Шесть вопросов о предопределении

Первый вопрос: «Отвечает ли человек за свои поступки, согласно Исламу?»
 
Вопрос: 
 
Есть ли в исламском вероучении место для ответственности человека? Если есть, то что имеется в виду под ответственностью в свете веры в предопределение?
 
Ответ:
 
Ответственность связана с намеренными поступками, которые мы совершаем каждый день. Эти поступки совершаются нашими телами и/или в наших мыслях, тем не менее, они предопределены и созданы Аллахом.
 
Следует помнить, что Аллах мог бы создать меня и вас сразу в огне Ада — без каких бы то ни было предварительных действий с нашей стороны. Это было бы мучение, а не наказание. По Своей Милости, Он не сделал этого, а создал нас в этом мире и дал нам правила, которым нужно следовать. Он пожелал, что некоторые последуют им, а некоторые — нет, как мы можем видеть. Те, кто следует им, награждены наслаждениями Рая, а те, кто не следует им, будут наказаны, если Аллах их не простит. Прощение даруется лишь тем, кто уверовал до смерти, что Бог Один и что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, — Его Пророк и Посланник.
 
Мучение в следующей жизни в соответствии с намеренным непослушанием Аллаху в этой жизни называется наказанием, в отличие от воображаемого случая, если бы кто-то был сразу создан в огне Ада (тогда это просто мучение, а не наказание). О предопределении написано много статей, не будем повторяться.
 
Второй вопрос: «Разве это справедливо, что Аллах делает одного человека мусульманином и награждает его, а другого — индуистом и наказывает его?»
 
Один брат написал: 
 
 
«Смотрите. Человек рождается и чисто исламской среде, его учат Исламу с рождения и воспитывают в Исламе. Другой человек рождается в индуистской/христианской среде, его учат индуизму/христианству с самого начала и воспитывают в этой религии.
 
 
Этим людям сложно отрицать то, во что они верят с рождения. И факт, что этнических мусульман гораздо больше, чем новообращенных. И индуистов/христиан „по рождению“ больше, чем новообращенных, так же. А если индуист/христианин умирает в своей вере, он навеки в Аду; если же мусульманин умирает в своей вере, он в Раю. Это справедливо? В чем вина индуиста/христианина, что они родились не в исламской среде? И чем этнический мусульманин заслужил награду?»
 
Ответ:
 
Аль-Бухари передал от Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ваши дела не введут вас в Рай». Его спросили: «Даже тебя, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Даже меня, если Аллах меня не помилует» («Сахих» аль-Бухари, № 5349, 5/2147; «Умдат аль-Кари», 21/227).
 
Это означает, что Аллах не обязан ничего делать и что ваши деяния не влияют на Аллаха. Добрые дела не дают вам права войти в Рай; вход в Рай — это милость от Аллаха. Это также означает, что если вы не совершаете добрых дел, то это указывает на то, что Аллах не пожелал для вас блага, и это знак, что вас ожидает проигрыш в следующей жизни. Некоторым Аллах облегчил совершение добрых дел, а некоторым — нет. Некоторым Он даровал способность преодолевать трудности в совершении благого, а некоторым — нет. Аллах создал часть людей для Ада, а часть — для Рая. Это не является несправедливостью, поскольку у Аллаха нет создателя или судьи, перед которым Он отвечает. Все Его создания — полностью Его, и Он может делать с ними, что пожелает. Аллах сказал: 
 
لا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُون
 
Смысл: «Аллаха — хвала Ему Всевышнему! — не спрашивают о том, что Он вершит, ибо Он один — Владыка Всевышний, которому принадлежит всё величие. А создания будут держать ответ» (сура «Аль-Анбия», аят 23; 21:23).
 
Я где-то уже упоминал об этом, но полезно рассказать и здесь о споре между мутазилитом аль-Кади Абдуль-Джаббаром и великим имамом суннитов Абу Исхаком аль-Исфараини. Когда они встретились, Абдуль-Джаббар сказал: «Велик Аллах, Который чист от всего дурного» (это образное выражение; он имел в виду, что Аллах не творит зло. Это мысль, выводящая из Ислама, поскольку мусульманин обязан верить, что Аллах — единственный творец, как Он сказал в Коране, Он сотворил все, и никто ничего не желает, если того не желает Он). 
 
Имам аль-Исфараини (418 г. х.) понял, что его оппонент имел в виду, и ответил: «Велик Аллах, без Воли Которого ничто не происходит». Мутазилит продолжил спор: «Нашему Господу нравится, когда Ему не подчиняются?» Аль-Исфараини быстро ответил: «Можно ли Ему не подчиниться без Его на то Воли?» Тогда Абдуль-Джаббар предпринял еще одну попытку победить противника: «Если Бог лишил меня наставления, а затем постановил, что меня надо уничтожить за это, это справедливо?» Аль-Исфараини спокойно ответил: «Если бы Он лишил тебя того, что тебе принадлежит, то это было бы несправедливо; но если оно не было твоим по праву, то Аллах делает со Своими творениями, что пожелает». Абдуль-Джаббар умолк и не продолжал спор. Аллах — истинный владыка всех творений (т. 4, с. 261-262, «Табакат аш-Шафиийя аль-Кубра»). 
 
Третий вопрос: «Аллах контролирует наши действия?»
 
Кадариты говорят: 
 
 
«Аллах, конечно же, создал все с самого начала и поддерживает Свои творения. Но это не означает, что Он контролирует творения, будто они роботы или механические игрушки».
 
Сунниты отвечают: 
 
Вы проводите аналогии между Создателем и созданиями. Именно так поступали мутазилиты в этих вопросах. В любом случае робот или механическая игрушка многим отличаются от человека, например, тем, что у них нет ни самосознания, ни созданного ощущения свободы выбора. Можно сконструировать кучу роботов, но этого в них никогда не будет.
 
Имам ат-Тахави сказал об этом (в скобках):
 
«(Предопределение — это тайна Аллаха, которая относится к Его созданиям. Ни приближенному ангелу, ни ниспосланному пророку не даны знания об этом) Это потому, что предопределение невозможно наблюдать, а лишь Аллах обладает полным знанием того, что ненаблюдаемо. (Глубоко погружаться в это и много размышлять) о сущности предопределения (— это путь к заблуждению) в религии, (лестница к лишению и к греху), и это отлично от того, что Аллах предписал нам. (Поэтому опасайтесь, опасайтесь) и избегайте этого — (чрезмерного размышления, погружения) и даже (случайных мыслей) о другом, (ведь, воистину, Аллах скрыл знание) сущности (предопределения от человечества и запретил искать его. Он сказал в Своей Книге:
 
لا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُون
 
Смысл: „Аллаха — хвала Ему Всевышнему! — не спрашивают о том, что Он вершит, ибо Он один — Владыка Всевышний, которому принадлежит всё величие. А создания будут держать ответ“ (сура „Аль-Анбия“, аят 23; 21:23).
 
(Кто бы ни спросил) неуважительно или возражая: („Почему Он так поступил?“ — тот отверг суждение из Книги), то есть Корана, (а кто отвергает суждение из Книги, тот вероотступник.) 
 
Четвертый вопрос: „Почему намерение так важно в нашей религии, если мы не создаем его?“
 
Кадариты говорят:
 
 
„Если настоящего намерения, не созданного Аллахом, не существует, почему ему придается такое большое значение в нашей религии? 
 
Сунниты отвечают:
 
Намерение существует, однако это действие, а потому — творение Аллаха: 
 
وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ
 
Смысл: „Аллах сотворил вас и то, что вы делаете“ (сура „Ас-Саффат“, аят 96; 37:96). 
 
Намерение не может существовать, если Аллах этого не желает: 
 
وما تشاءون إلا أن يشاء الله
 
Смысл: “ Но не пожелаете вы ничего, пока на это не будет Воли Аллаха. Ведь Он — Знающий, ведает все ваши дела и мудрый во всём, что Он желает и выбирает» (сура «Аль-Инсан», аят 30; 76:30). 
 
Это означает, что Аллах создает наши намерения, но это мы осуществляем их. Когда мы делаем намерение на что-то, мы чувствуем возможность сделать намерение на что-либо другое, нас не заставляют выбирать конкретное намерение. Это не так, как, например, когда нас трясет от холода. Тем не менее, это ощущение возможности, процесс выбора намерения и само намерение — творения Аллаха, в то время как мы осуществляем эти внутренние действия. 
 
Пятый вопрос: «Неужели Аллах может пожелать, чтобы некоторые совершали дурное и попали в Ад?»
 
Кадариты говорят:
 
 
«Вы говорите, что Аллах пожелал для некоторых, чтобы они совершали дурное и попали в Ад, но я нигде не читал, чтобы среди атрибутов или имен Аллаха была жестокость».
 
Сунниты отвечают: 
 
И такого атрибута нет, ведь, как бы Аллах ни поступал со Своими творениями, Он имеет полное на это право. Слово «жестокость» подразумевает несправедливость. Аллах сотворил некоторых людей, так что они Ему не подчиняются, некоторых — так что они Ему подчиняются, и Он наказывает часть первых. Когда вы говорите, что это жестоко, вы тем самым осуждаете действия Аллаха на основе ваших умозаключений. Это проблема мутазилитов: они отводили разуму куда большую роль, чем та, которая истинно ему отведена. Это подобно тому, как иблис осудил Аллаха за то, что Он одарил Адама большим достоинством. Ваше суждение проводит параллель между созданием и Создателем («если бы так сделал человек, то…») Но нельзя судить Аллаха человеческими критериями (и никакими другими). Аллах сказал:
 
لا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُون
 
Смысл: «Аллаха — хвала Ему Всевышнему! — не спрашивают о том, что Он вершит, ибо Он один — Владыка Всевышний, которому принадлежит всё величие. А создания будут держать ответ» (сура «Аль-Анбия», аят 23; 21:23).
 
Таким образом, становится ясно, что судить о действиях Аллаха — это не что иное, как неповиновение. 
 
Аль-Бухари передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
 
إِنَّ أَحَدَكُمْ يُجْمَعُ فِي بَطْنِ أُمِّهِ أَرْبَعِينَ يَوْمًا ثُمَّ عَلَقَةً مِثْلَ ذَلِكَ ثُمَّ يَكُونُ مُضْغَةً مِثْلَ ذَلِكَ ثُمَّ يَبْعَثُ اللَّهُ مَلَكًا فَيُؤْمَرُ بِأَرْبَعٍ بِرِزْقِهِ وَأَجَلِهِ وَشَقِيٌّ أَوْ سَعِيدٌ فَوَاللَّهِ إِنَّ أَحَدَكُمْ أَوْ الرَّجُلَ يَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ حَتَّى مَا يَكُونُ بَيْنَهُ وَبَيْنَهَا غَيْرُ بَاعٍ أَوْ ذِرَاعٍ فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الْكِتَابُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ فَيَدْخُلُهَا وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ حَتَّى مَا يَكُونُ بَيْنَهُ وَبَيْنَهَا غَيْرُ ذِرَاعٍ أَوْ ذِرَاعَيْنِ فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الْكِتَابُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ فَيَدْخُلُهَا
 
«Воистину, человек в утробе матери 40 дней, затем он сгусток крови в течение сорока дней, затем кусочек мяса в течение сорока дней, затем Аллах посылает ангела с четырьмя словами: его пропитание, его конец, счастливый или несчастный . По Воле Аллаха, воистину, один из вас может совершать деяния людей Ада, а потом, когда он от него лишь на расстоянии руки, предопределение (будто бы) одерживает над ним верх , и он начинает совершать деяния людей Рая и входит в него. И, воистину, один из вас может совершать деяния людей Рая, а потом, когда он от него лишь на расстоянии руки, конец, который ему предопределен, (будто бы) одерживает верх над ним, и он начинает совершать деяния людей Ада и входит в него».
 
Вот почему надо всегда просить Аллаха о смерти в Исламе.
 
Шестой вопрос: «Разве мы можем отрицать причины и следствия, которые установил Аллах? Мы видим эту взаимосвязь в разных областях Его творения». 
 
Кадариты говорят: 
 
 
«Разве мы можем отрицать, что Аллах связал определенные причины со следствиями, что мы наблюдаем в разных областях Его творения, как Он желает?» 
 
Сунниты отвечают: 
 
Мы не отрицаем все, что называется причиной в нашем повседневном языке. Однако необходимо верить, что то, что мы называем причиной в нашей повседневной жизни, на самом деле, ни на что не влияет и ничего не создает. Помните, что слова — это просто слова, важно истинное значение. „Причина“, которую Ахлю-с-Сунна отрицает, — это то, что в арабском обозначается словом تأثير, то есть влияние. Лишь Аллах может создать что-либо, так что в действительности никакое событие не может повлиять на другое событие. Если вы верите в это, нам не о чем спорить. Если же вы в это не верите, тогда получается, что вы верите, что Бог не один, пусть даже вы и не говорите об этом прямо. Когда мы говорим, что все предопределено Аллахом, это значит, что все события, маленькие и большие, все субстанции и деяния созданы Аллахом. Когда мы говорим, что они созданы, мы имеем в виду, что им дано существование. Поэтому, когда стакан разбивается, это, на самом деле, происходит, оттого что Аллах создал его разбивание и определил, как именно оно происходит, а не оттого что стакан упал. Это очевидно и подтверждено Кораном:
 
وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ
 
Смысл: „Аллах создал все“ (сура „Аль-Ан’ам, аят 101; 6:101), —
 
то есть Он дал существование абсолютно всему. 
 
وما تشاءون إلا أن يشاء الله
 
Смысл: “ Но не пожелаете вы ничего, пока на это не будет Воли Аллаха. Ведь Он — Знающий, ведает все ваши дела и мудрый во всём, что Он желает и выбирает» (сура «Аль-Инсан», аят 30; 76:30). 
 
وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا
 
Смысл: Аллах сотворил всякую вещь и соразмерил её точной мерой по законам, по которым всё существует в соответствии с идеальным порядком (сура «Аль-Фуркан», аят 2; 25:2).
 
هَلْ مِنْ خَالِقٍ غَيْرُ اللَّهِ
 
Смысл: «Разве есть другой создатель, кроме Аллаха?»
 
Из этого мы можем заключить, что ничто и никто, кроме Аллаха, не дает вещам существование. 
 
Тем не менее, надо отметить, что то, что мы обычно называем причиной, существует. Причины существуют, потому что Аллах пожелал, что одни события всегда связаны с другими. Например, если пшеницу не полить водой, она не будет расти. Если кто-то выпрыгнет из самолета, он разобьется. Если случится иначе, это будет необычно, поскольку Аллах создал связи между определенными событиями. Опираясь на наш опыт, мы называем это «причинами и следствиями» и говорим что-нибудь вроде: «Он умер, потому что сорвался с обрыва», — или: «Из-за засухи мало еды», — и т. д.
 
Эти «стандартные причины», как их можно назвать, — милость от Аллаха, ведь они помогают нам в жизни. Если земное притяжение было бы непредсказуемым, например, представьте, как трудно было бы нам жить. К тому же, эти «стандартные причины» дают нам возможность понять, что произошло что-то необычное, и так мы можем распознавать чудеса и отличать пророков от других людей. 
Похожие материалы