Два проблемных мнения ибн Таймии в конце его жизни

В последний период своей жизни ибн Таймия исповедовал два проблемных мнения в области вероубеждения:

Первое мнение: он утверждал, что какое-либо творение можно создать только из предшествующей ему материи, и что Аллах не творит нечто из ничего.

Ибн Таймия пришел к этому мнению в книге «Ан-Нубувват» («Пророчества») — одной из своих последних работ. Исследователь (мухаккык), изучавший хронологию книг ибн Таймии, сказал:

وبعد هذا العرض الموجز لأشهر مؤلفات الشيخ، تبيَّن لنا بالدلائل القطعيّة أنّ كتاب [النبوات] ممّا أُلِّف في الشام، وأنّه من آخر ما ألّف. وقد ضمّنه – رحمه الله – خلاصة آرائه، وأفكاره، واجتهاداته

«После этого краткого изложения самого известного труда шейха нам становится ясно в свете очевидных свидетельств, что книга “Ан-Нубувват” была написана в Шаме и является одной из его последних работ, в которой он изложил свои взгляды и свои умозаключения».[1]

В этой книге подтверждается следующее:

1) Ибн Таймия считал, что Аллах не сообщал в священных текстах, что Он создал вселенную из ничего. Он пишет:

ثمّ يدّعون [أي المتكلمة الجهمية] أنّ الجواهر جميعها أُبدعت ابتداءً لا من شيء. وهم لم يعرفوا قطّ جوهراً أُحدث لا من شيء، كما لم يعرفوا عرضاً أُحدِث لا في محلّ

«Они (мутакаллимы-джахмиты) утверждают, что неделимые частицы были созданы изначально из ничего. В то же время они никогда не знали о существовании неделимой частицы, созданной из ничего, так же, как они никогда не знали о существовании акциденции (свойство вещи — прим. пер.), которая была бы создана не в месте».[2]

2) Ибн Таймия считал, что создание (мира) из материи является более великим проявлением силы, чем творение из ничего. Он сказал:

وهذا هو القدرة التي تبهر العقول؛ وهو أن يقلب حقائق الموجودات فيحيل الأول ويُفنيه ويُلاشيه، ويُحدث شيئاً آخر؛ كما قال: {فَالِقُ الحَبِّ وَالنَّوَى يُخْرِجُ الحَيَّ مِنَ المَيِّتِ وَمُخْرِجُ المَيِّتِ مِنَ الحَيِّ} 5، ويُخرج الشجرة الحية، والسنبلة الحية، من النواة والحبة الميتة، ويخرج النواة الميتة، والحبة الميتة، من الشجرة والسنبلة الحية؛ كما يخرج الإنسان الحي من النطفة الميتة، والنطفة الميتة من الإنسان الحي

«Это впечатляющая способность, которая поражает разум, то есть способность изменить реальность существования, Он (Всевышний — прим. ред.) делает невозможным что-то и уничтожает его — сводит на нет, создав что-то другое. Как Он сказал: “Поистине, Аллах раскрывает зерно и косточку (чтобы выросли из них растения). Он выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого”.[3]. Он создает живое дерево, живой колос из мертвого зернышка, и создает мертвое зернышко и мертвый колос из живого дерева. Так же он создает живого человека из мертвой капли и мертвую каплю из живого человека».[4]

3) Ибн Таймия считал, что создание из материи точнее отражает рабскую сущность (человека по отношению к Аллаху) и уводит дальше от уподобления творений Аллаху. Ибн Таймия пишет:

وأيضاً: فكون الشيء مخلوقاً من مادّة وعنصر، أبلغ في العبودية من كونه خُلق لا من شيء، وأبعد عن مشابهة الربوبية؛ فإنّ الرب هو أحدٌ، صمدٌ، لم يلد، ولم يولد، ولم يكن له كفوا أحد؛ فليس له أصل وجد منه، ولا فرع يحصل عنه

«То, что вещи созданы из материи и (предшествующих) элементов, лучше соответствует тому, что человек является рабом Аллаха, чем создание из ничего, и дальше (по смыслу — прим. ред.) от схожести (чего-либо) с господством Аллаха. Ведь Господь — Один, самодостаточный, не родившийся и не родивший, и никто не равен Ему. У Него нет источника, от которого бы Он появился, и нет у Него отпрысков, которые бы появились от Него».[5]

4) Ибн Таймия полагал, что творение из ничего похоже на существование творения без творца. Он пишет:

وحدوث الشيء لا من مادة، قد يُشبه حدوثه من غير رب خالق، وقد يُظنّ أنّه حَدَثَ من ذات الرب

«Появление вещи из ничего похоже на ее появление без наличия господа — творца, и кто-то может подумать, что она появилась из сущности Господа».[6]

Второе мнение: Ибн Таймия предпочел мнение о том, что Ад исчезнет. Его книга об этом напечатана и известна.

Ибн Кайим сказал в «Шифауль-галиль»:

كنت سألت شيخ الإسلام – قدس الله روحه – فقال لي: هذه المسألة عظيمة كبيرة، ولم يجب فيها بشيء، فمضى على ذلك زمن، حتى رأيت في “تفسير عبد الحميد الكشي” بعض تلك الآثار – الدالة على فناء النار – فأرسلت إليه الكتاب وهو في مجلسه الأخير، وعلَّمت على ذلك الموضع، وقلت للرسول: قل له: هذا الموضع يشكل عليه، ولا يدري ما هو. فكتب فيه مصنفه المشهور – رحمة الله عليه

«Я спросил шейхуль-ислама — да освятит Аллах его душу — и он сказал мне: “Этот вопрос — серьезный и большой” и никак не ответил на него. Прошло некоторое время, прежде чем я нашел в тафсире Абдуль-Хамида аль-Каши некоторые из преданий, которые указывают на конечность Ада, и я отправил эту книгу ему (ибн Таймие), когда он был на последней стадии своей жизни. Я указал на то место и сказал гонцу: “Скажи ему, что это место не ясно мне, и я не знаю, что это”. После этого он написал свой известный труд, да помилует его Аллах».[7]

 

 

[1] 1/89.

[2] Ибн Таймия, «Ан-Нубувват», 1/322.

[3] Коран, 6:95.

[4] Ибн Таймия, «Ан-Нубувват», 1/323.

[5] Ибн Таймия, «Ан-Нубувват», 1/325.

[6] Ибн Таймия, «Ан-Нубувват», 1/327.

[7] Ибн Кайим, «Шифауль-галиль», с. 264.

Похожие материалы