Авторы книг по биографиям ученых упомянули, что однажды один ученый-ханбалит, который выступал за наличие у Аллаха стороны и распространял это среди студентов, отправился навестить набожного ученого своего времени, имама Ибн Дакика аль-Ида (да смилуется над ним Аллах) в медресе Камилийа в Каире. Когда имам Ибн Дакик аль-Ид (да смилуется над ним Аллах) увидел его, он встал и сказал: «Призывающий!», и отказался от общения с ним. Это случилось из-за того, что тот был призывающим к ереси антропоморфизма (таджсим).
Оцените поведение этого имама по отношению к этому ханбалитскому муфтию и сравните его с «жидким» поведением некоторых людей в наши дни, которые не придерживаются религиозной концепции «Любовь и непричастность» (аль валя валь-бара) в вопросах вероубеждения, но проявляют любовь и непричастность, когда дело касается людей, которых они считают святыми.
Посмотрите, чем это обернулось: сторонники заблуждений прославились, и люди обманулись ими. Более того, студенты стали радоваться еретикам, как радуются сподвижникам или имамам Сунны. Это пораженческое поведение стало восприниматься как справедливость и благочестие. Они обманывают студентов и думают, что поступают хорошо. Как-то я увидел, как один из таких опрометчивых людей упомянул кого-то из еретиков прошлого и сказал: «Да будет доволен им Аллах», а затем сразу после этого упомянул одного из имамов Ахлю-Сунны и сказал: «Да помилует его Аллах» вместо: «Да будет доволен им Аллах». Этим он впал в крайность и легкомыслие, хотя сам утверждал, что является суннитом.
Жаль, что большинство людей в суннитском сообществе, особенно молодые люди, которые имеют какое-то отношение к Ахлю-Сунна, не перестают испрашивать довольство Аллаха для еретиков, призывающих к своему мазхабу, и угождать им в ущерб своей религии. Это не только может привести к опасным последствиям, но и противоречит тому, к чему обязывает Шариат: нелюбви к еретикам ради Аллаха и предостережению от них вместо распространения их убеждений.
Да помилует Аллах Са’дуддина ат-Тафтазани, когда тот сказал об ибн Сине и полученной от него пользе:
مثل ابن سينا، وإن لم يُعتدَّ به في باب الشرائع والديانات، فلا خفاء في كونه القدوةَ في تفسير الألفاظ المنطقية، ألسنا إذا اشتبَه علينا معنَى لفظٍ تركي.. نُعوِّلُ على قولِ بعضِ الأتراك، وإن لم يكن من الإسلامِ في شيءٍ؛ بناءً على كونه ثقة في لغة الترك
«Подобные ибн Сине: даже если его слова относительно религии и шариатских постановлений не берутся в расчет, нет сомнений, что он был образцом в разъяснении терминов науки логики. Разве когда нам не ясно значение какого-то тюркского слова, мы не обращаемся к носителям языка — тюркам, даже если в них нет ничего от Ислама, руководствуясь лишь тем, что им можно доверять в плане их языка?».
Посмотрите, как великий ученый Са’дуддин ат-Тафтазани (да смилуется над ним Аллах) различает между тем, в чем на слова ибн Сины можно опираться, и тем, что не берется в расчет, — без вопиющей лести или преувеличенного запугивания, а умаляя его значимость в разделе Шариата и сохраняя тем самым религию.
Некоторые люди оправдывают себя тем, что такой-то и такой-то хвалил еретиков прошлого, не ознакомившись с их высказываниями и книгами или будучи снисходительным к ним. Они говорят это, оправдывая себя. Но они-то знают, что говорил этот нововведенец, поэтому это оправдание не принимается.
Как же прекрасно сказал ибн Халдун (да смилуется над ним Аллах), когда упомянул группу еретиков, которые имели какое-то отношение к науке и суфизму, а затем сказал:
وليس ثناءُ أحدٍ على هؤلاء.. حجةً للقول بفضله، ولو بلغ المثنِى ما عسى أن يبلغ من الفضل؛ لأن الكتاب والسنة، أبلغ فضلا وشهادة من كلِّ أحد
«Ничья похвала в адрес этих людей не повод утверждать об их достоинствах, даже если до того, кто хвалил их, дошли слова о каких-то их достоинствах. Потому что Коран и Сунна более достойны, чем кто бы то ни был, чтобы к ним обращались за свидетельством (о ком-либо)».
Так эти ученые держались Сунны и следовали первым поколениям, и подтверждений этому много у наших предшественников. Например, ибн Хиббан передает от Яхьи аль-Баккали (да будет доволен им Аллах) следующее:
سمعت رجلاً قال لابن عمر رضي الله عنهما: إني لأحبك في الله. فقال له ابن عمر: إني لأبغضك في الله. فقال: سبحان الله أحبك في الله وتبغضني في الله؟! قال: نعم؛ إنك تسأل على أذانك أجراً
«Я слышал человека, который сказал ибн Умару, да будет доволен ими обоими Аллах: “Я люблю тебя ради Аллаха!” И ибн Умар ответил ему: “Я ненавижу тебя ради Аллаха”. Тогда тот сказал: “Преславен Аллах! Я люблю тебя ради Аллаха, а ты ненавидишь меня ради Него?”, на что ибн Умар ответил: “Да, потому что ты берешь за свой азан вознаграждение”».
Если бы не эта прямолинейность и ревность за религию, то заблудший не встал бы на прямой путь и не унялся бы приверженец ложных убеждений, так и не узнав истину.
Аль-Хаким ат-Тирмизи передает от Василя ибн Аска (да будет доволен им Аллах) что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
… ويؤتى بعبد محسن في نفسه لا يرى أن له سيئة فيقال له : هل كنت توالي أوليائي ؟ قال : يا ربِّ كنتُ من الناس سِلماً. قال : هل كنتَ تُعادي أعدائي؟ قال : يا رب لم أكن أحبُّ أن يكون بيني وبين أحدٍ شيءٌ. فيقول الله تبارك وتعالى : وعزتي لا ينال رحمتي من لم يوالِ أوليائي ويعادِ أعدائي
«…и приведут хорошего человека, который считает, что у него нет никаких грехов, и спросят его: “Ты был другом Моих друзей?” Он ответит: “Господи, я был мирным среди людей”. Господь спросит: “Ты был врагом моих врагов?” Он ответит: “Господи, я не желал, чтобы между мной и другими людьми было что-то (т.е. конфликты)”. И Господь скажет: “Клянусь Своим величием, Моей милости не достигнет тот, кто не был другом моих друзей и не был врагом моих врагов”».
Аль-Хаким передает достоверный хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
الشَّرَكُ أَخْفَى مِنْ دَبِيبِ الذَّرِّ عَلَى الصَّفَا فِي اللَّيْلَةِ الظَّلْمَاءِ، وَأَدْنَاهُ أَنْ تُحِبَّ عَلَى شَيْءٍ مِنَ الْجَوْرِ، أَوْ أَنْ تُبْغِضَ عَلَى شَيْءٍ مِنَ الْعَدْلِ، وَهَلِ الدِّينُ إِلَّا الْحُبُّ وَالْبُغْضُ؟
«Многобожие незаметнее, чем муравей, ползущий по скале темной ночью. Самое меньшее проявление многобожия — это любовь ко злу и ненависть к справедливости. Разве религия не есть нечто иное, как любовь и ненависть?».
К каждому нужно относиться в соответствии с его положением, будь он жив или мертв.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал в «Аль-Азкар»:
وأما أمواتُ المسلمين المعلنين بفسق أو بدعة أو نحوهما، فيجوز ذكرُهم بذلك إذا كان فيه مصلحةٌ لحاجةٍ إليه للتحذير من حالهم، والتنفير من قبول ما قالوه، والاقتداءِ بهم فيما فعلوه، وإن لم تكن حاجةٌ لم يجزْ؛ وعلى هذا التفصيل تُنَزَّلُ هذه النصوص، وقد أجمعَ العلماءُ على جرح المجروح من الرواة، واللّه أعلم
«Что касается умерших мусульман, признанных грешниками или еретиками, то их можно называть таковыми, если в этом есть польза: чтобы предостеречь от их поступков, чтобы отвернуть людей от того, что они говорили и от следования поступкам, которые они совершали. А если такой необходимости нет, то это недопустимо. Эти тексты должны быть рассмотрены в соответствии с этими нормами, и все ученые согласны с тем, что нужно дискредитировать отвергнутых передатчиков. А Аллах знает лучше».
Это путь благочестивых ученых и имамов-исследователей. Следуйте их примеру, чтобы достичь успеха, оставьте болтовню и подражание современникам, чья религиозность ослабла и чьи знания ограничены, чтобы сохранить свою религию в эпоху смуты, когда сердца дрожат от ужаса. Не будьте обольщенными и не обольщайте других.
Источник: канал шейха Биляла Наджара в Telegram.