хадисе также содержится указание на то, что это два земных поклона, которые (совершаются) непосредственно перед заключительным салямом»[16].

Имам аз-Зухри (50–124 гг. х.) сказал:

وفعله قبل السلام هو آخر الأمرين من فعله

«Совершение этих поклонов до саляма было последним из двух его (то есть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) действий»[17].

И, поскольку земной поклон по ошибке предназначен для исправления молитвы, он совершается до саляма.

Имам аль-Багави (ум. в 516 г. х.) пишет:

ومحل سجود السهو قبل السلام، وهو قول أكثر أهل العلم

« Время саджда ас-сахву — перед заключительным салямом, и это является мнением большинства обладателей знания»[18].

Причины совершения саджда ас-сахву

Вкратце, причины, по которым было узаконено совершение саджда ас-сахву, следующие:

  1. Оставление предписанного действия;
  2. Совершение запрещенного действия;
  3. Сомнение во время молитвы;
  4. Перемещение одного из элементов молитвы не на свое установленное место.

При этом каждая из этих причин имеет свои подробные разъяснения.

1. Оставление предписанного действия

Предписанное действие может быть либо обязательным столпом (рукном) молитвы, либо может быть сунной. В свою очередь, сунна может быть либо существенной (суннат аль-аб’ад), либо желательной (суннат аль-хайъат). Решение относительно необходимости саджда ас-сахву  различается в зависимости от каждого случая.

1) Оставление рукна в молитве

В случае пропуска одного из обязательных элементов молитвы, молящемуся необходимо восполнить его, выполнив это действие, и при этом саджда ас-сахву не может быть заменой, поскольку истинная сущность молитвы не может существовать без обязательного элемента. Однако если молящийся по забывчивости пропустил обязательное действие или сомневается в его пропуске во время молитвы, то все действия, совершенные после пропущенного элемента, не засчитываются, пока он не выполнит пропущенное действие, а затем повторит все последующие действия.

Например, если он пропустил земной поклон в первом ракаате и вспомнил об этом во втором ракаате, то он должен совершить пропущенный земной поклон, а затем продолжить выполнение последующих действий. В этом случае предписывается совершить саджда ас-сахву из-за нарушения порядка молитвы, которое было вызвано дополнительными действиями в процесс.

Исключением из этого правила являются намерение (ният), вступительный такбир (тахрим) и заключительное приветствие (салям). Если было пропущено намерение или начальный такбир, необходимо заново начать молитву, и здесь совершение саджда ас-сахву не допускается. Если же пропущено заключительное приветствие, и молящийся вспомнил об этом вскоре, не отойдя с места молитвы, то он должен произнести салям без совершения саджда ас-сахву.

Имам Джалалуддин аль-Махалли пишет:

لمتروك منها إن كان ركنا… وجب تداركه بفعله، و قد يشرع مع تداركه السجود كزيادة… حصلت بتدارك ركن

«Если пропущенное из действий молитвы является рукном, то необходимо его восполнить, вместе с которым предписывается совершение саджда ас-сахву, поскольку при восполнении рукна происходит добавление (в молитву)»[19].

2) Оставление существенной сунны (аб’ад) в молитве

Существенная сунна это:

а) Стояние для кунута;
б) Кунут в утренней молитве и в витре во второй половине рамадана;

Аль-Хатыб аш-Ширбини пишет:

ألأبعاض التي يجبرها سجود السهو
الأول: (القنوت) الراتب وهو قنوت الصبح، وقنوت الوتر في النصف الثاني من رمضان….. وترك بعض القنوت كترك كله ؛ قاله الغزالي، والمراد ما لا بد منه في حصوله، بخلاف ما لو ترك أحد القنوتين؛ كأن ترك قنوت سيدنا عمر رضي الله عنه ؛ لأنه أتى بقنوت تام، وكذا لو وقف وقفة لا تَسَعُ القنوت إذا كان لا يحسنه؛ لأنه أتى بأصل القيام

«Части молитвы, которые исправляются саджда ас-сахву:

Первое: (обязательный кунут) это кунут утренней молитвы и кунут молитвы витр во второй половине месяца рамадан <…> Пропуск части кунута приравнивается к пропуску всего кунута, как сказал аль-Газали. Имеется в виду то, что необходимо для его действительности, в отличие от случая, когда пропускается один из двух кунутов, например, если пропущен кунут нашего господина Умара (да будет доволен им Аллах), поскольку молящийся уже совершил полноценный кунут. Так же и в случае, если человек постоял время, недостаточное для чтения кунута, когда он не знает его наизусть, так как он выполнил основу стояния»[20].

Аль-Хатыб аш-Ширбини пишет далее:

و لو ترك القنوت تبعا للإمام الحنفي سجد للسهو، لأن العبرة بعقيدة المأموم على الأصح

«Если молящийся оставит кунут, следуя за имамом-ханафитом, то ему следует совершить саджда ас-сахву, поскольку, согласно наиболее достоверному мнению, определяющим является убеждение молящегося»[21].

в) Сидение для первого ташаххуда;
г) Чтение первого ташаххуда;

Аль-Хатыб аш-Ширбини пишет:

ثالثها : (التشهد الأول) ؛ لأنه ﷺ ترك التشهد الأول من الظهر ناسيا وسَجَدَ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ…. وترك بعضه ككله قياسًا على القنوت والمراد به اللفظ الواجب في الأخير خاصة، فلا يسجد لترك ما هو فيه سنة كما نبه على ذلك الإسنوي .ورابعها ما ذكره بقوله : (أو قعوده أي التشهد الأول وإن استلزم تركه ترك التشهد؛ لأن السجود إذا شرع لترك التشهد شرع لترك جلوسه لأنه مقصود، ويتصور تركه وترك قيام القنوت : بأن لا يحسن التشهد أو القنوت، فإنه يسن له أن يجلس أويقف بقدره، فإذا لم يفعل سجد للسهو

«Третье: оставление первого ташаххуда, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пропустил первый ташаххуд в полуденной молитве по забывчивости и совершил земной поклон до произнесения саляма <…> Пропуск части ташаххуда приравнивается к пропуску всего ташаххуда по аналогии с кунутом, и имеются в виду только обязательные слова в последнем (ташаххуде), поэтому не совершается земной поклон за пропуск того, что является в нем сунной, как на это указал аль-Иснави.

Четвертое: (пропуск) сидения первого ташаххуда, даже если этот пропуск влечет за собой пропуск (самого) ташаххуда. Поскольку если земной поклон узаконен за пропуск ташаххуда, то он узаконен и за пропуск сидения для него, так как подобное является целенаправленным действием.

Можно представить ситуацию пропуска сидения для ташаххуда и стояния для кунута в случае, если человек не знает (слова) ташаххуда или кунута: ему предписано сидеть или стоять в течение времени, достаточного для их произнесения. Если он этого не сделал, то совершает саджда ас-сахву»[22].

д) Благословение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в первом ташаххуде и в кунуте;
е) Благословение семейства Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в последнем ташаххуде и в кунуте.

Шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари пишет:

و صلاة على النبي ﷺ بعدهما أي بعد التشهد و القنوت المذكورين وصلاة على الآلِ بعد التشهد الأخير و بعد القنوت

«И (к существенным суннам относятся) салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) после них обоих, то есть после упомянутых ташаххуда и кунута, а также салават семейству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) после последнего ташаххуда и кунута»[23].

Таким образом, если молящийся преднамеренно или по забывчивости пропустит одну из существенных сунн, он должен совершить саджда ас-сахву из-за наличия изъяна в молитве, который нуждается в восполнении.

Стоит отметить что за невыполнение и пропуск остальных желательных действий саджда ас-сахву не совершается.

Имам Камалуддин ад-Дамири (742–808 гг. х.) пишет

ولا تجبر سائر السنن أي باقيها؛ لأن ذلك لم ينقل، والباب باب توقيف

«(Саджда ас-сахву) не совершается за пропуск других сунн молитвы, поскольку это не передано (в Сунне), а эта тема относится к области, требующей (религиозного) установления»[24].

Шейх аль-Ислам ан-Навави пишет:

وأما غير الأبعاض من السنن كالتعوذ، ودعاء الافتتاح، ورفع اليدين، والتكبيرات والتسبيحات، والدعوات، والجهر والإسرار، والتورك، والافتراش، والسورة بعد الفاتحة، ووضع اليدين على الركبتين، وتكبيرات العيد الزائدة، وسائر الهيئات المسنونات غير الأبعاض فلا يسجد لها سواء تركها عمدا أو سهوا لأنه لم ينقل عن رسول الله صلي الله عليه وسلم السجود لشيء منها

«Что касается иных желательных элементов намаза, помимо аб’адов, как (например) та’аввуз[25], дуа аль-ифтитах[26], поднятие рук, произношение такбиров, тасбихов и различных мольб, громкое или тихое чтение в предписанных для этого местах, сидение в положении таваррук и ифтираш, чтение суры после «аль-Фатиха», расположение рук на коленях, дополнительные такбиры в праздничном намазе и иные желательные элементы намаза: саджда ас-сахву не совершается, если пропустить эти действия умышленно или по забывчивости, так как не передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он совершал это для чего-либо из перечисленного»[27].

Сомнение в оставлении существенной сунны

Шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари пишет:

يسجد للسهو للشك في ترك بعض معين كقنوت، لأن الأصل عدم الفعل، بخلاف الشك في ترك مندوب في الجملة، لأن المتروك قد لا يقتضي السجود، و بخلاف الشك في ترك بعضٍ مبهم

«Саджда ас-сахву совершается при сомнении в оставлении определенной существенной сунны, как, например, кунут, поскольку основой является отсутствие совершения действия, в отличие от сомнения в оставлении желательного действия в общем (без конкретизации), потому что оставленное действие может не требовать земного поклона, а также в отличие от сомнения в оставлении неопределенной существенной сунны[28] из-за слабости такого сомнения по причине его неопределенности»[29].

Возвращение к забытым существенным суннам

Если молящийся забудет первый ташаххуд и после выпрямления вспомнит о нем, то ему запрещено возвращаться к ташаххуду. Если он намеренно, зная о запретности этого, вернется к нему, то его молитва нарушится. В случае, если он вернется в исходное положение по забывчивости либо из-за незнания запрета, то молитва не нарушается, но желательно совершить саджда ас-сахву. Маъмум[30] же в случае, если имам останется в положении ташаххуда, а сам он выпрямится, будет обязан вернуться в исходное положение.

В ситуации, когда молящийся до полного выпрямления вспомнит о том, что он оставил ташаххуд, ему допускается вернуться в исходное положение, и, если он окажется ближе к стоянию, ему желательно совершить саджда ас-сахву. Если же молящийся намеренно встанет, оставив ташаххуд, а затем до полного выпрямления вернется в исходное положение, то его молитва нарушается, если он при вставании оказался ближе к стоянию, чем к сидячему положению.

Если молящийся забудет кунут и вспомнит о нем в земном поклоне, то ему запрещено возвращаться к кунуту. Если он вспомнит об этом до того, как совершить саджда всеми семью частями тела[31], то ему можно вернуться в исходное положение, но ему желательно совершить саджда ас-сахву, если он при опускании достиг границ поясного поклона.

Шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари пишет:

و وَلَوْ نَسِيَ تَشَهُدًا أَوَّلَ ، أَوْ قُنُونًا ، وَتَلَبَّسَ بِفَرْضِ) ؛ مِنْ قِيَامٍ ، أَوْ سُجُودٍ ( ؛ فَإِنْ عَادَ) لَهُ ( .. بَطَلَتْ) صَلَاتُهُ لِقَطْعِهِ فَرْضًا لِنَفْلٍ . (لَا ) إِنْ عَادَ (نَاسِيًا) أَنَّهُ فِيهَا ( ، أَوْ جَاهِلًا) تَحْرِيمَهُ ؛ فَلَا تَبْطُلُ ؛ لِعُذْرِهِ ، وَهُوَ مِمَّا يَخْفَى عَلَى الْعَوَامَ ، وَيَلْزَمُهُ الْعَوْدُ عِنْدَ تَذَكَّرِهِ ، أَوْ تَعَلُّمِهِ ( ، لَكِنَّهُ يَسْجُدُ لِلسَّهْوِ ؛ لِزِيَادَةِ قُعُودٍ أَوْ اعْتِدَالٍ فِي غَيْرِ مَحَلِّهِ. (وَلَا) إِنْ عَادَ (مَأْمُومٌ) ؛ فَلَا تَبْطُلُ صَلَاتُهُ ( ، بَلْ عَلَيْهِ عُودٌ) ، فَإِنْ لَمْ يَعُدْ بَطَلَتْ صَلَاتُهُ إِلَّا أَنْ يَنْوِي مُفَارَقَتَهُ

«Если молящийся забудет первый ташаххуд или забудет прочитать кунут и приступит к обязательному элементу молитвы, будь то стояние или земной поклон, то в случае, если он вернется к исходному положению, его молитва станет недействительной, поскольку он прервал обязательное действие ради желательного.

Однако молитва не становится недействительной, если молящийся вернется к пропущенному действию по забывчивости (не осознавая, что находится в молитве) или по незнанию о запретности такого действия. В этих случаях молитва будет действительной из-за наличия уважительной причины, поскольку это относится к тем вопросам, которые могут быть неизвестны простым людям. При этом он обязан вернуться к правильному порядку действий, как только вспомнит или узнает об этом; ему желательно совершить сджда ас-сахву из-за добавления лишнего сидения или выпрямления в неположенном месте.

Также молитва не становится недействительной, если маъмум возвратится к пропущенному действию. Более того, он обязан вернуться к порядку действий имама. Если же он не вернется, его молитва становится недействительной, кроме случая, когда он намеревается отделиться от имама»[32].

Далее шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари пишет:

و إن لم يتلبس به أي بفرض.. عاد مطلقا و سجد للسهو إن قرب القيام في مسألة التشهد، أو بلغ حد الراكع في مسألة القنوت، لتغيير ذلك نظمَ الصلاة، بخلاف ما إذا لم يصل إلى ذلك؛ لقلة ما فعله

«Если молящийся еще не приступил к обязательному действию молитвы, то ему разрешается вернуться к пропущенному действию. Он совершает саджда ас-сахву, если в случае пропуска ташаххуда он был близок к полному вставанию или в случае пропуска кунута достиг положения поясного поклона, поскольку эти действия нарушают установленный порядок молитвы. Саджда ас-сахву не требуется в случае, когда он не достиг этих положений, из-за незначительности совершенного действия».

2. Совершение запрещенного действия[33]

Добавление в молитве делится на две категории:

1) То, что не делает молитву недействительной при преднамеренном совершении:

Если молящийся совершает действие и добавляет что-то в молитву преднамеренно, его молитва не становится недействительной, и он не совершает саджда ас-сахву, например, поворачивает голову в молитве или делает один-два шага, поскольку преднамеренное совершение таких добавлений не влияет на действительность молитвы. Если же он совершил это по забывчивости, то тем более он не совершает саджда ас-сахву, поскольку нет указания на необходимость земного поклона в таком случае. Так как прощается преднамеренное совершение таких действий, то забывчивость прощается тем более.

2) То, что делает молитву недействительной при преднамеренном совершении:

Если молящийся по забывчивости добавляет в молитву то, что делает ее недействительной в случае преднамеренного совершения, например, лишний ракаат, земной поклон, стояние или сидение, небольшое количество еды, небольшой разговор или произнесение заключительного саляма в неположенном месте, молитва не становится недействительной, но он должен совершить саджда ас-сахву.

Однако если действие, совершенное по забывчивости, делает молитву недействительной, как, например, длительный разговор, много еды или множество действий, — например, три последовательных шага — то молитва становится недействительной, то саджда ас-сахву в этом случае не совершается, поскольку человек уже не находится в молитве.

Также сюда входит удлинение короткого столпа молитвы молчанием или поминанием, которое не узаконено в нем. Если это сделано преднамеренно, то молитва становится недействительной согласно более правильному мнению, поскольку его удлинение меняет его установленное положение подобно тому, как если бы он сократил длинный столп и не выполнил обязательное, а также потому, что удлинение нарушает непрерывность молитвы. Если же это сделано по забывчивости, то совершается саджда ас-сахву. Например: выпрямление после поясного поклона является коротким столпом, поскольку оно разделяет поясной и земной поклоны, так же, как и сидение между двумя земными поклонами является коротким столпом согласно более правильному мнению, так как оно служит разделением между ними. И если по забывчивости молящийся — будь то молча или читая неузаконенный зикр — долго пребывал в этом состоянии, то он должен в конце совершить саджда ас-сахву.

Шейх аль-Ислам ан-Навави пишет:

مَا تَبْطُلُ الصَّلَاةُ بِعَمْدِهِ كَالْكَلَامِ وَالرُّكُوعِ وَالسُّجُودِ الزَّائِدَيْنِ فَهَذَا يُسْجَدُ لِسَهْوِهِ إذَا لَمْ تَبْطُلْ بِهِ الصَّلَاةُ أَمَّا إذَا بَطَلَتْ بِهِ الصَّلَاةُ فَلَا سُجُودَ وَذَلِكَ كَالْأَكْلِ وَالْفِعْلِ وَالْكَلَامِ إذَا أَكْثَرَ مِنْهَا سَاهِيًا فَإِنَّ الصَّلَاةَ تَبْطُلُ بِهِ عَلَى الْأَصَحِّ قَالَ أَصْحَابُنَا الْخُرَاسَانِيُّونَ وَالِاعْتِدَالُ عَنْ الرُّكُوعِ رُكْنٌ قَصِيرٌ أُمِرَ الْمُصَلِّي بِتَخْفِيفِهِ فَلَوْ أَطَالَهُ عَمْدًا بِالسُّكُوتِ أَوْ الْقُنُوتِ حَيْثُ لَمْ يُشْرَعْ أَوْ بِذِكْرٍ آخَرَ فَثَلَاثَةُ أَوْجُهٍ أَصَحُّهَا عِنْدَ إمَامِ الْحَرَمَيْنِ وَبِهِ قَطَعَ الْبَغَوِيّ تَبْطُلُ صَلَاتُهُ إلَّا حَيْثُ وَرَدَ الشَّرْعُ بالتطويل في القنوت أو في صلاة التسبيح وَأَمَّا الْجُلُوسُ بَيْنَ السَّجْدَتَيْنِ فَفِيهِ وَجْهَانِ مَشْهُورَانِ أَحَدُهُمَا أَنَّهُ رُكْنٌ قَصِيرٌ وَبِهِ قَطَعَ الشَّيْخُ أَبُو مُحَمَّدٍ وَالْبَغَوِيُّ وَغَيْرُهُمَا وَصَحَّحَهُ الرَّافِعِ…. وَإِنْ قُلْنَا قَصِيرٌ فَفِي تَطْوِيلِهِ عَمْدًا الْخِلَافُ الْمَذْكُورُ فِي الِاعْتِدَالِ

«За то, что делает молитву недействительной при преднамеренном совершении, как, например, разговор, дополнительный поясной и земной поклоны, совершается саджда ас-сахву с условием, что это действие, совершенное по забывчивости, не делает молитву недействительной. Что касается случаев, когда молитва становится недействительной, то земной поклон не совершается: это относится к еде, действиям и разговору, если они совершены в большом количестве по забывчивости, поскольку, согласно более правильному мнению, молитва становится недействительной из-за этого <…>

Наши соратники из Хорасана сказали, что выпрямление после поясного поклона является коротким столпом, и молящемуся велено совершать его кратко. Если он преднамеренно удлинит его молчанием или кунутом там, где он не узаконен, или же иным видом зикра, то существуют три мнения, из которых мнение имама аль-Харамейна наиболее правильное и которого категорично придерживался аль-Багави, что молитва становится недействительной, кроме случаев, где Шариат установил удлинение при чтении кунута или в молитве-тасбих <…>

Что касается сидения между двумя земными поклонами, то относительно него есть два известных мнения: первое — это короткий столп, и этого категорично придерживались шейх Абу Мухаммад, аль-Багави и другие, и это посчитал верным ар-Рафи’и <…> И если мы считаем его коротким (столпом), то относительно его преднамеренного удлинения тоже существует разногласие, что касается и выпрямления (после поясного поклона)»[34].

Также стоит обратить внимание на то, что перенос предписанного словесного элемента требует (в желательной форме) совершение саджда ас-сахву.

Шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари пишет:

سجود السهو سنة لنقل مطلوب قولي غير مبطل نقلُه إلى غير محله؛ ركنا كان كفاتحة أو بعضها، أو غير ركن؛ كسورة و قنوت بنيته و تسبيح، فيسجد له؛ سواء أنقله عمدا أو سهوا؛ لتركه التحفظ المأمور به في الصلاة ، و لا يرد نقل السورة قبل الفاتحة حيث لا يسجد له؛ لأن القيام محلها في الجملة

«Саджда ас-сахву является сунной при перемещении предписанного словесного элемента, перемещение которого не делает молитву недействительной, будь то столп, как “аль-Фатиха” или ее часть, или не столп, как сура, кунут с намерением (того, что кунут предписан для этого места) и тасбих. За это совершается земной поклон вне зависимости от того, было ли перемещение преднамеренным или по забывчивости, поскольку (молящийся) оставил предписанную в молитве внимательность»[35].

Стоит отметить, что в вопросе переноса желательных словесных элементов есть разногласие между школой шейх аль-Ислама Закарийи аль-Ансари и между школой имама ар-Рамли старшего. За первым последовал его ученик ибн Хаджар аль-Хайтами, а за последним — его сын и ученик Шамсуддин ар-Рамли.

Шейх Умар ибн Хамид Бааляви аль-Хадрами аш-Шафии (1252–1274 гг. х.) пишет:

نقل تسبيح الركوع إلى السجود، إن نوى به أنه ذكر ذلك المنقول عنه… سجد ، و إلا فلا عند ابن حجر، و عند محمد الرملي لا يسجد مطلقا، صلى على الآل في التشهد الأول بنية أنه ذكر الأخير… سجد عند ابن حجر و عند محمد الرملي لا يسجد، بسمل أول التشهد… سجد عند ابن حجر و عند محمد الرملي لا يسجد

«В случае, если молящийся перенес слова восхваления (тасбих) из поясного поклона (руку) в земной поклон (саджда) и при этом имел намерение, что это поминание относится к тому положению, из которого оно было перенесено (то есть к поясному поклону), он должен совершить саджда ас-сахву. Однако если такого намерения не было, то, согласно мнению ибн Хаджара, земной поклон не требуется.

В то же время, согласно позиции Мухаммада ар-Рамли, земной поклон не требуется в обоих случаях (вне зависимости от намерения) <…>

Если молящийся прочитает благословение семейству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в первом ташаххуде с намерением, что это является частью последнего ташаххуда, то, согласно мнению ибн Хаджара, необходимо совершить саджда ас-сахву. Однако, согласно мнению Мухаммада ар-Рамли, земной поклон не совершается.

Если молящийся произнесет басмалу в начале ташаххуда, то, согласно мнению ибн Хаджара, следует совершить саджда ас-сахву. Однако, согласно мнению Мухаммада ар-Рамли, земной поклон не совершается»[36].

Комментируя эти слова, Шифа бинт Мухаммад Хасан Хиту пишет:

و هذه الثلاث التي ذكرها المصنف هنا هي مما اختلف فيها: و هي: ما لو نقل ذكر محل إلى محل آخر، فاتفقوا على أنه لو نوى به الذكر مطلقا أو قاله بلا نية.. لا يسجد، و اختلفوا فيما لو نوى به ذكر مكان المنقول عنه.. فل يسن له سجود السهو أم لا

«Эти три случая, которые упомянул автор здесь, относятся к тем вопросам, в которых существуют разногласия среди ученых, а именно: когда молящийся переносит слова зикра из одного положения молитвы в другое. Ученые единогласны в том, что если человек произносит эти слова с общим намерением поминания или вовсе без конкретного намерения, то саджда ас-сахву не совершается. Однако они разошлись во мнениях относительно желательности совершения саджда ас-сахву в ситуации, когда человек произносит эти слова с намерением, что они относятся к тому положению молитвы, из которого они были перенесены»[37].

Сомнение в совершении запретного действия

Если молящийся засомневается, совершил ли он какое-то запрещенное дополнительное действие в молитве или нет, ему не следует делать саджда ас-сахву.

Имам Джалалуддин аль-Махалли пишет:

و لو شك في ارتكاب نهي أي منهي يجبر بالسجود، ككلام قليل ناسيا… فلا يسجد لأن الأصل عدم ارتكابه

«Если возникнет сомнение в совершении запретного действия, то есть такого действия, которое требует (в желательной форме) исправления совершением саджда ас-сахву, как, например, произнесение небольшого количества слов по забывчивости <…>, то в таком случае не следует совершать земной поклон, поскольку основа — это отсутствие совершения данного действия»[38].

3. Сомнение в действиях молитвы

1) Сомнение в количестве ракаатов

Когда молящийся сомневается в количестве совершенных ракаатов, например, он не уверен, совершил ли он три или четыре ракаата, или сомневается, совершил ли один или два земных поклона, он должен исходить из меньшего числа. То есть в первом случае он должен совершить еще один ракаат, а во втором случае — еще один земной поклон, поскольку исходным положением является отсутствие совершения действия. В обоих случаях ему желательно совершить саджда ас-сахву из-за колебания относительно возможного добавления.

Доводом этому служит хадис от Абу Саида аль-Худри, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إذا شك أحدكم في صلاته فلم يدر كم صلّى؛ أثلاث أم أربعا؟ فليطرح الشكَّ، و ليبنِ على ما استيقن ثم يسجدُ سجدتين قبل أن يسلِّمَ، فإن كان صلى خمسا شفعنَ صلاته، و إن كان صلّى تماما كانتا ترغيما للشيطان

«Если один из вас, будучи в намазе, засомневался, не зная, сколько ракаатов он совершил, — три или четыре — то он должен отбросить сомнения и опираться на то число ракаатов, в которых он уверен (то есть на минимальное[39]). Затем ему следует совершить два земных поклона до произнесения саляма. Если он совершит в результате этого пять ракаатов, то два поклона доведут его намаз до четного числа ракаатов. Если же он совершит намаз полноценно (в четыре ракаата), то эти поклоны будут унижением для шайтана»[40].

Согласно наиболее достоверному мнению, молящемуся желательно совершить саджда ас-сахву, даже если он перестал сомневаться до того, как произнес заключительный салям, — например, если он вспомнил, что совершил четыре ракаата — поскольку часть молитвы была совершена в состоянии сомнения. Это правило также применяется ко всему, что совершается в состоянии сомнения с вероятностью излишка: в таких случаях следует совершить саджда ас-сахву, даже если сомнение исчезло до саляма.

Однако если в четырех ракаатной молитве человек сомневается в третьем ракаате, — является ли он третьим или четвертым — но до того, как встанет на четвертый вспоминает, что это действительно третий ракаат, то земной поклон не требуется, поскольку совершенное им действие было необходимым в любом случае. Но если сомнение сохранялось при совершении четвертого ракаата, а затем человек вспомнил, что предыдущий ракаат был третьим, а этот — четвертым, то он должен совершить саджда ас-сахву, так как он встал на четвертый ракаат из предосторожности, допуская возможность того, что это — пятый ракаат, и, хоть сомнение позже исчезло, сам факт совершения ракаата в состоянии сомнения требует совершения земного поклона.

Имам Джалалуддин аль-Махалли пишет:

و لو شك أي تردد أصلى ثلاثا أم أربعا… أتى بركعة لأن الأصلَ: عدم فعلها و سجد للتردد في زيادتها، و لا يرجع في فعلها إلى ظنِّه و لا إلى قول غيره و إن كان جمعا كثيرا،… و الأصح: أنه يسجد و إن زال شكُّهُ قبل سلامه، بأن تذكر أنها رابعة لفعلها مع التردد، و كذا حكم ما يصليها متردداً و احتمل كونه زائدًا أنه يسجد؛ للتردد في زيادته و إن زال شكُّه قبل سلامه. وَلَا يَسْجُدُ لِمَا يَجِبُ بِكُلِّ حَالٍ إِذَا زَالَ شَكُهُ ، مِثَالُهُ: شَكٍّ فِي الثَّالِثَةِ فِي الْوَاقِعِ مِنَ الرُّبَاعِيَّةِ : (أَثَالِثَةٌ هِيَ أَمْ رَابِعَةٌ ، فَتَذَكَّرَ فِيهَا) أَنَّهَا ثَالِثَةٌ وَأَتَى بِرَابِعَةِ .. (لَمْ يَسْجُدَ لِأَنَّ مَا فَعَلَهُ مِنْهَا مَعَ التَّرَدُّدِ لَا بُدَّ مِنْهُ ، (أَوْ) تَذَكَّرَ (فِي الرَّابِعَةِ الَّتِي أَتَى بِهَا أَنَّ مَا قَبْلَهَا ثَالِثَةٌ .. (سَجَدَ) لِأَنَّ مَا فَعَلَهُ مِنْهَا قَبْلَ التَّذَكَّرِ مُحْتَمِلُ لِلزَّيَادَةِ.

«Если у молящегося возникнет сомнение относительно того, совершил ли он три или четыре ракаата <…>, он должен совершить еще один ракаат, поскольку основа в том, что этот ракаат не был совершен. Затем он совершает саджда ас-сахву из-за сомнений в возможном добавлении ракаата. При этом в определении количества совершенных ракаатов он не должен полагаться ни на свои предположения, ни на слова других людей, даже если их много <…>

Согласно наиболее достоверному мнению, молящийся должен совершить саджда ас-сахву, даже если он перестал сомневаться до произнесения заключительного саляма, например, когда он вспомнил, что это был четвертый ракаат, поскольку он совершил его, пребывая в сомнении. Аналогичное правило применяется к тому, кто совершает ракаат в состоянии сомнения, допуская возможность того, что этот ракаат может оказаться лишним: (в таком случае) он должен совершить земной поклон из-за сомнения в возможном добавлении, даже если его сомнение исчезло до произнесения заключительного приветствия.

Молящийся не совершает саджда ас-сахву в случаях, когда действие является обязательным при любых обстоятельствах, если он перестал сомневаться. Например: когда человек сомневается в третьем ракаате четырехракаатной молитвы, — является ли он третьим или четвертым ракаатом — но затем во время этого же ракаата вспоминает, что это действительно третий ракаат, и после этого совершает четвертый ракаат <…> В этом случае молящийся не совершает саджда ас-сахву, поскольку совершенное им действие в состоянии сомнения было в любом случае необходимым. Однако если он вспомнил уже во время совершения четвертого ракаата, что предыдущий ракаат был третьим <…>, то он должен совершить саджда ас-сахву, поскольку действие, совершенное им до момента вспоминания, могло быть потенциально лишним»[41].

2) Сомнения в совершении саджда ас-сахву

Если молящийся допустит ошибку в молитве, которая требует совершения саджда ас-сахву, и перед произнесением саляма он забудется и засомневается, — совершил ли он это или нет — ему следует совершить земной поклон, поскольку изначальное положение указывает на отсутствие совершения.

Также если молящийся засомневается, — совершил ли он один земной поклон саджда ас-сахву или два —  ему следует совершить еще один земной поклон.

Если же молящийся засомневается, — допустил ли он вообще ошибку или нет — ему не следует совершать саджда ас-сахву.

Имам Камалуддин ад-Дамири пишет:

ولو سها وشك: هل سجد .. فليسجد تمسكًا بالأصل أيضًا؛ لأن الأصل عدم السجود
ولو شك: هل سجد للسهو سجدة أو سجدتين .. أخذ بالأقل وسجد أخرى؛ لأن الأصل في الثانية العدم.
ولو تيقن السهو، وشك: هل هو ترك مأمور أو ارتكاب منهي .. سجد

«Если молящийся проявит забывчивость и засомневается, совершил ли суджуд ас-сахви, то пусть совершит его, придерживаясь основы, так как основа заключается в том, что саджда ас-сахву не было.

Если молящийся засомневается, совершил ли он один или два поклона, то следует взять меньшее количество и совершить еще один земной поклон, так как в отношении второго (поклона) исходным положением является его отсутствие.

Если же молящийся убедится в забывчивости и засомневается, — является ли это оставлением предписанной существенной сунны или совершением запретного — то ему следует совершить земной поклон»[42].

Ошибка маъмума

Что делать, если молитва совершается коллективно, и человек, следуя за имамом, допускает ошибку?

1) Если молящийся, следующий за имамом, допускает ошибку во время следования за имамом, например, забывает прочитать первый ташаххуд или по забывчивости что-то произнесет, то он не совершает саджда ас-сахву после саляма имама. Имам берет на себя эту ошибку, и никто из них не совершает земной поклон.

Доводом этому служит случай с Муавией ибн аль-Хакамом, который ответил чихнувшему во время молитвы, когда следовал за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он сказал ему:

إنَّ صلاتنا هذه لا يصلح فيها شيء من كلام الناس

«Поистине, в нашей молитве не подобает что-либо из речей людей»[43].

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не велел Муавие после этого совершить саджда ас-сахву.

Также доводом служит хадис:

الإمام ضامن

«Имам является гарантом»[44].

Комментируя этот хадис, имам ибн Раслян аш-Шафии (773–844 гг. х.) пишет:

أي: حافظ يراعي أمور المأمومين من عدد الركعات، ويحمل عنهم القيام والقراءة إذا أدركوه في الركوع،

«То есть, (имам — это) попечитель, который заботится о делах тех, кто молится за ним в отношении количества ракаатов, и берет на себя (ответственность за) их стояние и чтение, если они застали его в поясном поклоне»[45].

Имам аш-Шафии (150–204 гг. х.) пишет:

وَمَنْ سَهَا خَلْفَ إمَامِهِ فَلَا سُجُودَ عَلَيْهِ

«И тому, кто допустит ошибку позади своего имама, не следует совершать саджда ас-сахву»[46].

Имам аль-Маварди (364–450 гг. х.) пишет:

يُرِيدُ – وَاللَّهُ أَعْلَمُ – ضُمَنَاءُ السَّهْوِ

«Под гарантией подразумевается, — а Аллаху известно лучше — что они (имамы) берут на себя ошибку маъмума…»[47]

Мулла Али аль-Кари (ум. в 1014 г.х) пишет:

وَقَالَ ابْنُ حَجَرٍ: وَضَمَانُهُمْ… أَوْ لِتَحَمُّلِهُمْ نَحْوَ الْقِرَاءَةِ عَنِ الْمَسْبُوقِ وَالسَّهْوِ عَنِ السَّاهِي

«Сказал ибн Хаджар: “…Либо (гарантия относится) к принятию на себя таких вещей, как чтение за опоздавшего на молитву и (ответственность за) ошибку того, кто ошибся”»[48].

2) Если молящийся допустит ошибку до того, как присоединится к имаму, например, совершит один ракаат индивидуально и ошибется в нем, а затем присоединится к имаму, то имам не берет на себя ответственность за его предыдущую ошибку. В таком случае молящийся должен самостоятельно совершить саджда ас-сахву после того, как имам произнесет заключительный салям.

Шейх Саид ибн Мухаммад Баашин аш-Шафии (850–936 гг. х.) пишет:

وخرج ب «خلف إمامه» : ما لو سها بعد القدوة، و أما قبلها… فلا يتحمله عنه

«Из выражения: “Следуя за своим имамом”, исключается ситуация, когда молящийся допустил ошибку после того, как присоединился (к имаму). Что же касается (ошибки, совершенной) до этого <…>, то имам не берет на себя ответственность за нее»[49].

3) Если имам допускает ошибку в своей молитве, то ошибка распространяется и на молящегося за ним (маъмума), потому что подобно тому, как имам берет на себя ошибку маъмума, так и маъмум обязан следовать за ошибкой имама; когда имам ошибается, недостаток относится и к молитве маъмума из-за ошибки первого.

Когда имам совершает саджда ас-сахву для исправления ошибки, маъмум обязан следовать за ним в этом. Если последний преднамеренно оставит следование за первым, его молитва нарушится, и неважно, знал ли маъмум об ошибке имама или нет: когда имам совершает два земных поклона в конце своей молитвы, маъмум обязан следовать за ним, предполагая, что тот допустил ошибку. И эти земные поклоны совершаются именно из-за ошибки имама, а не просто ради следования за ним.

Если же имам совершит только один земной поклон, маъмум совершает еще один, предполагая, что имам забыл совершить второй. И если имам оставит земные поклоны за свою ошибку преднамеренно или по забывчивости, то маъмуму желательно совершить их.

Имам аш-Шафии пишет:

وَإِنْ سَهَا إمَامُهُ سَجَدَ مَعَهُ فَإِنْ لَمْ يَسْجُدْ إمَامُهُ سَجَدَ مَنْ خَلْفَهُ

«Если имам допустит ошибку (в молитве), то (маъмум) совершает саджда ас-сахву вместе с ним. Если же имам не совершит саджда ас-сахву, то это совершают те, кто молится за ним»[50].

Шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари пишет:

و يلحقه أي المأموم سهو إمامه؛ كما يحمل الإمام سهوه؛ سواء أسها قبل اقتدائه به أم حال اقتدائه. فإن سجد إمامه تابعه، فإن ترك متابعته عمدا.. بطلت صلاته. ثم يعيده مسبوق آخر صلاته؛ لأنه محل سجود السهو. و إلا أي و إن لم يسجد الإمام و سلم سجد المأموم آخر صلاته؛ جبرا لخلل صلاته بسهو إمامه

«И к молящемуся (маъмуму) относится ошибка его имама так же, как имам берет на себя ошибку молящегося, вне зависимости от того, произошла ли ошибка до того, как последний начал следовать за имамом, или во время следования. И если имам совершает саджда ас-сахву, маъмум обязан последовать за ним, а если преднамеренно оставит следование за ним <…>, то его молитва становится недействительной.

Затем, если это опоздавший (на молитву), то совершает (суджуд ас-сахви) в конце своей молитвы, поскольку это место суджуд ас-сахви.

Если имам не совершит саджда ас-сахву и даст салям, то молящемуся (за ним) желательно совершить земной поклон в конце своей молитвы для исправления недостатка, возникшего из-за ошибки его имама»[51].

На этом с позволения Аллаха остановимся. Лишь на Аллаха мы уповаем и у Него просим помощи.

 

 

[1] «Хашият» (2/44).

[2] «Шарх аль-минхадж» (2/148).

[3] «Хашият» (2/44).

[4] «Аль-Манхаль аль-амим» (3/393).

[5] «Минхадж ат-талибин», стр. 110.

[6] В данном случае — три ракаата. — прим. пер.

[7] Муслим, 571.

[8] «Хашият» (2/44).

[9] Ифтираш — сидение на левой ноге, при этом пальцы правой ноги направляются в сторону киблы. — прим. ред.

[10] Таввррук — сидение, при котором верхняя часть левого бедра находится на земле, а обе ступни выступают с правой стороны; правая стопа ставится вертикально, и пальцы направляются в сторону киблы. — прим. ред.

[11] «Фатх аль-аллям», стр. 244.

[12] «Тальхис аль-хабир» (2/839).

[13] «Шар аль-мухаззаб» (4/161).

[14] «Мугни аль-мухтадж» (1/680).

[15] Аль-Бухари, 829.

[16] «Фатх аль-аллям», стр. 240.

[17] «Мугни аль-мухтадж» (1/681).

[18] «Ат-Тазхиб» (2/185).

[19] «Шарх аль-минхадж» (2/148).

[20] «Мугни аль-мухтадж» (1/662).

[21] «Мугни аль-мухтадж» (1/428).

[22] «Мугни аль-мухтадж» (1/663).)

[23] «Фатх аль-ваххаб» (1/239).

[24] «Ан-Наджм аль-ваххадж» (2/251).

[25] Та’авуз — просьба к Аллаху с защитой от шайтана («Аузубилляхи мин аш-шайтани ар-раджим»). — прим. ред.

[26] Дуа аль-ифтитах — мольба, которую желательно произносить после вступительного такбира до чтения суры «аль-Фатиха» в молитве. — прим. ред.

[27] «Аль-Маджму шарх аль-мухаззаб» (4/125-126).

[28] Как, например, когда человек сомневается, является ли оставленное существенной сунной или нет. См. «Мугни аль-мухтадж».

[29] «Фатх аль-ваххаб» (1/242).

[30] Маъмум — тот, кто молится за имамом. — прим. ред.

[31] Лоб, нос, ладони, колени, пальцы ног. — прим. ред.

[32] «Фатх аль-ваххаб» (1/244).

[33] Сюда в том числе относятся нежелательные действия.

[34] «Аль-Маджму шарх аль-мухаззаб» (4/126). Цитата приведена с некоторыми сокращениями.

[35] «Фатх аль-ваххаб» (1/241).

[36] Примечание к «Фатх аль-алий би джам’и аль-хиляфи байна ибн Хаджар ва ибн ар-Рамли», стр. 547.

[37] «Фатх аль-алий би джам’и аль-хиляфи байна ибн Хаджар ва ибн ар-Рамли», стр. 547.

[38] «Шарх аль-минхадж» (2/162).

[39] В данном случае — три ракаата. — прим. пер.

[40] Муслим, 571.

[41] «Шарх аль-минхадж» (2/163-164).

[42] «Ан-Наджм аль-ваххадж» (2/258).

[43] Абу Давуд, 3909.

[44] Абу Давуд, 517.

[45] «Шарх сунан Абу Давуд» (3/461).

[46] «Аль-Умм» (1/156).

[47] «Аль-Хави аль-кабир» (2/228).

[48] «Миркат аль-мафатих» (2/563).

[49] «Бушра аль-карим», стр. 301.

[50] «Аль-Умм» (1/156).

[51] «Фатх аль-ваххаб» (1/246-247).

Похожие материалы