Мазхаб Ибн Таймии в разделе Божественности был известен во всех подробностях ученым суннитам его времени. Среди них были настоящие самородки в каждой науке, особенно в науке о хадисах. Осуждение его и заключение под стражу имели под собой сильные шариатские основания. Самым серьезным основанием было то, что он хотел перевернуть убеждения суннитов в великих вопросах с ног на голову. Например, о Коране, который является качеством, описывающим божественную сущность, Ибн Таймия говорил:
هُوَ حَادِثٌ فِي ذَاتِهِ، وهل يقال: أحدَثَهُ في ذاته؟ على قولين: أصحُّهما أنه يقال ذلك
«Он имеет начало в Его сущности. Можно ли сказать, что Аллах создал его в своей сущности? Есть два мнения, и самое правильное, что так можно сказать» («Маджму’ аль-Фатава», 6/328).
Это ясный текст от ибн Таймии, говорящий о начальности Корана, который является речью Аллаха, и описывает Его сущность, и этот текст не был скрыт от суннитов в его время. Это было его убеждением, которым он противоречил большинству, и ему более подходят убеждения каррамитов, которые считали, что в сущности Аллаха воплощаются начальные явления. Также не была скрыта от суннитов позиция праведных предшественников в отношении идеи, что Коран, описывающий сущность Аллаха имеет начало.
Передал аль-Байхаки от имама Ахмада, что он сказал: «Кто скажет, что Коран имеет начало, тот неверующий» (аль-Бидая ва-ннихая», 14/385).
Имам Ваки’ ибн аль-Джаррах сказал: «Кто утверждает, что Коран сотворен, тот утверждает, что Коран имеет начало, а кто утверждает, что Коран имеет начало, тот проявил неверие в то, с чем пришел Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)» («Шарху усуль и’тикад ахли-ссунна ва-ль-джамаа», 2/350).
Имам Абу Бакр ибн Хузейма сказал:
القرآن كلام الله تعالى، وصفة من صفات ذاته، ليس شيء من كلامه مخلوقا ولامفعولا ولامحدَثا، فمن زعم أن شيئا منه مخلوق أو محدَث أو زعم أن الكلام من صفة الفعل فهو جهمي ضال مبتدع، وأقول : لم يزل الله متكلِّماً، والكلام له صفة ذاتٍ.
«Коран — это речь Аллаха и одно из качеств Его сущности. Ничего из Его речи не создано, не имеет начало и не является действием. А кто скажет, что что-то из Его речи создано или имеет начало, или скажет, что Его речь из качеств действия, то такой человек джахмит, заблудший еретик. Я же скажу: Аллах всегда был описан качеством речи, и Его речь — это качество Его сущности» («Сияр алям ан-нубаля», 18/381).
Текстов имамов Ахли-Сунна среди саляфов и халяфов в отрицании того, что Коран, которым описана сущность Аллаха, имеет начало, не сосчитать из-за их большого числа. Эти убеждения переняли ашариты и опровергали мутазилитов веками. Они разъясняли, что речь Аллаха существует посредством Его сущности и невозможно, чтобы она имела начало или была создана, и что она – качество сущности, вечная и предвечная, как Его знание. И что тот, кто утверждает, что речь Аллаха качество действия, имеющее начало, тот является заблудшим джахмитом. Разговор идет о существующем предвечном качестве, которая существует посредством сущности Аллаха, как это ясно.
Ибн Таймия не был сверхчеловеком, как считают псевдосалафитские пропагандисты, который превзошел своих современников, предшественников и тех, кто был после него. И он не стоял выше весов и критериев суннитов. Они взвесили его слова и его мазхаб, изучили его суть и тогда шариатские ученые издали постановление, а правители осуществили его в то время, когда шариат главенствовал, а ученые суннитских мазхабов были в наличии. А так как из основ суннитов было не обвинение в неверии за то, что вытекало из слов, то они не выносили ему такфир. Таким образом они, да будет доволен ими Аллах, проявляли предельную объективность.
Итог: Ибн Таймия закончил свой земной путь и отошел в мир вечный, и нет пользы от превознесения его, как это делают псевдосалафитские пропагандисты. Более того, это может навредить ему, если он из тех, кому было прощено. Так как он не будет доволен тем, чтобы быть причиной разрушения здания ахли-сунны после того, как ему стало всё ясно в вечной обители.