Всевышний Аллах сказал в Коране: «Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: “Вот мой Господь!”. Когда же она закатилась, он сказал: “Я не люблю тех, кто закатывается”. Когда он увидел восходящую луну, то сказал: “Вот мой Господь!”. Когда же она закатилась, он сказал: “Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей”. Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: “Вот мой Господь! Оно больше других”. Когда же оно зашло, он сказал: “О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, будучи единобожником, и Я не принадлежу к многобожникам!”». (Коран, 6:76-79)
На первый взгляд кажется, что пророк Ибрахим (мир ему) принял звезду (планету Венера), Луну и Солнце за божеств, и пока он размышлял над этим, то был многобожником. Однако истина в том, что этот диалог является дискуссией пророка Ибрахима (мир ему) со своим народом. Поэтому, когда Ибрахим (мир ему) говорил: «Вот мой Господь», то имелось в виду его обращение к своему народу, словно он говорил: «(По-вашему) вот мой Господь». И именно с таким пояснением следует переводить данные аяты. Для более подробного разъяснения с доказательствами далее приведем отрывок из тафсира Ибн Касира.
Имадуддин Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ад-Димашки, известный как Ибн Касир (701–774 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) — известный толкователь Корана — пишет в своем тафсире «Тафсир аль-Куръан аль-азым» (Дар Тайиба: 3/291):
«Слова Аллаха «Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: “Вот мой Господь!”. Когда же она закатилась» — то есть исчезла… (У арабов) говорят: «Куда скрылся (أفلت) от нас?», используя этот глагол «أفلت». Далее сказано в аяте: «Я не люблю тех, кто закатывается», и Катада истолковал это так: «Он знал, что его Господь вечный и не исчезает».
(Далее в Коране): «Когда он увидел восходящую луну, то сказал: “Вот мой Господь!”. Когда же она закатилась, он сказал: “Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей”. Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: “Вот мой Господь! Оно больше других” — то есть это небесное тело больше, чем звезда и Луна, и больше в нем света. «Когда же оно зашло, он сказал: “О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, будучи единобожником, и Я не принадлежу к многобожникам!”» — то есть Ибрахим (мир ему) очистил свою религию и посвятил свое поклонение « Тому, Кто сотворил небеса и землю» — то есть Тому, Кто сотворил их впервые и не было им примера прежде, «будучи единобожником» — то есть отошедшим от многобожия к единобожию. Поэтому он сказал далее: «и Я не принадлежу к многобожникам!».
Толкователи Корана разногласят по поводу данных аятов, пришли ли они в контексте дискуссии или же в контексте анализа. Передал Ибн Джарир по цепочке Али ибн Аби Тальха от ибн Аббаса сообщение, которое подтверждает, что это — в контексте анализа. Ибн Джарир считает так, аргументируя это словами: «Если мой Господь не наставит меня на прямой путь».
Мухаммад ибн Исхак сказал: “Он (Ибрахим) сказал так, когда вышел из тоннеля, где его родила мать, когда она опасалась, что ее сына настигнет вред от Намруза ибн Кан’ана, ведь ему сообщили, что его власть исчезнет из-за новорожденного, и тогда он приказал убить всех младенцев в тот год. Когда же мать Ибрахима (мир ему) понесла его и пришла пора рожать, она отправилась в тоннель на окраине города, родила его и оставила там”.
Он также отметил некоторые чудеса, упомянутые и другими толкователями из числа саляфов и халяфов. Истина же в том, что (рассуждения) Ибрахима, мир ему, (в вышеприведенных аятах) были в контексте дискуссии с его народом, разъясняющей им ложность их поклонения небесным великанам (звездам) и истуканам. В первом месте, где он ведет речь со своим отцом, он объяснил их ошибку, которая заключалась в поклонении земным идолам с внешностью якобы небесных ангелов. Целью данного поклонения было заступничество перед великим Господом, а эти истуканы были презреннее того, чтобы им поклоняться. Они брали их посредниками, поклоняясь ангелам, чтобы те заступались за них перед Господом, в пропитании и помощи, и прочем, в чем они нуждались.
В этом же месте он разъяснил их ошибку и заблуждение поклонения гигантам, семи небесным планетам, а именно — Луне, Меркурию, Венере, Солнцу, Марсу, Юпитеру и Сатурну. Больше всего светится и более почетным является Солнце, затем Луна, затем Венера. Поэтому он сначала разъяснил, что Венера не может считаться божеством, потому что она подчинена определенной траектории движения, не отклоняясь от нее ни направо, ни налево, и не способна сама распоряжаться. Она всего лишь одно из небесных тел, которые создал Аллах светящимися, потому что в этом есть великие мудрости, как, например, то, что они восходят на востоке, затем двигаются по траектории к западу, пока не исчезнут из поля зрения. На следующую ночь все повторяется таким же образом. А все, что таково, не может быть божеством. Затем он перешел к разговору о Луне и разъяснил о ней тоже, что разъяснил о звездах, затем начал говорить о Солнце. Когда же выяснилось, что все эти три тела, которые являются самыми яркими из того, что видели глаза, не пригодны для того, чтобы быть божествами, и это подтвердилось категоричным доказательством.
«Он сказал: “О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи”» — то есть непричастен к вашему поклонению. Если они боги, то обхитрите меня через них, а затем не ждите. «Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, будучи единобожником, и Я не принадлежу к многобожникам» — то есть я поклоняюсь Творцу этих вещей, их Создателю, их Подчинителю, приведшему их к порядку, и управителю их, обладающему властью над каждой вещью, Творцу каждой вещи, Господу их, Царю их и Богу их. Как сказал Аллах: «Поистине, ваш Господь — Аллах, который создал небеса и землю за шесть (земных) дней и возвысился над Аршем. Он покрывает ночью день, который следует за ней без промедления. Солнце, луна и звезды — все они подчинены Его воле. Без сомнений, Он творит и повелевает (что пожелает). Возвышен Аллах (и бесконечно далек от любых недостатков), Господь миров!» (Коран, 7:54).
Как же Ибрахим может рассуждать в этих аятах в контексте анализа, тогда как о нем Аллах сказал: «Еще раньше Мы даровали Ибрахиму (Аврааму) верное руководство, и Мы были осведомлены о нем. Вот он сказал своему отцу и народу: “Что это за изваяния, которым вы предаетесь?”» (Коран, 21:51-52). Также сказал Аллах: «Поистине, Ибрахим был вождем, покорным Аллаху и единобожником, и он не был одним из многобожников. Он был благодарным Аллаху за благодеяния, и Он избрал его и повел прямым путем. Мы даровали ему добро в мирской жизни, а в последней жизни он будет в числе праведников. Затем Мы внушили тебе: “Исповедуй религию Ибрахима, ведь он был единобожником и не был из числа многобожников”» (Коран, 16:120-123), а также сказал: «Скажи: “Воистину, мой Господь наставил меня на прямой путь, на правильную религию, веру Ибрахима, ханифа. Ведь он не был из числа многобожников”». (Коран, 6:161)
Передается в двух достоверных сборниках хадисов от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый человек рождается в своём естественном состоянии (фитра)». Также в достоверном сборнике Муслима от Ияда ибн Хаммара передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сказал Аллах: “Я сотворил своих рабов единобожниками”».
Также Аллах сказал в своей Великой Книге: «Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению» (Коран, 30:30), а также Он сказал: «Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: “Разве Я — не ваш Господь?”. Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”» (Коран, 7:172), а смысл этого аята такой же, как у аята: «Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению», толкование которого придет далее.
Если это было сказано в отношении всех творений, так как же любимец Аллаха — Ибрахим (мир ему), которого Аллах сделал вождем, покорным Аллаху, единобожником, и не был он из числа многобожников, — мог рассуждать в вышеприведенных аятах в контексте анализа? Он первый из людей после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чье естественное состояние (фитра) является здоровым, а природа его не искажена, и это несомненно так». (Конец цитаты)