Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Всевышний Аллах избрал некоторые периоды времени – дни и месяцы – в которые благие деяния наиболее предпочтительны и любимы для Аллаха, чем в иное время. И каждому мусульманину следует придавать этому особенное значение.
К таким дням относятся первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, он является одним из четырёх месяцев, в течение которых Всевышний Аллах запретил войны.
Достоинства первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа
Всевышний Аллах сделал десять первых дней месяца Зуль-Хиджа объектом Своей клятвы, а клятва Всевышнего является указанием на величие и важность этих дней. Всевышний Аллах сказал:
وَالْفَجْرِ * وَلَيَالٍ عَشْرٍ
«Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!». (сура Аль-Фаджр, аяты 1-2)
Ибн Аббас, Ибн аз-Зубайр, Муджахид сказали: «Десять ночей – это десять первых дней месяца Зуль-Хиджа». («Тафсир Ибн Касир»)
Также Всевышний Аллах сказал:
وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَعْلُومَاتٍ
«И они поминают Аллаха в установленные дни». (сура Аль-Хадж, аят 28)
Имам аль-Бухари в сборнике «Сахих» приводит слова Ибн Аббаса, что под этими днями имеются в виду десять дней месяца Зуль-Хиджа.
От Джабира сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
أفضل أيام الدنيا أيام العشر
«Наилучшими днями этого мира являются десять первых дней месяца Зуль-Хиджа!». (аль-Баззар)
Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) сказал в труде «Фатх уль-Бари» (2/534):
والذي يظهر أن السبب في امتياز عشر ذي الحجة لمكان اجتماع أمهات العبادة فيه، وهي الصلاة والصيام والصدقة والحج، ولا يتأتى ذلك في غيره
«Ясно, что причина выделения десяти дней месяца Зуль-Хиджа в том, что в этом промежутке времени сосредоточены все важнейшие виды поклонения: намаз, пост, милостыня и хадж. И всё это не сочетается разом друг с другом в иное время».
Какие виды поклонения желательно совершать в эти дни?
1. Хадж.
Одно из лучших деяний, которое совершаются в это время – хадж (паломничество в Мекку).
Сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
العمرة إلى العمرة كفارة لما بينهما والحج المبرور ليس له جزاء إلا الجنة
«Умра, совершаемая после предыдущей умры, является искуплением тех грехов, которые были совершены между ними. И воздаянием за безупречный хадж является Рай». (аль-Бухари и Муслим)
2. Пост.
Мусульманину желательно поститься в эти дни, так как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал людей к совершению благих деяний в эти десять дней, а пост является одним из лучших видов поклонения.
Всевышний Аллах избрал пост для себя, как сообщается об этом в хадисе аль-кудси:
كل عمل بني آدم له إلا الصيام فإنه لي وأنا أجزي به
«Всевышний Аллах сказал: “Каждое из дел сынов Адама – для них самих, кроме поста: он для Меня, и Я награжу за него”». (аль-Бухари)
От Хунайды ибн Халида, а тому – от его жены передаётся, что некоторые жёны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказали:
كان النبي صلى الله عليه وسلم يصوم تسع ذي الحجة ويوم عاشوراء وثلاثة أيام من كل شهر. أول اثنين من الشهر وخميسين
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) постился девять дней месяца Зуль-Хиджа, в день ‘Ашура и три дня каждого месяца: первый понедельник месяца и два четверга». (Абу Дауд, ан-Насаи)
3. Пост в день Арафа.
Одним из первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа является день Арафа – девятый. В этот день паломники исполняют главный столп хаджа – собираются в долине Арафа, в которой поминают Всевышнего Аллаха и обращаются к Нему с дуа.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о посте в день Арафа:
صِيَامُ يَوْمِ عَرَفَةَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ وَالسَّنَةَ الَّتِي بَعْدَهُ
«Он служит искуплением (прегрешений) за прошедший год и будущий год». (Муслим)
Однако это всё желательно только для того, кто не совершает хадж. Что же касается того, кто совершает хадж, то ему нежелательно соблюдать пост в день Арафа, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отказывался от поста в этот день.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
فليس في صوم هذه التسعة كراهة، بل هي مستحبة استحباباً شديداً، لاسيما التاسع منها وهو يوم عرفة
«Нет нежелательности в соблюдении поста в течение этих девяти дней. Наоборот, это настоятельно желательно, особенно в девятый день, который является днём Арафа». («Шарх Сахих Муслим», 8/71)
4. Жертвоприношение.
Зуль-Хиджа – месяц жертвоприношения.
Сообщается со слов Анаса (да будет доволен им Аллах):
ضَحَّى النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِكَبْشَيْنِ أَمْلَحَيْنِ أَقْرَنَيْنِ ذَبَحَهُمَا بِيَدِهِ وَسَمَّى وَكَبَّرَ وَوَضَعَ رِجْلَهُ عَلَى صِفَاحِهِمَا
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принёс в жертву двух рогатых баранов с белыми пятнами у глаз, он зарезал их собственноручно, сказав: “Бисмиллах. Аллаху акбар” и поставив ногу им на бок». (аль-Бухари)
Человеку, который намерен осуществить жертвоприношение, в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа нежелательно стричь ногти и волосы.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Аль-Маджму’» (8/391):
فقال أصحابنا من أراد التضحية فدخل عليه عشر ذي الحجة كره أن يقلم شيئا من أظفاره وأن يحلق شيئا من شعر رأسه ووجهه أو بدنه حتى يضحي لحديث أم سلمة هذا هو المذهب أنه مكروه كراهة تنزيه
«Наши учёные-шафииты сказали, что если кто-то желает осуществить жертвоприношение, и начались первые десять дней Зуль-Хиджа, то ему нежелательно (макрух) подстригать ногти или брить волосы на голове, лице и остальном теле, пока он не совершит жертвоприношение согласно хадису Умм Салямы. И это мнение является мазхабом, то есть так поступать – порицаемо в нежелательной степени (макрух-танзихан)».
5. Многократное чтение тахмида, тахлиля и такбира.
Одно из наилучших дел – совершение такбира и зикра.
Желательно громко произносить такбир в мечетях, домах, на улицах, во всех местах, где можно упомянуть имя Всевышнего Аллаха, возвеличивая Его; мужчины произносят его громко, а женщины – про себя.
От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
فأكثروا فيهن من التهليل والتكبير والتحميد
«Чаще произносите в эти дни слова тахлиля (“Ля иляха илля-Ллах”), такбира (“Аллаху Акбар”) и тахмида (“Аль-хамду ли-Ллях”)». («Муснад» Ахмада)
Имам аль-Бухари приводит в сборнике «Сахих»:
وكان ابن عمر وأبو هريرة رضي اللّه عنهما يَخرجان إلى السوق في أيام العشر يُكَبِّران ويُكَبِّر الناسُ بتكبيرهما.
«Ибн Умар и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) выходили на рынок в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа и произносили такбир (“Аллаху акбар”), и люди повторяли за ними».
Под такбиром имеется в виду произнесение следующих фраз:
الله أكبر. الله أكبر. الله أكبر. لا إله إلا الله. والله أكبر. الله أكبر. ولله الحمد
«Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ля иляха илля-Ллаху ваЛлаху Акбар! Аллаху Акбар! ВалиЛляхи-ль-хамд!».
Остальные благодеяния
Также желательно частое совершение других видов благодеяний и дополнительных намазов, милостыня, чтение Священного Корана, поддерживание родственных связей и другие добрые дела.
Воспользуйтесь этими великими днями до их истечения. Многие люди лишаются тех благ, которые предоставлены Всевышним в эти дни, а время при этом безвозвратно уходит.
نسأل الله أن يديم علينا أيام النعم ويعيننا على ذكره وشكره وحسن عبادته