Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
Всевышний Аллах избрал некоторые дни и месяцы среди многих других дней и месяцев и превознёс их над другими. Всевышний Аллах по Своей мудрости сделал некоторые месяцы запретными, и одним из таких запретных месяцев является месяц Раджаб.
Достоинства месяца Раджаб
О запретных месяцах сказано в Священном Коране:
إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ
«Поистине, месяцев у Аллаха (в году) двенадцать. Так было записано в Книге (Хранимой скрижали) в день, когда Аллах создал небеса и землю. Четыре (месяца) из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе». (сура Ат-Тауба, аят 36)
Упомянутые в аяте четыре запретных месяца – это Раджаб, Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам. Запретные месяцы занимают особое положение среди прочих месяцев. Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُحِلُّوا شَعَائِرَ اللَّهِ وَلَا الشَّهْرَ الْحَرَامَ
«О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца». (сура Аль-Маида, аят 2)
Эти месяцы названы запретными по двум причинам:
– запрет на вооружённые действия в эти месяцы, если только враг не начнёт сам воевать;
– запрет на совершение грехов, который в эти месяцы становится наиболее строгим.
Зийад ан-Нумайри передал, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا دخل رجب قال:
اللَّهُمَّ بَارِكْ لَنَا فِي رَجَبٍ، وَشَعْبَانَ، وَبَلِّغْنَا رَمَضَانَ
«Когда наступал Раджаб, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обычно говорил: “О Аллах, благослови нас в Раджабе и Ша‘бане и дай нам дожить до Рамадана (Аллахумма, барик ля-на фи раджабин ва ша‘бана ва баллиг-на рамадана)”».
(Абу Нуайм, «Хильят»; Ибн ас-Сунни, «Амаль»; Аль-Байхаки, «Фадаиль аль-Авкат». Имам ан-Навави в труде «Аль-Азкар» указал, что в иснаде этого хадиса есть слабость).
Что касается хадиса, в котором сообщается, что месяц Раджаб является месяцем Аллаха, то он вымышленный, как на это указал великий хафиз Абу Бакр аль-Байхаки в книге «Шу’аб аль-Иман».
Положение о посте в месяц Раджаб
Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
لم يرد في فضل شهر رجب، ولا في صيامه ، ولا في صيام شيء منه معين، ولا في قيام ليلة مخصوصة فيه حديث صحيح يصلح للحجة
«О достоинстве месяца Раджаб, о достоинстве поста на протяжении всего месяца, части месяца или бодрствования в определённую ночь нет определённого достоверного хадиса, который можно было бы привести в качестве доказательства». («Табиин аль-Уджб», с. 8)
Со слов Усамы ибн Зейда сообщается, что он обратился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) со словами:
قلت يا رسول الله! لم أرك تصوم شهراً من الشهور ما تصوم من شعبان؟ قال: ذلك شهر يغفل الناس عنه بين رجب ورمضان، وهو شهر تُرفع فيه الأعمال إلى رب العالمين؛ فأُحب أن يرفع عملي وأنا صائم
«О Посланник Аллаха, я не видел, чтобы ты держал пост в какой-либо месяц столько, сколько ты его держишь в Ша’бане». И он ответил: «Люди беспечны по отношению к тому (месяцу), что между Раджабом и Рамаданом. А это тот месяц, в который деяния поднимаются к Господу Миров, и я хочу поститься, когда мои дела будут возноситься». (Ахмад, ан-Насаи)
Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) пишет:
فيه إشعار بأن في رجب مشابهة برمضان، وأن الناس يشتغلون فيه من العبادة بما يشتغلون به في رمضان، ويغفلون عن نظير ذلك في شعبان، ولذلك كان يصومه، وفي تخصيصه ذلك بالصوم إشعار بفضل صيام رجب أن ذلك كان من المعلوم المقرر لديهم
«Этот хадис даёт почувствовать, что в Раджабе имеется некторое сходство с Рамаданом, и что люди заняты в нём тем же поклонением, которым заняты в Рамадане, но беспечны к этому же в Ша’бане, и поэтому он держал пост в Ша’бане. И выделение его (Раджаба) постом даёт почувствовать, что в посте в месяц Раджаб есть (дополнительное) достоинство, и что это было известно, подтверждено среди них (сподвижников)». («Табьин аль-‘уджаб», с. 9)
Согласно мнению большинства учёных, в месяц Раджаб желательно поститься.
Имам ан-Навави (631–676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
قال أصحابنا ومن الصوم المستحب صوم الاشهر الحرم وهي ذوالقعدة وذو الحجة والمحرم ورجب وأفضلها المحرم
«Наши товарищи (шафииты) сказали, что к желательным видам поста относится пост в запретные месяцы: Зуль-каада, Зуль-хиджа, Мухаррам и Раджаб. И лучший из них — мухаррам». («Аль-Маджму’», 6/386)
Шейх уль-Ислям Закария аль-Ансари (823–926 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
(وأفضلها المحرم) لخبر مسلم «أفضل الصوم بعد رمضان شهر الله المحرم» (ثم باقيها) وظاهره استواء البقية والظاهر تقديم رجب خروجا من خلاف من فضله على الأشهر الحرم (ثم شعبان)
«Лучший из них – это Мухаррам, согласно хадису Муслима: “Лучший пост после поста в Рамадан – пост в месяц Аллаха Мухаррам”, затем следуют остальные запретные месяцы. На первый взгляд, они равны, но Раджаб выше по достоинству, и это позволяет выйти из разногласий с теми, кто отдал ему предпочтение перед остальными запретными месяцами. Затем следует Ша’бан» («Асна аль-Маталиб», 1/433)
Имам Шамсуддин ар-Рамли (919–1004 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Нихаят уль-Мухтадж» (3/211):
واعلم أن أفضل الشهور للصوم بعد رمضان الأشهر الحرم وأفضلها المحرم ثم رجب خروجا من خلاف من فضله على الأشهر الحرم ثم باقيها وظاهره الاستواء ثم شعبان
«Знай, что лучшими месяцами для поста после Рамадана считаются запретные месяцы. Наилучший из них – это Мухаррам, затем Раджаб, и это утверждение выводит из разногласий с теми, кто отдал ему предпочтение перед остальными запретными месяцами; затем следуют остальные месяцы, они равны; затем идёт Ша’бан».
Нововведения в месяц Раджаб
Намаз Рагаиб
Имам шейх уль-ислам Яхья ибн Шараф ан-Навави (631–676 гг. х.) сказал в своей книге «Аль-Маджму’ шарх аль-Мухаззаб» (3/548) относительно намаза Рагаиб:
الصلاة المعروفة بصلاة الرغائب , وهي ثنتا عشرة ركعة تصلى بين المغرب والعشاء ليلة أول جمعة في رجب , وصلاة ليلة نصف شعبان مائة ركعة وهاتان الصلاتان بدعتان ومنكران قبيحتان ولا يغتر بذكرهما في كتاب قوت القلوب , وإحياء علوم الدين , ولا بالحديث المذكور فيهما فإن كل ذلك باطل ، ولا يغتر ببعض من اشتبه عليه حكمهما من الأئمة فصنف ورقات في استحبابهما فإنه غالط في ذلك , وقد صنف الشيخ الإمام أبو محمد عبد الرحمن بن إسماعيل المقدسي كتابا نفيسا في إبطالهما فأحسن فيه وأجاد رحمه الله
«Намаз известный, как Рагаиб, который совершают в первую пятничную ночь месяца Раджаб в двенадцать ракаатов, и намаз срединной ночи месяца Ша’бан в сто ракаатов являются мерзким, порицаемым нововведением. И не обольщайся упоминанием их в книгах “Кут аль-Кулюб” и “Ихья улум ад-дин” и хадисом, приводимом в этих книгах, всё это недостоверно. И не обольщайся теми имамами, которые не поняли их суть и исписали бумаги, говоря об их желательности, воистину, они ошиблись в этом. Имам, шейх Абу Мухаммад Абдур-Рахман ибн Исмаиль аль-Макдиси написал о ложности этих молитв драгоценную книгу и преуспел, да помилует его Аллах».
Выделение 27-й ночи поклонением и 12-ти ракаатный намаз
Хадисы, распространённые среди мусульман, в которых говорится о достоинстве поста в 27-й день месяца Раджаб, ночного поклонения в эту ночь и специального намаза, являются отвергаемыми (мункар) и вымышленными. На это указал великий хафиз Абу Бакр аль-Байхаки, который привёл их в своей книге «Шу’аб аль-Иман».
Также шейх уль-ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «Табйин аль-аджаб» (с. 40) сказал:
وورد في فضل رجب من الأحاديث الباطلة، أحاديث لا بأس بالتنبيه عليها؛ لئلا يغتر بها… فمنها
«Касательно достоинства Раджаба переданы такие ложные хадисы, о которых неплохо было бы напоминать людям, чтобы они не обманулись этими “хадисами”. К ним относятся … » (далее он перечислил “хадисы”, в том числе те, которые привёл имам аль-Байхаки в труде «Шу’аб аль-Иман»).
Таким образом, нет оснований выделять каким-то особым поклонением именно 27-ю ночь месяца Раджаб, так же, как нет оснований для особой желательности поста в этот день. Нельзя считать, что поклонение именно в это время будет более ценным, чем в другие дни и ночи, поскольку это устанавливается лишь на основе шариатских доказательств, а они в данном случае отсутствуют. Также нет оснований для специального намаза из двенадцати ракаатов в этот день.
Хвала Аллаху, Господу миров.