Что говорят ученые по поводу Муавии?

Вопрос: Что говорят учёные по поводу Муавии? Как относиться к тем, кто считает его заблудшим или неверующим?

Ответ:  Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного.

Позиция имамов-ашаритов — одной из двух школ Ахлю-с-Сунна в акыде — такова:

Наш господин (саййидина) Муавия (да будет доволен им Аллах) является сподвижником Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Согласно Шариату, все сподвижники занимают высокое положение в Исламе, поскольку они имели честь встретиться с Благородным Посланником Аллаха, мир ему и благословение. И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отошёл в мир иной, будучи доволен ими всеми. Сподвижники разнятся между собой по степени величия, которая зависит от того, кто из них раньше пришёл в Ислам и кто больше служил [делу] религии (См: Тафтазани, «Шарх аль-акаид-ан-насафиййа» и комментарии к ней; Лакани, «Джаухару-т-Таухид» и комментарии к ней Бажури, Сави, Таттана и других [учёных]).

Ученые Ахлю-с-Сунна считают, что разногласия и дискуссии между сподвижниками не позволяют нам порицать их. Это касается обоих: нашего господина (саййидина) Али и нашего господина Муавии, да будет ими обоими доволен Аллах. Также это касается тех, кто последовал за кем-то из них. Ещё хуже считать их заблудшими или (не приведи Аллах) кафирами, кроме тех случаев, когда вероотступничество законно (шариатским путём) установлено.

Нас обязывает придерживаться хорошего мнения о сподвижниках [следующее]: если они впадали в грех, то тут же каялись; им выпала честь погибнуть на пути Ислама (шахидами). И всё это — из-за того, что они были рядом с Посланником Аллаха, да пребудет над ним мир и Его благословение.

По единодушному мнению учёных Ахлю-с-Сунна (иджма), наш господин Али, да будет доволен им Аллах, был прав в споре с нашим господином Му’авией, да будет доволен им Аллах. Но они не сошлись во мнениях не из-за эгоистичных желаний и капризов, а в результате независимого суждения (иджтихада). Наш господин Муавия, да будет доволен им Аллах, ошибся и, следовательно, получил [одну] награду за свой иджтихад. Его ошибка не является грехом.

Имам Ахлю-с-Сунна в акыде — наш господин (саййидина) Абуль-Хасан аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах — однозначно высказался на это счёт в «Макалят». Этой же позиции придерживаются и учёные, жившие после него. Некоторые ошибочно полагают, что имам Аш’ари считал Муавию грешником и заблудшим. Это неправда.

Наша обязанность – хранить молчание относительно разногласий между сподвижниками, да будет доволен ими всеми Аллах, и придерживаться хорошего мнения о них. Имам Аль-Газали, да будет доволен им Аллах, назвал бессмысленные разговоры на эту тему «бесполезными греховными разговорами». Об этом написано в «Ихья…».

Что касается некоторых риваятов, в которых одни [сподвижники] порицают других, то они очень слабые (часто вымышленные) или могут быть верно (иначе) разъяснены. Имам аль-Харамайн аль-Джувайни (учитель имама Аль-Газали), да будет доволен им Аллах, сказал о правильном толковании этих риваятов: «Всякий учёный сможет это сделать» (имеется в виду, что каждый учёный в состоянии верно разъяснить смысл этих риваятов – прим. переводчика).

А тот, кто объявляет Муавию заблудшим или кафиром, — сторонник вредных новшеств (мубтади’). Обвинить Муавию в неверии (куфр) еще опасней, поскольку сам обвиняющий может стать кафиром, ведь Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и Его благословение:

«Если один из вас обвинит другого в неверии (куфр), один из вас [двоих] — действительно кафир».

И лишь от Аллаха — успех [в делах].

Похожие материалы