
Вопрос: Дозволены ли в Шариате детские игрушки в виде живых существ? Или же они запрещены, как статуи? Существует ли облегчение в данном вопросе для мальчиков, или это касается лишь девочек?
Ответ: Детские игрушки в виде живых существ не относятся к видам статуй, являясь исключением в вопросе запрета создания скульптур [тех, кто] имеет душу.
Ответ: Детские игрушки в виде живых существ не относятся к видам статуй, являясь исключением в вопросе запрета создания скульптур [тех, кто] имеет душу.
Имам Муслим передал (№ 2440) от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что она играла в куклы в присутствии Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Имам Навави в своём толковании к сборнику «Сахих» имама Муслима (15/204) прокомментировал данный хадис, передавая слова Кади Ийяда, а также подтверждая их: «В этом [хадисе существует доказательство дозволенности] игры с куклами. Он также отметил: Они исключены из [перечня] запрещенных изваяний данной передачей. Также в изречении содержится [побуждение] к обучению девушки в юном возрасте [вопросам ведения] домохозяйства и воспитания детей. Он сказал: Учёные разрешили продавать и покупать [куклы]. Имам Малик считал, что такая торговля и заработок от нее нежелательны для обладателей высокого достоинства (муруат), поэтому он говорил о необходимости предостережения от такого занятия для них, хотя сама игра с ними разрешена.
Он сказал: Позиция большинства учёных заключается в дозволенности игры с куклами. Также передается от группы исследователей, что это отменённое мнение после запрета создания изваяний». [Приведенное в конце цитаты мнение] является слабым.
Таким образом, основополагающее мнение в данном вопросе заключается в дозволенности изготовления кукл, их приобретения и игры с ними. Разъясняя слова «является запретным изваяние животных…» в книге «Минхадж» Ибн Хаджар отметил в работе «Тухфат» (7/434) следующее: «Разрешено изготавливать детские игрушки».
В заключении следует отметить, что в данном вопросе отсутствует разница между [дозволенностью использования кукл] мальчикам или девочкам. Об этом ясно высказался Буджайрими в книге «Хашия `аля икна`» (3/458), сказав: «Исключением [из запрета] являются игры для девочек и мальчиков. Имеется ввиду дозволение [детских игрушек в виде живых существ], называемых куклами». Аллах знает лучше.
السؤال: ما حكم ألعاب الأطفال المشخَّصة، هل تعتبرُ أصنامًا؟ وهل تشملُ الرخصةُ الذكورَ أيضًا أم البنات فقط؟
الجواب: ألعابُ الأطفال المشخَّصة بأشكال كائناتٍ حيّةٍ ليسَت منَ الأصنام، وهيَ مستثناةٌ منَ النهي عن تصوير ذوات الروح واقتنائها؛ لما أخرجه مسلم (2440) عن عائشةَ رضي الله عنها: «أنها كانت تلعَبُ بالبَناتِ عندَ رسول الله ﷺ». قال الإمامُ النوويُّ في شرح هذا الحديث من «شرحه علىٰ صحيح مسلم» (15: 204) نقلًا عن القاضي عياض مقرًّا له ما نصُّه: «فيه جوازُ اللعب بهنّ. قال: وهنَّ مخصوصاتٌ منَ الصُّوَر المنهيِّ عنها؛ لهذا الحديث، ولما فيه من تدريب النّساء في صِغَرِهنّ لأمر أنفسِهنّ وبيوتهنّ وأولادِهن. قال: وقد أجازَ العلماءُ بيعَهنّ وشراءَهنّ، ورُويَ عن مالك كراهةُ شرائهنّ، وهذا محمولٌ علىٰ كراهة الاكتساب بها وتَنْزيهِ ذَوي المروآت عن تولِّي بيعِ ذلك، لا كراهة اللعب. قال: ومذهبُ جمهور العلماء جوازُ اللعب بهنّ، وقالت طائفةٌ: هو منسوخٌ بالنهي عن الصُّوَر». انتهىٰ. والقولُ بالنسخ ضعيف، والمعتمدُ جوازُ ذلك؛ فيجوزُ صُنعُهنّ واقتناؤهنّ واللَّعِبُ بهنّ، قال في «التحفة» (7: 434) شارحًا قول «المنهاج»: «ويَحرمُ تصويرُ حَيَوان»: «نَعَم يجوزُ تصويرُ لُعَب البَنات». اهـ ولا فرقَ في ذلك بينَ البناتِ والصِّبيانِ كما صرَّحَ به البُجَيْرميّ في «حاشيته علىٰ الإقناع» (3: 458) قال: «ويُستثنى لُعَبُ البنات، وكذا الصِّبيان؛ أي: الذين يَلعَبُون به من تصوير شَكْلٍ يُسَمُّونَه عَرُوسة»، والله أعلم.