Столпы Имана. Разбор хадиса Джибриля

Именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

Хвала Аллаху, который ниспослал нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) милостью для человечества и обособил его чистым шариатом, который включил в себя много премудростей и решений.

Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, у которого нет сотоварища, Он – Владыка, Пречистый от недостатков, Дарующий мир.

Также я свидетельствую, что наш господин Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) является Его рабом и Посланником, наилучшим из людей, освещающим путь во тьме, да благословит и приветствует Аллах его, а также его семейство, сподвижников благородных предводителей постоянным благословением вплоть до Дня суда!

А затем.

Передаётся от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) с достоверной цепочкой, что он сказал:

«Воистину, я был одарён возможностью излагать суть краткими словами».[1]

Этим Пророк указывает на то, что Аллах по милости Своей и щедрости одарил его красноречием, укрепил его речь таким образом, что он мог выразить длинную мысль кратким изречением, поэтому уважаемые учёные единогласны в том, что каждое слово, изречённое Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует), является океаном мудрости! И если бы и начал учёный размышлять над этими изречениями тщательно и усердно, то жизни бы ему не хватило для их полного осмысления, и не переставал бы он извлекать из них одну пользу за другой, будь они связаны с религиозными аспектами или мирскими.

Имам Мухаммад ибн Юсуф ас-Сануси (ум. в 895 г. х.) сказал:

«Речь того, кто одарён краткой и ёмкой речью (то есть речь Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует), не ограничена пользой [которую можно оттуда извлечь], и высококвалифицированный учёный может использовать все свои знания, а обычный учёный – всё, что в его силах, но они смогут постичь из этого бескрайнего океана лишь каплю или меньше того»[2].

Одним из таких хадисов, что включил в себя разные науки, знания и этику, является хадис [ангела] Джибриля (мир ему), который объединил в себе разъяснение основ Ислама, Имана, и Ихсана.

Сообщается, что Умар (да будет доволен им Аллах) рассказал: «[Однажды], когда мы находились в обществе посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня-чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел напротив Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на колени и сказал: “О Мухаммад, поведай мне об Исламе”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “[Суть] Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, чтобы ты совершал молитвы, отдавал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это”. [Этот человек] сказал: “Ты сказал правду”, — а мы подивились тому, что он задаёт Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) вопросы и подтверждает правдивость его слов. [Потом] он сказал: «А теперь поведай мне о вере». [Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)] сказал: “[Суть веры заключается в том,] чтобы уверовать в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в Последний день, а [также в том, чтобы] уверовать в предопределённость как хорошего, так и дурного”. [И этот человек снова] сказал: “Ты сказал правду”. [Потом] он сказал: “Поведай мне о чистосердечии”. [Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)] сказал: “[Суть чистосердечия в том,] чтобы поклоняться Аллаху так, будто видишь Его, а если не видишь, тo [поклоняться, помня о том, что] Он, поистине, видит тебя”. [Потом] он сказал: “[А теперь] поведай мне об этом Часе”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос”. Он сказал: “Тогда поведай мне о его признаках”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “[Признаком приближения этого Часа станет то, что] рабыня породит свою госпожу, и ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга в высоте своих жилищ”. А потом [этот человек] ушёл, когда же прошло некоторое время, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) спросил: “О Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?” Я сказал: “Аллах и Посланник Его знают об этом лучше”. [Тогда] он сказал: “Поистине, это — Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии”».[3]

Аль-Кады ‘Ияд (ум. в 544 г. х.) сказал:

«Этот хадис настолько полно охватил все функции, связанные с телесным и душевным поклонением (как-то: столпы веры, телесные функции, искренность, остережение от пагубных дел), что все шариатские науки буквально ответвляются от этого хадиса. По этому хадису и трём его разделам мы составили книгу “Аль-Макасыд аль-Хисан фи ма ялзямуль Инсан”, потому что ни одно обязательное или желательное, запретное или нежелательное действие не проигнорировано в этих трёх разделах [упомянутых в хадисе]»[4].

Аль-Кады Шамсуддин аль-Харави говорит:

«Этот хадис охватывает все столпы Шариата вкратце, он подобен суре Аль-Фатиха в Коране [ибо в ней заключён смысл Корана], необходимо выделять его среди других [хадисов], потому что остальные хадисы является ничем иным, кроме как толкованием того, что было кратко изложено в нём»[5].

И так как целью этого небольшого послания является разъяснение столпов имана, мы ограничились тем, что сказали и разъяснили учёные и имамы относительно этого, и с помощью Аллаха мы начинаем:

  • Сказал Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует): «[Смысл веры] в том, чтобы ты уверовал в Аллаха».

Хафиз Такиюддин ибн ас-Салях (ум. в 643 г. х.) говорит:

«Здесь разъяснена основа имана, коей является внутреннее подтверждение; потому что слова “Чтобы ты уверовал” означают: “Чтобы ты подтвердил”».[6]

Имам Сираджуддин бин аль-Муляккин (ум. в 804 г. х.):

«Иман в лексическом значении имеет смысл “подтверждение”, а в шариатской терминологии означает подтверждение шариатских основ, подобно вере в существование Аллаха, Его единственности и других обязательных атрибутов, а также полное отсутствие качеств, свойственных творениям, и других недостатков».[7]

Шейх Ибрахим аш-Шабрахити (ум. в 1106 г. х.) сказал:

«Иман в языковой терминологии означает полное подтверждение, не важно, соответствует оно действительности или нет, связано оно с шариатским решением или нет. Но в шариатской терминологии оно означает подтверждение всего того, с чем пришёл Пророк и знание чего установилось у всех, [будь то знающий или невежда], например, Таухид, воскрешение, воздаяние и т.д., детальное [подтверждение] в детальных вопросах и краткое – в кратких. И если имя того [из ангелов, к примеру], в кого надо поверить, известно, например, Джибриль, то необходимо уверовать именно в это имя, а в случае с тем, чьё имя не названо, [но известен факт его существования], достаточно уверовать в целом, и точно такое отношение надо проявлять к Писаниям, Пророкам и Посланникам. Ну а смысл же подтверждения состоит в полном признании и подчинении, а не в “голом” подтверждении [без признания и подчинения] Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), так как придётся считать уверовавшими всех тех неверных, что жили во времена Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), которые, в свою очередь, знали истинность Его пророчества и не подчинились Ему, не приняли то, с чем он пришёл. Всевышний говорит:

الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أَبْنَاءَهُمْ ۖ وَإِنَّ فَرِيقًا مِّنْهُمْ لَيَكْتُمُونَ الْحَقَّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ

«Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада), как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывают истину». (сура аль-Бакара, аят 146)

Также Он сказал:

يَعْرِفُونَ نِعْمَتَ اللَّهِ ثُمَّ يُنْكِرُونَهَا وَأَكْثَرُهُمُ الْكَافِرُونَ

«Они узнают милость Аллаха [Его религию и Пророка], а затем отрицают её, поскольку большинство из них — неверующие». (сура ан-Нахль, аят 83)

Также Он говорит:

فَلَمَّا جَاءَتْهُمْ آيَاتُنَا مُبْصِرَةً قَالُوا هَٰذَا سِحْرٌ مُبِينٌ

«Когда же пришли к ним [к Фараону и его людям] Наши знамения ясно видимыми [такие, при виде которых сразу ясно, на что они указывают], они сказали: “Это – явное волшебство“». (сура Ан-Намль, аят 14)».

Имам Абу-ль-Аббас аль-Куртуби (ум. в 656 г. х.) говорит:

«Вера в Аллаха означает подтверждение Его существования, того, что Он не подвержен исчезновению, а также того, что Ему свойственны качества величия и полноценности – Знание, Всемогущество, Воля, Речь, Слух, Зрение и Жизнь. Также иман включает в себя понимание того, что Он чист от качеств неполноценности, кои являются противоположностью этих атрибутов [упомянутых], а также того, что Он чист от телесных, ограниченных качеств, также веру в то, что Он Един, Независим, что Он Создатель всего, Управляющий всем как пожелает, распоряжается своим владением, как захочет, и выносит решения относительно творений так, как пожелает»[8].

Имам Таджуддин аль-Факихани (ум. в 734 г. х.) сказал:

«Смысл веры в Аллаха: вера в Его существование, в Предвечность и Бесконечность. Также вера в то, что Он не является материей, телом, акциденцией. Также вера в то, что Он не ограничен измерениями, не укреплён в каком-либо месте, также вера в то, что Его возможно увидеть, и в то, что Он Един, Живой, Могучий, Волеизъявляющий, Слышащий, Видящий, Говорящий. Пречист Он от слияния с творениями, Его Речь, Знание и Воля предвечны. Также это вера в то, что деяния рабов сотворены Им и совершены рабами по Его Воле. Также это вера в то, что Он проявил милость, создав всё, а также что Он имеет право требовать от человека то, что ему не под силу [теоретически], а также может наказать невиновного [теоретически], Он не обязан создавать наилучшее для творений, и для людей обязательность чего-либо устанавливается только Шариатом»[9].

  • Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «[Также иман – это вера] в Его ангелов».

Говорит шейх Ибрахим аш-Шабрахити (ум. в 1106 г. х.):

«Ангелы имеют материальную сущность, состоящую из света, они одарены возможностью принимать разные образы и формы. Также у них есть способность совершать невероятные действия, непосильные для людей. Ангелы делятся на два вида: первый вид полностью погружён в познание Аллаха, и только; ну а второй вид управляет делами, совершает всё согласно предопределению Господа.

عَلَيْهَا مَلَائِكَةٌ غِلَاظٌ شِدَادٌ لَا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْوَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ

«Над ним (над Адом) – ангелы, суровые и сильные, [которые] не ослушиваются повелений Аллаха и делают [всё] то, что им приказано». (сура ат-Тахрим, аят 6)».

Говорит Имам ас-Сануси (ум. в 895 г. х.):

«Смысл веры в ангелов [заключается] в подтверждении их существования, а также того факта, что они созданы Всевышним и никоим образом не сопричастны к Его предвечности, не разделяют с ним другие божественные качества, также [вера в ангелов] заключается в признании того, что они являются рабами Аллаха, которые постоянно поминают Его, подчиняются и боятся, никогда не ослушиваются и выполняют повеления – такими их описал Господь в своей Великой книге. И все те слова, которые могут внушить мысль о некоем недостатке в них, нужно отвергать или интерпретировать, подобно тому, как необходимо это делать относительно пророков и посланников (мир им всем)».[10]

  • Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «[Также иман – это вера] в Его книги».

Говорит шейх Ибрахим аш-Шабрахити:

«Книга [в семантическом значении] – это собрание букв, указывающее на смыслы, кои взаимосвязаны. В терминологическом значении – это то, что было ниспослано Всевышним Его пророкам либо в виде свитков, или же сказано сквозь завесу[11], либо посредством ангела»[12].

Имам Али ан-Нури ас-Сафакиси (ум. в 1118 г. х.) сказал:

«Смысл веры в Книги заключается в том, чтобы ты был убеждён в их существовании, а также в том, что это речь Аллаха, ниспосланная избранным Им посланникам либо в виде скрижалей, как в случае с Торой, либо посредством ангела, либо как в случае с Кораном. Также будь убеждён в том, что всё, что они содержат, является истиной и правдой, и всё, что было отменено в них, было истиной для своего времени, воистину, соблюдение их (отменённых законов) является обязательным [до их отмены]. Если же мы скажем: под книгами подразумевается Откровение, ниспосланное Пророкам (мир им и благословение), то всё ясно, ну а если скажем: подразумеваются 100 свитков и 4 книги[13], то мы говорим, что необходимо уверовать во всё то, что вобрали в себя эти книги из Откровения, которое было ниспослано пророкам, будь то индивидуальное откровение или то, что было велено донести до людей, так как Аллах (свят Он и велик) говорит:

قُولُوا آمَنَّا بِاللَّـهِ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْنَا وَمَا أُنزِلَ إِلَىٰ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالْأَسْبَاطِ وَمَا أُوتِيَ مُوسَىٰ وَعِيسَىٰ وَمَا أُوتِيَ النَّبِيُّونَ مِن رَّبِّهِمْ لَا نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّنْهُمْ وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ

«Скажите: “Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу), и что было даровано пророкам их Господом. Мы не проводим различий между ними, и Ему одному мы покоряемся». (сура Аль-Бакара, аят 136)

Также по отношению к [вере] в Коран добавляется, что его “строение” непостижимо, никто не может привести нечто подобное ему, даже если все творения соберутся для этого. Также [необходимо верить], что всё то, что не было отменено во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сохранено в рукописях мусульман, ни одна буква, ни одна точка, ни одна огласовка не пропали по причине забывчивости, утраты рукописи, смерти чтеца или потому, что кто-то что-то скрыл. Также ничего не было туда добавлено либо изменено по ошибке или вероломно – ничего подобного не происходило.

Сказал Аллах:

إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его». (сура Аль-Хиджр, аят 9)

Также сказал Господь:

لَا يَأْتِيهِ الْبَاطِلُ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ وَلَا مِنْ خَلْفِهِ ۖ تَنْزِيلٌ مِنْ حَكِيمٍ حَمِيدٍ

«Ложь не подберётся к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального». (сура Аль-Хиджр, аят 9)

И нет сомнения в том, что это явный довод и ясное знамение, и все земли мусульман с их отдалённостью друг от друга не расходятся ни в букве, ни даже в одной точке или огласовке. Мы видели тех, кто живёт далеко на востоке, например, в Китае, а также тех, кто живёт на западе, например, в Шингетти (Мавритания), и мы читали вместе с ними, а также преподавали им, хвала Аллаху, не говоря уже о тех, кто живёт поблизости, например, в Йемене, Ираке и Руме[14]».

  • Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «[Также иман – это вера] в Его Посланников».

Говорит имам Али ан-Нури ас-Сафакиси:

«Смысл веры в посланников [заключается] в убеждённом признании их существования, а также того, что их ниспослание есть милость от Него, в этом заключено всё благо – религиозное, мирское или Вечное, и если бы они не были ниспосланы, то никто бы не был наставлен, и тот, кто утверждает, что разум заменяет ниспослание пророков, является неверующим – каким образом разум может заменить их, если не способен постичь вечность?! Пророки же видят это, каким же образом может предостеречь тот, кто не видит того, что причиняет ему вред, и не верит в это?!

[Смысл веры также заключается в том], чтобы подтвердить их (пророков) притязание на посланническую миссию, а также все их слова и состояния, всё, что связано с Откровением и религией. Также необходимо верить в то, что Аллах почтил их убедительными чудесами, оберёг от всех грехов, малых и больших, до ниспослания и после него, страсти и эгоизм не могут возобладать над ними, и шайтан не может приблизиться к ним.

Также необходимо верить в то, что они довели до людей от Всевышнего всё то, что Он им повелел довести, не скрыв ничего, будь то по забывчивости или намеренно, вкратце – необходимо верить во все их качества, воистину, Аллах не принимает веру в Него без веры в Его посланников»[15].

  • Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «[Также иман – это вера] в Последний день».

Говорит имам Али ан-Нури ас-Сафакиси:

«Это пятая основа из основ имана, вера в Последний день, отрицание сего дня и сомнение в нём есть неверие, как сказал Всевышний:

قَاتِلُوا الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَلَا بِالْيَوْمِ الْآخِرِ

«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день». (сура Тауба, аят 29)

И множество других аятов.

Этот день назван так, потому что вправду является последним днём, за которым не последует ночь, под ним подразумевается Судный день, который начнётся со второго дуновения в Рог и будет длиться вплоть до заселения Рая и Ада»[16].

  • Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «[Также иман – это] вера в предопределение судьбы, будь оно благим или плохим».

Говорит имам ан-Навави (ум. в 676 г. х.):

«Мазхаб тех, кто придерживается истины, заключается в признании предопределения Судьбы, смысл же судьбы (кадар) в том, что Аллах (свят Он и велик) предопределил судьбы в предвечности, зная, когда и где всё произойдёт, и всё происходит так, как предопределил Господь»[17].

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (ум. в 852 г. х.) сказал:

«Всякое творение появилось согласно Знанию, Могуществу и Воле Всевышнего, это однозначно известно в религии и твёрдо аргументировано. Этому следовали праведные предшественники, а также и благородные табиины, до тех пор, пока не зародилась ересь кадаритов под конец эпохи сподвижников»[18].

Говорит имам Таджуддин аль-Факихани:

«Вера в предопределение (кадар) состоит в подтверждении того, что всё то, что предопределил Господь в предвечности, непременно произойдёт, а появление того, что Он не предопределил, абсурдно. Всякое творение в мире является Его Действием, Творением, Созданием. Нет Творца помимо Него, нет Создателя помимо Него, Он создал всё, дал им мочь и движение, все деяния рабов предначертаны им»[19].

Заключение

Сказал имам Абу-ль-Аббас аль-Куртуби (ум. в 656 г. х.):

«Мазхаб праведных предшественников (саляф ас-салих) и имамов из числа последующих (халяф) состоит в том, что тот, кто подтверждает это всё, будучи полностью в этом убеждённым, без толики сомнений и колебаний, является истинно верующим, [и пускай подтверждение всего перечисленного и убеждение в нём исходит] из явных доводов или крепких убеждений»[20].

Вся хвала Аллаху, Господу миров!

 

[1] «Муслим», №523

[2] «Мукмиль аль-Икмаль», (т. 1, стр. 136)

[3] «Муслим», №8

[4] «Икмалюль Му’лим би фаваиди Муслим» (1/204-205).

[5] «Фадлюль Мун’им фи шарх сахих Муслим» (1/15).

[6] «Сиянат сахих Муслим» (стр. 132).

[7] «Аль-Му’ин ‘аля тафаххум-иль Арба’ин» (стр. 88).

[8] «Аль-Муфхим лима ашкаля мин талхиси Муслим» (1/139)

[9] «Аль-Мубин фи шархиль Арба’ин» (стр. 153).

[10] «Шарх Васита Ссулюк».

[11] Как в случае с Пророком Мусой (мир ему).

[12] «Шарх аль-Арба’ин».

[13] Свитков Шиса было 60, Ибрахима – 30, Мусы до ниспослания Торы – 10, а затем были ниспосланы Тора, Евангелие, Псалтырь и Коран. Смысл всех книг сосредоточен в Коране, а смысл Корана сосредоточен в суре Аль-Фатиха.

[14] «Аль-Худа ва ттабйин» (стр. 97).

[15] «Аль-Худа ва ттабйин» (стр. 111).

[16] «Аль-Худа ва ттабйин» (стр. 111).

[17] «Шарх аль-Арба’ин» (стр. 20).

[18] «Фатх аль-Бари».

[19] Аль-Мубин фи шархиль Арба’ин (стр. 155).

[20] Аль-Муфхим (1/145).

Похожие материалы