Джаназа-намаз за отсутствующего (салят аль-гъаиб)

Ученые единогласны в том, что заупокойный намаз (джаназа) является коллективной обязательностью (фард аль-кифайя). Это значит, что если кто-то из общины его совершит, то с остальных эта обязанность снимается. Однако если в общине была возможность совершить намаз над умершим мусульманином, но никто из жителей местности этого не сделал, тогда грех ложится на всех мусульман, которые в ней проживают.

Сообщается со слов Зайда ибн Халида аль-Джухани, что когда при походе на Хайбар умер один из сподвижников, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

صَلُّوا عَلَى صَاحِبِكُمْ

«Совершите намаз над вашим другом!»[1]

Имам ан-Навави (ум. 636 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) комментирует:

قَوْلُهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ (صَلُّوا عَلَى صَاحِبِكُمْ) فِيهِ الْأَمْرُ بِصَلَاةِ الْجِنَازَةِ وَهِيَ فَرْضُ كِفَايَةٍ

«Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Совершите намаз над вашим другом”, — указывают на обязательность совершения джаназа-намаза над умершим мусульманином, и такой намаз является коллективной обязанностью (фард аль-кифайя)»[2].

Джаназа-намаз за отсутствующего (салят аль-гъаиб) — это намаз, совершаемый за умершего мусульманина, тело которого находится вне местности молящихся. Условием является, чтобы тело покойного уже омыли, но при этом не является препятствием, если оно уже было захоронено.

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) что он сказал:

أن رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم نعى النجاشيَّ للناس في اليوم الذي مات فيه، وخرج بهم إلى المصلَّى، فصفَّ بهم، وكبَّر أربع تكبيرات

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил людям о смерти Наджаши (правителя Эфиопии) в тот (же) самый день, когда он умер. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел к месту совершения намаз, построил людей рядами и четырежды произнес слова такбира»[3].

Опираясь на этот хадис, большинство ученых шафиитского и ханбалитского мазхабов допускают совершение джаназа-намаза за отсутствующего. Также это мнение маликитов.

Имам ан-Навави (ум. 636 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

مذهبنا جوازه، ومنعها أبو حنيفة. دليلنا: حديث النجاشي، وهو صحيحٌ لا مطعن فيه، وليس لهم عنه جوابٌ صحيح، بل ذكروا فيه خيالات أجاب عنها أصحابنا بأجوبة مشهورة؛ (منها): قولهم: إنه طويت الأرض فصار بين يدي النبي صلى الله عليه وآله وسلم، (وجوابه): أنه لو فُتِح هذا الباب لم يبقَ وثُوقٌ بشيءٍ مِنْ ظواهر الشرع؛ لاحتمال انحراف العادة في تلك القضية، مَعَ أنه لو كان شيءٌ من ذلك لتوفَّرت الدواعي بنقله]

«Наш мазхаб (т.е. шафиитский) придерживается мнения о дозволенности совершения джаназа-намаза за отсутствующего, в то время как Абу Ханифа запрещал это. Нашим доводом служит хадис о Наджаши, который является достоверным и не содержит никаких изъянов. У противоположной стороны нет на него правильного ответа, напротив они приводят домыслы, на которые наши ученые уже дали известные опровержения. Среди них утверждение, что земля была сжата и покойный оказался перед Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Ответ на это: если открыть такую возможность, то не останется уверенности ни в одном из внешних (буквальных) положений Шариата, так как всегда будет вероятность нарушения привычного порядка вещей в конкретном случае. Более того, если бы действительно произошло нечто подобное, то в передаче (этой информации) приняло бы участие множество людей, и она была бы широко известна»[4].

Имам аль-Касталяни аш-Шафии (ум. 923 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

واستدلّ به على مشروعية الصلاة على الغائب، وبه قال الشافعي رحمه الله، وأحمد، وجمهور السلف، حتى قال ابن حزم: لم يأت عن أحدٍ من الصحابة منعه

«На основании этого (хадиса) делается вывод о законности совершения джаназа-намаза за отсутствующего. Этого мнения придерживались аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах), Ахмад и большинство праведных предшественников. Ибн Хазм даже сказал: “Не передано ни от одного из сподвижников, чтобы он запрещал это”»[5].

У нас в местности распространена практика, когда по пятницам имаму передают имена умерших мусульман, чтобы он прочитал за них джаназа-намаз в отсутствии покойного. Возникает вопрос: если за человека уже совершили джаназа-намаз при его погребении, дозволено ли повторно совершать этот намаз в мечети?

На этот вопрос отвечает шейх Джамалуддин аль-Ахдаль аш-Шафии (ум. 1352 г.х.) (да смилуется над ним Аллах), приводя мнения шафиитских ученых:

قال ابن حجر في شرح المشكاة: ممّا يتفرع على صلاة الغائب ما قاله جماعة من متقدّمي أئمتنا، قال الشيخ صلاح الدين العلائي وارتضاه المتأخّرون: أنه يستحب آخر كل يوم أن يصلى على من مات في مشارق الأرض ومغاربها وغسل من المسلمين. [أقول]: ذكر الشيخ جلال الدين المحلي في شرح جمع الجوامع المسألة مثلاً للقياس الجزئي الحاجي، وأن الصّحيح جريان القياس فيه، فقال قلاً عن الشيخ صدر الدين بن الوكيل. ومنها صلاة الإنسان على من مات في مشارق الأرض ومغاربها من المسلمين وغسلوا في ذلك اليوم القياس بقتضي جوازها، وعليه الروياني لأنها صلاة على غائب، والحاجة داعية إليها لنفع المصلي والمصلّى عليه، ولم يرد عن النبي ل بيان لذلك. انتهى، أي لم يرد عن الشارع تصريح بالجواز وعدمه، والقياس على الصّلاة على نخص معين وهي صلاته وطيم على النجاشي يقتضي جوازها.

«Ибн Хаджар (аль-Хайтами) в своем шархе на “Мишкат” сказал: “С вопросом о джаназа-намазе за отсутствующего связано то, что упомянула группа ранних имамов из числа наших ученых. Шейх Салахуддин аль-‘Аляи, мнение которого поддержали поздние ученые, сказал: “Желательно в конце каждого дня совершать джаназа-намаз за всех мусульман, которые умерли и были омыты в тот день — на востоке и западе земли”.

Я говорю (аль-Ахдаль): Шейх Джалалуддин аль-Махалли в своем шархе на “Джам‘ аль-Джавами‘“ привел этот вопрос как пример частичной нужды, в отношении которой допустимо делать кияс (аналогию). Он сказал, передавая слова шейха Садруддина ибн аль-Вакиля: “Среди примеров — намаз человека за тех мусульман, кто умер и был омыт в течение этого дня, где бы это ни произошло — на востоке или западе земли. Кияс указывает на допустимость такого намаза”.

Ар-Руяни (из шафиитских ученых) придерживался того же мнения, поскольку это джаназа-намаз за отсутствующего. А нужда в этом есть — как для самого совершающего намаз, так и для умершего. От Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не передано достоверного текста, прямо указывающего на дозволенность или запрет такого действия.

То есть, в Шариате нет прямого утверждения о дозволенности или запрете, однако аналогия с намазом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) за Наджаши указывает на допустимость этого действия»[6].

 

 

[1] Ахмад.

[2] «Шарх Сахих Муслим» (11/60).

[3] Аль-Бухари и Муслим.

[4] «Аль-Маджму‘» (5/253).

[5] «Иршад ас-Сари» (2/422).

[6] «Умдат аль-муфти ва-ль мустафти» (1/194).

Похожие материалы