Абу Мухаммад аль-Багави

Имя и родословная

Одного из выдающихся ученых Ислама – имама аль-Багави – звали Абу Мухаммад аль-Хусейн ибн Мас’уд ибн Мухаммад аль-Фарраи аль-Багави аш-Шафии.

Его прозвища: «Мухйи ас-Сунна» — Возрождающий Сунну, и «Рукнуддин» — Столп религии.

Это выдающийся ученый Ислама, был знатоком Корана и Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Он был тем, кто потратил свою жизнь ради распространения полезного знания, содержащегося в этих источниках, обучал ему, и составлял труды и писал книги в этой области.

Место и дата его рождения

«Аль-Багави» — это имя взято от города Баг, оттуда была родом семья имама. Город находится на земле Хорасана.

Что касается даты рождения имама аль-Багави, то в этом есть разногласия среди историков. Йакут аль-Хамави сказал в книге «Му’джам уль-Бульдан»: «Он родился в 433 г.х.», другой историк, аз-Заркали в книге «аль-А’лям» говорит: «Он родился в 436 г.х.».

Его шейхи

Имам аль-Багави учился у многих ученых, по таким наукам как: тафсир (толкование Корана), хадис, фикх и другие, среди его учителей были:

— Шафиитский факих Кади Хусейн ибн Мухаммад аль-Марвази, автор книги «ат-Та’ликат» (ум. 462)
— Шейх Абдуль-Вахид ибн Ахмад ибн Аби ль-Касим аль-Мулейхи аль-Харави (ум. 463) – передатчик сборника «Сахих» от ан-Ну’ейми. Имам аль-Багави большинство хадисов передавал именно через этого шейха.
— Факих, известный как «Шейха Хиджаза» Абу аль-Хасан Али ибн Юсуф аль-Джувейни (ум. 463). Автор книги «ас-Сулук фи улюм иль-Суфийа»
— Шейх Абу Али Хассан ибн Са’ид аль-Муниъа (ум. 463).
— Шейх Абу Бакр Мухаммад ибн Абдус-Самад ат-Тураби аль-Марвази (ум. 463)
— Шейх Абуль-Касим Абдуль-Карим ан-Нейсабури аль-Кушейри аль-Хурасани аш-Шафии (ум. 465) – автор книги «Рисалят уль-Кушайрийа»
— Шейх Абу Салих Ахмад ибн Абдуль-Малик ан-Нейсабури (ум. 470) – суфий, аскет, автор книги «Тарих Маруи».
— Шейх Абу Бакр Йакуб ибн Ахмад ас-Сайрафи ан-Нейсабури (ум. 466) – мухаддис.
— Шейх Абу Тураб Абдуль-Баки ибн Юсуф аль-Мураги ан-Назийри (ум. 492) – имам шафиитского мазхаба, также он был муфтием города Нейсабур.

Его ученики

Имам аль-Багави обладал обширными знаниями во многих науках, так же имел почет и уважение в научной среде того времени.

Из наиболее известных учеников имама были:

— Шейх Абу Мансур Мухаммад ибн Ас’ад аль-‘Аттари (ум. 571), он был из тех, кто передал от шейха (аль-Багъави) такие книги как «Шарх ас-Сунна» и «Ма’алим ат-Танзиль».
— Шейх Абуль-Фатух Мухаммад ибн Аби Джа’фар ат-Таи аль-Хамдани (ум. 555).
— Шейх Абу аль-Мукарам ФадлюЛлах ан-Нукъани аш-Шафии (ум. 600) – он был последним, кто передавал от имам аль-Багави имея разрешение (иджазу).
— Шейх аль-Хасан ибн Мас’уд аль-Багави Абу Али – брат имама аль-Багъави.
— Шейх Абдур-Рахман ибн АбдуЛлах аль-Лейси.
— Шейх Мухаммад ибн аль-Хусейн аз-Загъули (ум. 559).
— Шейх АбдурРахман ибн Али ибн Аби ль-Аббас ан-Нуъейми (ум. 542).
— Шейх Дияу-д-дин Умар ибн Хусейн ар-Рази, Абуль-Касим — отец имама Фахруддина ар-Рази.

Произведения имама аль-Багави

Имам аль-Багави оставил после себя множество учеников и произведений, принесших большую пользу мусульманам. Среди его произведений можно выделить следующие:

— «Ат-Тахзиб» — книга по шафиитскому фикху. Имам ан-Навави использовал из нее многое в написание своей книги «Равдат ат-Талибин»
— «Ма’алим ат-Танзиль» — более известен как «Тафсир аль-Багави».
— «Шарх ас-Сунна» — книга о вероубеждении праведных предшественников (саляфов), которая затрагивает важные вопросы религии.
— «Масабих ас-Сунна» — это сборник хадисов, которые имам привел без иснадов, опираясь на то, что имамы этого знания приводили их. Известная книга, в которой имам разделил хадисы, указав на степень их достоверности.

Высказывания ученых о нем

Имам аль-Багави отличался благими нравами, за что и был прозван «Мухйи ас-Сунна» — Возрождающий Сунны. Он был ученым с большой буквы, знатоком Корана и Сунны посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Имам аль-Багави был последователем шафиитского мазхаба.

Хафиз аз-Захаби (ум. 748) сказал о нем в «Сияр а’лям ан-нубаля» (19/439):

كان البغوي يلقب بمحي السنة، وبركن الدين، وكان سيدًا، إمامًا، عالمًا علامة، زاهدًا، قانعًا باليسير

«Аль-Багави называли Возрождающим Сунну (Мухйи ас-Сунна), Столпом религии (РукнудДин), он был господином (сейид), имамом, ученым из выдающихся ученых, аскетом, довольствующимся [в этом мире] малым».

Имам ас-Суюти (ум. 911) сказал в «Табакат уль-Хуффаз» (стр. 457):

وبورك له في تصانيفه، لقصده الصالح، فإنه كان من العلماء الربانيين، ذا تعبد ونسك، وقناعة باليسير

«Аллах дал ему благодать в написании и составлении книг и работ, так как он имел благие намерения. Он был из числа благородных ученых, усердно поклоняющимся Аллаху и довольствующимся [в этом мире] малым».

Также имам ас-Суюти (ум. 911) в книге «Табакат уль-Муфассирин» (стр. 38) сказал:

كان إمامًا في التفسير، إمامًا في الحديث، إمامًا في الفقه

«Он был имамом в тафсире, имамом в хадисе и имамом в фикхе».

Хафиз Ибн Касир (ум. 774) сказал в «аль-Бидаят ва ан-Нихаят» (12/193):

وكان علامة زمانه، وكان دينًا ورعًا، زاهدًا، عابدًا، صالحًا

«Он был выдающимся ученых своего времени, набожным и религиозным, аскетом, усердно поклоняющимся Аллаху, праведным».

Кади Ибн Халликан (ум. 681) сказал в книге «Вифаят уль-А’йан» (2/136):

الفقيه، الشافعي، المحدث، المفسر، كان بحرًا في العلوم

«Он был шафиитским факихом, мухаддисом, муфассиром, морем в знаниях».

Имам Таджуддин ас-Субки (ум. 771) сказал в «Табакат уль-Шафиийа аль-Кубра» (7/75):

وكـــان إمامــاً جليلاً ، ورعاً ، زاهداً ، فقيهاً ، محدثاً ، مفسراً ، جامعاً بين العلم والعمل ، سالكاً سبيل السلف ، له في الفقه اليد الباسطة

«Он был прекрасным имамом, религиозным, аскетом, факихом, мухаддисом, муфассиром, он сочетал в себе знания и деяния, следовал пути саляфов. У него большая заслуга в фикхе».

Имам Абдуллах ибн Саид аль-Йафи’и аль-Йамани аш-Шафии (ум. 768) сказал в книге «Мир’ат уль-Джанан» (3/213):

عالم أهل خراسان ، كان سيداً ، زاهداً ، قانعاً

«Ученый Хосарана, господин, аскет, довольствующийся [в этом мире] малым».

Акыда имама аль-Багави

Что касается вероубеждения имама аль-Багави, то он был ашаритом, который придерживался метода большинства праведных предшественников (саляфу-с-салих) относительно качеств (сифатов) Аллаха.

Аяты и хадисы в которых упоминаются такие слова как йад, айн, ваджх, истава, нузуль, имам аль-Багави относил к муташабихат (имеющим неясный смысл), знание о которых необходимо оставить на Аллаха.

Например, комментируя слово «истава» (Аль-А’раф, аят 7), имам аль-Багави сказал в своем тафсире «Ма’алиму-т-Танзиль» (3/235):

وأما أهل السنة فيقولون: الاستواء على العرش صفة لله تعالى، بلا كيف، يجب على الرجل الإيمان به، ويكل العلم فيه إلى الله عز وجل.

«Ахлю-Сунна говорят: “Истива над Аршем – это качество Всевышнего Аллаха без [материального] образа. Человек обязан верить в это и оставить знание об этом Аллаху Всевышнему”».

Далее аль-Багави сказал:

وقال: وروي عن سفيان الثوري والأوزاعي والليث بن سعد وسفيان بن عيينة وعبد الله بن المبارك وغيرهم من علماء السنة في هذه الآيات التي جاءت في الصفات المتشابهة: أمروها كما جاءت بلا كيف.

«От Суфьяна ас-Саури, аль-Авзаи, ал-Лейса ибн Са’да, Суфьяна ибн Уяйны и Абдуллаха ибн аль-Мубарака и других передаётся, что учёные Сунны говорили об аятах, в которых упоминаются качества муташабихат (с неясным смыслом): «Пропускайте их, так как они пришли, без образа»».

Обратите внимание, как имам аль-Багави отнес к этим выдающимся имамам мнение о том, что сообщения об атрибутах относятся к муташабихат (имеющим неясный смысл), а не к мухкам (имеющим ясный смысл), как это делают псевдосалафиты.

Также имам аль-Багави сказал в своем тафсире «Ма’алиму-т-Танзиль» (3/77), комментируя 64 аят суры аль-Маида:

{بل يداه مبسوطتان} ويد الله صفة من [صفاته] كالسمع، والبصر والوجه، وقال جل ذكره: «لما خلقت بيدي» ، وقال النبي صلى الله عليه وسلم: «كلتا يديه يمين» والله أعلم بصفاته، فعلى العباد فيها الإيمان والتسليم. وقال أئمة السلف من أهل السنة في هذه الصفات: «أمروها كما جاءت بلا كيف».

««Его йадаху (букв.: руки) распростерты» — йад Аллаха – это одно из его качеств, также как слух, зрение и ваджх. Он, да возвышено будет Его поминание, сказал: «Кого Я создал би йадайа (букв.: Своими обеими руками)». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «обе Его йадайхи (букв.: руки) правые». Аллах лучше знает о своих качествах, рабы же обязаны только уверовать в них и принять. Имамы саляфов из Ахлю-Сунны сказали о таких качествах: «Проходите их так, как они пришли, без образа»».

Также имам аль-Багави сказал в своем тафсире «Ма’алиму-т-Танзиль» (1/241), комментируя 210 аят суры Аль-Бакара:

قوله تعالى (هل ينظرون إلا أن يأتيهم الله في ظلل من الغمام):  والأولى في هذه الآية وما شاكلها أن يؤمن الإنسان بظاهرها ويكل علمها إلى الله تعالى، ويعتقد أن الله عز اسمه منزه عن سمات الحدث، على ذلك مضت أئمة السلف وعلماء السنة. قال الكلبي: هذا من المكتوم الذي لا يفسر، وكان مكحول والزهري والأوزاعي ومالك وابن المبارك وسفيان الثوري والليث بن سعد وأحمد وإسحاق يقولون فيها وفي أمثالها: أمروها كما جاءت بلا كيف، قال سفيان بن عيينة: كل ما وصف الله به نفسه في كتابه فتفسيره قراءته، والسكوت عليه، ليس لأحد أن يفسره إلا أالله تعالى ورسوله.

«“Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме того, что Аллах явится к ним, осенённый облаками” – лучшее для человека в отношении этого и подобным ему аятам – уверовать в них поверхностно (захир), предоставив знание о них Аллаху, и верить в то, что Господь, да возвысится Его имя, не имеет качеств сотворённого. Так верила община саляфов и учёных Сунны. Аль-Кальби сказал: “Эти сообщения сокровенны и не подлежат разъяснению”. Макхуль, аз-Зухри, аль-Авзаи, Малик, ибн аль-Мубарак, Суфьян ас-Саури, ал-Лейс ибн Саад, Ахмад и Исхак говорили о подобных аятах: “Пропускайте их так, как они пришли, без образа”. Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: “Толкованием всего того, чем Аллах описал Себя в Своей книге, является (простое) чтение, молчание о них, и никто, кроме Аллаха и Его посланника, не способен разъяснить их”».

Обратите внимание на его слова: «предоставив знание о них Аллаху», на его цитирование слов аль-Кальби и довольство ими: «Эти сообщения сокровенны и не подлежат разъяснению», и его цитирование слов Суфьяна ибн ‘Уяйны.

Также будет уместно привести несколько примеров того, как имам аль-Багави применяет таъвиль (аллегорическое толкование) к аятам муташабихат.

Имам аль-Багави сказал в своём тафсире (6/228) толковании к 88 аяту суры Аль-Касас:

{ كُلُّ شَىْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ } ، أي إلا هو، وقيل: إلا ملكه، وقال أبو العالية: إلا ما أريد به وجهه،

««Всякая вещь погибнет, кроме Его ваджха (букв.: лик)», то есть кроме Него. Было также сказано: «кроме Его власти». Абу аль-Алия сказал: «Кроме тех дел, посредством совершения которых хотели достичь Его ваджха»».

Также имам аль-Багави сказал в тафсире (7/429), комментируя 14 аят суры аль-Камар:

{ تَجْرِى بِأَعْيُنِنَا } ، أي: بمرأى منّا. وقال مقاتل بن حيان: بحفظنا، ومنه قولهم للمودَّع: عين الله عليك. وقال سفيان: بأمرنا.

««Поплыл у Нас на глазах» — то есть под Нашим присмотром. Мукатиль ибн Хайан сказал: «Под Нашей защитой». Отсюда и слова людей тому, кого они провожают: «Да хранит тебя Аллах!» (букв. на тебе глаз Аллаха). Суфьян ас-Саури сказал: «По Нашему велению»».

Также имам аль-Багави сказал в тафсире (7/394), комментируя 48 аят суры ат-Тур:

 { فَإِنَّكَ بِأَعْيُنِنَا } ، أي بمرأىً منّا، قال ابن عباس: نرى ما يُعْمَلُ بك. وقال الزجاج: إنك بحيث نراك ونحفظك فلا يصلون إلى مكروهك.

««Ведь ты у Нас на глазах», то есть под Нашим присмотром. Ибн Аббас сказал: «Мы видим то, что с тобой делают». Аз-Заджадж сказал: «Мы видим тебя и храним тебя, а они не доберутся до тебя и не причинят то, чего ты опасаешься»».

Также имам аль-Багави сказал в тафсире (8/422) комментируя 22 аят суры аль-Фаджр:

{وجاء ربك} قال الحسن: جاء أمره وقضاؤه

««И джаа (букв.: придет) твой Господь». Хасан (аль-Басри) сказал: «Придёт Его приказ и Его повеление».

Смерть

Имам аль-Багави, да будет милостив к нему Аллах, умер в городе Маруа ар-Руз, в местности Хорасана, в месяце Шавваль, в 516 году по хиджре. Он был похоронен рядом со своим шейхом Кады Хусейном. Имам аль-Багави прожил 70 с лишним лет.

Пусть Аллах будет доволен им и воздаст ему благом от Ислама и всех мусульман! Амин

Похожие материалы