В наши дни заблудшие, которые следуют лишь за двумя-тремя учеными прошлого, пытаются приписать имамам Ахлю-с-Сунна взгляды своего течения. Для этого они используют разнообразные ухищрения и даже явную ложь.
Один из имамов, которому эти невежды пытаются приписать свои убеждения, – великий мухаддис, амир аль-му’минин филь-хадис, хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни, да смилуется над ним Аллах.
Почему именно ему?
Причина в том, что хафиз Ибн Хаджар – один из величайших мухаддисов в истории Ислама и его книга «Фатх аль-Бари би шарх Сахих аль-Бухари» – комментарий (шарх) на сборник достоверных хадисов «Сахих» имама Бухари, да смилуется над ним Аллах, является самым лучшим толкованием на этот великий сборник хадисов.
И, учитывая, что эти заблудшие называют свой мазхаб «мазхаб ахль аль-хадис», то, естественно, они хотят причислить к своему течению лучшего толкователя “Сахиха” Бухари.
Так, современный «псевдосалафит» Сафар аль-Хавали в своей книге, направленной против ашаритов, утверждает: «Ибн Хаджар в «Фатхе» критикует ашаритов и противоречит основам их мазхаба».
ИншаАллах, разберем подробно, правда ли это.
Кто хочет узнать, какая акыда была у имама аль-Аскаляни, да смилуется над ним Аллах, пусть откроет «Фатх аль-Бари» и прочитает те разделы, которые касаются вероубеждения.
Для тех, кто читал «Фатх аль-Бари», ясно, как день, что Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, был ашаритом и не расходился с ашаритами в основах вероубеждения.
Однако шейх Ибн Хаджар был муджтахидом, поэтому имел свое мнения по некоторым частным вопросам, и эти мнения не выводят его из ашаритского мазхаба. Ведь он разделял основы вероубеждения ашаритов: Аллах не занимает места, не находится ни над Троном, ни где-то еще, не описан изменяемостью, не имеет частей и органов и т.д.
Как доказательство приведем несколько цитат из «Фатх аль-Бари».
Из шарха к хадису №3803: «Арш – это не место, на котором утвердился Аллах. Саляфы, имамы и алимы Ахлю-с-Сунна убеждены, что Аллаху не присуще движение, изменение и воплощение, ибо нет ничего подобного Ему».
«Смысл «лика» – Сущность. Это распространённое выражение уважения у арабов».
«У Аллаха нет тела, ибо тело состоит из частей».
«Таджсим и ташбих – это убеждения иудеев, а не мусульман. Аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, говорит, что эти идеи – что Аллах занимает место или имеет части тела – принадлежат иудеям. Они убеждены, что Аллах подобен человеку, имеет органы, как полагают сектанты-муташаббиха из этой общины. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смеялся, удивляясь невежеству иудеев».
«Буквальное значение слов «на небе» не является их истинным смыслом, потому что Аллах чист от занятия [какого-либо] места. И все выражения, которые относятся к возвышению (‘улю), говорят о возвышенности Его Сущности и Его качеств» (конец слов Ибн Хаджара).
Эти убеждения и есть ашаритский мазхаб.
Что касается вопросов «первого ваджиба» или положения того, что не знает рациональных доказательств, то по этим вопросам у ашаритов имеются расхождения, поэтому это не является доводом в пользу того, что имам аль-Аскаляни – не ашарит или перестал им быть.
Просто последователи Ибн Таймийи всегда отличались фанатизмом в следовании своему имаму и поэтому считают, что остальные ученые такие же фанатики и, если те в каком-то второстепенном вопросе имели другое мнение, то это значит, что они «оставили мазхаб этого имама» или «сделали тавбу».
Это явное невежество.
Также мы знаем, что имам аль-Газали в некоторых вопросах акыды имел мнение, отличное от мнения имама Ашари – маликиты даже критиковали его за это. Но имам аль-Газали не перестал быть ашаритом, и эти расхождения не касаются усуля, т. е. основы мазхаба.
Более того, это свидетельство того, что ашариты – это самая справедливая группа в отношении истины: если они видят истину, то всегда устремляются к ней, даже если это противоречит мнению их имама.
Утверждения, что Аскаляни сделал тавбу или Рази сделал тавбу, свидетельствуют о явном невежестве тех, кто так говорит.
Они не понимают, что такое мазхаб, то есть то или иное течение, и в каких случаях расхождения выводят человека из числа последователей этого течения, а в каких – нет. Остановимся на этом вопросе чуть подробнее.
Любой мазхаб состоит из двух частей: усуль и фуру’. (то есть методология мазхаба и решения этого мазхаба).
Фуру’ также делится на две части:
- основополагающие решения, то есть те, в которых нет никаких расхождений у последователей этого течения. И кто им противоречит, тот перестает быть последователем этого течения,
- второстепенные решения, то есть те, в которых есть расхождения между самими последователями мазхаба. Отличное мнение в этих вопросах не свидетельствует о том, что человек перестал принадлежать к этому мазхабу.
Приведем в качестве примера мутазилитов.
Все мутазилиты едины в том, что
- Коран сотворен, и Речь Аллаха сотворена;
- Человек творит свои деяния силой, которую Аллах вложил в него;
- Аллаха нельзя увидеть.
[Также они едины] и в других вопросах.
Если кто-то считает иначе – его уже нельзя считать мутазилитом, даже если он разделяет некоторые убеждения мутазилитов. Мы будем говорить, что он подвержен влиянию мутазилитов, но мутазилитом уже не назовём .
Но если один мутазилит верит в мост Сырат, а другой мутазилит говорит, что мост Сырат – это аллегория и что под этим подразумевается отчет за деяния, – то они оба не перестают быть мутазилитами и расхождения в таких вопросах никак не повлияют на их причастность к мутазилизму.
То же самое и с ашаризмом. Усуль ашария, то есть основа ашаритского мазхаба, – это:
- убеждение, что Аллах не занимает место;
- что Аллах не является телом (джисм);
- что Аллаха можно увидеть без образа и направления;
- Коран – это несотворенная речь Аллаха, которая не описана ни звуками, ни буквами;
- деяния людей – это творение Аллаха.
Тот, кто расходится с этим, не ашарит, а кто разделяет эти убеждения – ашарит.
Доказательства того, что Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, разделял эти убеждения, мы привели выше в цитате из «Фатхуль-Бари».
Также надо сказать, что один из учеников бин База написал книгу о так называемых ошибках в акыде и таухиде улюхия в “Фатх аль-Бари”». Если Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, «был на мазхабе саляфов» – так ваххабиты называют своё уподобление Аллаха творениям – то почему их современные шейхи опровергают эти убеждения?
Одной из книг, которую обновитель нашего столетия устаз Мухаммад Захид аль-Кавсари, да смилуется над ним Аллах, советовал читать талибам, является «Китаб ат-Таухид» из «Фатх аль-Бари».
Иными словами, кто хочет изучать ашаритскую акыду, пусть читает эту книгу.
Аллах знает лучше.