Большинство обитателей Ада женщины?

Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

«О люди! Мы, поистине, сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Но самый достойный (человек) из вас перед Аллахом — наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах — Всезнающий»[1].

Таким образом, мерилом перед Аллахом являются богобоязненность и праведные дела. А хадисы о том, что женщин больше в числе обитательниц Огня, вовсе не означают, что мужчины по умолчанию праведнее или ближе к Аллаху, чем женщины. Ведь очевидно, что многие женщины бывают праведнее множества мужчин.

От Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передается:

اطَّلَعت في الجنة فرأيتُ أكثرَ أهلِها الفقراءَ، واطَّلعتُ في النار فرأيتُ أكثرَ أهلها النِّساءَ

 «Я взглянул на Рай и увидел, что большинство его обитателей бедные. И я взглянул на Ад и увидел, что большинство его обитателей женщины»[2].

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (ум. 852 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет по этому поводу:

ظَاهِرُ الْحَدِيثِ التَّحْرِيضُ عَلَى تَرْكِ التَّوَسُّعِ مِنَ الدُّنْيَا، كَمَا أَنَّ فِيهِ تَحْرِيضَ النِّسَاءِ عَلَى الْمُحَافَظَةِ عَلَى أَمْرِ الدِّينِ؛ لِئَلَّا يَدْخُلْنَ النَّارَ

«Видимый смысл хадиса — это побуждение женщин строже придерживаться религии, чтобы не оказаться в числе обитательниц Ада»[3].

Имам аль-Куртуби (ум. 671 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:

إنما كان النساء أقل ساكني الجنة لما يغلب عليهن من الهوى والميل إلى عاجل زينة الدنيا لنقصان عقولهن أن تنفذ بصائرها إلى الأخرى فيضعفن عن عمل الآخرة، والتأهب لها لميلهن إلى الدنيا والتزين بها ولها، ثم مع ذلك هن أقوى أسباب الدنيا التي تصرف الرجال عن الأخرى؛ لما لهن فيهن من الهوى، فأكثرهن معرضات عن الآخرة بأنفسهن، صارفات عنها لغيرهن، سريعات الانخداع لداعهن من المعرضين عن الدين، عسيرات الاستجابة لمن يدعوهن إلى الآخرة وأعمالها من المتقين

«Женщин меньше среди обитателей Рая потому, что в большинстве случаев в них преобладают следование страстям и влечение к близким украшениям этого мира. Их разум часто оказывается недостаточен, чтобы прозреть и устремиться к последней жизни (ахирату). Поэтому они слабеют в делах, связанных с подготовкой к ней, так как тянутся к мирскому и украшениям этого мира.

К тому же, именно женщины становятся одной из сильнейших причин мирских привязанностей, которые отвлекают мужчин от последней жизни, ибо мужчины питают к ним особенное влечение. В итоге большинство женщин сами отворачиваются от последней жизни и одновременно отвлекают от нее других. Они легко поддаются обольщению тех, кто пренебрегает религией, и с трудом откликаются на призыв тех, кто зовет их к последней жизни и ее делам, из числа богобоязненных»[4].

Возможно, мудрость сообщений о преобладании женщин в Аду, заключается (а Аллаху известно лучше) в причине, которую описал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): женщины часто проклинают и не благодарят своих мужей.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал женщинам:

تصدقن فإني رأيتكن أكثر أهل النار فقلن : ولم يا رسول اللّٰه؟ قال : تكثرن اللعن وتكفرن العشير

«“Раздавайте милостыню, ибо, поистине, мне было дано увидеть, что вы составляете собой большинство из оказавшихся в Аду!” Они спросили: “Почему же, о Посланник Аллаха?” Он ответил: “Потому что вы часто проклинаете (людей) и проявляете неблагодарность по отношению к своим мужьям”»[5].

Может возникнуть вопрос: «Почему из всех грехов особо выделена именно неблагодарность мужу?»

Можно ответить словами хафиза ибн Хаджара аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах):

وَخَصَّ كُفْرَانَ الْعَشِيرِ مِنْ بَيْنَ أَنْوَاعِ الذُّنُوبِ لِدَقِيقَةٍ بَدِيعَةٍ وَهِيَ قَوْلُهُ ﷺ لَوْ أَمَرْتُ أَحَدًا أَنْ يَسْجُدَ لِأَحَدٍ لَأَمَرْتُ الْمَرْأَةَ أَنْ تَسْجُدَ لِزَوْجِهَا. فَقَرَنَ حَقَّ الزَّوْجِ عَلَى الزَّوْجَةِ بِحَقِّ اللَّهِ، فَإِذَا كَفَرَتِ الْمَرْأَةُ حَقَّ زَوْجِهَا – وَقَدْ بَلَغَ مِنْ حَقِّهِ عَلَيْهَا هَذِهِ الْغَايَةَ – كَانَ ذَلِكَ دَلِيلًا عَلَى تَهَاوُنِهَا بِحَقِّ اللَّهِ، فَلِذَلِكَ يُطْلَقُ عَلَيْهَا الْكُفْرُ لَكِنَّهُ كُفْرٌ لَا يُخْرِجُ عَنِ الْمِلَّةِ

«Это связано с тонкой мудростью. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если бы я повелел кому-либо поклониться другому, я велел бы женщине поклониться своему мужу”.

То есть право мужа над женой поставлено настолько высоко, что оно связано с правом Аллаха. Поэтому, если женщина не выполняет права мужа, которые столь велики, это указывает на ее пренебрежение правом Аллаха. Поэтому это названо “куфром” (неблагодарностью), но это не тот куфр, который выводит из Ислама»[6].

Путь в Рай открыт для каждой, которая оберегает свои намазы, постится в Рамадан и исполняет обязанности перед мужем. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِذَا صَلَّتِ الْمَرْأَةُ خَمْسَهَا، وَصَامَتْ شَهْرَهَا، وَحَفِظَتْ فَرْجَهَا، وَأَطَاعَتْ زَوْجَهَا، قِيلَ لَهَا: ادْخُلِي الْجَنَّةَ مِنْ أَيِّ أَبْوَابِ الْجَنَّةِ شِئْتِ

«Если женщина совершает свои пять молитв, постится в месяц (Рамадан), хранит целомудренность и повинуется своему мужу, то ей будет сказано: “Войди в Рай через любые врата Рая, какие пожелаешь”»[7].

 

 

[1] Коран (49:13).

[2] Аль-Бухари.

[3] «Фатх аль-бари» (11/280).

[4] «Ат-Тазкира» (2/818).

[5] Аль-Бухари.

[6] «Фатх аль-бари» (1/83).

[7] Ахмад.

Похожие материалы