Говорит ибн Таймия:
يَا سُبْحَانَ اللَّهِ كَيْفَ لَمْ يَقُلْ الرَّسُولُ يَوْمًا مِنْ الدَّهْرِ وَلَا أَحَدٌ مِنْ سَلَفِ الْأُمَّةِ: هَذِهِ الْآيَاتُ وَالْأَحَادِيثُ لَا تَعْتَقِدُوا مَا دَلَّتْ عَلَيْهِ. وَلَكِنْ اعْتَقِدُوا الَّذِي تَقْتَضِيهِ مَقَايِيسُكُمْ أَوْ اعْتَقِدُوا كَذَا وَكَذَا. فَإِنَّهُ الْحَقُّ وَمَا خَالَفَ ظَاهِرَهُ فَلَا تَعْتَقِدُوا ظَاهِرَهُ أَوْ اُنْظُرُوا فِيهَا فَمَا وَافَقَ قِيَاسَ عُقُولِكُمْ فَاقْبَلُوهُ وَمَا لَا فَتَوَقَّفُوا فِيهِ أَوْ انْفُوهُ؟
«О преславный Аллах! Почему ни Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ни кто-либо из предшественников исламской общины никогда не говорили: “Не верьте в то, на что указывают эти аяты и хадисы! Однако верьте в то, к чему приводят ваши (рациональные) аналогии”, или “Верьте так-то и так-то, ведь это есть истина. А тому, что противоречит внешнему смыслу, не верьте в этот внешний смысл или же взгляните на него. Если он соответствует рациональной аналогии, то принимайте это, а если нет, то воздержитесь от этого или отвергните это”». («Маджму аль-фатава», 5/19).
Я отвечу, что в этом тексте от ибн Таймии либо есть обман, либо он сам лично провозглашает о своем невежестве.
Наш Господь сообщает нам во многих аятах, что Он не подобен творениям, и что творения не подобны Ему. Например:
«Нет ничего подобного Ему» (Коран, 42:11), «Аллах не нуждается ни в чем, но вы — нуждающиеся» (Коран, 47:38), «Поистине, Аллах не нуждается в мирах» (Коран, 3:97), «Скажи — Он Аллах Един» (Коран, 112:1), «Нет никого равного Ему» (Коран, 112:4).
Наш Господь сообщил нам, что в Коране есть аяты-муташабихат (с неясным смыслом), касающиеся убеждений, которые не понимаются буквально и за которыми следуют те, в чьих сердцах отклонение, желая для себя искушения. Он сообщает нам, что не знает их толкование никто, кроме Него Самого, в словах: «А другие аяты — муташабихат (неясные). Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за аятами-муташабихат, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: “Мы уверовали в него, все это от нашего Господа”». (Коран, 3:7)
Наш Господь дал нам пример этих аятов-муташабихат, и это то, что отрицает разум человека, потому что это подобает только творениям, а не Творцу. Человек не знает, что именно подразумевается под этими аятами, но наш Господь знает, что в них имеется в виду, и может быть Он научит кого-то этим смыслам или их части. Это упоминается в хадисе аль-кудси:
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в День Воскрешения Великий и Всемогущий Аллах скажет: “О сын Адама, Я болел, а ты не навестил Меня!” (Тот человек, к которому Он обратится,) скажет: “О Господь мой, как же я (могу) навестить Тебя, когда Ты — Господь миров?!” (Аллах) скажет: “Разве не знал ты, что такой-то раб Мой заболел, а ты не навестил его? Разве не знал Ты, что если бы ты его навестил, то нашел бы рядом с ним и Меня? О сын Адама, Я просил тебя накормить Меня, но ты Меня не накормил!” (Человек) скажет: “О Господь мой, как же я (могу) накормить Тебя, когда Ты — Господь миров?!” (Аллах) скажет: “Разве не знал ты, что такой-то раб Мой просил тебя накормить его, а ты не накормил его? Разве не знал ты, что если бы ты накормил его, то (потом) непременно нашел бы это у Меня? О сын Адама, Я просил у тебя воды, а ты не напоил Меня!” (Человек) скажет: “О Господь мой, как же я (могу) напоить Тебя, когда Ты — Господь миров?!” (Аллах) скажет: “У тебя просил воды такой-то раб Мой, а ты не напоил его! Разве (не знал) ты, что если бы ты напоил его, то (потом) непременно нашел бы это у Меня?”» (Муслим, № 2569)
Посмотри на буквальный смысл выражений: «Я болел», «Я просил тебя накормить Меня», «Я просил у тебя воды», которые не приличествуют Аллаху, и посмотри, как разум человек отверг эти смыслы! И Аллах подтвердил это отрицание внешнего смысла тем, что Сам истолковал это аллегорически. Он не сказал человеку: «Пойми эти вещи буквально, в том смысле, который является общим (между Богом и творениями), и не вдавайся в образ этого» — как утверждает это ибн Таймия. Более того, Он разъяснил, что такие вещи не понимаются буквально, и они имеют аллегорическое толкование, которое подобает Аллаху.
Это предназначено, чтобы ты понимал, что муташабихат — это аяты Корана, которые не могут быть поняты в буквальном смысле, неприемлемом для Аллаха, и что они имеют значения, которые соответствуют Его величию. Они известны нашему Господу, и некоторые из Его созданий, которые достигли знания о Нем, могут понимать значения этих аятов.