В этой статье мы рассмотрим вопрос чтения дуа-кунут, также известного как «Махдина». Эта мольба является важной составной намаза, и ее желательно читать во втором ракаате утреннего намаза после поясного поклона, а также в витр-намазе во второй половине месяца рамадан.
От нашего господина Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передается:
أَن النَّبِي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم َ قنت شهرا يَدْعُو عَلَيْهِم، ثمَّ تَركه، فَأَما فِي الصُّبْح فَلم يزل يقنت حَتَّى فَارق الدُّنْيَا
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал дуа-кунут против врагов в течение месяца, а затем оставил это; что касается утреннего намаза, то он не оставлял дуа-кунут вплоть до своей смерти»[1].
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
حَدِيثٌ صَحِيحٌ رَوَاهُ جَمَاعَةٌ مِنْ الْحُفَّاظِ وَصَحَّحُوهُ وَمِمَّنْ نَصَّ عَلَى صِحَّتِهِ الْحَافِظُ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ مُحَمَّدُ بْنُ عَلِيٍّ الْبَلْخِيُّ وَالْحَاكِمُ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ في مواضع من كتبه والبيهقي ورواه الدارقطني مِنْ طُرُقٍ بِأَسَانِيدَ صَحِيحَةٍ
«Это достоверный хадис, который приводит группа ученых-хафизов, посчитав его достоверным. И из тех, кто указал на это, — хафиз Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али аль-Бальхи, аль-Хаким Абу Абдуллах в некоторых местах своих книг, аль-Байхаки, а также ад-Даракутни с разными достоверными цепочками передач»[2].
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):
كَانَ إِذَا رَفَعَ رَأْسَهُ مِنَ الرُّكُوعِ فِي صَلَاةِ الصُّبْحِ فِي آخِرِ رَكْعَةٍ قَنَتَ
«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднимал голову после поясного поклона в последнем ракаате утреннего намаза, то читал дуа-кунут»[3].
Значение слова «аль-кунут»
В языковом значение «аль-кунут» — это дуа, мольба.
Имам Абу Бакр ад-Димьяти пишет:
والقنوت لغة: الدعاء بخير أو شر. وشرعا: ذكر مخصوص مشتمل على دعاء وثناء
«“Кунут” в языковом значении — это мольба (дуа) с прошением блага или устранения беды. В шариатском значении “кунут” — это определенное упоминание, включающее в себя как мольбу, так и восхваление»[4].
Положение (хукм) чтения дуа-кунут в намазе
Дуа-кунут желательно читать в намазе в трех случаях:
1. В утреннем намазе (фаджр);
2. В последнем ракаате витр-намаза в последнюю декаду месяца рамадан.
3. В любом намазе во времена бедствий (кунут ан-назиля).
Чтение дуа-кунут в утреннем намазе — это настоятельная сунна (сунна муаккада), и этого мнения придерживаются ученые шафиитского мазхаба. Они опираются на ранее упомянутый хадис от Анаса и других сподвижников.
Сообщается со слов аль-Аввама ибн Хамзы:
سَأَلت أَبَا عُثْمَان عَن الْقُنُوت فِي الصُّبْح؟ قَالَ: بعد الرُّكُوع. قلت: عَمَّن؟ قَالَ: عَن أبي بكر، وَعمر، وَعُثْمَان رَضِيَ اللَّهُ عَنْهم
«Я спросил Абу Усмана о дуа-кунут в утреннем намазе, на что он ответил: “Его читают после поясного поклона”. Я спросил: “От кого это пришло?”, и он ответил: “От Абу Бакра, Умара и Усмана (да будет доволен ими Аллах)”»[5].
От табиина ибн Макиля сообщается:
قَنَتَ عَلِيٌّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ فِي الْفَجْرِ
«Али (да будет доволен им Аллах) читал дуа-кунут в утреннем намазе»[6].
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
مَذْهَبُنَا أَنَّهُ يُسْتَحَبُّ الْقُنُوتُ فِيهَا سواء نزلت نازلة أو لم تنزل وبها قَالَ أَكْثَرُ السَّلَفِ وَمَنْ بَعْدَهُمْ أَوْ كَثِيرٌ مِنْهُمْ وَمِمَّنْ قَالَ بِهِ أَبُو بَكْرٍ الصِّدِّيقُ وَعُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ وَعُثْمَانُ وَعَلِيٌّ وَابْنُ عَبَّاسٍ وَالْبَرَاءُ بْنُ عَازِبٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ رَوَاهُ الْبَيْهَقِيُّ بِأَسَانِيدَ صَحِيحَةٍ وَقَالَ بِهِ مِنْ التَّابِعِينَ فَمَنْ بَعْدَهُمْ خَلَائِقُ وَهُوَ مَذْهَبُ ابْنِ أَبِي ليلي والحسن ابن صَالِحٍ وَمَالِكٍ وَدَاوُد
«Мнение нашего (шафиитского) мазхаба заключается в том, что дуа-кунут в утреннем намазе является желательным (мустахаб), вне зависимости от того, была ли какая-то беда или нет. Так считали большинство праведных предшественников и многие, кто был после них. Среди тех, кто придерживался этого мнения, были: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман, Али, ибн Аббас и аль-Бара ибн Азиб (да будет доволен ими Аллах) Аль-Байхаки передал это с достоверными цепочками передатчиков. Также этого мнения придерживались табиины и последующие поколения, среди которых были: ибн Аби Лайля, аль-Хасан ибн Салих, Малик и Давуд»[7].
Место чтения дуа-кунут в намазе
Дуа-кунут читается во втором ракаате утреннего намаза после совершения поясного поклона.
Сообщается, что однажды Анаса (да будет доволен им Аллах) спросили:
سُئِلَ أَنَسٌ: أَقَنَتَ النَّبِيُّ ﷺ فِي الصُّبْحِ؟ قَالَ: نَعَمْ، فَقِيلَ لَهُ: أَوَقَنَتَ قَبْلَ الرُّكُوعِ؟ قَالَ: بَعْدَ الرُّكُوعِ يَسِيرًا
«Читал ли Пророк (да благословит его Аллах) (с мольбами) дуа-кунут во время утреннего намаза?», и он ответил: «Да». Тогда его (снова) спросили: «Читал ли он дуа-кунут перед поясными поклонами?», на что (Анас) ответил: «(Он делал это) после поясных поклонов в течение короткого времени»[8].
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
اعلم أن محل القنوت عندنا في الصبح بعد الرفع من الركوع في الركعة الثانية. وقال مالك رحمه الله: يقنت قبل الركوع. قال أصحابنا: فلو قنت شافعي قبل الركوع لم يُحسبْ له على الأصحّ، ولنا وجه أن يحسب، وعلى الأصحّ، يعيده بعد الركوع ويسجد للسهو، وقيل: لا يسجد.
«Знай, что местом чтения дуа-кунут в утреннем намазе согласно нашему (шафиитскому) мнению является (место) после завершения поясного поклона второго ракаата. И сказал Малик (да смилуется над ним Аллах): “Дуа-кунут читается до поясного поклона”.
Если шафиит будет читать дуа-кунут до поясного поклона, то, согласно достоверному мнению, его чтение не будет засчитано. Однако в нашем мазхабе также есть мнение, что его чтение будет засчитано. И, согласно достоверному мнению, в подобном случае правильнее всего повторить чтение после поясного поклона; затем следует совершить два земных поклона (саджда сахву), а некоторые сказали, что два земных поклона не следует делать»[9].
Положение того, кто оставил чтение дуа-кунут
Если кто-либо пропустит чтение дуа-кунут, будь то намеренно или по невнимательности, то намаз его не нарушается. Однако следует совершить два земных поклона (саджда сахву). И это касается утреннего намаза и витр-намаза последней декады месяца рамадан, за исключением того случая, когда дуа-кунут читают при бедствиях (кунут ан-назиля) в остальных намазах, так как он не является из аб’адов намаза.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
واعلم أن القنوت مشروع عندنا في الصبح، وهو سنّة مؤكدة، لو تركه لم تبطل صلاتُه، لكن يسجد للسهو سواء تركه عمداً أو سهواً.
«Знай, что согласно нашему мнению дуа-кунут является узаконенной и настоятельной сунной (сунна муаккада). Если кто-либо не совершит его намеренно или по невнимательности, то его намаз не станет недействительным, однако он должен совершить два земных поклона для искупления допущенной ошибки (саджда сахву)»[10].
Что делать, если имам не прочитал дуа-кунут?
Имам Такиюддин аль-Хисни аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وَلَو ترك الامام الْقُنُوت إِمَّا لكَونه لَا يرَاهُ كالحنفي أَو نسي فَإِن علم الْمَأْمُوم أَنه لَا يلْحقهُ فِي السُّجُود فَلَا يقنت وَإِن علم أَنه لَا يسْبقهُ قنت وَقد أطلق الرَّافِعِيّ وَالْغَزالِيّ أَنه لَا بَأْس بِمَا يَقْرَؤُهُ من الْقُنُوت إِذا لحقه عَن قرب وَأطلق القَاضِي حُسَيْن أَن من صلى الصُّبْح خلف من صلى الظّهْر وقنت تبطل صلَاته قَالَ ابْن الرّفْعَة وَلعلَّة مُصَور بِحَالَة الْمُخَالفَة وَهُوَ الظَّاهِر وَالله أعلم
«Если имам пропустил чтение дуа-кунут, либо потому что он не читает его, как, например, ханафит, либо по забывчивости, то если стоящий за имамом (мамум) знает, что не успеет за имамом в саджда, то ему не следует произносить дуа-кунут. Если же он знает, что успеет за имамом, то он может прочитать это дуа.
Ар-Рафии и аль-Газали высказали мнение, что нет ничего плохого в том, чтобы читать дуа-кунут, если стоящий за имамом (мамум) успел за имамом и тот же совершает саджда.
Кади Хусейн заявил, что если кто-то совершает утренний намаз за тем, кто совершает обеденный, и прочитал кунут, то его намаз становится недействительным.
Ибн ар-Рифа сказал, и быть может эта ситуация проявляется из-за противоречий в намерении, и это более очевидно. И Аллаху известно лучше»[11].
Форма чтения дуа-кунут
Аль-Хасан ибн Али рассказывал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил меня дуа-кунут:
اللًَّهُمَّ اهْدِنِي فِيمَنْ هَدَيْتَ، وَعَافِنِي فِيمَنْ عَافَيْتَ، وَتَوَلَّنِي فِيمَنْ تَولَّيْتَ، وَبَارِِِكْ لِي فِيمَا أعْطَيْتَ، وَقِنِي شَرَّمَا قَضَيْتَ، فَإنَّكَ تَقْضِي وَلاَيُقْضَى عَلَيْكَ، إنَّهُ لاَيَذِلُّّ مَنْ وَالَيْتَ وَلاَيَعِزٌّ مَنْ عَادَيْتَ، تَبَارَكْتَ رَبَّنَا وَتَعَالَيْتَ
Аллахумма–хди-ни фи-ман хадайта, ва ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, ва тавалли-ни фи-ман тавалляйта, ва барик ли фи-ма а‘тайта, ва кы-ни шарра ма кадайта, фа-инна-кя такды ва ля йукда ‘аляй-кя, ва инна-ху ля йазиллю ман валяйта, табаракта Рабба-на ва та‘аляйта
“О Аллах, веди меня по правильному пути вместе с теми, кого Ты повеел им, избавь меня вместе с теми, кого Ты избавил, руководи мной вместе с теми, кем Ты руководишь, сделай для меня благословенным то, что Ты даровал, и упаси меня от зла того, что Ты решил, ведь, поистине, Ты судишь, а Тебя осудить невозможно; не будет презренным тот, кому Ты оказал поддержку; Господь наш, Ты — Всеблагой и Всевышний”»[12].
В той версии этого хадиса, которую приводит имам аль-Байхаки[14], сообщается, что Мухаммад ибн аль-Ханафиия, сын Али ибн Абу Талиба (да будет доволен ими Аллах), сказал:
إِنَّهُ الدُّعَاءُ الَّذِي كَانَ أَبِي يَدْعُو بِهِ فِي صَلَاةِ الْفَجْرِ
«С такой мольбой мой отец обращался к Аллаху во время утренней молитвы».
Также желательно добавить к этому дуа-кунут, что передается от Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что во время витр намаза он читал следующее дуа:
اللَّهُمَّ إنَّا نَسْتَعِينُكَ وَنَسْتَغْفِرُكَ وَلاَ نَكْفُرُكَ، اللهم إِنَّا نَستَعِينُك ونَستَغفِرُك ونَستَهدِيكَ ونُؤمِن بِكَ ونَتَوَكَّلُ عليكَ ونُثنِي عليكَ الخَيرَ كُلَّهُ، نشكُرُكُ ولا نَكفُرُك، وَنُؤْمِنُ بِكَ وَنَخْلَعُ مَنْ يَفْجُرُكَ، اللَّهُمَّ إيَّاكَ نَعْبُد، ولَكَ نُصَلِّي وَنَسْجُد، وَإِلَيْكَ نَسْعَى وَنحْفِدُ، نَرْجُو رَحْمَتَكَ وَنَخْشَى عَذَابَكَ، إنَّ عَذَابَكَ الجِدَّ بالكُفَّارِ مُلْحِقٌ. اللَّهُمَّ عَذّبِ الكَفَرَةَ الَّذِينَ يَصُدُّونَ عَنْ سَبِيلِكَ، ويُكَذِّبُونَ رُسُلَكَ، وَيُقاتِلُونَ أوْلِيَاءَكَ. اللَّهُمَّ اغْفِرْ للْمُؤْمِنِينَ وَالمُؤْمِناتِ والمُسْلِمِيَن والمُسْلِماتِ، وأصْلِح ذَاتَ بَيْنِهِمْ، وأَلِّفْ بَيْنَ قُلُوبِهِمْ، وَاجْعَلْ فِي قُلُوبِهِم الإِيمَانَ وَالحِكْمَةَ، وَثَبِّتْهُمْ على مِلَّةِ رَسُولِ اللَّهِ ﷺ، وَأَوْزِعْهُمْ أنْ يُوفُوا بِعَهْدِكَ الَّذي عاهَدْتَهُمْ عَلَيْهِ، وَانْصُرْهُمْ على عَدُّوَكَ وَعَدُوِّهِمْ إِلهَ الحَقّ وَاجْعَلْنا مِنْهُمْ
Аллахумма, инна наста‘ину-кя, ва настагфиру-кя, ва ля накфуру-кя, ва ну’мину би-кя, ва нахля‘у ман йафджуру-кя. Аллахумма, иййа-кя на‘буду, ва ля-кя нусалли ва насджуду, ва иляй-кя нас‘а ва нахфиду, нарджу рахмата-кя ва нахша‘азаба-кя, инна ‘азаба-кя-ль-джидда би-ль-куффари мульхак! Аллахумма, ‘аззиби-ль- кафарата аллязина йасуддуна ‘ан сабили-кя, ва йуказзибуна русуля-кя, ва йукатилюна аулийа’а-кя! Аллахумма,-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минати, ва-ль-муслимина ва-ль- муслимати, ва аслих зата байни-хим, ва аллиф байна кулюби-хим, ва-дж‘аль фи кулюби- химу-ль-имана ва-ль-хикмата, ва саббит-хум ‘аля милляти расули-Ллах, салля-Ллаху ‘аляй- хи ва салляма, ва аузи‘-хум ан йуфу би-‘ахди-кя аллязи ‘ахадта-хум ‘аляй-хи, ва-нсур-хум ‘аля ‘адувви-кя ва ‘адувви-хим, Иляха-ль-хакки, ва-дж‘аль-на мин-хум.
«О Аллах, поистине, мы обращаемся к Тебе за помощью, просим Тебя о прощении, не являемся теми, кто не верит в Тебя, веруем в Тебя и отрекаемся от тех, кто грешит перед Тобой. О Аллах, лишь Тебе мы поклоняемся, Тебе молимся, перед Тобой падаем ниц, к Тебе стремимся и спешим, на Твою милость надеемся и Твоей кары боимся; поистине, справедливая кара Твоя постигнет неверных! О Аллах, покарай неверных, которые отвращают (людей) от Твоего пути, считают ложью (слова) Твоих посланников и сражаются с теми, кто близок к Тебе! О Аллах, прости верующих мужчин и женщин, мусульман и мусульманок, примири их друг с другом, приведи к согласию их сердца, помести в их сердца веру и мудрость, укрепи их в религии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), внуши им, чтобы они были верны договору, который Ты заключил с ними, помоги им (в борьбе) против Твоего и их врага, о Бог истины, и причисли меня к Ним!»[15]
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
قال أصحابنا: يستحبّ الجمع بين قنوت عمر وما سبق، فإن جمع بينهما فالأصحّ تأخير قنوت عمر، وإن اقتصر فليقتصر على الأوّل، وإنما يُستحبّ الجمع بينهما إذا كان منفردًا أو إمامَ محصورين يرضون بالتطويل، والله أعلم. واعلم أن القنوت لا يتعين فيه دعاء على المذهب المختار، فأيّ دعاء دعا به حصل القنوت ولو قَنَتَ بآيةٍ أو آياتٍ من القرآن العزيز وهي مشتملة على الدعاء حصل القنوت، ولكن الأفضل ما جاءت به السنّة. وقد ذهب جماعة من أصحابنا إلى أنه يتعين ولا يجزىء غيره.
«Ученые нашего мазхаба говорили, что желательно произносить дуа Умара вместе с теми дуа, которые были приведены выше. В подобном случае дуа Умара следует произносить в конце; если же человек пожелает сократить эту мольбу (то есть кунут), пусть ограничится первым. Желательно произносить все эти слова, если человек совершает индивидуальный намаз или является имамом для небольшого количества людей, которые хотят молиться долго. И Аллаху известно лучше.
Такж знайе, что в дуа-кунут не обязательно читать какое-то конкретное дуа согласно достоверному мнению мазхаба, а это значит, что дуа человека (кунут) будет действительноым, с какими бы словами он ни обратился к Аллаху.
Это касается и таких случаев, когда человек читает один или несколько аятов священного Корана, в которых содержатся слова обращения с мольбой к Аллаху, однако лучше всее же поступать в соответствии с Сунной. Некоторые из наших товарищей считали, что следует произносить строго определеенные слова дуа, и ничто иное не может послужить им заменой»[16].
Шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари (да смилуется над ним Аллах) пишет:
الأولَى: أنْ لا يُجاوِزَ الدَّعَواتِ المأثورةَ؛ فإنه قد يَسألُ في الدُّعاءِ بغيرِه ما لا تَقتضِيه مَصلَحةٌ، فما كُلُّ أحدٍ يُحسِنُ الدُّعاءَ
«Более предпочтительным будет, чтобы совершающий дуа ограничился теми мольбами, которые передаются в Сунне, потому что человек может использовать другое дуа (то есть не передаваемой в Сунне) то, в чем не будет пользы, и, поистине, не каждый способен сделать хорошее дуа!»[17]
Желательные действия во время дуа-кунут
Желательно молящемуся, если он является имамом, не ограничиваться просьбой только лишь для себя, но включить в нее всех, в том числе тех, кто стоит за ним, используя форму множественного числа, например:
اللَّهُمَّ اهْدِنَا
Аллахумма–хди-на
«О Аллах, наставь нас…»
Если же имам прочитает дуа-кунут в единственном числе, то это будет нежелательно.
Это основано на хадисе, переданном от от Саубана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لا يؤم عَبْدٌ قَوْماً فَيَخُصَّ نَفْسَهُ بدعوةٍ دُونَهُمْ، فإنْ فَعَلَ فَقَدْ خانهم
«Пусть любой раб Аллаха, который будет совершать намаз в качестве имама, не обращается с мольбой только за себя, не упоминая людей. Если же он сделает так, то это будет означать, что он предал их»[18].
Также желательно поднимать руки во время чтения дуа-кунут как об это пишет имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах).
Имам Саид ибн Мухаммад Баишин аш-Шафии пишет:
وسن لمن دعا بتحصيل شيء أن يجعل بطن كفيه إلى السماء وإن دعا برفعه .. جعل ظهر كفيه إليها.
«И желательно тому, кто просит Аллаха блага для себя, чтобы он направлял (внутреннюю сторону) ладони своих рук вверх (к небу). Если же он просит Аллаха уберечь его от несчастий, то пусть обращает тыльную сторону своих ладоней к небу»[19].
Кроме того, желательно прочитать салават на пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а также на его семью и сподвижников, говоря, например:
وصلى الله على النبي محمد وعلى آله وصحبه وسلم
«Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его семью и сподвижников».
Что говорит стоящий позади имама (мамум), когда имам читает дуа-кунут?
Тот, кто молится индивидуально, читает дуа-кунут про себя, а имам всегда читает его вслух, даже в намазах, которые читаются про себя, а молящиеся за ним (мамумы) вслух говорят «амин».
Шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари (да смилуется над ним Аллах) передает:
(وفي الجميع) أي جميع ذوات القنوت حتى السرية (يجهر به الإمام) للاتباع رواه البخاري وغيره، قال الماوردي: وليكن جهره به دون جهره بالقراءة، (لا المنفرد) فلا يجهر به، (ويؤمن المأموم) للدعاء، كما كانت الصحابة يؤمنون خلف النبيّ صلى الله عليه وسلم في ذلك، رواه أبو داود بإسناد حسن أو صحيح، ويجهر به كما في تأمين القراءة، (وفي الثناء يشارك) الإمام (سرا، أو يستمع) له؛ لأنه ثناء وذكر لا يليق به التأمين
«Во всех намазах, в которых читается дуа-кунут, даже в тех намазах, которые читаются про себя, имам должен читать его вслух, как об этом передал имам аль-Бухари и другие. Аль-Маварди сказал: “И пусть он (имам) читает вслух, но не так громко, как читает Коран, а тот, кто молится индивидуально, читает про себя; мамумы говорят вслух “амин”, как это делали сподвижники в намазах за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует)[20].
Там, где (имам) читает дуа, они говорят “амин”, а в восхвалении они читают его вместе с имамом, но про себя, или же просто слушают имама, потому что это дуа — хвала и поминание, где не подходит говорить “амин”»[21].
Из всего этого следует, что в шафиитском мазхабе чтение дуа-кунут в желательных молитвах не является сунной. Об этом также сказано в «Асна аль-маталиб».
Удлинение дуа-кунут
Что касается продолжительности дуа-кунут, то основное правило состоит в том, что оно должен быть коротким, потому что коллективный намаз в целом строится на облегчении, и все, что является ее частью, должно соответствовать этому принципу. Дуа-кунут следует рассматривать как часть первого ташаххуда, и поэтому его удлинение в шафиитском мазхабе считается противоречием Сунны.
Некоторые ученые утверждают, что удлинение дуа-кунут нарушает намаз, потому что это удлинение короткого элемента — стояния (итидаль), что является нарушением самого намаза. Однако основное мнение в мазхабе заключается в том, что намаз считается действительным, но с долей макруха (нежелательностью).
Имам аль-Баджури (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وتكره الزيادة فيه أي التشهد الأول؛ لبنائه على التخفيف… ويكره إطالة القنوت كالتشهد الأول
«Удлинение первого ташаххуда нежелательно, поскольку оно основывается на облегчении <…> и удлинение дуа-кунут так же нежелательно, как и удлинение первого ташаххуда»[22].
[1] «Сунан аль-кубра» аль-Байхаки (№3104).
[2] «Аль-Маджму» (3/504-505).
[3] «Мухтасар Кыям аль-лайль» Мухаммада ибн Насра, стр. 317. Иснад достоверный.
[4] «Ианат ат-талибин» (1/311).
[5] «Сунан аль-кубра» аль-Байхаки (№3108).
[6] Там же (№3115).
[7] «Аль-Маджму» (3/504).
[8] Аль-Бухари.
[9] «Аль-Азкар» стр. 124.
[10] Там же.
[11] «Кифаят аль-ахьяр» стр. 190.
[12] Абу Давуд; ан-Насаи; аль-Байхаки; ат-Тирмизи.
[14] «Сунан аль-кубра» (№3139).
[15] «Сунан аль-кубра» аль-Байхаки (№3186).
[16] «Аль-Азкар», стр. 126-127.
[17] «Тальхис аль-азхария», стр. 51.
[18] Абу Давуд; ат-Тирмизи.
[19] «Бушра аль-карим», стр. 323.
[20] Абу Давуд.
[21] «Асна аль-муталиб» (1/159).
[22] «Хашият аль-Баджури» (1/635).