Знающий Коран наизусть

Знающий Коран

Заучивание Корана является актом поклонения, посредством которого человек стремится к довольству Всевышнего Аллаха и к награде в будущей жизни. Человек, знающий Коран, может достичь великих степеней перед Аллахом.

Передается от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

يُقَالُ لِصَاحِبِ الْقُرْآنِ إِذَا دَخَلَ الْجَنَّةَ اقْرَأْ وَاصْعَدْ، فَيَقْرَأُ وَيَصْعَدُ بِكُلِّ آيَةٍ دَرَجَةً حَتَّى يَقْرَأَ آخِرَ شَيْءٍ مَعَهُ

«Знающему Коран будет сказано (в Судный день), когда он войдет в Рай: “Читай и возвышайся”. И он будет возвышаться за каждый прочитанный аят степенью (в Раю), пока он не прочтет последний аят». (Ибн Маджа)

Передают со слов Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен Аллах им и его отцом), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

يُقَالُ لِصَاحِبِ الْقُرْآنِ : اقْرَأْ وَارْتَقِ وَرَتِّلْ كَمَا كُنْتَ تُرَتِّلُ في الدُّنْيَا ، فَإنَّ مَنْزِلَتَكَ عِنْدَ آخِرِ آية تَقْرَؤُهَا

«Будет сказано знающему Коран: “Читай, восходи и отчетливо произноси слова, как ты делал это в земной жизни. И, поистине, место твое будет соответствовать последнему прочитанному тобой аяту”». (Абу Дауд)

Шейх Мухаммад Ашраф А’зым аль-Абади (да смилуется над ним Аллах) комментирует в «’Авн  уль-ма’буд» (4/237):

[١٤٦٤] (يُقَالُ) أَيْ عِنْدَ دُخُولِ الْجَنَّةِ (لِصَاحِبِ الْقُرْآنِ) أَيْ مَنْ يُلَازِمُهُ بِالتِّلَاوَةِ وَالْعَمَلِ لَا مَنْ يَقْرَؤُهُ وَلَا يَعْمَلُ بِهِ (اقْرَأْ وَارْتَقِ) أَيْ إِلَى دَرَجَاتِ الْجَنَّةِ أَوْ مَرَاتِبِ الْقُرَبِ (وَرَتِّلْ) أَيْ لَا تَسْتَعْجِلْ فِي قِرَاءَتِكَ فِي الْجَنَّةِ الَّتِي هِيَ لِمُجَرَّدِ التَّلَذُّذِ وَالشُّهُودِ الْأَكْبَرِ كَعِبَادَةِ الْمَلَائِكَةِ (كَمَا كُنْتَ تُرَتِّلُ) أَيْ فِي قِرَاءَتِكَ وَفِيهِ إِشَارَةٌ إِلَى أَنَّ الْجَزَاءَ عَلَى وَفْقِ الْأَعْمَالِ كَمِّيَّةً وَكَيْفِيَّةً (فِي الدُّنْيَا) مِنْ تَجْوِيدِ الْحُرُوفِ وَمَعْرِفَةِ الْوُقُوفِ (فَإِنَّ مَنْزِلَكَ عِنْدَ آخِرِ آيَةٍ تَقْرَؤُهَا) 

«“Будет сказано” при входе в Рай “знающему Коран”, то есть тому, кто постоянно читал его и совершал деяния согласно нему, а не тому, кто просто читал его, бездействуя. “Читай и восходи” к степеням Рая и близости. “Отчетливо произноси слова”, не торопись при чтении в Раю, которое предназначено для удовольствия… “как делал ты это” читая, — в этом есть указание на то, что воздаяние соответствуют количеству и качеству деяний. “В земной жизни” — это когда ты читаешь буквы с таджвидом и знаешь, где остановиться. “И, поистине, место твое будет соответствовать последнему прочитанному тобой аяту”».

Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Ма’алим ас-Сунан» (1/289-290):

جاء في الأثر أن عدد آي القرآن على قدر درج الجنة، يقال للقارىء ارق في الدرج على قدر ما كنت تقرأ من آي القرآن فمن استوفى قراءة جميع القرآن استولى على اقصى درج الجنة ومن قرأ جزءا منها كان رقيه في الدرج على قدر ذلك فيكون منتهى الثواب عند منتهى القراءة

«Сообщается, что в Коране столько же аятов, сколько есть ступеней в Раю, и чтецу Корана будет сказано: “Поднимайся по ступеням в соответствии с тем, сколько аятов ты прочел”. И кто прочтет весь Коран, тот займет самую высокую ступень Рая. А тот, кто прочтет его часть, то поднимется в соответствии с количеством прочитанного, то есть предел его вознаграждения будет там, где он закончит свое чтение».

Ученые разошлись во мнениях относительно того, кто является знающим Коран в этом хадисе. Речь идет о хафизе Корана или о том, кто постоянно читал Коран, но при этом не являлся хафизом? Более правильным мнением считается, что в хадисе речь идет о хафизе — о том, кто заучил полностью Коран.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Фатава аль-хадисия» (стр. 113):

الْخَبَر الْمَذْكُور خاصّ بِمن يحفظه عَن ظهر قلب لَا بِمن يقْرَأ فِي الْمُصحف لِأَن مُجَرّد الْقِرَاءَة فِي الْخط لَا يخْتَلف النَّاس فِيهَا، وَلَا يتفاوتون قلَّة وَكَثْرَة، وَإِنَّمَا الَّذِي يتفاوتون فِيهِ كَذَلِك هُوَ الْحِفْظ عَن ظهر قلب، فَلهَذَا تفاوتت مَنَازِلهمْ فِي الْجنَّة بِحَسب تفَاوت حفظهم، وَمِمَّا يُؤَيّد ذَلِك أَيْضا، أنَّ حفظ الْقُرْآن عَن ظهر قلب فرض كِفَايَة على الْأمة، وَمُجَرَّد الْقِرَاءَة فِي الْمُصحف من غير حفظ لَا يسْقط بهَا الطّلب فَلَيْسَ لَهَا كَبِير فضل كفضل الْحِفْظ، فتعيَّن أَنه أَعنِي الْحِفْظ عَن ظهر قلب هُوَ المُرَاد فِي الْخَبَر، وَهَذَا ظَاهر من لفظ الْخَبَر بِأَدْنَى تَأمل

«Упомянутый хадис касается только того, кто выучил Коран, а не того, кто его только лишь читает, так как в простом чтении люди ничем не отличаются, а различия между степенями не оценивается частым или редким чтением. Однако, поистине, в чем люди различаются, так это в заучивании Корана наизусть, и по этой причине отличаются их степени в Раю согласно степени заучивания. Подтверждается также, что заучивание Корана является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) для уммы, а простое чтение из мусхафа не наизусть не отменяет повеление читать. У такого чтения нет таких больших достоинств, которые есть у заучивания. И стало ясно, что в хадисе имеется в виду заучивание наизусть. Это ясно из слов хадиса, так задумайся об этом».

Похожие материалы