Ученые Ислама единодушны в том, что дозволение чего-либо, запретность чего в Исламе является очевидно известной, как, например, грех прелюбодеяния, употребления алкоголя и выставления напоказ женских прелестей, считается неверием (куфром), даже если человек не совершает эти грехи, а только считает их дозволенными. В отличие от того, кто совершает грех, полагая, что это грех и он запрещен: в таком случае он будет только грешником. Также ученые сходятся во мнении, что тот, кто запрещает дозволенное, зная о его дозволенности в Исламе, считается неверным (кафиром). Почему так?
Имам Шуджауддин Хибатуллах ибн Ахмад ат-Туркистани аль-Ханафи (671–733 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) отвечает на этот вопрос в своем комментарии к «Акыда ат-Тахавия» (стр. 128-129):
(لا نكفّر أحدا من أهل الإيمان والإسلام بذنبٍ ما لم يستحلّه)… وإنما شرطوا استحلالَ الذّنب دون ارتكابه من غير استحلال، لأنه إذا استحلّ صارَ رادًّا لحكم الله تعالى؛ لأنّ التّحليل والتحريم في الأصل من صفات الله تعالى؛ إذ ليس لأحدٍ دونه تحليلُ شيءٍ ولا تحريمُه على الحقيقة، فإذا استحّلَّ ما حرّم الله تعالى.. يكون منازِعاً فيما تفرَّد اللهُ تعالى به؛ فيكون منازعَه في الربوبيّة، فيكفر بذلك. وامتناعهم عن تكفيره إذا لم يستحّل، فلأنه متمسّكٌ بالإيمان، ومحلّه القلب، وباشرَ المعصية بجوارحه، والمعصيةُ ضدّ الطاعة لا ضدّ الإيمان، ومحلّهما [أي الكفر والإيمان] القلبُ، فإذا وُجِد أحدُهما بطلَ الآخر؛ لاستحالة اجتماع الضّدّين في محلّ واحدٍ في وقتٍ واحدٍ. وأما المعصية والطاعة فمحلّهما الجوارح، فلا تتعدَّى المعصيةُ عن المحلِّ المباشر لها إلى محلِّ الإيمان بدون اعتقادِ الحِلِّ
«(Мы не считаем никого из сторонников имана и ислама кафиром за грех, если он не считает его дозволенным). Они (ученые) ставят условием (для обвинения в неверии), чтобы они не просто совершали грех, но считали его дозволенным. Потому что если человек считает его дозволенным, то это является отрицанием закона Всевышнего Аллаха, так как дозволение и запрещение в своей основе проистекает из Его качеств, так как никто другой, кроме Него, не может разрешить или запретить что-либо. Если человек считает дозволенным то, что Всевышний Аллах запретил, то он оспаривает то, в чем Всевышний Аллах Единственный, и тогда он будет оспаривать Его божественность, поэтому он становится неверным (кафиром).
Их отказ от обвинения человека в неверии (куфре), если он не считал грех дозволенным, объясняется тем, что он все еще придерживается веры, которая находится в сердце, а совершает грех с помощью своих органов. Грех является антиподом послушания, а не веры, а местом обоих (неверия и веры) является сердце. Если одно из них присутствует, то другое отсутствует, поскольку невозможно объединение двух противоположностей в одном месте и в одно время. Что касается греха и послушания, то их местом являются органы. Грех не выходит за пределы его места и не переходит на место веры, если нет убеждения о дозволенности (этого греха)».
Я говорю: грех, как было сказано выше, включает как малый, так и большой грех, если запрет является категоричным. Однако, как они сказали, настойчивость в совершении малого греха делает его большим.
И значение слова «истихляль» (считать дозволенным) заключается в том, чтобы считать запретное дозволенным, даже если они делают это путем аллегорического толкования, потому что толкование шариатских текстов и их применение вне их явного значения и того, как их понимали сподвижники и саляфы, и вне того, в чем они достигли согласия, а, наоборот, придание им иных противоположных значений, которые не предусматривает ни арабский язык, ни основы Шариата — это скрытый батынизм, отрицание всего Шариата, выход из Ислама, опустошение текстов от их содержания и спекуляция ими, как тот, кто говорит, например: «Священные тексты не запрещают алкоголь, в них всего лишь говорится: “сторонитесь”, то есть то, что это нужно оставить в стороне», и так далее.
Аллах говорит: «Скажи: “Что вы думаете об уделе, который ниспослал вам Аллах, часть которого вы объявили запретной, а часть дозволенной?” Скажи: “Аллах позволил вам это или же вы возводите навет на Аллаха?”» (Сура «Юнус», 59)
Также Аллах говорит: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это — дозволено, а то — запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха» (Сура «ан-Нахль», 117). Это значит, что нельзя что-то дозволять и запрещать самим от себя же. Даже пророки (мир им) не имеют права что-либо дозволять и запрещать от себя: они только передают закон Аллаха и доводят его до людей. Ученые-правоведы, в свою очередь, следуют за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Вся религия — это божественное установление, в которое никто не имеет права вмешиваться.
Известными признаками и указаниями на то, что человек дозволяет грехи, являются защита запретного и восприятие его как приемлемого, защита совершающих этот грех, желание воплотить его в реальность или, например, сказать: «Я не против этого, но мне это не нравится», и тогда отказ от этого не связан с подчинением Аллаху, а является просто душевным отвращением, с одобрением этого для других, или сказать, после того как узнал о нем: «Я не думаю, что Аллах Милостивый и Добрый к Своим рабам, когда приказывает делать то-то или запрещает делать то-то…» и тому подобное, а затем отрицает священные тексты. Аллах преобладает над Своими рабами. Его не спрашивают о том, что Он делает, однако они будут спрошены. Он знает обо всем.
Пусть Аллах спасет нас и вас от попадания в такое положение, амин!