Шейх Мухаммад аль-Хамид аль-Ханафи, да будет доволен им Всевышний Аллах, в книге «Рудуд аля абатыль» отвечает на вопрос о человеке, который нуждается в определенной сумме денег, но не может найти никого, кто дал бы ему эту сумму без взятия процента. Каков хукм взятия денег в долг в таком случае?
На странице 176 второго тома книги шейх говорит:
«Запрещено как взятие денег в долг под проценты, так и дача их [под проценты]. И абсолютно не дозволяется заниматься ростовщичеством, если речь идет о расширении торговли, производства товаров или развитии сельского хозяйства. Если нет другого выхода, кроме взятия под проценты денег или продажи дома, человек обязан продать свой дом, взяв в аренду другой (более дешевый), если к тому толкает острая необходимость. Известно, что существуют благородные хадисы, в которых говорится о ниспослании проклятия на тех, чья деятельность так или иначе связана с ростовщичеством.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний Аллах проклял берущего в долг под проценты (а также дающего), того, кто заключит такую сделку по поручению другого человека, того, кто записывает ее, а также тех, кто выступает при ней свидетелями».
Однако ситуация меняется, если человек, нуждающийся в необходимом для поддержания жизни количестве еды и находясь в безлюдном месте, берёт в долг под проценты, когда другого способа получения ежедневного пропитания у него нет. В этом случае на нем нет греха, так как случаи острой необходимости делают запретное дозволенным. При этом нужно отметить, что в данном случае обязательно нужно оценить, какое именно количество еды допустимо употребить при «дарура» (необходимость). Не дозволяется съесть запретного в количестве, большем, чем то, что необходимо для поддержания жизненных сил. В данной ситуации весь грех ложится на человека, взявшего процент, и он преступил очерченные Всевышним Аллахом границы, но не на того, кто был принужден отдать его (процент). Всевышний Аллах сказал в аяте 173 суры «Аль-Бакара»: «И нет греха на том, кто был принужден (есть харам) и при этом не преступил границы. Поистине, Аллах – Прощающий, Милостивый». То есть без того, чтобы искать в еде наслаждение или перейти за границы дозволенного минимума. Однако нужда, о которой говорится в вопросе, в подавляющем большинстве случаев не достигла ступени острой необходимости в наше время. Поэтому данное заявление не основывается на явном доказательстве».