Иман в общем виде в лексическом значении – подтверждение, вера. На это указывают слова Всевышнего Аллаха: «Ты не поверишь нам» (Юсуф, 17 аят).
В шариатской терминологии иман – это принятие и подтверждение общеизвестных вещей, с которыми пришёл Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), в общем виде – относительно того, что требует принятия в общем виде, и подробно – там, где необходимо подробное принятие.
Пример принятия в общем виде без детализации: вера в большую часть пророков (мир им) и ангелов, вера в то, что Всевышнему Аллаху обязательно присуще всё совершенное и не присущи недостатки, и т. д.
Пример принятия в подробном виде в деталях: вера в определённую группу посланников (мир им) и ангелов.
К посланникам (мир им и благословение), в которых требуется верить детализированно, относятся посланники, упомянутые Всевышним Аллахом:
«Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму (Аврааму) против его народа. Мы повышаем в степени, кого пожелаем. Воистину, твой Господь – Мудрый, Знающий. Мы даровали ему (кому?) Исхака (Исаака) и Якуба (Иакова). Мы повели их обоих прямым путём. Ещё раньше Мы повели прямым путём Нуха (Ноя), а из его потомства – Давуда (Давида), Сулеймана (Соломона), Аюба (Иова), Юсуфа (Иосифа), Мусу (Моисея) и Харуна (Аарона). Таким образом, Мы воздаём творящим добро. А также Закарию (Захарию), Яхью (Иоанна), Ису (Иисуса) и Ильяса (Илию). Все они принадлежали к числу праведников. А также Исмаила (Измаила), Аль-Яcaa (Елисея), Юнуса (Иону) и Лута (Лота). Всех их Мы вознесли над мирами» (аль-Ан’ам, 83–86 аяты).
Также к ним относят следующих пророков: Идриса, Худа, Шуайба, Салиха, Зулькифли, Адама, Мухаммада (мир им и благословение), упомянутых в других аятах Священного Корана.
Все вышеперечисленные пророки (мир им) упомянуты в благородном Коране, и все единодушы в том, что они являются пророками.
Что касается пророков, относительно чьих посланнических миссий имеются разногласия, то к ним относятся: Зулькарнайн, Аль-Узаир и Лукман. Относительно Хидри нет чёткого упоминания в Коране, несмотря на то, что в аяте «Они встретили одного из Наших рабов» (Кахф, 65 аят) подразумевается он. Также к ним относят Юша бин Нун времён пророка Мусы (мир ему), относительно которого также нет чёткого упоминания в Коране.
Тот, кто после того, как до него довели все доводы, отрицает пророческую или посланническую миссию хоть одного из вышеперечисленных пророков и посланников (мир им), относительно которых нет разногласий, выходит из Ислама.
К ангелам, в которых необходимо верить в деталях, относятся: Джибрил, Микаил, Исрафил, Азраил, Ридван – хранитель Рая, Малик – хранитель Ада, Ракиб и Атид. Тот, кто отрицает существование хоть одного из этих ангелов, выходит из Ислама.
Что касается Мункара и Накира, то отрицающий их не выходит из Ислама.
Обязательна вера в ангелов, несущих Арш и окружающих его, в общем виде, без деталей.
Необходимость устного подтверждения шахады
Среди учёных есть разногласия относительно необходимости устного подтверждения шахады (формулы единобожия).
Согласно большинству ученых-исследователей (мухаккык) из числа ашаритов, матуридитов и др., устное произнесение шахады является условием принятия веры (имана) для распространения на него положений Ислама, таких, как законы о наследстве и браке, обязанность совершения намаза, выплаты закята, правила совершения намаза за ним, совершение заупокойного намаза после его смерти, захоронение его на мусульманском кладбище.
Признавший шахаду, но вместе с тем не подтвердивший её устно без уважительной причины, но и не отказавшийся её произнести, считается мусульманином перед Аллахом, но не считается мусульманином на этом свете, и на него не распространяются положения Ислама, если его настигнет смерть в таком положении.
Из вышесказанного вытекают следующие положения:
1. имеющий уважительную причину не произносить шахаду устно, например, немой, но имеющий признаки, указывающие на его иман – например, он подаёт знаки, указывающие на это; или тот, кого настигла смерть и кто не успел произнести шахаду, но он не откладывал её произнесение, – считаются мусульманами на этом и на том свете;
2. отказывающийся произносить шахаду при требовании не считается мусульманином ни на этом, ни на том свете, даже если он в сердце считал себя мусульманином – всё это не принесёт ему пользы ни на этом, ни на том свете;
3. произнёсший шахаду вслух, но не принявший её сердцем, например, лицемер, считается мусульманином на этом свете и на него распространяются положения Ислама, но он не считается мусульманином перед Аллахом.
Согласно другому, противоположному мнению, произнесение шахады является обязательным условием действительности имана как на этом, так и на том свете. Согласно этому мнению, произнесение шахады подобно части веры, а иман – это как принятие сердцем, так и устное подтверждение шахады. Не произнёсший шахаду вслух не считается мусульманином ни на этом, ни на том свете и положения Ислама на него не распространяются.
Ислам в лексическом понимании – повиновение и следование; в шариатской терминологии – повиновение и следование тем общеизвестным нормам, с которыми пришёл Посланник (мир ему и благословение).
Усиление и ослабевание имана
Согласно мнению большинства учёных-ашаритов, иман усиливается с более усердным повиновением требованиям шариата и ослабевает вместе с ослабеванием усердия.
Всевышний Аллах сказал:
«Верующими являются только те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха, чья вера усиливается, когда им читают Его аяты, те, кто уповает на своего Господа». (Анфаль, 2 аят);
«Он – Тот, Кто ниспослал покой сердцам верующих, чтобы их вера усилилась. Аллаху принадлежит воинство небес и земли. Аллах – Знающий, Мудрый» (Фатх, 4 аят);
«Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который спрашивает: “Чья вера от этого стала сильнее?”. Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются» (Тауба, аят 124).
(См. Аль-Ма’рифа фи баяни Акидатиль Муслими)