Акыда имама аль-Бухари. Часть 2

Хальк афаль аль-ибад

Коран — несотворенное Слово Аллаха 

Имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) начинает свою книгу с того, что сразу же свою разъясняет свое вероубеждение в вопросе Корана, приводя слова Суфьяна ибн Уяйны (да смилуется над ним Аллах):

أَدْرَكْتُ مَشَائِخَنَا مُنْذُ سَبْعِينَ سَنَةً، مِنْهُمْ عَمْرُو بْنُ دِينَارٍ، يَقُولُونَ: الْقُرْآنُ كَلَامُ اللَّهِ وَلَيْسَ بِمَخْلُوقٍ

«Я застал своих учителей, — и среди них Амр ибн Динар — уже как семьдесят лет говорящими, что Коран — это Слово Аллаха, и он несотворен»[1].

Разногласия в этом вопросе начались с мутализитами и джахмитами, которые утверждали, что Коран является таким же действием Аллаха, как сотворение земли и небес, и поэтому, как и земля и небеса, Коран так же сотворен. Имамы Сунны отвечали на эти убеждения, что Коран — это атрибут Аллаха, и так же, как Знание Аллаха не может быть сотворенным, так и Речь Аллаха не может быть сотворенной.

То есть разногласие между джахмитами и мутазилитами с одной стороны и имамами Сунны — с другой — заключалось в том, имеет ли Коран начало, или же он был всегда.

Имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) сказал:

جميع القرآن هو قوله والقول صفة القائل والقائل موصوف به

«Весь Коран — это Его Слово, а слово — это атрибут говорящего, и говорящий описан им»[2].

Доказательство несотворенности Корана

Закария Яхья ибн Юсуф аз-Зиммий (да смилуется над ним Аллах) сказал:

كُنَّا عِنْدَ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ إِدْرِيسَ، فَجَاءَهُ رَجُلٌ فَقَالَ: يَا أَبَا مُحَمَّدٍ، مَا تَقُولُ فِي قَوْمٍ يَقُولُونَ: الْقُرْآنُ مَخْلُوقٌ؟ فَقَالَ: «أَمِنَ الْيَهُودِ؟» قَالَ: لَا، قَالَ: «فَمِنَ النَّصَارَى؟» قَالَ: لَا، قَالَ: «فَمِنَ الْمَجُوسِ؟» قَالَ: لَا، قَالَ: «فَمِمَنْ. . . .؟» قَالَ: مِنْ أَهْلِ التَّوْحِيدِ، قَالَ: ” لَيْسَ هَؤُلَاءِ مِنْ أَهْلِ التَّوْحِيدِ، هَؤُلَاءِ الزَّنَادِقَةُ مَنْ زَعَمَ أَنَّ الْقُرْآنَ مَخْلُوقٌ فَقَدْ زَعَمَ أَنَّ اللَّهَ مَخْلُوقٌ، يَقُولُ اللَّهُ: {بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ} [الفاتحة: ١] ، فَاللَّهُ لَا يَكُونُ مَخْلُوقًا، وَالرَّحْمَنُ لَا يَكُونُ مَخْلُوقًا، وَالرَّحِيمُ لَا يَكُونُ مَخْلُوقًا، وَهَذَا أَصْلُ الزَّنَادِقَةِ، مَنْ قَالَ هَذَا فَعَلَيْهِ لَعْنَةُ اللَّهِ، لَا تُجَالِسُوهُمْ وَلَا تُنَاكِحُوهُمْ

«Мы были у Абдуллаха ибн Идриса, когда к нему пришел некий человек и сказал:

— Абу Мухаммад, что ты скажешь о людях, которые говорят, что Коран сотворен?

— Они из числа иудеев? — уточнил Абдуллах ибн Идрис..

— Нет.

— Они из числа христиан?

— Нет.

— Они зороастрийцы?

— Нет.

— Кто же они тогда?

— Они единобожники.

Тогда Абдуллах ибн Идрис сказал: “Нет, они не являются единобожниками, но являются безбожниками! Кто заявит, что Коран сотворен, тот заявляет о сотворенности Аллаха! Всевышний Аллах сказал: “С именем Аллаха, Милостивого и Милующего”[3]! Аллах не может быть сотворенным! Милостивый не может быть сотворенным! Милующий не может быть сотворенным! Это является основой безбожия! И кто скажет подобное, то на нем — проклятие Аллаха! Не общайтесь с ними и не вступайте с ними в брак!”»[4]

Причина вынесения такфира за утверждение о сотворенности Корана заключается в том, что сотворенность качества указывает на сотворенность самой сущности, потому что атрибуты отражают собой природу своего объекта: если сущность начальна и сотворена, то и атрибуты и качества этой сущности будут такими же.

Передается, что имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал:

من قال القرآن مخلوق فهو عندنا كافر لأن القرآن من علم الله وفيه أسماء الله

«Кто скажет, что Коран сотворен, то, согласно нашему мнению, такой человек — неверующий, потому что Коран — из Знания Аллаха, и в нем есть имена Аллаха»[5].

Также имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал:

إذا قال الرجل : العلم مخلوق فهو كافر لأنه يزعم أنه لم يكن له علم حتى خلقه

«Если человек скажет: “Знание Аллаха сотворено”, то такой человек — неверующий, потому что он утверждает, что у Аллаха не было Знания, а потом Он сотворил его»[6].

Эти слова имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах) ясно указывают на то, что причина вынесения такфира мутазалитам заключается в том, что если бы Коран появился после того, как он ранее не существовал, как в это верят мутазилиты и ибн Таймийя (да смилуется над ним Аллах), то это указывало бы изменение, а изменения является качеством творений, а не Творца.

Более ясно об этом сказал Ваки’ ибн аль-Джаррах:

من زعم أن القرآن مخلوق فقد زعم أنه محدث ومن زعم أنه محدث فقد كفر

«Кто скажет, что Коран сотворен, тот утверждает, что он начален (мухдас), а кто утверждает, что Коран начален, тот — неверующий»[7].

То есть вынесение такфира не связано с тем, что само слово «махлюк» является каким-то оскорбительным, или с тем, что мутазилиты верили, что Коран придумал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но с тем, что из начальности атрибутов вытекает начальность сущности, а это — ключевое разногласие между ашаритами и ваххабитами в наши дни.

 

 

[1] «Хальк афаль аль-ибад», стр. 507.

[2] Там же, стр. 818.

[3] Коран, 1:1.

[4] «Хальк афаль аль-ибад», стр. 512-513.

[5] «Ас-Сунна» Абдуллаха ибн Ахмада (№1).

[6] Там же (№2).

[7] Там же (№32).

Похожие материалы