Ключевым вопросом разногласия между Ахлю-Сунна в лице ашаритов, матуридитов и ханбалитов, с ибн Таймией является вопрос изменений в сущности Аллаха, который известен как «киям уль хавадис» (قيام الحوادث). Все суннитские школы едины в том, что Всевышний Аллах всегда существовал со всеми Своими качествами (сифатами), и никаких изменений в сущности Аллаха не было и быть не может, потому что изменения в Аллахе означают сотворённость Его сущности, потому что изменение – это сущностное свойство творений.
Ибн Таймия же утверждал, что в сущности Аллаха могут быть изменения, и он называл эти изменения «сифат аль-ихтиярия» (الصفات الاختيارية), то есть качества, которые изменяются в Аллахе согласно его решению и желанию. Например, речь Аллаха – это качество Аллаха, но каждый элемент этой речи – это действие, а действие ибн Таймия понимает именно как изменение, которое появляется в сущности после того, как его не было. В его понимании Корана не было, и в какой-то момент времени Аллах произнёс его, и он появился в сущности Аллаха. Это признается всеми современными ваххабитами, и поэтому нет смысла доказывать эти общие места.
Ибн Таймия в вопросе изменяемости Аллаха ссылается на ад-Дарими как на своего предшественника (саляфа) в этом вопросе. В рамках этой статьи мы постараемся разобраться в позиции имама ад-Дарими в этом вопросе.
Говорит имам ад-Дарими:
وَاللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى اسْمُهُ كَأَسْمَائِهِ سَوَاءٌ، لَمْ يَزَلْ كَذَلِكَ وَلَا يَزَالُ، لَمْ تحدث لَهُ صفته، وَلَا اسْمٌ لَمْ يَكُنْ كَذَلِكَ قَبْلَ الْخَلْقِ٧. كَانَ خَالِقًا قَبْلَ الْمَخْلُوقِينَ، وَرَازِقًا قَبْلَ الْمَرْزُوقِينَ، وَعَالِمًا قبل المعلومين، وسمعيًا قَبْلَ أَنْ يَسْمَعَ أَصْوَاتَ الْمَخْلُوقِينَ، وَبَصِيرًا قَبْلَ أَنْ يَرَى أَعْيَانَهُمْ مَخْلُوقَةً.
«Аллах – это Его имя, как и остальные имена, которые всегда были и будут. И не появилось у Него ни атрибута, ни имени, которого не было до этого. И Он всегда был Творцом, даже когда творений не существовало, Он всегда был дающим пропитания, даже когда не существовало тех, кому даруется пропитание, Он всегда был знающими, даже когда то, о чем Он знает, еще не случилось, и также Он всегда был слышащим, даже до того, как услышать голоса творений, и также Он был всегда видящим, даже до того, как увидеть Свои творения».[1]
В этих слова имам ад-Дарими указывает на то, что никаких изменений в Аллахе быть не может, и Он всегда был неизменным со своими качествами и именами. Эти слова почти слово в слово напоминают слова имам ат-Тахави из его акыды.
Также важно указать, что ад-Дарими говорит, что Аллах был Творцом до существования творений, то есть он утверждает начальность цепи творений, что противоречит акыде ибн Таймии.
Также говорит имам ад-Дарими:
وَلَيْسَ لِأَزَلِيَّةِ اللَّهِ حَدٌّ وَلَا وَقْتٌ. لَمْ يَزَلْ وَلَا يَزَالُ وَكَذَلِكَ أَسْمَاؤُهُ لَمْ تَزَلْ وَلَا تَزَالُ
«У вечности Аллаха нет ни границ, ни времени, Он был всегда и будет всегда, и также Его имена были всегда, и будут всегда».[2]
Здесь имам ад-Дарими утверждает общие правила в отношении сущности и атрибутов: если в атрибутах будет начало или изменение, то тоже самое будет и в сущности.
Также говорит имам ад-Дарими:
وَلَنْ يَدْخُلَ الْإِيمَانُ قَلْبَ رَجُلٍ حَتَّى يَعْلَمَ أَنَّ اللَّهَ لَمْ يَزَلْ إِلَهًا وَاحِدًا، بِجَمِيعِ أَسْمَائِهِ وَجَمِيعِ صِفَاتِهِ، لَمْ يَحْدُثْ لَهُ مِنْهَا شَيْءٌ كَمَا لَمْ تَزَلْ وَحْدَانِيَّتُهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى
«Вера не войдет в сердце человека, пока он не познает, что Аллах был богом всегда со Своими именами и атрибутами, и ничего из этого не появилось после того, как этого не было, точное также, как Он был Един».[3]
В этих словах имам ад-Дарими подчеркивает, что условие веры – это признавать Аллаха неизменным со своими атрибутами!
Также говорит имам ад-Дарими:
فَإِنْ كُنَّا مُشَبِّهَةً عِنْدَكَ أَنْ وَحَّدْنَا اللَّهَ إِلَهًا وَاحِدًا بِصِفَاتٍ أَخَذْنَاهَا عَنْهُ وَعَنْ كِتَابِهِ فَوَصَفْنَاهُ بِمَا وَصَفَ بِهِ نَفْسَهُ فِي كِتَابِهِ، فَاللَّهُ فِي دَعْوَاكُمْ أَوَّلُ الْمُشَبِّهِينَ بِنَفسِهِ٥ ثمَّ رَسُول الله الَّذِي أَنْبَأَنَا ذَلِكَ عَنْهُ. فَلَا تَظْلِمُوا أَنْفُسَكُمْ وَلَا تُكَابِرُو الْعِلْمَ، إِذْ جَهِلْتُمُوهُ فَإِنَّ التَّسْمِيَةَ مِنَ التَّشْبِيهِ بَعِيدَةٌ إِذا لزم الِاشْتِرَاك فِي الْأَسْمَاء مَا يلْزم الِاتِّحَاد فِي الذوات المحدثة والذات الْقَدِيمَة فِيمَا تقدم انْتَفَى الْقيَاس.
«Если мы являемся для тебя (обращение к Бишру аль-Мариси) уподобляющими (мушаббиха) лишь потому, что мы верим в Единого Аллаха и все Его атрибуты, которые мы узнали из Его книги, и мы описываем Его лишь теми качествами, которыми Он сам себя описал, то по твоей логике сам Всевышний Аллах уподобил себя Своим творениям, а затем Его посланник, который нам об этом сообщил. Не мучайте себя! И не проявляйте высокомерие в отношении знания, о котором вы не ведаете. Употребление одинаковых имен ничего не имеет общего с уподоблением Аллаха, потому что из общности имен не вытекает общность предвечной сущности (зат кадима) и появившейся сущности (мухдаса), как мы говорили об этом, и поэтому нет никакого аналогии (кыяс)».[4]
В этих слова имам ад-Дарими, обращаясь к Бишру аль-Мариси, говорит ему, что сущность Аллаха безначальна, и поэтому все атрибуты Аллаха такие же, а сущность творений начальна, и поэтому всех их качества имеют такую же природу. В этом противопоставлении между предвечной сущностью и появившейся сущностью имам ад-Дарими подчеркивает, что изменение – это ключевое свойство творений.
Говорит имам ад-Дарими:
لَا نسلم، مُطلق المفعولات مخلوقة. وَقد أجمعنا على أَن الْحَرَكَة وَالنُّزُول وَالْمَشْي والهرولة والاستواء على الْعَرْش، وَإِلَى السَّمَاء قديم، والرضى، والفرح وَالْغَضَب وَالْحب، والمقت كلهَا أَفعَال فِي الذَّات للذات، وَهِي قديمَة، فَكل مَا خرج من قَول: “كن” فَهُوَ حَادث. وكل مَا كَانَ من فعل الذَّات فَهُوَ قديم وَالله أعلم
«Мы не знаем, что все действия всегда сотворены. Мы все единогласны в том, что движение, нисхождение, приход, бег, возвышение над Аршем – предвечны. Довольство, радость, гнев, любовь, ненависть – все это действия сущности в сущности, и они предвечны (кадима). Всё, что является результатом слова «Будь» является появшившимся (хадис), а все действия в сущности предвечны (кадим)».[5]
Это, пожалуй, самая важная цитата для понимания позиции имама ад-Дарими в этом вопросе. В этих слова имам ад-Дарими говорит, что все действия сущности предвечны, то есть были всегда неизменно, а появившимся является все, что существует вне сущности Аллаха и было сотворено по Его слову.
Но что такое предвечное действие? Лучше всего этот вопрос поможет нам понять концепция атрибута «таквин» у матуридитов.
Согласно их пониманию, действие Аллаха является атрибутом, а результат этого действия, то есть конкретное творение, является сотворенным, и при этом, в самой сущности Аллаха нет изменений. И, обычно, поздние матуридиты выделяют только один сифат таквин, которые включает в себя все действия, как творение, оживление, наделение пропитанием, но были матуридиты, как об этом пишет имам ат-Тафтазани, которые считали, что каждое действие – это отдельное качество, и именно в свете такого понимания можно понять слова имама ад-Дарими: возвышение (истива) – это предвечное неизменное действие Аллаха, потому что это то, чем описана предвечная сущность, в которой не может быть никаких изменений.
Такое же понимание можно найти у ханбалитского мутакаллима Ибн аз-Загуни (ум. 527 г.х.):
الاستواء صفة استحقها الباري لذاته، وظهورها اقترن بإيجاد فعل في غيره، للأنا نصفه بالخالق والرازق والوهاب والتواب، وهو يستحق ذلك صفة قديمة لنفسه إلا أنها ظهرت هذه الصفة لوجود فعل في غيره، وهو المخلوق
«Мы говорим: возвышение (истива) – это сущностное качество Аллаха, проявление которого связано в создании действия вне Себя. Мы точно также описываем Аллаха, как Творец, Дарующий пропитание, Дарующий блага, Принимающий покаяния. И все это его предвечные качества, но эти качества проявляются в виде действия вне Его сущности, и это сотворенное».[6]
В любом случае, имам ад-Дарими ясно указал, что начальным, появившимся (хадис) является все существующее вне сущности Аллаха. На основе этого мы можем с уверенностью утверждать, что имам ад-Дарими, как и ашариты, матуридиты и ханбалиты, верил, что в сущности Аллаха не может быть никаких изменений.
Мы не хотим сказать, что имам ад-Дарими – это ашарит и, что у нас нет с ним разногласий. Мы лишь хотим сказать, что утверждение ибн Таймии и его последователей, что ад-Дарими верил в изменения в сущности Аллаха, ложно. Эти порочные воззрения не имеют никакого отношения ни к имаму Ахмаду, ни к ад-Дарими, ни к кому-либо еще из имамов хадиса.
И в конце статьи мы приведем единогласное мнение (иджма) в этом вопросе от Ибн аз-Загуни аль-Ханбали (ум. 527 г.х.):
لو كان كلام الله مخلوقا لم يخل أن يكون مخلوقا في محل أو لا في محل، فإن كان في محل فلا يخلو أن يكون محله ذات الباري أو ذاتا غير ذاته مخلوقة، ومحال أن يكون خلقه تعالى في ذاته، لأن ذلك يوجب كون ذاته تعالى محلا للحوادث، وهذا محال، اتفقت الأمة قاطبة على إحالته
«Если бы речь Аллаха был сотворена, то она была бы сотворена в какой-то сущности, либо вне какой-то сущности. Если бы она была сотворена в сущности, то это либо сущность Аллаха, либо другая сотворенная сущность. Сотворение Корана в сущности Аллаха невозможно, потому что из этого вытекало бы, что в сущности Аллаха могут происходить изменения, а это абсурд, и умма единогласна в том, что это невозможно».[7]
Если ваххабиты хотят опровергнуть наличие единогласного мнения в этом вопросе, то привести слова ибн Таймии будет недостаточно. Нужно привести ясные слова признанного имама Сунны, который сказал бы: «в сущности Аллаха могут быть изменения». И слов о том, что саляфы верили в возвышение и нисхождение будет недостаточно, потому что ибн аз-Загуни верил во всё это буквально, но отрицал при этом изменения в Аллахе.
[1] «Накд аль-Мариси», стр. 102.
[2] «Накд аль-Мариси», стр. 103.
[3] «Накд аль-Мариси», стр. 119.
[4] Накд аль-Мариси стр. 213
[5] Накд аль-Мариси стр. 413
[6] Аль-Идах фи усуль ад-дин стр. 362
[7] Аль-Идах фи усуль ад-дин стр. 424