В чем же разница между суннитом, который на самом деле защищает приближенных к Аллаху праведников, думая о них только хорошее и веря в их праведность, и тем, кто просто защищает мазхаб, в котором он убежден, но выставляет это как защиту праведников?
Что касается первого, то он желает очистить имена этих праведников и доказать их непричастность к (заблудшим) мазхабам и скверным словам, которые относят к ним. Но в то же время он заботится о шариатской стороне вопроса, как, например, шейх аш-Шаарани (да смилуется над ним Аллах), когда говорит о подтасовках в отношении тех ученых, в чьей праведности он убежден. Таким образом он, с одной стороны, не отнес к ним скверные слова, а с другой, не принял и отверг их, чтобы они не породили смуту. А иначе он не сказал бы о подтасовке, несмотря на то, соответствовало это реальности или нет.
Что касается второго вида, то это защитник определенного мазхаба, в котором он убежден. Защита тех, кого он называет праведниками, для него лишь прикрытие. Ты никогда не услышишь, чтобы он отрицал отношение к ним каких-либо порицаемых высказываний, как и не услышишь, чтобы он порицал эти слова, которые относят к его «праведнику». Он постоянно занят тем, что возвеличивает говорящего эти скверные слова и использует угрожающие выражения и предостережения от посягательства на его «святых». Он говорит, что с великими людьми необходимо «обходиться вежливо» и принимать все, что от них исходит. И что те, кто опровергает их, для начала должны достигнуть их степени или хотя бы приблизиться к ней, а иначе они угодят в беду. «Поэтому принимай безоговорочно их слова и спасешься!» Вот так! Такой человек не обращает ваше внимание на опасность тех самых слов, которые относят (к его святым), и не опасается, что вы угодите в эту опасность.
Все это делается, чтобы отвернуть сердца от критики того, кто высказал эти слова и за кем он следует, умалчивая об этих порицаемых словах. Таким образом, мысль эта продолжает свое существование, а скверные слова остаются. Таких грязных «партийцев» вы непременно узнаете по их оговоркам!
Вы обязаны следовать знаниям и ученым людям, а научные принципы — лучшие помощники для того, кто к ним обращается. Истина принимается, даже если она исходит от презренного человека, в том случае, если она соответствует этим научным принципам, опирается на них. Сказал господин того, с кем беседовал Аллах (имеется ввиду господин всех пророков, в том числе Мусы, а именно: Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует): «Пусть страх, который человек испытывает перед людьми, ни в коем случае не помешает никому из вас высказать истину, если он узнал о ней, или стал её свидетелем или услышал её» (Ат-Тирмизи). Удод сказал пророку Аллаха, Сулейману (мир ему): «Я узнал о том, о чем ты не знаешь». Сулейман выслушал его до конца, не осуждая и не упрекая. Разумный человек смотрит на само высказывание, а остальные на того, кто сказал его. Если у человека нет качества непогрешимости, то его слова подчиняются научным правилам, которые необходимо учитывать и за которыми нужно следовать. Истина имеет больше прав, чтобы за ней следовали, и пусть не смущают вас и не отворачивают от неё люди, устраивающие смуту.