Хукм музыки в маликитском мазхабе

В наши дни различные модернисты и заблудшие, следуя своим страстям и не обладая способностью отказаться от грехов, начинают доказывать дозволенность явно запрещенных вещей в Исламе, таких, как музыка. Из-за повсеместной ее распространенности и погруженности мусульман в уподобление неверующим отказ от прослушивания музыки стал очень трудным делом для людей.

В попытках доказать свою правоту эти люди обращаются к малоизвестным мазхабам в общеисламском масштабе. Так, некоторые заявляют, что музыка дозволена в маликитском мазхабе, или что от людей Медины передается мнение о ее дозволенности, или что якобы сам имам Малик, рахимахуллах, играл на музыкальных инструментах.

В этой статье мы попытаемся разобраться в следующем:

  • мнение маликитского мазхаба о музыке; есть ли среди ученых-маликитов разногласия в этом вопросе;
  • передается ли от людей Медины разрешение на прослушивание музыки;
  • мнение самого имама Малика, рахимахуллах; достоверна ли история, в которой сообщается, что имам играл на музыкальных инструментах.

Введение

Есть три вида аль-гина (музыка или пение):

  1. Пение без музыки с пристойным содержанием, где поощряется джихад или другие благие деяния. Этот вид дозволен и передается от сахабов и табиинов.
  2. Пение в сопровождении барабана (даф). В отношении этого вида есть расхождения среди алимов. Некоторые это дозволили полностью, некоторые – только женщинам на свадьбе.
  3. Пение в сопровождении музыкальных инструментов, таких, как «’уд» (арабская лютня), дудки и т. д. Это запрещено, согласно иджме мусульман. И не имеет значения, каково содержание текста, положенного на эту музыку.

В этом исследовании речь будет идти о музыке в сопровождении музыкальных инструментов, то есть о том, что в наши дни принято называть музыкой.

Позиция маликитского мазхаба

Сказал имам Малик, рахимахуллах:

«Не принимается свидетельство певца или певицы, если они известны этим1».

Сказано в «Джавахир аль-Иклиль», – толковании на «Мухтасар аль-Халиль», которая, в свою очередь, представляет собой опору для вынесения фетв в маликитском мазхабе:

«Нельзя оплачивать обучение музыки»2.

Также сказано в «Аш-Шарх ас-Сагир»:

«Пение, если оно содержит непристойный смысл или сопровождается музыкальными инструментами, запретно даже на свадьбах»3.

Сказал Абу Абдуллах аль-Аби, рахимахуллах:

«Нет сомнения в запретности оплачивания [услуг] музыкантов»4.

Запретность на обучение и оплату обучения указывает на запретность самой музыки.

Сказал Абу ат-Теййб ат-Табари, рахимахуллах:

«Малик ибн Анас запрещал музыку и ее прослушивание»5.

Сказал аль-Хаттаб, рахимахуллах, разъясняя слова из «Мухтасар аль-Халиль» в начале «Китаб аш-Шахадат», о том, что свидетельство того, кто слушает музыку, не принимается, и прослушивание музыки относится к малым грехам:

«Если пение без сопровождения музыкальных инструментов, то это макрух6, и из-за однократного прослушивания свидетельство человека не отвергается: для этого нужно, чтобы человек слушал такое несколько раз. Ибн Абдуль-Хакам указал, что [множественное прослушивание пения без музыки] нарушает [муруват] человека. Что касается пения в сопровождении музыкальных инструментов (как струнного «’уда», так и дудок), то это запретно».

Также в «Хашият ад-Дусуки» на шарх Ахмада ад-Дардира на «Мухтасар Халиль» сказано, что если пение содержит непристойный смысл, приводит в движение страсти или сопровождается музыкальными инструментами, то оно запретно7.

Так как мы не являемся ни алимами, ни «толибуль-ильм» маликитского фикха, то для разъяснения, правильно ли были поняты эти слова алимов мазхаба имама Малика, мы обратились к одному из самых талантливых и сильных молодых маликитских алимов – шейху аль-Азхари, хафизахуллах, который известен своими опровержениями на хашавитов и современных модернистов.

Ему был задан вопрос:

«Шейх аль-Азхари, можем ли мы говорить о том, что есть мнение среди маликитов, согласно которому использование музыкальных инструментов, в частности, свирели (дудки, флейты) дозволено? Или среди маликитов есть согласие относительно того, что музыка абсолютно запрещена?»

Шейх ответил на вопрос так:

«Согласно мнению маликитов, использование (прослушивание) музыкальных инструментов запрещено. Исключение составляет бубен на свадьбе. Что же касается бубна с подвешенными к нему колокольчиками, то относительно законности использования такого бубна среди маликитов есть разногласие, поскольку бубенцы увеличивают удовольствие от прослушивания. Также есть разногласие относительно законности большого, обтянутого с обеих сторон барабана. Равным образом маликиты разошлись в отношении дудки (флейты, свирели). Однако следует сказать, что самое предпочтительное мнение в мазхабе – запрещение этого инструмента. При этом те ученые, которые высказались в пользу дозволенности свирели, не дозволяют все ее виды, а говорят, что разрешена только дудка, изготовленная из тростника, звук которой раздражает человека. А такая свирель, звук которой захватывает и привлекает душу, по причине заложенной в ней силы приносить удовольствие слушателю, запрещена. И маликиты сошлись в том, что все прочие музыкальные инструменты, доставляющие удовольствие, запрещены».

Поэтому позиция маликитского мазхаба, которая изложена в этой статье, соответствует пониманию маликитского фикха современных истинных факихов этого мазхаба, а не разных псевдосуфиев и модернистов, которые, следуя своим страстям, пытаются дозволить музыку.

И в конце статьи приведем иджму от маликитского алима о существовании запрета на прослушивание музыки.

Великий маликитский алим имам аль-Куртуби, рахимахуллах, сказал:

«Нет расхождений о запретности музыки, поскольку безделье (лахв) и музыка запретны, по единогласному мнению алимов»8.

Разбор сомнений в отношении позиции людей Медины

Некоторые современные так называемые ученые пытаются оспорить дозволенность музыки и приводят сообщения от имама Малика, рахимахуллах, и мединцев, которые якобы не порицали музыку.

Либо это ложь, либо под музыкой понимается дозволенное пение без сопровождения музыкальных инструментов.

Сказал Ибн Раджаб аль-Ханбали, рахимахуллах:

«Приводит Закария ибн Ибрахим ас-Саджи в своей книге «Ихтиляф аль-Улема», что есть согласие ученых о запретности аль-гина», кроме Ибрахима ибн Сада аль-Мадани и Убейдуллаха ибн аль-Хасан аль-`Анбари, кади города Басра. Но тут речь идет об «аль-гина» без сопровождения музыкальных инструментов, поскольку не известно ни от одного саляфа о послаблениях в этом вопросе. Это известно лишь от поздних ученых из числа захиритов и некоторых суфиев9, но их мнение ничего не значит.

Сказал имам Ахмад: «Сообщил нам Иса ибн ат-Таба`: «Я спросил Малика, есть ли послабление у людей Медины в отношении музыки. Имам Малик ответил: «Мы считаем, что это действия грешников»». Так же об этом сказал Ибрахим ибн аль-Мунзир аль-Хазами10, а он алим людей Медины.

После этого становится ясно, что мнение алимов людей Медины такое же, как мнение алимов всех остальных местностей»11.

Сказал ибн Хаджар аль-Хайтами, рахимахуллах:

«Что касается слов Ибн Тахира об иджме [о дозволенности музыки] людей Медины, то это ложь с его стороны»12.

Сказал аль-Азра`и, рахимахуллах:

«То, что Ибн Тахир отнес это [мнение о дозволенности музыки] – это подлость и ложь»13.

Также не достоверны сообщения, в которых передается иджма людей Медины о дозволенности музыки, которую приводит аш-Шавкани и Ибн Тахир от них о дозволенности «’уда» (арабская лютня). Все это опровергается сообщениями от Ибн Умара, Анаса ибн Малика, Аиши, Са`да ибн аль-Масайяба, аль-Касима ибн Мухаммада, Фудейла ибн Ияда, да будет Аллах доволен ими всеми.

Из всего этого становится ясно, что утверждение, будто люди Медины говорили о дозволенности музыки, не состоятельно.

Разбор утверждения, что имам Малик дозволял музыкальные инструменты и сам их использовал.

Аль-Хатыб, рахимахуллах, в своем «Тарихе» приводит, что группа ученых, и среди них имам Малик, рахимахуллах, едины в том, что можно использовать музыкальные барабаны и что имам Малик, рахимахуллах, лично играл на нем.

Это сообщение ложно по четырем причинам:

  1. В иснаде присутствует `Убейдуллах ибн Са`д, о котором сказал ибн Хиббан: «Нельзя на него опираться».
  2. Это противоречит известной биографии имама Малика, рахимахуллах, который отличался аскетизмом и богобоязненностью.
  3. Сам имам Малик, рахимахуллах, говорит о запретности музыки и [говорит,] что тот, кто играет на музыкальных инструментах, грешник.
  4. Алимы мазхаба имама Малика, рахимахуллах, не передают это мнение от него, а они лучше других людей знают позиции имама Малика, рахимахуллах, по вопросам религии.

На основе всего сказанного можно утверждать, что позиция людей Медины, имама Малика, рахимахуллах, и выразителя его мнения, маликитского мазхаба, не отличается от мнений всех остальных исламских алимов о запретности музыки и музыкальных инструментов.

Пусть Аллах наделит нас тауфиком противостоять нашим страстям! Амин.

 


1. «Аль-Мудаввана» (5\153).

2. «Джавахир аль-Иклиль» (2\189).

3. «Аш-Шарх ас-Сагир» (4\105).

4. «Шарх Сахих Муслим» аль-Аби (4\250).

5. Это мнение приводит Ибн Джавзи, рахимахуллах, в «Талбис Иблис» (с. 229).

6. Часть алимов считала, что само по себе прослушивание пения без музыкальных инструментов нежелательно.

7. Хашият ад-Дусуки «2\337-338).

8. «Ахкам аль-Куран» (14\54).

9. Некоторые суфии приводят мнение о дозволенности музыки, например, Абдуль-Гани ан-Набулси, но тут надо вспомнить слова имама Раббани, куддиса сирруху, который сказал, что если вопрос касается «харама» или «халяля», то надо обращаться к словам имамов-муджтахидов этой уммы, а не к словам суфиев, которые в вопросах необходимости следовать мазхабам находятся на одном уровне с обычными мусульманами (амми), даже такие большие авлия, как аш-Шибли или аль-Бастами, каддасаллаху асрарахум.

10. Приводит аль-Халал в «Амр биль-ма`руф…».

11. «Нузхатуль асма`», стр. 69.

12. «Кафу ар-Ри`а`», стр. 126.

13. Эти слова аль-Авза`и приводит ибн Хаджар аль-Хайтами в «Каффу ар-Ри`а`» стр. 126.

Похожие материалы