Жена пророка Айюба (мир ему)

Терпение – половина веры и ступень добродетели к Милосердному и Милостивому. По своей степени значимости для веры оно – то же, что голова для человеческого тела. Терпение бывает трёх видов: терпение в подчинении Всевышнему Аллаху, терпение [в воздержании] от ослушания Аллаха и терпение при испытаниях и бедах от Аллаха.

Поистине, испытание трудностями и мучениями не означает, что Всевышний Аллах унижает испытуемого. Всевышний испытывает своих рабов, чем пожелает, и Он творит то, что захочет, и испытывает согласно Своему решению.

Беды полагается встречать с терпением, а испытание является смутой для испытуемого и его окружающих; однако жалоба ко Всевышнему установлена шариатом, а жалоба к кому-либо другому помимо Него запретна.

В ходе этого интересного повествования мы узнаем историю женщины, которая показала уникальный пример терпения. Это женщина, которая упоминается в почтенном Коране, в истории о её муже Айюбе (мир ему).

Её личность раскрывают многие учёные, они говорят, что её звали Лия бинт Я’куб или Лия бинт Минша бин Я’куб. Некоторые из них утверждают, что её звали Рахмат бинт Афрайан, и в качестве доказательства этого приводят слова Всевышнего:

وَآتَيْنَاهُ أَهْلَهُ وَمِثْلَهُمْ مَعَهُمْ رَحْمَةً مِنْ عِنْدِنَا وَذِكْرَىٰ لِلْعَابِدِينَ

«…и дали ему семью и ещё столько же [детей] в качестве милости (рахмат) от Нас и в назидание поклоняющимся, [чтобы они также проявляли терпение, чтобы получить за это воздаяние]». (Сура аль-Анбия, аят 84)

Утверждают, что её звали Рахмат, но это слабое и неправдоподобное утверждение, и близко не имеющее ничего общего с наукой. Ибн Касир, комментируя тех, кто поверил в это, сказал: «И тот, кто понял из этого аята, что таково имя его жены, и сказал, что она – Рахмат, далеко отошёл от действительности».

Каким бы ни было имя этой женщины, поистине, это не испортит наше повествование… Важно, чтобы мы с вами оценили её блестящие успехи на поприще терпения и выдержки, узнали о её прекрасных поступках, которые увековечили её в истории женщин, и благодаря которым о ней повествуется в аяте почтенного Корана.

Эта женщина жила бок о бок с одним из тех пророков, о пророческой миссии которых написано в Коране. Он являлся потомком пророка Аллаха Исхака, сына порока Аллаха Ибрахима (мир им).

Всевышний Аллах сказал об Ибрахиме (мир ему):

 ۖ وَمِنْ ذُرِّيَّتِهِ دَاوُودَ وَسُلَيْمَانَ وَأَيُّوبَ

«Среди его потомства – Давуд, Сулейман и Айюб». (Сура Аль-Ан’ам, аят 84)

И местоимение в словах «его потомства» подразумевает (по смыслу) Ибрахима (мир ему).

Жена Пророка Аллаха Айюба была терпелива, проявляла искреннее терпение во время бед, ниспосланных на её мужа, а иногда терпение было основой всей её жизни. Оно важно в час невзгод, которыми Всевышний Аллах испытывает Своего раба. Терпение обязательно нужно, чтобы изменить отношение к испытанию и обратить несчастье в подарок. Поистине, Всевышний Аллах не испытывает Своего раба для того, чтобы погубить его; Он проверяет его, подвергая испытанию его терпение и преданность.

Жена пророка Айюба (мир ему) записана в истории буквами праведности, терпения, верности, правдивости и довольства предопределением Всевышнего Аллаха. Она была образцом для подражания для женщин в браке, искренности в подчинении мужу и при выполнении его дел, какими бы ни были обстоятельства и положение.

Если мы рассмотрим её историю, которую приводит Священный Коран, и поразмышляем над её смыслом, то увидим, что Всевышний Аллах испытал Своего раба Айюба (мир ему) великим испытанием – болезнью. Родные, любимые и друзья оттолкнули его, никто не проявлял сострадания к нему, кроме жены, которая относилась к нему с искренней добротой, услуживая ему с терпением верующей рабы Аллаха.

Пророк Аллаха Айюб (мир ему) был одним из упомянутых в почтенном Коране пророков, которым ниспосылалось откровение. Всевышний подробно изложил это в конце суры Ан-Ниса, когда назвал несколько пророков, которым ниспосылалось откровение, а также когда обращался к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Всевышний Аллах сказал:

إِنَّا أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ كَمَا أَوْحَيْنَا إِلَىٰ نُوحٍ وَالنَّبِيِّينَ مِنْ بَعْدِهِ ۚ وَأَوْحَيْنَا إِلَىٰ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالْأَسْبَاطِ وَعِيسَىٰ وَأَيُّوبَ وَيُونُسَ وَهَارُونَ وَسُلَيْمَانَ ۚ وَآتَيْنَا دَاوُودَ زَبُورًا

«Поистине, Мы внушили тебе откровение так же, как внушали (до тебя) Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрагиму, Исмаилю, Исхаку, Якубу и его потомкам (двенадцати коленам), Исе, Айюбу, Юнусу, Харуну, Сулейману. А Дауду Мы даровали Забур». (Сура Ан-Ниса, аят 163)

Жена Пророка Айюба (мир ему) уверовала в его призыв; удивительно, что в пророчество и призыв Айюба уверовали лишь три группы людей.

Различные предания гласят, что пророк Аллаха Айюб (мир ему) проживал в одном из городов Шама. Ему принадлежал известный монастырь в районе села Аль-Бусанийат под Дамаском, поодаль от местечка Хаврон.. Его гумно (расчищенный участок земли для молотьбы зерна) также было известно среди жителей села.

Из рассказов пророка Аллаха Айюба (мир ему) мы узнали, что он был человеком здоровым и состоятельным: Всевышний щедро наградил его дарами. Он одарил его обширной плодородной землёй, которая приносила ему огромный урожай. Упоминается, что поселение Аль-Бусанийат целиком принадлежало ему, с его равнинами, горами и окрестностями, также у него имелись табуны породистых лошадей, радующих глаз и завораживающих своей красотой. Вдобавок к этому у него было большое количество скота: тысяча овец (с пастухами), неисчислимое количество верблюдов, коров и прочей домашней живности. И это вдобавок к десятку рабов и слуг, которые работали на земле.

У этого терпеливого и богобоязненного пророка были дети, дом полнился ими. У него была жена, жившая в достатке среди этих обильных божественных благ, коими была одарена благодарная семья Айюба (мир ему). Она была одной из тех благих рабынь, что соблюдают законы Создателя, благодарны за Его дарования, проводят время в частом поминании, благодарности и восхвалении Аллаха. Всевышний даровал ей многочисленное потомство в лице сыновей и дочерей и радовал её глаз ими, Он возвеличил её и её мужа над множеством людей.

Что касается её мужа, пророка Аллаха Айюба (мир ему), то он был известен среди людей своей богобоязненностью и сострадательностью, он протягивал руку помощи нуждающимся, бедным и несчастным. Он расходовал свои средства на сирот, по-доброму обходился с вдовами, спешил почтить гостей, доводил путников и побуждал к совершению благого. Он многократно восхвалял Всевышнего и часто благодарил Его за блага, полноценно соблюдая свои обязанности по отношению к нему.

Его жена тщательно следовала его примеру в своей благодарности, ведь благодарность способствует умножению даров и благ. Она была как никто другой осведомлена о том, что воздаяние хвалы Всевышнему Аллаху является причиной продолжительности, а также размера даров, и поэтому она работала над собой, чтобы обходиться с людьми наилучшим образом, насколько возможно. Она утешала их, сочувствовала им, выплачивала правообладателям то, что удовлетворяло их нужды, было достаточным для них и избавило бы их от необходимости попрошайничать. Тот, кто знал её, восхвалял и благодарил её за деяния.

Но, поистине, судьба переменчива, и эта почтенная супруга покорилась испытаниям вместе со своим мужем. Она проявила стойкость мудрецов, проявила терпение и получила степень терпеливых, доказав свою приверженность Богу и мужу, она являлась образцом для подражания.

Биографы пророков утверждают, что шариат пророка Айюба (мир ему) после укрепления единобожия заключался в примирении (устранении разногласий и вражды), и когда он просил что-либо у Всевышнего, то падал ниц, а затем просил.

Жена Айюба наслаждались качествами своего знатного мужа, старалась увидеть (узнать) его похвальные, великие и красивые качества и стремилась просветиться (узнать, наставиться) его прямым путем, подражать его благообразию (пути, цели), что бы получить его довольство, которое она может приобрести для получения довольства Аллаха. Айюб (мир ему) поклонялся усерднее всех среди людей той эпохи и был самым богатым среди них. Упоминают, что он был мягок и приветлив к людям. Он относился к бедным с благочестием и заботой, не ел, пока не насыщал голодающего, не облачался, пока не одевал нагого. Он был праведными рабом с кристально чистой душой.

Что касается его жены, то она училась у него кристальной чистоте, усердному поклонению на протяжении всей ночи, в начале и в конце дня. Она была довольна его отношением к людям, она поднялась на благословенную степень и заняла особое место в покорности велениям Аллаха и в подчинении Ему. Она заняла высокое положение среди праведников и терпеливых, когда сопровождала своего мужа во время тягот и испытаний на протяжении двадцати лет. Она была худа, скудно питалась, но вместе с тем была примером и образцом для подражания, факелом, который озаряет [путь]. Она была добродетельной и терпеливой женщиной, довольной решениями Всевышнего Аллаха, покорившейся Его воле, поистине, Он тот, Кто совершает то, что пожелает, и творит то, что захочет и изберёт.

Положение пророка Аллаха (мир ему) ухудшилось, его дела расстроились и пошли под гору. Всевышний Аллах испытал его потерей имущества и земли, у него не осталось ничего; Хасан аль-Басри сказал об этом : «Айюбу было ниспослано испытание, а затем, после потери семьи и имущества – ещё одно испытание».

Пророк Айюб (мир ему) проявил стойкость перед этими тяжкими бедами и огромными испытаниями, а его жена проявила терпение. Она вручила свою судьбу Всевышнему Аллаху, который знал о её положении и положении её мужа, однако примесное золото плавят, дабы очистить – так же и испытания и беды рассеиваются.

Испытания Айюба (мир ему) стали ещё тяжелее: он потерял семью, имущество, его тело было охвачено (болячками).. Его коснулась беда, и длилась она немалый срок, сопровождая его долгие годы – приблизительно 20 лет. Но он не переставал проявлять терпение, надеяться на награду и одолевать козни дьявола. Он ни на мгновение не переставал поминать Аллаха в течение дня или ночи, утром или вечером, будь то стоя или сидя: в любом состоянии он поминал Аллаха, был терпелив, благодарен, восхвалял Всевышнего и поклонялся Ему.

Болезнь преследовала Айюба (мир ему) и не покидала его. Его друзья, приятели – всё окружение – один за другим забыли о нём, оставив одного, исчезнув из его жизни. Никто не вспоминал о нём, или же его вспоминал кто-то из тех, кто пожимал белые руки Айюба (мир ему) и обходился с ним хорошо. Его забыли друзья, родные и близкие, оттолкнув от себя и выгнав из дома.

Забыли меня друзья, кроме бед.

Позже и ты примкнёшь к остальным –

Завтра и ты отвернёшься.

Рядом с ним не осталось никого, кроме его жены, искренней в своём терпении и верной в своём обещании. Она продолжала заботиться о его делах, напоминала о его прошлых благодеяниях, совершённых в достатке и здравии. Каждый раз, когда она видела, как он борется с болезнью и претерпевает её ужасы, её упорство в намерении остаться рядом с ним возрастало, благодаря чему она заслужила уважение за уход за ним и исполнение его нужд.

Поистине, Всевышний испытал Айюба (мир ему) и его жену бедой и встретил терпение и любовь, они оба увидели, что беда обернулась дарами и стала испытанием для них, чтобы посредством неё поднять их на высокую степень.

Люди отвернулись от Айюба (мир ему), ушли те, кто был искренен по отношению к нему, никто не приближался к нему, кроме его жены. Она продолжала заботиться о нём, не чувствуя отвращения и не проявляя недовольства, она осталась с ним, пока силы её не покинули, а имущество не уменьшилось. Она проявляла терпение в разлуке с семьёй и своим имуществом и заслужила называться терпеливой, благодетельной, сострадательной, искренней, благонравной и следующей правильным путём, да будет доволен ею Аллах.

Эта женщина получила высокое воспитание в доме терпеливого и почтенного пророка и через призму своей веры постигла, что Всевышний Аллах испытывает человека по мере силы его веры. Если она крепка и упорна, то Всевышний ниспосылает ему множество бед и испытаний; а её муж был праведным поклоняющимся и терпеливым пророком, его беды усугублялись, в то время как он лишь благодарил Аллаха и восхвалял Его, так он и стал примером – благодаря своему терпению из-за многочисленных испытаний, постигших его. Когда его жена увидела длительность его тягот, сладость его терпения и многочисленную хвалу Аллаха, она спросила: «О Айюб! Ты человек, чья мольба не остаётся без ответа, может, ты попросишь своего Господа дать тебе послабление?!»

Тогда он (мир ему) ответил: «Нас одаривали на протяжении семидесяти лет, так давай же перетерпим испытания семьдесят лет».

В одной из версий хадиса он ответил ей: «Я прожил семьдесят лет здоровым, так неужели я не смогу терпеть семьдесят лет ради Аллаха?».

Жена Айюба была восхищена верой своего мужа, она знала, что он достиг высоких степеней в терпении, вере и покорности Всевышнему Аллаху, она осознавала, что это особая степень, которой она не постигнет, это трон, на который можно взойти, лишь проявив терпение и доверившись воле Всевышнего Аллаха.

Она последовала за ним по пути добра и милосердия, пока Аллах не отвёл от него вред, и он не получил божественную похвалу. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّا وَجَدْنَاهُ صَابِرًا ۚ نِعْمَ الْعَبْدُ ۖ إِنَّهُ أَوَّابٌ

«Поистине, Мы нашли, что он терпелив. Как прекрасен этот раб (Аллаха)! И, поистине, он всегда обращался к Аллаху». (Сура Сад, аят 44)

Конец благого терпения прекрасен, и пророк Аллаха Айюб (мир ему) – один из тех выдающихся людей, что проявили терпение. Он стал прекрасным примером тех, кто подвергся испытанию бедами. Ему было ниспослано великое испытание, в котором у него ни осталось никого, кроме его жены, которая вместе с ним прошла многие великие тяготы помимо болезни и недомогания. Она встретила все эти тяготы с благим терпением, испытывая огромную благодарность и довольство решением Великого Владыки. Они обрели веру и прожили жизнь в блаженстве поклонения. Они боролись с болезнью восемнадцать лет, пока Всевышний Аллах не рассеял печаль Айюба (мир ему) и не избавил его от бед, которые коснулись его.

Врата облегчения начали раскрываться перед пророком Аллаха (мир ему), когда он воззвал к своему Господу:

أَنِّي مَسَّنِيَ الضُّرُّ وَأَنْتَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ * فَاسْتَجَبْنَا لَهُ فَكَشَفْنَا مَا بِهِ مِنْ ضُرٍّ ۖ وَآتَيْنَاهُ أَهْلَهُ وَمِثْلَهُمْ مَعَهُمْ رَحْمَةً مِنْ عِنْدِنَا وَذِكْرَىٰ لِلْعَابِدِينَ

«“Поистине, меня коснулось зло, а Ты — Самый милостивый из всех милостивых”. Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и дали ему семью и ещё столько же (детей) в качестве милости от Нас и в назидание поклоняющимся (чтобы они также проявляли терпение и получали за это воздаяние)». (Сура Аль-Анбия, аяты 83-84)

Почтенные хадисы рассказывают историю его исцеления: «Айюб пробыл в своём горе восемнадцать лет, его отвергли родные и посторонние, кроме двух мужчин из числа его братьев, которые посещали его утром и вечером. Иногда Айюб выходил по своей нужде, и его жена была рядом, пока он решал свои дела. И вот наступил этот день; он отстал от неё, и тогда Всевышний внушил Айюбу:

ارْكُضْ بِرِجْلِكَ ۖ هَٰذَا مُغْتَسَلٌ بَارِدٌ وَشَرَابٌ

“Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питья”. (Сура Сад, аят 42)

Тогда жена замедлила шаг и стала ждать его. Он догнал её, а Всевышний уже избавил его от болезни, и был он в лучшем виде, чем прежде. Когда она увидела его, то сказала: “О, да благословит тебя Аллах! Не видел ли ты поражённого (болезнью) пророка? Клянусь Аллахом, я не вижу никого, кто был бы схож с ним, помимо тебя, если это правда!”, тогда он ответил: “Да, это я”».

Всевышний Аллах почтил Своего пророка Айюба (мир ему), почтил его жену, вернул ему имущество и наделил его столькими детьми, сколько было у него ранее. Толкователи сказали: «Всевышний даровал Айюбу и его жене в мирской жизни всё то же, что у него было (ранее): и детей, и последователей. В дальнейшем у него родилось двадцать шесть сыновей».

Айюб (мир ему) был связан со Всевышним Аллахом сердцем, он был спокоен и пользовался уважением. Шайтан не смог сбить его с пути даже во время болезни, напротив, его попытки оканчивались неудачами, и он не преуспел. Он отступал с неудачей, особенно когда видел, что Айюб (мир ему) благодарен Аллаху и поминает Его. При этом Айюб (мир ему) воззвал к своему Господу:

أَنِّي مَسَّنِيَ الشَّيْطَانُ بِنُصْبٍ وَعَذَابٍ

«Шайтан причинил мне вред и мучения». (Сура Сад, аят 41)

Аллах ответил на мольбы Айюба (мир ему) и направил его на путь, который излечил его. Всевышний сказал:

 ارْكُضْ بِرِجْلِكَ ۖ هَٰذَا مُغْتَسَلٌ بَارِدٌ وَشَرَابٌ

«Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питья». (Сура Сад, аят 42)

Айюб (мир ему) последовал велению своего Создателя и коснулся земли, и забил ключ. Он отпил воды, и его нутро исцелилось, затем он искупался в этой воде и исцелился снаружи. Аллах ниспослал ему два белых одеяния с неба: в одно из них он облачился, а другим укрылся.

Его жены не было рядом с ним, когда он выпил благословенной воды и искупался в ней, она находилась неподалёку и, когда увидела Айюба (мир ему), то с первого взгляда и не узнала его. Тогда он рассказал ей о том, как Всевышний Аллах оказал ему милость и спас его, исцелив. Его жена пала ниц в земном поклоне, воздавая хвалу Аллаху, она знала, что Он над каждой вещью властен.

Эта женщина, самоотверженная в своём служении пророку Айюбу (мир ему) и терпеливая к предопределению Аллаха, пользовалась особым положением у Могущественного царя. Признаком почёта, который ей оказал Всевышний Аллах, и заботы о её положении является то, что Всевышний ниспослал своему рабу и посланнику Айюбу (мир ему) облегчение, и в этой истории Он выделил его жену. Какова же история этого облегчения?

Толкователи поведали, что когда Пророк Айюб (мир ему) был в тяжёлом состоянии, которым Аллах испытывал его, то поклялся, что непременно ударит свою жену сто раз плетью из-за того, что она ушла по своим делам и задержалась, не вернувшись вовремя к своему мужу. Тогда он поклялся, что непременно ударит её.

Когда же Аллах исцелил его, Он вынес следующее решение: ему следовало собрать маленький пучок базилика из ста стеблей и ударить им жену один раз. Таким образом, один такой удар был равен ста ударам плетью. Так Айюб (мир ему) сдержал свою клятву, не нарушив её.

И нет сомнения в том, что это божественное почтение было особым облегчением и прекрасным выходом для жены Айюба. Она была терпелива, богобоязненна и добра к своему мужу, она надеялась на награду Аллаха и поклонялась Ему. Всевышний Аллах даровал ей это облегчение в награду за её искренность и её уважение к своему мужу. Поэтому после дарования облегчения Всевышний Аллах пояснил произошедшее следующим образом:

 ۗ إِنَّا وَجَدْنَاهُ صَابِرًا ۚ نِعْمَ الْعَبْدُ ۖ إِنَّهُ أَوَّابٌ

«Поистине, Мы нашли, что он терпелив. Как прекрасен этот раб (Аллаха)! И, поистине, он всегда обращался к Аллаху». (Сура Сад, аят 44)

Ибн Касир сказал об этом послаблении: «Многие учёные внесли историю об этом облегчении в главу о клятвах и обетах. Некоторые же расширили тему, написав об этом целую книгу. Они даже включили эту историю в книгу состояния, включив в раздел об обходе клятв».

Внешне это облегчение было именно для пророка Айюба (мир ему) и его чистой и терпеливой жены, это было подарком ей от Всевышнего Аллаха. Аллах сжалился над ней и даровал ей милость, чтобы она утешала своего мужа, участвовала с ним в испытании и проявляла терпение в его болезни долгие годы, да будет доволен ею Аллах.

И, прежде чем завершить историю жены пророка Аллаха Айюба (мир ему), которая является примером и призывом для праведных женщин, светилом для жён, вспомним, о чём гласит почтенный хадис, который приводится от Пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в «Сахихе»: «Любой мусульманин, который будет испытывать страдания, обязательно освободится от (бремени) своих грехов по воле Аллаха, подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев». (Аль-Бухари)

Похожие материалы