Имам аль-Багави — выдающийся исламский ученый, хафиз, муфассир, аскет, факих и муджтахид. Его также называют «столпом религии» и «возродителем Сунны». Он наиболее известен своей обширной работой в области толкования Корана, а также своим вкладом в науки хадиса и фикха. За свою жизнь имам написал множество работ по различным аспектам исламского богословия и права, закрепив за собой репутацию одного из самых влиятельных ученых своего времени. Наиболее известна его работа по толкованию Корана «Маалим ат-танзиль», которая занимает почетное место среди его научных трудов.
Имя и происхождение
Его имя: Хусейн ибн Масуд ибн Мухаммад аль-Фарра[1] аль-Багави аш-Шафии. Его прозвище: Мухйи ас-Сунна. Его кунья: Абу Мухаммад.
«Аль-Фарра» является множественным числом от производного слова «фарв», которое значит «мех», что указывает на отношение к портняжному ремеслу, к шитью и продаже меха. Отец имама аль-Багави занимался производством меха, что стало причиной такого прозвища. Это подтверждает то, что в некоторых биографиях он известен как ибн Фарра[2]. Возможно, он занимался этим ремеслом вместе со своим отцом.
Что касается «аль-Багави», то это указывает на отношение к Багу или Багшуру — городу на территории Хорасана[3]. Что касается прозвища «Мухйи ас-Сунна» — возрождающий сунну, то имам стал известен этим прозвищем среди всех ученых. Одной из причин этого прозвища послужило то, что когда имам аль-Багави составлял свой известный труд «Шарх ас-сунна», он увидел во сне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал ему: «Да оживит тебя Аллах так же, как ты оживляешь мою Сунну!»[4] И аль-Багави стал известен прозвищем как «оживляющий Сунну». Помимо этого, у имама были многие другие прозвища, которые подчеркивали его знания и величие в области исламских наук. Его называли «Рукну-ддин», что значит «столп религии», или «ками аль-бида» — «подавитель нововведений», или тот, кто, оживляя Сунну, умерщвляет нововведения.
Относительно даты рождения имама аль-Багави существуют разногласия среди историков. В книге «Муджам аль-Бульдан» Якут аль-Хамави пишет: «Он родился в 434 году по хиджре». Аз-Зуркали в своем труде «аль-Алям» утверждает: «Он родился в 436 году по хиджре». О жизни имама аль-Багави и о его раннем становлении известно немного: многие биографы даже не упоминали его дату рождения. Имам ибн ас-Субки, словно извиняясь за краткость биографии аль-Багави и оправдывая несоизмеримость информации с его великим статусом и заслугами, пишет: «Он не посещал Багдад. Возможно, если бы он посетил Багдад, то его биография была бы обширнее»[5].
Однако из известной части биографии имама аль-Багави можно сделать некоторые общие выводы. Известно, что по происхождению он являлся персом. Ученые упоминают, что его отец занимался изготовлением и продажей меха, поэтому, возможно, его сын продолжил с ним это ремесло и был финансово обеспеченным. Возможно, имам оставил ремесло отца, когда погрузился в поиски знаний, а его отец служил ему поддержкой в его стремлении и финансово обеспечивал его. Можно предположить, что имам аль-Багави жил на скромный доход и не являлся обеспеченным, поскольку известно, что, даже став шейхом, будучи в возрасте, он никогда не совершал хадж[6].
Имам аль-Багави родился в эпоху расцвета сельджукского государства. Сельджуки, правившие в то время, были известны своим уважением к религии и ученым. Низам аль-Мульк при поддержке Арп-Арслана основал университеты «Низамия» во всех важных научных центрах Ислама, и это было еще при жизни имама аль-Багави. Благодаря этим университетам учение суннитов-ашаритов в Хорасане, в стране имама аль-Багави, стало доминирующим, а учеба — доступнее.
Ранняя жизнь имама аль-Багави неизвестной. Известно лишь то, что он являлся хафизом Корана, заучив Священный Коран в десяти кираатах. Затем он обратился к изучению хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и настолько увлекся этим, что полюбил эту науку всей душой и сердцем. За годы своей учебы он изучал множество религиозных наук и многими из них искусно овладел. Можно предположить, что образование имама аль-Багави началось очень рано, так как только раннее и ответственное отношение к образованию могло позволить человеку достичь таких высот в учебе, которых достиг имам. Он в совершенстве владел арабским и персидским языками, глубоко изучил сравнительный фикх и в особенности преуспел в фикхе шафиитского мазхаба. Затем имам аль-Багави покинул родной город Багшур, стремясь к расширению своих познаний, после чего отправился в Марв ар-Руд.
В Марв ар-Руд знания были в изобилии, в особенности было много факихов шафиитского мазхаба. Имам аль-Багави встретил шейха Кади Хусейна, чьими знаниями он восхищался и который стал его проводником и наставником в области шафиитского фикха. Кади Хусейн ибн Мухаммад аль-Марвази был яркой звездой среди шейхов имама аль-Багави и оказал на него большое научное влияние. Имам ас-Субки писал: «Имам аль-Багави учился фикху у Кади аль-Хусейна и был самым особенным из его учеников»[7].
Имам аль-Багави после учебы у Кади Хусейна не стал долго задерживаться в Марв ар-Руд и отправился в путешествие по другим городам и странам. Хронологию его путешествий на основе биографических источников сложно отследить, однако историк ибн Тагриберди резюмирует: «Он путешествовал по многим городам»[8]. Тем не менее, историки отмечают, что имам не посещал многие крупные научные центры своего времени: он не был в Мекке, Медине и Багдаде. Его научная деятельность протекала преимущественно в Марв ар-Руд, где он провел свою оставшуюся жизнь и где составлял свои значимые труды.
Имам аль-Багави был известен своими набожностью и аскетизмом. Он всегда старался довольствоваться малым и был очень скромен в еде, настолько, что что ел один хлеб. Некоторые упрекали имама за это, поэтому он стал есть хлеб с маслом[9]. Возможно, имам аль-Багави понимал, что обильная пища вызывает сонливость и слабость тела, а это не соответствовало его целям. Он забывал о своих потребностях и желаниях, словно отключал их. В качестве одежды он предпочитал грубую хлопчатобумажную ткань и носил только недорогую одежду[10]. Отказ от роскоши указывает на его смирение и достоинства, а также рассказывает о его большой любви к образу жизни праведных предшественников.
Говорят, что имам аль-Багави никогда не посещал уроки, не совершив омовения. Это также напоминает о поведении некоторых праведных предшественников, которые также не начинали писать книги или садиться за изучение хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), пока не совершали омовение. Имам стремился подражать им в своих словах, действиях и поступках, воплощая в жизнь принципы исламской этики.
Нет сомнений, что имам аль-Багави — выдающийся ученый, знаток Корана и Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Вся его жизнь была посвящена распространению полезных знаний, обучению и составлению ценных и значимых трудов.
Учителя и ученики
Имам аль-Багави учился у многих ученых по таким наукам, как тафсир, хадис, фикх и другие, и среди его учителей были:
— Кади Хусейн ибн Мухаммад аль-Марвази (ум. в 462 г. х.) — шафиитский факих, автор книги «Ат-Таликат»;
— Абдуль-Вахид ибн Ахмад ибн Абуль-Касим аль-Мулейхи аль-Харави (ум. в 463 г. х.) — шейх, передатчик сборника «Сахих» от ан-Нуайми. Имам аль-Багави передавал большинство хадисов именно через этого шейха;
— Абуль-Хасан Али ибн Юсуф аль-Джувайни (ум. в 463 г. х.) — факих, известный как «шейх Хиджаза», автор книги «ас-Сулук фи улюм аль-суфийа»;
— Шейх Абу Али Хассан ибн Саид аль-Муниа (ум. в 463 г. х.);
— Шейх Абу Бакр Мухаммад ибн Абдус-Самад ат-Тураби аль-Марвази (ум. в 463 г. х.);
— Шейх Абуль-Касим Абдуль-Карим ан-Нишапури аль-Кушайри (ум. в 465 г. х.) — автор книги «Рисаля аль-Кушайрия»;
— Шейх Абу Салих Ахмад ибн Абдуль-Малик ан-Найсабури (ум. в 470 г. х.) — суфий, аскет, автор книги «Тарих Маруи»;
— Шейх Абу Бакр Якуб ибн Ахмад ас-Сайрафи ан-Нишапури (ум. в 466 г. х.) — мухаддис;
— Шейх Абу Тураб Абдуль-Баки ибн Юсуф аль-Мураги ан-Назийри (ум. в 492 г. х.) — имам шафиитского мазхаба, муфтий города Найсабур.
Имам аль-Багави обладал обширными знаниями во многих науках, а также имел почет и уважение в научной среде того времени. Из наиболее известных учеников имама были:
— Шейх Абу Мансур Мухаммад ибн Асад аль-Аттари (ум. в 571 г. х.) — передатчик таких книг своего шейха, как «Шарх ас-сунна» и «Маалим ат-танзиль»;
— Шейх Абуль-Фатух Мухаммад ибн Аби Джафар ат-Таи аль-Хамдани (ум. в 555 г. х.);
— Шейх Абу аль-Мукарам Фадлюллах ан-Нуккани аш-Шафии (ум. в 600 г. х.) — последний, кто передавал от имам аль-Багави. имея иджазу;
— Шейх аль-Хасан ибн Масуд аль-Багави Абу Али — брат имама аль-Багави;
— Шейх Абдур-Рахман ибн Абдуллах аль-Лейси;
— Шейх Мухаммад ибн аль-Хусейн аз-Загули (ум. 559 г. х.);
— Шейх Абдур-Рахман ибн Али ибн Абуль-Аббас ан-Нуайми (ум. 542 г. х.);
— Шейх Дияуддин Умар ибн Хусейн ар-Рази, Абу аль-Касим — отец имама Фахруддина ар-Рази.
Его труды
Имам аль-Багави оставил после себя множество учеников и трудов, принесших большую пользу мусульманам. Среди его работ можно выделить следующие:
— «Ат-Тахзиб» — книга по шафиитскому фикху. Имам ан-Навави использовал из нее многое в процессе написания своей книги «Раудат ат-талибин»;
— «Ма’алим ат-Танзиль» — более известен как «Тафсир аль-Багави»;
— «Шарх ас-сунна» — книга о вероубеждении праведных предшественников, которая затрагивает важные вопросы религии;
— «Масабих ас-сунна» — это сборник хадисов, которые имам привел без иснадов, опираясь на то, что имамы этого знания приводили их. Известная книга, в которой имам разделил хадисы, указав на степень их достоверности.
Имам аль-Багави и его роль в науке тафсира
Имам аль-Багави был известным муфассиром. Его выдающийся статус в этой области был достигнут благодаря труду под названием «Маалим ат-танзиль». Этот труд представляет собой полное толкование священного Корана, ставшее классическим трудом в области тафсира. Имам аль-Багави написал свое толкование по просьбе своих ближайших учеников, которые попросили его создать труд с исчерпывающим толкованием священных текстов. Имам аль-Багави говорит: «Группа моих соратников попросила меня, составить толкование Корана, поэтому я ответил им, надеясь на милость Аллаха». [11] Он представил свое толкование как усредненную работу между слишком коротким и между чрезмерно удлиненным. Имам аль-Багави пишет: «Я составил труд о котором меня просили, который является средним между длинным и наводящим скуку, между слишком коротким. Я надеюсь, что она принесет пользу тому, кто обратится к ней». [12]
Толкование имама аль-Багави написано для разных уровней читателей, для широкой аудитории. Он избегал научных исследований, специфичных для ученых. Поэтому в книге нет долгих и длинных обсуждений и подробных разборов, которые мы можем найти в некоторых других толкованиях. Имам аль-Багави, скорее, сосредоточился на том, чтобы собрать всё самое важное и представить это в виде компактной и доступной книги. Ученые, которые читали его работу, осознавали и отмечали эту особенность его толкования. Имам Хаджи Халифа говорил: «Это усредненная книга, в которой автор цитирует толкования сподвижников, табиинов, и их последователей». [13] Он был вполне удовлетворён подобными толкованиями, которые кратко разъясняли аяты Корана и раскрывали причины и цели их ниспослания. Эти толкования он назвал «вехами ниспослания» — «Маалим ат-танзиль». Методы имама, его глубокие знания в области толкования Корана и стремление собрать воедино все самое необходимое стали основой для его книги, которая сегодня считается одним из ценных источников для познания Корана.
Имам Абдуллах ибн Аляви аль-Хаддад говорил: «По нашему мнению, столпов в религии — четверо: аль-Бухари в хадисе, аль-Багави в тафсире, (аль-Минхадж) в фикхе, и из числа объединяющих (несколько разделов сразу) книг — (Ихья Улюми-д-Дин). Эти (ученые и их книги) — постулаты, на которых (основано это) строение». [14]
В высказываниях учёных об имаме аль-Багави мы можем найти множество похвал в адрес его тафсира. Учёные отмечали, что он обладает глубокими знаниями в этой области, которые делают его труд бесценным. Ибн Касир говорил: «Он преуспел в науках ислама и был выдающимся ученым своего времени». [15] Имам ас-Субки говорил о нем: «Его положение в области толкования Корана очень велико».[16] Имам ас-Суюти говорил о нем: «Он имам в тафсире». [17] Все эти и другие оценки подчеркивают высокий статус имама аль-Багави и его труда в области тафсира.
Слова ученых о нем
Хафиз аз-Захаби сказал: «Имама аль-Багави называли “Мухйи ас-Сунна” — возрождающим Сунну, “Рукну-Ддин” — столпом религии. Он был господином, имамом, ученым из выдающихся ученых и аскетом, довольствующимся в этом мире малым»[18].
Имам ас-Суюти сказал: «Аллах дал ему благодать в написании и составлении книг и работ, так как он имел благие намерения. Он был из числа благородных ученых, усердно поклоняющимся Аллаху и довольствующимся в этом мире малым»[19].
Также имам ас-Суюти сказал: «Он был имамом в тафсире, хадисе и фикхе»[20].
Хафиз ибн Касир сказал: «Он был выдающимся ученых своего времени, набожным и религиозным, а также аскетом, усердно поклоняющимся Аллаху, праведным»[21].
Кади ибн Халликан (ум. в 681 г. х.) сказал: «Он был шафиитским факихом, мухаддисом, муфассиром, морем знаний»[22].
Имам Таджуддин ас-Субки сказал: «Он был прекрасным имамом, религиозным, аскетом, факихом, мухаддисом, муфассиром. Сочетал в себе знания и деяния, следовал пути саляфов. У него большая заслуга в фикхе»[23].
Имам Абдуллах ибн Саид аль-Яфии аль-Йамани аш-Шафии (ум. в 768 г. х.) сказал: «Ученый Хосарана, господин и аскет, довольствующийся в этом мире малым»[24].
Имам аль-Багави и вопросы исламского права
Имам аль-Багави был известным факихом, который следовал мазхабу имама аш-Шафии. Многие шафииты ссылались на мнения имама в фикхе, поскольку он оказал значительное влияние на исламское правоведение и внес свой вклад в его развитие и совершенствование. На его мнения в этой области ссылались имам ар-Рафии в «Аш-Шарх аль-кабир», имам ан-Навави в двух своих известных книгах «Шарх аль-мухаззаб» и «Раудат ат-талибин», имам аш-Ширбини в «Мугни аль-мухтадж», имам ар-Рамли в «Нихаят аль-мухтадж», ибн Хаджар в «Тухфат аль-мухтадж» и другие.
Действительно, многие ученые шафиитского мазхаба проявили должное внимание мнениям имама аль-Багави, что свидетельствует о его высоком положении в мазхабе. «Тафсир» имама аль-Багави — это еще одно подтверждение его высокого интереса к вопросам фикха. В этой книге он уделяет гораздо больше времени и внимания вопросам постановлений, чем прочим положениям. Его книга «Ат-Тахзиб» также является ярким свидетельством глубокого понимания фикха и высокого мастерства в этой области. Имам аль-Багави был последователем шафиитского мазхаба и старался придерживаться мнений имама аш-Шафии в спорных вопросах. Однако, в то же время, некоторые мнения имама аль-Багави были основаны на его иджтихаде и противоречили достоверному мнению мазхаба.
Некоторые мнения имама аль-Багави
Имам аль-Багави считал, что человеку обязательно проявлять старание для определения чистоты воды, в которой чистая вода смешана с оскверненной вне зависимости от их пропорций[25].
Имам аль-Багави считал, что попадание нечистот в небольшое количество воды не оскверняет воду, в случае, если вода не потерпела изменений .
Имам аль-Багави считал абсолютно нежелательным использовать нагретую на солнце воду для омовения[28]. В этом он противоречил мнению большинства ученых мазхаба, которые считали нежелательность не абсолютной и учитывали определенные условия, например, регион проживания человека, из чего изготовлен сосуд, в котором нагрелась вода и так далее.
Имам аль-Багави считал, что запретно совершать обрезание до достижения десятилетнего возраста[29].
Имам аль-Багави считал нежелательным выщипывание седых волос[30].
Имам аль-Багави считал, что намерение на омовение, сделанное до окончания полоскания рта и носа и начала умывания лица, делает омовение однозначно недействительным[31]. Он — единственный, кто высказал это мнение; большинство ученых шафиитского мазхаба считали, что такое омовение недействительно, при условии, что во время полоскания рта и носа не была омыта какая-либо часть лица. В противном случае они считали омовение действительным.
Имам аль-Багави считал, что последовательность действии в омовении является сунной[32].
Имам аль-Багави считал, что исраф (чрезмерная трата) воды во время совершения омовения является запретным[33].
Некоторые убеждения имама аль-Багави
Что касается убеждений имама аль-Багави в вопросах имен и атрибутов Всевышнего, то он был ашаритом, который придерживался метода большинства праведных предшественников относительно качеств Аллаха. Аяты, в которых упоминаются такие слова, как «йад» (букв. рука), «айн» (букв. глаз), «ваджх» (букв. лик), «истава» (букв. возвышение) и «нузуль» (букв. нисхождение), имам аль-Багави относил к аятам с неясным смыслом. Имам аль-Багави полагал, что оставление знания о них на Аллаха является лучшим методом в этом.
«Истава» (букв. возвышение)
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Затем истава к небу»[34]:
ثم استوى إلى السماء قال ابن عباس وأكثر مفسري السلف: “أي ارتفع إلى السماء وقال ابن كيسان والفراء وجماعة من النحويين: “أي أقبل على خلق السماء”. وقيل: قصد لأنه خلق الأرض أولاً ثم عمد إلى خلق السماء
«“Затем истава к небу”. Сказалп ибн Аббас и большинство толкователей из числа предшественников: то есть возвысился к небу. Сказали аль-Фара, ибн Кайсан и группа ученых-грамматиков, что смысл аята в том, что Всевышний Аллах приступил к сотворению неба. Было сказано, что Он обратился, поскольку Он сотворил землю первой, а затем обратился к сотворению неба».
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Затем истава к небу, которое было дымом»[35]:
ثم استوى إلى السماء أي : عمد إلى خلق السماء
«“Затем истава к небу”, то есть вознамерился сотворить небо».
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Затем истава над Аршем»[36]:
“ثُمَّ ٱسْتَوَىٰ عَلَى ٱلْعَرْشِ” ، قال الكلبي ومقاتل: استقرّ. وقال أبو عبيدة: صعد. وأوّلت المعتزلة الاستواء بالاستيلاء. فأمّا أهل السنة يقولون: الاستواء على العرش صفة لله تعالى، بلا كيف، يجب على الرجل الإيمان به ويكل العلم فيه إلى الله عزّ وجلّ. وسأل رجل مالك بن أنس عن قوله: “ٱلرَّحْمَـٰنُ عَلَى ٱلْعَرْشِ ٱسْتَوَىٰ” [طه: 5] كيف استوى؟ فأطرق رأسه مَلِيَّاً، وعلاه الرُّحَضَاء ثم قال: الاستواء غير مجهول، والكيف غير معقول، والإيمان به واجب، والسؤال عنه بدعة، وما أظنك إلا ضالاًّ، ثم أمر به فأخرج
«“Затем истава над Аршем”. Сказали Кальби и Мукатиль: “утвердился (араб. истакарра)”. Сказал Абу Убайда: “Саада (араб. взобрался)”. Мутазилиты объяснили “истива” как овладение (араб. истиля). А Ахлю-Сунна говорят, что “истива” над Аршем — это сифат Всевышнего Аллаха без образа. Человек обязан верить в это и оставлять знание об этом Всевышнему Аллаху. Один человек спросил Малика ибн Анаса о Словах Всевышнего Аллаха: “Милостивый истава над Аршем”[37], и том, как именно “истава”. Малик опустил свою голову и начал покрываться потом. Затем он поднял голову и сказал: “”Истава” не неизвестна, образ немыслим, вера в него обязательна, а спрашивать об этом — нововведение, и думаю, что ты — ни кто иной, как заблудший”, после чего приказал, чтобы этого человека вывели».
Далее аль-Багави сказал:
وقال: وروي عن سفيان الثوري والأوزاعي والليث بن سعد وسفيان بن عيينة وعبد الله بن المبارك وغيرهم من علماء السنة في هذه الآيات التي جاءت في الصفات المتشابهة: أمروها كما جاءت بلا كيف.
«От Суфьяна ас-Саури, аль-Аузаи, Лейса ибн Саада, Суфьяна ибн Уяйны, Абдуллаха ибн Мубарака и других передается, что ученые Сунны говорили об аятах, в которых упоминаются качества муташабихат: “Пропускайте их, так как они пришли, без образа”».
Толкования имама аль-Багави к аятам: «Милостивый над Аршем истава»[38], и: «Затем истава над Аршем»[39], отсутствуют.
«Ваджх» (букв. Лик)
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Каждая вещь погибнет, кроме Его Лика»[40]:
{ كُلُّ شَىْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ } ، أي إلا هو، وقيل: إلا ملكه، وقال أبو العالية: إلا ما أريد به وجهه،
«“Каждая вещь погибнет, кроме Его Лика”, то есть кроме Него. Было также сказано: “Кроме Его власти”. Абу Алия сказал: “Кроме тех дел, посредством совершения которых хотели достичь Его Лика”».
Толкование имама аль-Багави к аяту: «И вечен лишь Лик Господа твоего»[41], отсутствует.
«Йяд» (букв. рука)
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Его обе Руки распростерты»[42]:
{بل يداه مبسوطتان} ويد الله صفة من [صفاته] كالسمع، والبصر والوجه، وقال جل ذكره: «لما خلقت بيدي» ، وقال النبي صلى الله عليه وسلم: «كلتا يديه يمين» والله أعلم بصفاته، فعلى العباد فيها الإيمان والتسليم. وقال أئمة السلف من أهل السنة في هذه الصفات: «أمروها كما جاءت بلا كيف».
«“Его обе Руки распростерты”. Йад Аллаха — это одно из Его качеств, так же, как и Слух, Зрение и Лик. Аллах сказал: “Кого Я создал би йадайа (букв. Своими обеими Руками)”[43]. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Обе Его йадайхи (букв. руки) — правые”. Аллах лучше знает о Своих качествах, рабы же обязаны только уверовать в это и принять их. Имамы из числа праведных предшественников сказали о таких качествах: “Проходите их так, как они пришли, без образа”».
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши Руки»[44]:
تولينا خلقه بإبداعنا من غير إعانة أحد
«То есть: Мы взяли на Себя сотворение и сотворили без какого-либо содействия».
«Маджи» (букв. приход)
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «И придет твой Господь»[45]:
وجاء ربك قال الحسن : جاء أمره وقضاؤه وقال الكلبي : ينزل
«“И придет твой Господь”. Сказал аль-Хасан: “Придут Его приказ и Его повеление”. Сказал аль-Кальби: “Снизойдет”».
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками»[46]:
قوله تعالى (هل ينظرون إلا أن يأتيهم الله في ظلل من الغمام): والأولى في هذه الآية وما شاكلها أن يؤمن الإنسان بظاهرها ويكل علمها إلى الله تعالى، ويعتقد أن الله عز اسمه منزه عن سمات الحدث، على ذلك مضت أئمة السلف وعلماء السنة. قال الكلبي: هذا من المكتوم الذي لا يفسر، وكان مكحول والزهري والأوزاعي ومالك وابن المبارك وسفيان الثوري والليث بن سعد وأحمد وإسحاق يقولون فيها وفي أمثالها: أمروها كما جاءت بلا كيف، قال سفيان بن عيينة: كل ما وصف الله به نفسه في كتابه فتفسيره قراءته، والسكوت عليه، ليس لأحد أن يفسره إلا أالله تعالى ورسوله.
«“Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками”. Лучшее для человека в отношении этого и подобным ему аятам — уверовать в их внешнюю формулировку, предоставив знание о них Аллаху, и верить в то, что Господь не имеет качеств сотворенных. Так верила община праведных предшественников и ученых Ахлю-Сунна. Аль-Кальби сказал: “Эти сообщения сокровенны и не подлежат разъяснению”. Макхуль, аз-Зухри, аль-Аузаи, Малик, ибн Мубарак, Суфьян ас-Саури, Лейс ибн Саад, Ахмад и Исхак говорили о подобных аятах: “Пропускайте их так, как они пришли, без образа”. Суфьян ибн Уяйна сказал: “Толкованием всего того, чем Аллах описал Себя в Своей книге, является простое чтение и молчание о них. И никто, кроме Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), не способен разъяснить их”».
«Айн» (букв. глаз)
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «И тебя взрастили у Меня на Глазах»[47]:
ولتصنع على عيني يعني لتربى بمرأى ومنظر مني
«“И тебя взрастили у Меня на Глазах”, то есть воспитали под Его надзором и наблюдением».
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Он поплыл у Нас на Глазах»[48]:
{ تَجْرِى بِأَعْيُنِنَا } ، أي: بمرأى منّا. وقال مقاتل بن حيان: بحفظنا، ومنه قولهم للمودَّع: عين الله عليك. وقال سفيان: بأمرنا.
«“Поплыл у Нас на Глазах”, то есть: “Под Нашим присмотром”. Мукатиль ибн Хаян сказал: “Под Нашей защитой”. Отсюда — слова людей тому, кого они провожают: “Да хранит тебя Аллах!” (букв. на тебе Глаз Аллаха). Суфьян ас-Саури сказал: “По Нашему велению”».
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Ведь ты у Нас на Глазах»[49]:
{ فَإِنَّكَ بِأَعْيُنِنَا } ، أي بمرأىً منّا، قال ابن عباس: نرى ما يُعْمَلُ بك. وقال الزجاج: إنك بحيث نراك ونحفظك فلا يصلون إلى مكروهك.
«“Ведь ты у Нас на Глазах”, то есть: “Под Нашим надзором”. Ибн Аббас сказал: “Мы видим то, что с тобой делают”. Аз-Заджадж сказал: “Мы видим тебя и храним тебя, а они не доберутся до тебя и не причинят то, чего ты опасаешься”».
«Азаб» (букв. гнев)
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «И разгневался Аллах на него и проклял его»[50]:
قوله تعالى : ( وغضب الله عليه ولعنه ) أي : طرده عن الرحمة
«Его Слова: “И разгневался Аллах на него и проклял его”, то есть Он избавил его от Своей милости».
«Махабба» (букв. любовь)
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Поистине, Аллах не любит беззаконников»[51]:
والله لا يحب الظالمين أي لا يرحم الكافرين
«То есть не прощает неверующих».
Имам аль-Багави и его толкования возвышенности в Коране
Пример 1: имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Он — Возвышенный, Великий»[52]:
وهو العلي الرفيع فوق خلقه والمتعالي عن الأشياء والأنداد وقيل : العلي بالملك والسلطنة
«“Он — Возвышенный, Великий”. Тот, Кто возвышен над Своими творениями, возвышен и превознесен над любым равным и подобным. Было сказано: “Он — Возвышенный властью и могуществом”».
Пример 2: имам аль-Багави пишет в толковании аята «Он — Одолевающий над Своими рабами»[53]:
القاهر : الغالب ، وفي القهر زيادة معنى على القدرة ، وهي منع غيره عن بلوغ المراد ، وقيل : هو المنفرد بالتدبير الذي يجبر الخلق على مراده ، فوق عباده ، هو صفة الاستعلاء الذي تفرد به الله عز وجل .
«“Одолевающий”, то есть Преобладающий. В этом нечто большее, чем просто “обладающий силой”, оно означает, что никто, кроме Него, не способен достичь желаемого. Было сказано, что смысл имени в том, что Он — Единственный, Кто правит и Кто принуждает творения к тому, что пожелает. “Над Своими рабами” — это качество возвышенности, которым описан Аллах».
Пример 3: имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Они боятся своего Господа, Который над ними»[54]:
يخافون ربهم من فوقهم كقوله : ” وهو القاهر فوق عباده “
«“Они боятся своего Господа, Который над ними”, это как Его Слова: “Он — Одолевающий над Своими рабами”»[55].
Пример 4: имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Поистине, Аллах — Возвышенный, Великий»[56]:
أي: متعاليا عن أن يكلف العباد ما لا يطيقونه
«То есть Он Возвышен от того, чтобы обязывать творений тем, что они не смогут вынести».
Пример 5: имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Он — Возвышенный, Великий»[57]:
العالي على كل شيء
«Его слова: “Он — Возвышенный, Великий”, то есть Он — Возвышенный над всякой вещью».
Пример 6: имам аль-Багави пишет в толковании аята: «К Нему восходит прекрасное слово»[58]:
وعن قتادة : ” إليه يصعد الكلم الطيب ” أي : يقبل الله الكلم الطيب
«От Катады передается, что он сказал: “К нему восходит прекрасное слово”, то есть Аллах принимает прекрасное слово».
Пример 7: имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Хаман! Разожги огонь над глиной и построй для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Но я думаю, что он лжет»[59]:
( وإني لأظنه ) يعني موسى ، ( من الكاذبين ) في زعمه أن للأرض والخلق إلها غيري ، وأنه رسوله
«“Но я думаю, что он” — то есть Муса — “лжет” в своем утверждении, что у творений и земли есть другой Бог. И что он — Его посланник».
В истории рассказывается о том, как Фараон построил башню и выстрелил из лука в небо. Стрела вернулась к нему окровавленной. Увидев кровь на стреле, Фараон обрадовался и сказал: «Я убил Бога Мусы». Из высказывания вытекает, что Фараон пытался достать Бога в виде телесного объекта, находящего буквально в небе. Поэтому ученые сделали вывод, что убеждения о телесности Аллаха и придания ему пространства, границ, плоти и других телесных качеств — это убеждения, исходящие от Фараона. То, что Фараон имел убеждения о материальности Аллаха и был абсолютно не сведущим о Нем, доказывается также другим аятом из Корана.
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «А что — есть Господь миров?»[60]:
( قال فرعون وما رب العالمين ) يقول : أي شيء رب العالمين الذي تزعم أنك رسوله إلي ؟ يستوصفه إلهه الذي أرسله إليه ب ” ما ” ، وهو سؤال عن جنس الشيء ، والله منزه عن الجنسية
«То есть: “А что — есть Господь миров? Про которого ты утверждаешь, что ты — Его посланник ко мне?” Фараон описал Его частицей ма (араб. что), а это — вопрос о материальном. Пречист Аллах от того, чтобы быть материальным».
Имам аль-Багави объяснил Слова Всевышнего “Но я думаю, что он лжет”, тем, что Муса (мир ему) утверждал, что существует Бог для всего творения, и он — Его посланник.
Если спросят о том, почему Фараон искал Бога Мусы в небе, мы ответим, что, возможно, Муса (мир ему) утверждал, что Всевышний Аллах возвышен над Своими творениями, как Он сообщил Сам: «Он — Возвышенный, Великий»[61], из чего Фараон понял, что Аллах — это телесный объект, который находится в небе. Возможно, Муса (мир ему) утверждал что Аллах «фи-сама» (то есть в небе), поскольку все, что возвышено, арабы называют «ас-сама» (араб. небо). Из этого не следует, что Аллах — это телесный объект, который находится на небе. Подобные убеждения относятся к уровню восприятия Фараона, но не мусульман.
Пример 8: Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Он — Великий, Превознесшийся»[62]:
المستعلي على كل شيء بقدرته
«То есть Он — Превоснесшийся над всякой вещью Своим могуществом».
Аяты об атрибутах с неясным смыслом
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Затем истава над Аршем»[63]:
وقال: وروي عن سفيان الثوري والأوزاعي والليث بن سعد وسفيان بن عيينة وعبد الله بن المبارك وغيرهم من علماء السنة في هذه الآيات التي جاءت في الصفات المتشابهة: أمروها كما جاءت بلا كيف.
«От Суфьяна ас-Саури, аль-Аузаи, Лейса ибн Саада, Суфьяна ибн Уяйны, Абдуллаха ибн Мубарака и других передается, что ученые Ахлю-Сунна говорили об аятах с неясным смыслом: “Пропускайте их так, как они пришли, без образа”».
Обратите внимание, как имам аль-Багави отнес к этим выдающимся имамам мнение о том, что сообщения об атрибутах относятся к аятам с неясным смыслом, а не к яатам с ясным смыслом, как это делают псевдосаляфиты. Последние убеждены, что отнесение аятов об атрибутах к категории муташабихат — из вида деяний заблудших.
Имам аль-Багави и вопрос тасальсуля
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Он — Первый и Последний»[64]:
يعني هو ” الأول ” قبل كل شيء بلا ابتداء ، كان هو ولم يكن شيء موجودا
«То есть Он — Первый до всякой вещи, без начала. Он был, и ничего не было, кроме Него».
Данные высказывания противоречат ошибочному принципу тасальсуля[65], который выразил шейх Такиюддин Ахмад ибн Таймийя.
Недопустимость изменяемости Аллаха и изменяемости в Его Сущности
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Им не овладевают ни дремота, ни сон»[66]:
نفى الله تعالىٰ عن نفسه النوم لأنه آفة وهو منزه عن الآفات ولأنه تغير ولا يجوز عليه التغير
«Аллах отрицает в отношении Себя сон, потому что это — изъян, а Он пречист от изъянов, ведь в этом есть изменение, а Аллах не изменяется».
Саляфиты считают, что Аллах изменяется в том смысле, что сменяются в Нем действия, следующие за Его желанием и волей. «Любовь» сменяется на «ненависть», «ненависть» — на «любовь», «довольство» сменяется на «гнев» и наоборот. Однако Ахлю-Сунна убеждены, что утверждение этих атрибутов не ведет к изменениям в Его Сущности. С отрицанием изменяемости Аллаха однозначно высказался и имам аль-Багави.
Саляфитский шейх Насыр аль-Баррак пишет:
والحق أن التغير من الألفاظ المجملة المبتدعة في باب صفات الله تعالى؛ إذ لم يرد إطلاقه على الله تعالى نفيا ولا إثباتا، والواجب في مثل هذا التفصيل
«Истина в том что “изменения” — из обобщенных и новоизобретенных терминов в разделе атрибутов Аллаха, поскольку не приходит это в отношении Аллаха ни отрицанием, ни подтверждением, то есть обязательно вносить конкретизацию в его значения»[67].
Аллах — Извечный (Аль-Кадим)
Имам аль-Багави пишет:
وَيَجِبُ أَنْ يَعْتَقِدَ أَنَّ اللَّهَ عَزَّ اسْمُهُ قَدِيمٌ بِجَمِيعِ أَسْمَائِهِ وَصِفَاتِهِ، لَا يَجُوزُ لَهُ اسْمٌ حَادِثٌ، وَلا صِفَةٌ حَادِثَةٌ،
«Обязательно верить, что Аллах — Извечный со всеми Своими именами и качествами, и недопустимо Ему возникшее имя или возникшее качество»[68].
Очищение Аллаха от недостатков и свойств тварных
Имам аль-Багави пишет:
وذكر أبو سليمان الخطابي على هذا الحديث: إن الكيفية عن الله وعن صفاته منفية
«Абу Сулейман аль-Хаттаби в отношении этого хадиса упомянул: “Поистине, образ от Аллаха и Его атрибутов отрицается”»[69].
Прежде всего следует отметить, что Абу Сулейман аль-Хаттаби был великим ашаритским мухаддисом. Во-вторых, имам аль-Багави в своем труде «Шарх ас-сунна» часто цитирует толкования имама аль-Хаттаби в вопросах имен и атрибутов. Например, он передает отрицание «движения» и «перемещения» от имама ль-Хаттаби. В этом — аргумент, что имам аль-Багави разделял убеждения имамов ашаритов. Помимо этого, он приводит толкования имама аль-Хаттаби и других ученых Ахлю-Сунна к аятам и хадисам об атрибутах.
Имам аль-Багави пишет:
أَبُو سُلَيْمَان الْخطابِيّ فِي قَوْله صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «خلق اللَّه آدم عَلَى صورته»، الْهَاء مرجعها إِلَى آدم صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
«Абу Сулейман аль-Хаттаби сказал относительно слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Аллах сотворил Адама по его образу”, что частица “ха” (местоимение “его”) относится к пророку Адаму (мир ему)»[70].
Имам аль-Багави пишет:
وَإِنْ أَتَيْتَنِي تَمْشِي، أَتَيْتُكَ أُهَرْوِل قَالَ قَتَادَةُ: وَاللَّهُ أَسْرَعُ بِالْمَغْفِرَةِ
«“Если он будет идти ко Мне шагом, то Я направлюсь к нему бегом”. Сказал Катада: “Аллах опережает Своим прощением”»[71].
Некоторые саляфиты поняли эти Слова Аллаха ошибочно и стали утверждать, что Аллаху свойственен атрибут «бег» в буквальном смысле.
Имам аль-Багави пишет в толковании хадиса: «В тот день наш Господь обнажит сакк (букв. голень)»[72]:
هذا مما تهيب القول فيه شيوخنا، وأجروه على ظاهر لفظه، ولم يكشفوا عن باطن معناه على نحو مذهبهم في التوقف في تفسير كل ما لا يحيط العلم بكنهه من هذا الباب
«Сказал Абу Сулейман аль-Хаттаби, что это относится к числу тех повествований, о которых наши шейхи говорили сдержанно, поэтому они передавали его внешнюю формулировку (захир) и не раскрывали его скрытого смысла (батын). Это соответствовало их методу, который заключался в остановке в разъяснении любого текста из этого раздела, суть которого не была охвачена»[73].
Заключение
В высказываниях имама аль-Багави мы видим демонстрацию приверженности ашаритской акыде. При толковании аятов об атрибутах он не склонялся ни к чрезмерному отрицанию, ни к чрезмерному утверждению этих атрибутов, придерживаясь золотой середины. Иногда в своих книгах он отмечает, что лучшим методом является вера и принятие без вникания и размышления, а иногда он использует аллегорические толкования, чтобы научить более глубоким смыслам их значений.
Если спросят о том, почему имам аль-Багави некоторые аяты об атрибутах относит к категории муташабихат, а в других аятах об атрибутах передает тавиль, мы ответим, что, во-первых, необходимо отметить, что обе методологии[74] допустимы в рамках убеждений Ахлю-Сунна и не противоречат друг другу в своей основе, хотя и различаются в методах. Утверждение о том, что тафвид, который имам аль-Багави применял к некоторым аятам, является более предпочтительным, не исключает возможности использования тавиля в случае необходимости, в особенности, когда речь идет о том, что передается от праведных предшественников. Мы можем найти примеры тавиля в книгах имама аль-Багави, хотя сам имам говорил, что более предпочтительным из этих методов является тафвид. Тем не менее, тавиль использовался некоторыми учеными для демонстрации ее законности в качестве одного из способов толкования.
Во-вторых, среди ученых существуют различные мнения относительно того, являются ли те или иные аяты аятами об атрибутах. Возможно, имам аль-Багави не считал комментируемый им аят относящимся к категории аятов об атрибутах и толковал их в соответствии с нормами арабской речи.
В-третьих, имам аль-Багави составлял свой тафсир преимущественно на передачах от сподвижников и праведных предшественников, и этот труд считается «тафсиром би масур»[75]. Нет ничего удивительного в том, что имам аль-Багави знакомит читателя с толкованиями, которые передаются от выдающихся имамов — в этом заключалась методология имама при составлении своих книг.
Доктор Аффаф Абдул-Гафур Хамид пишет в своей книге, посвященной разбору методологии имама аль-Багави в толковании Корана:
وإن كانت بعض مباحثه تتصل بموضوعات العقيدة والاحكام الفقهية كما أنه يمنى بمسائل العربية والنحو واللغة لكنه بالدرجة الأولى معتبر من كتب التفسير بالمأثور وذلك لغلبة هذا الجانب عليه فنحن لا نكاد نجد آية فسرها الإمام البغوي إلا واورد خلال تفسره لها آراء الصحابة رضي الله عنهم
«Хоть некоторые его исследования в тафсире касались вопросов акыды, правовых вопросов, а также вопросов, касающихся арабского языка и его грамматики, в первую очередь его тафсир считается одной из книг по толкованию Корана, которая основана на передачах. Из-за преобладания этой методологии мы вряд ли найдем аят, который имам аль-Багави истолковал, не упомянув никаких толкований от сподвижников (да будет доволен ими Аллах)»[76].
Поэтому, независимо от того, идет ли речь о вопросах акыды или фикха, имам аль-Багави предпочитал приводить толкования сподвижников или праведных предшественников. Тем не менее, имам отмечает, что лучшим методом является оставление знание этого на Аллаха без погружения в это своим разумом.
Имам аль-Багави пишет в толковании аята: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками»[77]:
والأولى في هذه الآية وما شاكلها أن يؤمن الإنسان بظاهرها ويكل علمها إلى الله تعالى
«Лучшее для человека в отношении этого и подобным ему аятам — уверовать в их внешнюю формулировку (захир)[78], оставив знание о них Всевышнему Аллаху».
Его смерть
Имам аль-Багави умер в городе Марв ар-Руд в месяце шавваль в 516 году по хиджре, прожив 70 с лишним лет. Он был похоронен рядом со своим шейхом Кади Хусейном. Все мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение.
[1] В некоторых биографиях: ибн Фарра.
[2] «Сияр алям ан-нубаля» (19/439).
[3] Хорасан — с персидского буквально: восход солнца, восток. — прим. пер.
[4] «Миркатуль-мафатих» (1/54).
[5] «Табакат шафиийя аль-кубра» (7/76).
[6] «Сияр алям ан-нубаля» (19/441).
[7] «Табакат шафиийя аль-кубра» (7/75).
[8] «ан-Нуджум аз-захира» ибн Тагриберди (5/223).
[9] «Сияр алям ан-нубаля» (19/440).
[10] Там же.
[11] «Маалим ат-танзиль» (1/3)
[12] Пред. источник.
[13] «Кафш аз-Зунун» (1/444)
[14] «Тасбит аль-фуад би Зикр маджалис аль-Кутб Абдиллях аль-Хаддад», (2/32)
[15] «Бидая ва ан-Нихая» (16/193)
[16] «Табакат шафиия аль-кубра» (7/76)
[17] «Табакат аль-муфасирин» (с. 16)
[18] «Сияр алям ан-нубаля» (19/439).
[19] «Табакат уль-хуффаз», стр. 457.
[20] «Табакат уль-муфассирин», стр. 38.
[21] «Аль-Бидая ва ан-нихая» (12/193).
[22] «Вафаят уль-аян» (2/136).
[23] «Табакат шафиийя аль-кубра» (7/75).
[24] «Мират уль-джинан» (3/213).
[25] «Ат-Тахзиб» (1/164) Данное мнение противоречит мнению большинства ученых шафиитского мазхаба.
[26] Там же (1/152). Мнение имама аль-Багави противоречит мнению мазхаба.
[27] Во вкусе, цвете, или запахе. — прим. автора.
[28] «Ат-Тахзиб» (1/144).
[29] Там же (2/31). Данное мнение противоречит мнению большинства ученых шафиитского мазхаба.
[30] Там же (1/219). Данное мнение противоречит мнению большинства ученых шафиитского мазхаба.
[31] Там же (1/230).
[32] Там же (1/272). Мнение противоречит мнению аш-Шафии.
[33] Там же (1/343). Мнение противоречит мнению аш-Шафии.
[34] Коран, 2:29.
[35] Коран, 41:11.
[36] Коран, 7:54.
[37] Коран, 20:5.
[38] Коран, 20:5.
[39] Коран, 10:3; Коран, 32:4; Коран, 25:59.
[40] Коран, 28:88.
[41] Коран, 55:27.
[42] Коран, 5:64.
[43] Коран, 35:78.
[44] Коран, 36:71.
[45] Коран, 89:22.
[46] Коран, 2:210.
[47] Коран, 20:39.
[48] Коран, 54:14.
[49] Коран, 52:48.
[50] Коран, 4:93.
[51] Коран, 3:57.
[52] Коран, 2:255.
[53] Коран, 6:18.
[54] Коран, 16:50.
[55] См. предыдущее толкование.
[56] Коран, 4:34.
[57] Коран, 22:62.
[58] Коран, 35:10.
[59] Коран, 28:38.
[60] Коран, 26:23.
[61] Коран, 22:62.
[62] Коран, 13:9.
[63] Коран, 7:54.
[64] Коран, 57:3.
[65] Тасальсуль — концепция согласно которой всякому творению предшествует другое творение в бесконечности. — прим. автора.
[66] Коран, 2:255.
[67] «Тааликат аля фатх аль-бари» Насыра аль-Баррака (9/320).
[68] «Шарх ас-сунна» (1/179).
[69] «Шарх ас-сунна».
[70] Там же (12/255).
[71] Там же (5/24).
[72] Коран, 68:42.
[73] «Шарх ас-сунна» (15/142).
[74] Оставление конкретизации смысла (тафвид) и толкование (тафсир). — прим. автора.
[75] Тафсир би масур — толкование, построенное преимущественно на передачах сподвижников и праведных предшественников. — прим. автора.
[76] «Аль-Багави ва манхаджуху фи тафсир» Аффафа Абдул-Гафура Хамида, стр. 94.
[77] Коран, 2:210.
[78] «Захир» может быть двух видов: первый вид подразумевает уподобление, который не подразумевается в отношении Аллаха; второй вид подобает величию Аллаха и не является уподоблением. Под «внешней формулировкой» в словах имама аль-Багави подразумевается второй вид. — прим. автора.