Эта достойная женщина являлась матерью одного почтенного и правдивого пророка и женой другого достопочтимого пророка. Благородный Коран часто упоминает её в суре Юсуф, потому что она была супругой пророка Якуба и матерью пророка Юсуфа, сына Якуба (да снизойдёт мир на них обоих).
Ни в одном аяте или достоверном хадисе не указано имя матери правдивого Юсуфа (мир ему). Но её имя передаётся в рассказах, приведённых от Бану Исраиль, и они утверждают, что её имя – Рахиль бинт Лябан. Она являлась дочерью дяди пророка Якуба, сына Исхака (да снизойдёт мир на них обоих) по материнской линии.
Биография матери пророка Юсуфа (мир ему) – это история одной из женщин, известных тем, что они упомянуты в Благородном Коране. Эта история является собеседником для сердец, воспитателем для душ и источником наслаждения для слуха, потому как связана с историей Юсуфа (мир ему), о котором наш наиправдивейший любимец, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Поистине, благородный сын благородного сына благородного сына благородного — Юсуф, сын Якуба, сына Исхака, сына Ибрахима (мир им)».
Она была одной из тех, кого Аллах наделил Своей милостью. Он даровал ей искренность, чистоту, проницательность и добавил к этому физическое совершенство и превосходство в красоте.
Когда на ней женился пророк Аллаха Якуб (мир ему), она перешла в достохвальный, славный и благословенной дом. Она увидела сияние пророчеств, которые окружали его со всех сторон, ведь её муж был пророком, и отец её мужа был пророком, и дед её мужа был пророком.
Она обращалась к Аллаху, Свят Он и Велик, с многочисленными молитвами, чтобы Он даровал ей чистого избранного сына. Всевышний ответил на её мольбу, и с соизволения Аллаха она забеременела. Счастье её было велико, а когда срок её беременности подошёл к концу, она родила прекрасного, красивого, благородного, почтенного и правдивого мальчика.
Она была очень рада и нарекла его Юсуфом. Юсуф (мир ему) сильнее прочих людей был похож на свою бабушку по отцовской линии Сару, жену пророка Аллаха Ибрахима (мир ему). Поэтому Юсуф (мир ему) был самым красивым человеком своей эпохи и выделялся среди своих братьев и соплеменников. Он был любимым сыном Якуба (мир ему) из всех его сыновей, особенным и самым близким его сердцу.
У Пророка Аллаха Якуба (мир ему) было двенадцать детей: Рахиль родила ему Юсуфа и Биньямина, а остальные дети были рождены ему другими жёнами.
Аллах избирал посланников среди ангелов и людей; так, наш Великий Господь избрал Юсуфа (мир ему) пророком среди всех его братьев.
Всевышний упомянул пророческую миссию Юсуфа (мир ему):
وَلَقَدْ جَاءَكُمْ يُوسُفُ مِنْ قَبْلُ بِالْبَيِّنَاتِ
«И раньше [до Мусы] к вам приходил Юсуф с доводами». (Сура Гафир, аят 34)
Стоит упомнить, что некоторые люди считают, будто братья Юсуфа (мир ему) также были пророками. Однако это несовместимо с их поведением, потому как ранее они и завидовали, и лгали, бросили своего брата в яму, осмелились на убийство и обрыв родственных уз, ослушались отца и совершили другие деяния помимо этих. Это делает для нас ситуацию ясной и очевидной, ведь если бы они были пророками, то не совершили бы те немыслимые действия, о которых говорится в жизнеописании Юсуфа (мир ему).
Что касается Юсуфа (мир ему), то доказательства его пророческой миссии ясны, как божий день. Всевышний почтил его пророческой миссией ещё при жизни его родителей, когда он увидел великое сновидение. Он сел перед своим отцом Якубом (мир ему):
إِذْ قَالَ يُوسُفُ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ إِنِّي رَأَيْتُ أَحَدَ عَشَرَ كَوْكَبًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ رَأَيْتُهُمْ لِي سَاجِدِينَ
«И вот сказал Юсуф своему отцу [Якубу]: “О мой отец! Я видел [во сне] одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они совершили мне земной поклон”». (Сура Юсуф, аят 4)
Юсуф (мир ему) рассказал отцу о своём сне, потому как он знал, что у снов имеется толкование и разъяснение, например, он знал, что под звёздами, а вместе с ними под солнцем и луной подразумеваются творения, а их поклон ему символизирует величие его миссии и его высокую степень.
Толкование этого сновидения дошло до нас как в подробном, так и общем виде, и в нём указано, что одиннадцать звёзд – это его братья, солнце – его мать, а луна – отец.
Некоторые учёные и толкователи интерпретировали это сновидение следующим образом: «Под звёздами подразумеваются его братья, под солнцем – его мать, а под луной – его отец, потому что солнце в арабском языке женского рода, а луна – мужского. По этому толкованию мать символизирует солнце, потому что появление луны (пророков) зависит от него, а под луной подразумевается отец, потому что с её помощью находят верный путь во тьме; так и посланники, следуя им во мраке невежества и многобожия, находят верный путь. Братья же обозначены звёздами, потому как их свет не достигает сияния их отца».
Что касается пророка Аллаха Якуба (мир ему), то когда Юсуф (мир ему) рассказал ему о своём сне, он почувствовал страх за других своих сыновей, услышав все подробности и великие признаки. Он испугался, что ими овладеет зависть по причине превосходства, коим Всевышний выделил Юсуфа (мир ему) среди других, побоялся, что они будут строить козни против него и причинят ему вред, ведь, поистине, зависть является худшей болезнью души, и зачастую она практически неизлечима.
О склонности к зависти братьев Юсуфа (мир ему) к нему написал Абу Хайан в своём тафсире, приведя некоторые их душевные качества: «Из видений Юсуфа Якуб понял, что Всевышний Аллах довёл его до степени мудрости, избрал для пророческой миссии и наделил почётом в обоих мирах. Он боялся за него, страшился, что его братья станут завидовать ему, и поэтому запретил рассказывать им о своём сне».
Якуб (мир ему) был не одинок в своём страхе, его жена, мать Юсуфа (мир ему), разделяла его опасения. Она испытывала сильное сострадание к своему сыну, в особенности когда узнала от Якуба (мир ему) толкование сна её сына и его правдивость. Она взмолилась к Якубу (мир ему), чтобы он увещал Юсуфа (мир ему) не разглашать своё видение. Тогда пророк Аллаха Якуб (мир ему) обратился к своему сыну Юсуфу (мир ему):
قَالَ يَا بُنَيَّ لَا تَقْصُصْ رُؤْيَاكَ عَلَىٰ إِخْوَتِكَ فَيَكِيدُوا لَكَ كَيْدًا ۖ إِنَّ الشَّيْطَانَ لِلْإِنْسَانِ عَدُوٌّ مُبِينٌ
«[Якуб] ответил: “О сын мой! Не пересказывай этот сон своим братьям, иначе они [поймут значение сна и] задумают дурное против тебя. Поистине, шайтан человеку – заклятый враг”». (Сура Юсуф, аят 5)
Очевидно, что пророк Якуб (мир ему) обратился к своему сыну с целью предостеречь, с уверенностью, что это воспитательное предостережение не пробудит в душе Юсуфа (мир ему) скрытую ненависть к братьям, потому что он был уверен в совершенстве его личности, полноценности разума, в благом нраве и чистоте его души.
Благородная госпожа, мать пророка Юсуфа (мир ему) была уверена, что её сыну предписано возвышенное дело и что Всевышний Аллах почтил его особой судьбой среди остальных его братьев. Вероятно, она не ожидала, что его братья поступят с ним вероломно и разлучат его с ней и с отцом, какую бы шутку ни сыграла с ними зависть и как бы их ни подстрекали страсти. Однако Всевышний является Господином в Своём деле, и Он знает о том, что было и что будет.
Что же касается пророка Якуба (мир ему), то он напоминал Юсуфу (мир ему) о том, что его видение очень важно и обладает множеством достоинств, и неоднократно предостерегал его не разглашать его, так как это могло пробудить в его братьях зависть к нему.
Он стал разъяснять ему значение его сна: «О сынок. Поистине, так же, как Всевышний подчинил тебе солнце, луну и звёзды и показал тебе их преклоняющимися пред тобой, Он избрал тебя и выбрал для пророческой миссии. Он обучит тебя толкованию рассказов и исполнит Свою милость, сделав тебя посланником и внушив тебе откровение».
Поэтому он сказал ему:
وَكَذَٰلِكَ يَجْتَبِيكَ رَبُّكَ وَيُعَلِّمُكَ مِنْ تَأْوِيلِ الْأَحَادِيثِ وَيُتِمُّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكَ وَعَلَىٰ آلِ يَعْقُوبَ كَمَا أَتَمَّهَا عَلَىٰ أَبَوَيْكَ مِنْ قَبْلُ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْحَاقَ ۚ إِنَّ رَبَّكَ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
«И твой Господь изберет тебя [для пророчества], научит тебя толковать события [сны людей] и одарит совершенной милостью тебя и род Якуба [в обоих мирах] так же, как раньше Он одарил совершенной милостью твоих предков Ибрахима и Исхака. Поистине, твой Господь – Знающий, Мудрый». (Сура Юсуф, аят 6)
И Аллах лучше знает, когда вершить посланничество, и по Своей мудрости дарует его тому, кто этого заслуживает, пресвят Он! Затем он вновь подчеркнул, что тот не должен рассказывать сон своим братьям; и это увещевание воспели (в куплетах):
Явление солнца и полной луны
И появление звёзд блестящих –
Указанье на то, что возвышен ты
Над братьями, знай это.
Не рассказывай им ничего
И тайну не раскрывай.
Поистине, опасаюсь я за тебя,
И страх раба не избавит
От судьбы, даже если свершится она
Для того, кто в тисках угнетения.
Юсуф (мир ему) обрадовался значению своего сна, но шайтан заставил его позабыть о наставлении отца, и он сделал то, от чего его предостерегал отец, поведал своим братьям о сне. Они забеспокоились о его положении, посоветовались, и случилось то, что известно из истории о Юсуфе (мир ему) и его братьях.
Всевышний поведал прекраснейшую историю об этом; Он выделил в Своей книге отдельную священную мекканскую суру, в которой обозначил их положение и рассказал об их зависти к Юсуфу (мир ему) по причине его удивительного видения, которое возвысило его над ними. Затем рассказывается об их поездке в Египет и их прибытии к Юсуфу (мир ему), о том, как они не узнали его, в то время как он узнал их. После многочисленных событий он забрал своих родителей и свою семью, они жили под его попечительством, и его видение сбылось.
Юсуф (мир ему) стал правителем Египта после двух лет разлуки с матерью и отцом, и пройдёт ещё много лет, прежде чем он их увидит. В истории человечества случалось так, что родственник терял родственника, любящий – любимого без следа и без вести, хотя они и находились рядом. Затем по воле Всевышнего Аллаха они воссоединяются, по причине или без, и как же прекрасны эти слова:
Аллах соединяет двух разлучённых после того
Как оба были уверены, что не встретятся вовсе.
Юсуф (мир ему) отсутствовал долгое время, а его отца, опережая друг друга, постигали то испытания, то скорбь. Затем его братья отправились в Египет, чтобы заработать на пропитание. Юсуф (мир ему) узнал их и оставил своего брата Биньямина возле себя. Тогда братья вернулись и рассказали отцу о том, что правитель Египта удержал его от возвращения. Печаль Якуба (мир ему) усилилась, его глаза побелели от печали, но он сдержал плач. Тем не менее, его сердце оставалось незапятнанным, чистым и было связано со Знающим и Сведущим. Он проявил благое терпение и возлагал все свои надежды на Господа, поистине, Он знал о его положении и о положении своего сына Юсуфа (мир ему).
Что же касается госпожи – матери Юсуфа (мир ему), то она была опечалена не меньше своего мужа пророка Якуба (мир ему). Юсуф (мир ему) и Биньямин были далеко от неё, и она уже была готова потерять рассудок, если бы не милость Всевышнего Аллаха.
Оба родителя проявили терпение из-за разлуки с Юсуфом (мир ему) и его братом, как полагается верующим, убеждённым в милости Аллаха. Они оба знали, что проявление терпения в трудностях способствует милости Аллаха и большой пользе, помогает победить любую напасть и каждого завистника:
И как прекрасно терпение, проявленное вовремя,
Терпение в любом положении прекрасно.
Довольно тебе его исхода благоприятного,
Ведь нет ничего ценнее терпения.
И вот пошли первые признаки облегчения для Якуба (мир ему) и его жены. Как-то его дети в очередной раз отправились в Египет, и Юсуф (мир ему) ознакомил братьев со своим положением, раскрыл, кем он является, и объяснил им, что они не осознают степени величия своего отца и брата. Затем он поведал им об истине, которая принесёт им пользу в этом мире и в мире вечном:
إِنَّهُ مَنْ يَتَّقِ وَيَصْبِرْ فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ
«Поистине, если кто остерегается [запретного] и проявляет терпение [во время бедствий, тот будет вознагражден], то Аллах не лишает награды людей добродетельных». (Сура Юсуф, аят 90)
Тогда они признались в содеянном и попросили прощения, он же рассказал им о том, что Аллах является Самым Милосердным и простит их; он также простил им то, что они совершили против него.
Юсуф (мир ему) повелел своим братьям вернуться в священный город и привезти отца, мать и всё семейство.
И вот Якуб (мир ему), его жена, мать Юсуфа (мир ему), а вместе с ними и его семейство, все до единого двинулись в путь. Когда они приблизились к Египту, Юсуф (мир ему) вышел, чтобы встретить своих родителей, с которыми он был в разлуке около сорока лет, и ему было известно об их жизни в этой разлуке.
И вот произошла встреча возлюбленных, и Якуб спросил у Юсуфа Якуба (да снизойдёт мир на них обоих):
«О сынок! Что сделали с тобой твои братья?».
Юсуф (мир ему) ответил:
«О мой отец, мы восхваляем Аллаха за Его милость и благодарим за Его дары. Было и прошло, мы не вспоминаем того, чего уже нет».
И как прекрасно это изречение:
«Давай с нами, забудем историю, что прошла уже.
Не постиг доносчик и не познал этого:
Мы не вспоминаем прошлое, меж нами произошедшее,
Потому как то, что являлось грехом, прощается».
В некоторых историях говорится, что когда Якуб (мир ему) спросил у Юсуфа (мир ему): «Что сделали с тобой твои братья?», он ответил: «Не спрашивай меня о том, что совершили мои братья, спроси меня о бедах, испытаниях и наущениях шайтана, и было их столько, сколько предписал Владыка, Выносящий решения, ну а затем по милости Аллаха явились блага и добро. Щедрость и признательность не опасны для разума человека; хвала Аллаху в любом положении, и не вспоминай о том, что совершили мои братья, о отец».
Как же прекрасно то, что воспето в этом стихотворении:
И если обидчик совершит прегрешение,
Встреть его благом, а не порицанием.
Сделай добро ему, когда он совершит зло, и вы оба
Станете обладателями почёта на слуху и на виду.
Они вошли во дворец к Юсуфу (мир ему), и он оказал отцу и матери подобающий им почёт, посадив на собственное сиденье. Всевышний Аллах сказал:
وَرَفَعَ أَبَوَيْهِ عَلَى الْعَرْشِ
«Он поднял своих родителей на трон». (Сура Юсуф, аят 100)
Конечно же, права родителей не превысит ничто из мирских дел, нет ничего превыше родительских прав, кроме прав Всевышнего Аллаха. Поэтому, когда семейство Якуба (мир ему) вошло к Юсуфу (мир ему), он прижал к себе своих родителей и встретился с ними наедине, без своих братьев. Затем он обратился к своим родителям и братьям с благодарностью ко Всевышнему Аллаху на языке добра и прощения:
ادْخُلُوا مِصْرَ إِنْ شَاءَ اللَّهُ آمِنِينَ
«Войдите в Египет без опаски, если пожелает Аллах». (Сура Юсуф, аят 99)
Смысл суры таков: «Заселяйте Египет – оазис безопасности и сохранности – и обосновывайтесь в нём, не беспокоясь за себя. Не бойтесь голода и гибели вашего скота из-за великой засухи, которая всё ещё держится в некоторых городах».
Родители Юсуфа (мир ему) наслаждались общением со своим благочестивым сыном, он посадил их на свой трон в знак возвеличивания и почёта к их положению. И очевидно, что в Почтенном Коране слово «родители» (ابويه) означает отца и мать, и это слово было употреблено по отношению к ним по причине частого использования среди людей, так же, как говорят «оба родителя» (الوالدان), «двое родителей» (الأبوان).
Главный толкователь Корана имам Ат-Табари сказал, что выражение «его родители» (ابويه) означает его отца и мать, потому как оно наиболее употребительно среди людей и является общепринятым по отношению к обоим родителям.
В определённых источниках говорится, что под словами «родители Юсуфа» подразумевались Якуб (мир ему) и его тётя, потому как некоторые толкователи сообщили, что мать Юсуфа (мир ему) Рахиль умерла ранее, при рождении сына Биньямина. Однако крупные учёные и толкователи сказали: «Его отец и мать были живы в момент прибытия в Египет».
Ибн Хаджар отрицал, что мать Юсуфа (мир ему) уже давно умерла к тому времени, и сказал: «Относительно смерти его матери нет установленных доказательств, и ясные слова в Коране указывают на то, что она была жива».
В действительности это то, на что указывает текст почтенного Корана, и из него достоверно известно, что мать Юсуфа (мир ему) была в живых и прибыла в Египет. Он вошла в него с семейством Якуба (мир ему), и давнее пророчество Юсуфа (мир ему) осуществилось: его отец и братья отдали ему поклон. Поклон пророку Юсуфу (мир ему) состоялся в соответствии с их шариатом, в форме приветствия. Этот поклон был подобен наклону и кивку и являлся приветствием, но не поклонением.
Всевышний почтил мусульманскую общину, даровав ей салям в знак приветствия в обмен на приветствие в виде поклона, а сам поклон был отменён согласно нашему шариату.
Катада сказал: «Так у них приветствовали царей, но Всевышний даровал этой общине салям – приветствие обитателей Рая».
Абу Бакр ар-Рази сказал: «Поклон у них считался почтительным приветствием, как вставание и рукопожатие у нас. Также говорят, что они пали ниц, совершая поклон Всевышнему Аллаху в благодарность за воссоединение с ним».
Благодать, которую ниспосылает Всемогущий Аллах Своему рабу – благословение для тех, кто связан с Ним, и для того, кто поддерживает связь с обитателями Его дома, их родными и сподвижниками. И нет сомнения в том, что мать – самая достойная из тех, кто получает пользу посредством них. Поэтому после дарования (пророческой миссии) пророку Юсуфу (мир ему) его мать и семейство Якуба (мир ему) достигли величия, упрочения (силы) и большой радости, из их жизни исчезло всё неприятное и они получили всё желаемое, об этом говорится в конце суры Юсуф в Почтенном Коране.
Мать Юсуфа (мир ему) Рахиль является одной из тех женщин Почтенного Корана, которых Всевышний Аллах записал в вечности в умах верующих, потому что она была любящей матерью, благодарной рабыней, преданной женой – терпеливой и покорной предопределению Великого и Знающего.
Одно за другим ей явились многочисленные Божественные дарования – воздаянием за её терпение при испытаниях Аллаха и исполнении Его предписаний. Она стала матерью самого известного из всех правителей мира и величайшего из них в то время. Также известно, что она является женой пророка и матерью пророка, продолжила путь благодарности и прожила жизнь в восхвалении Аллаха и в благодарности за Его дары. После невероятного воссоединения со своим сыном она прожила с ним очень спокойную жизнь. Всё же Всевышний Аллах Милостив к Своим рабам, и когда Он принимает решение, то облегчает пути к нему и делает его лёгким. Так и произошла встреча с Юсуфом (мир ему) после долгой разлуки с ним.
Мать Юсуфа (мир ему) продолжала с терпением и довольством жить бок о бок с сыном, ответив на призыв своего Господа.
Мы не знаем точно, умерла она в Египте или в Палестине, однако по некоторым свидетельствам в Палестине имеются следы её пребывания.
Аль-Ханбали сказал в своём «Тарихе»: «Надгробие Рахили находится у дороги между Вифлеемом и Бейт-Джалом, под каменным куполом, и оно известно и посещаемо людьми».
Шейх Абдуль-Гани ан-Наблуси после своей поездки в Иерусалим подтвердил, что тело Рахили находится там.
Он сказал: «И мы пришли к надгробию Рахили, это мать правдивого Юсуфа, мир ему. Мы остановились у этой могилы, прочитали суру Аль-Фатиха и обратились к Всевышнему Аллаху, сделав краткое дуа».
Да помилует Всевышний Аллах мать пророка Юсуфа (мир ему). Мы надеемся, что Всевышний позволит нам встретить смерть мусульманами и воссоединит с праведниками, помилует нас и сделает нашими последними словами выражение «Ля иляха илля Ллах».